Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Воспитанию детей Православная церковь всегда придавала особое значение. По словам святых, за него родители могут получить великую небесную награду или, напротив, суровое наказание.
Например, святитель Иоанн Златоуст призывал: «Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними». В другом месте святитель говорил, что родители «будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей». Но что угодники Божии подразумевали под правильным воспитанием? Как можно отличить истинную родительскую любовь от ложной заботы?
Было это несколько лет назад. Девочка училась в начальной школе. Мама ее не работала. Все время, пока дочь была на уроках, мать находилась дома, не рискуя выйти даже в магазин. Проблема состояла вовсе не в том, что женщина имела слабое здоровье или рассчитывала только на помощь мужа. Она любила свою профессию, хотела бы в ней развиваться, если бы не дочь. Вернее, особенности ее характера.
Девочка не желала признавать школьные правила. Например, если что-то ей не нравилось, уходила из класса. Учитель смог бы удержать ее только силой, а это запрещено. Слов она будто не слышала. Девочка звонила маме, жаловалась, требовала, чтобы за ней пришли. По этой причине мать и была всегда дома.
Она жалела ребенка и говорила: «К ней не могут найти подход!» На осторожные расспросы друзей, почему женщина не требует от дочери, чтобы та соблюдала общешкольные правила, та говорила: «Не хочу ломать характер ребенка». Кто-то из знакомых поинтересовался, нет ли у девочки проблем со здоровьем, но никаких медицинских проблем не было.
Девочка подрастала. Уверенность, что ей можно то, что обычно нельзя другим, росла вместе с ней. Во всех ее бедах и проблемах виноваты были близкие и знакомые, а обвинять их она не стеснялась. Об окружающих совсем не думала, например, могла ногой пнуть тяжелую дверь подъезда. Окажись с другой стороны человек, она бы его покалечила, но ее это не волновало. Радовал ли маму характер дочери? Вряд ли. Теперь с ней, взрослой, было невозможно найти общий язык.
Другая женщина тоже тратила много времени на перепалки с дочерью школьного возраста. Девочка была упряма и из тех, о ком говорят: «Ей слово — она десять в ответ». Например, настояв на своем, она уходила на занятия не в форме. В школе это создавало дополнительные проблемы: допускать ребенка к урокам или отправлять домой? Поскольку в учебное время за здоровье девочки несли ответственность, то чаще всего разрешали ей пройти в класс. Тогда возмущались уже другие ученики, спрашивали, почему все обязаны ходить в форме, а кто-то не обращает внимания на эти требования и все сходит с рук? Однажды мама призналась, будь она настойчивее и строже, могла бы добиться от дочери большего послушания, но когда девочка была маленькой, то считала, что не стоит влиять на ее характер.
Такие примеры нередко встречаются в повседневной жизни. Думаю, многие удивлялись, что какому-то ребенку в детском коллективе позволяют больше, чем другим. Возникает вопрос, а в характере ли дело? То, о чем говорят родители, есть ростки страсти, которые они вовремя должны помочь искоренить, не позволить им развиться в ребенке.
Святые отцы говорят, что страсти — это «все извращающая болезнь» (святитель Иоанн Златоуст), «нечто придаточное, и в них виновна сама душа» (преподобный Исаак Сирин) и даже «суть души демонов» (преподобный Нил Синайский). Страсти искажают в человеке естественные потребности, правильные движения души. Например, у человека есть свойство гневаться, но правильное его использование будет, если мы будем проявлять его для борьбы с врагом рода человеческого, для сопротивления греху, а человек чаще употребляет его против ближнего и этим нарушает заповедь (Мк. 12:31). Существует естественная потребность в отдыхе и пище, а страсть искажает их до состояния объедения и лени.
Перед родителями стоит высокая задача с детства привить душе ребенка добрые качества, а греховные искоренить. По этой причине супружеские пары, воспитавшие праведных детей: святые праведные Иоаким и Анна, Захарий и Елисавета, Кирилл и Мария, Сергий и Варвара Свирские и многие другие — удостоились Царства Небесного за этот подвиг.
Согласитесь, формулировка «не хочу ломать характер» может быть использована человеком любого возраста. Мужчина взял на себя ответственность за организацию и проведение мероприятия. Он предлагал идеи, уверял, что уже придумал, как все сделать, кого пригласить, а в последний момент выяснилось — ничего не готово. Пришлось в спешке придумывать программу. Вместо того чтобы извиниться, этот человек назвал себя творческой натурой. Он сказал, что не способен заниматься рутинными делами, и добавил: «Такой у меня характер, не ломать же мне себя!»
Другой человек все время опаздывал. Люди раз за разом были вынуждены его ждать, терять много времени. На все упреки он отвечал: «Вот такой я. Что мне теперь, переделывать себя? У всех есть свои недостатки».
Порой человек ссылается на свой преклонный возраст как на причину, по которой менять в себе ничего не будет. Дети подарили пожилому отцу плодовый кустарник особого сорта: его нельзя было обрезать. Мужчина, привыкший уделять саду и огороду много времени, упрямо обрезал кустарник. Каждый раз, когда приходило время собирать урожай, жаловался: «Что вы мне подарили? Где же ягоды?» Дети пытались тактично напомнить, что для этого нужен другой уход. Старик сердился и настаивал на своем: «Всю жизнь делал так, как считаю правильным! Теперь на старости лет вы меня учить будете? Поздно мне меняться, характер ломать», — и вновь оставался без ягод.
Во всех приведенных примерах словосочетание «ломать характер» — слова, за которыми скрывается нежелание бороться с недостатками, думать о последствиях собственных поступков или же обманчивое чувство жалости к ребенку, способное испортить ему дальнейшую жизнь. По сути, это отказ сопротивляться действию страстей. Если взрослый человек отвечает за свои поступки, то на родителях лежит ответственность и за душу ребенка, ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение».
Борьба с недостатками важна для каждого человека. Без этого легко поверить во вседозволенность, а чем больше человек потворствует своим слабостям, греховным привычкам, порокам, тем сильнее они разрастаются.