В сентябре 2020 года Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает знаменательный юбилей – 85 лет со дня своего рождения. Свыше четырех десятилетий владыка возглавляет Московскую епархию. Начиная с 1990-х годов особые страницы в историю возрождения порушенных святынь Московской земли вписаны заботой и трудами Его Высокопреосвященства. В числе этих святынь и 25 ныне действующих обителей, большинство из которых находились в ужасающем состоянии, и мало кто верил тогда, что возможно восстановить их утраченный облик, вернуть в них жизнь и монашескую молитву. Сегодня эти монастыри вновь славят Бога и привлекают сердца людей внешней красотой, духовным устроением и многочисленными добрыми делами.
В преддверии юбилея митрополит Ювеналий дал интервью порталу «Монастырский вестник». Сердечно поздравляем Высокопреосвященнейшего владыку. Многая и благая лета!
Владыка, какое событие Вашего детства Вы сегодня назвали бы знаковым, судьбоносным, и кто повлиял на Ваш выбор стать на монашескую стезю?
Не стал бы говорить о каком-то знаковом событии. Вопрос о нем предполагает некую резкую перемену в течении жизни. У меня этого не было. С детства я посещал богослужения и был благочестивой матерью приучен к молитве. Всепревосходящая значимость пребывания в Церкви и в храме всегда была для меня несомненной и определяющей. Потому и решение о принятии монашества вызревало и постепенно крепло на протяжении сначала юных лет, а затем в годы учебы в семинарии и академии, став в конце концов закономерным этапом моего пути к священнослужению.
Не могли бы Вы поделиться, какие духовные советы при постриге дал Ваш духовный отец митрополит Никодим?
Тогда он был архимандритом и публично дал мне наставление «ничего не домогаться, но и ни от чего не отказываться». На протяжении своей довольно продолжительной жизни я неизменно стремился следовать этому мудрому завету, а действительность подтвердила, что исполнять его, с одной стороны, трудно, а, с другой стороны, спасительно.
Ваше Высокопреосвященство, образно говоря, Вы по крупицам собирали людей, возглавивших обители после передачи их Церкви, и среди тех людей было немало молодых монахов. Как Вы с позиций сегодняшнего дня оцениваете их труды? Можно ли доверять молодым такие ответственные послушания?
Когда на раннем этапе возрождения церковной жизни открывались монастыри, в православном народе было большое воодушевление, проявлялась готовность жертвенно трудиться ради возвращения на родную землю Святого Православия. И когда я рассматривал кандидатуры тех, кому предстояло возглавить ту или иную обитель, я смотрел не на возраст, а старался определить – есть ли у человека призвание, крепка ли его вера и имеется ли способность ответственно нести свое послушание по восстановлению святыни и руководству монашеской общиной. Должен сказать, что до сего дня в своих избранниках не разочаровался. Так что и сегодня не утратили значения слова апостола Павла, обращенные к Тимофею: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим. 4:12).
Как, на Ваш взгляд, должны складываться отношения в епархии между правящим архиереем и теми, кто стоит во главе обителей?
Настоятели и настоятельницы несут сложные и многообразные послушания в своих обителях, и, как правило, мне нет необходимости вмешиваться в их деятельность. Если же у них вдруг возникают какие-то вопросы или проблемы, тогда мы их совместно обсуждаем.
На что прежде всего Вы обращаете внимание, благословляя кого-то на монашество?
Самое главное, это внимательно вникнуть, есть ли действительно призвание к монашеству и насколько оно сильное. Есть ли воистину стремление к тому, что преподобный Ефрем Сирин назвал «небесным желанием и божественным житием».
Какие задачи Вы ставите перед игуменами и игумениями и какое место в их трудах должна занимать социальная работа?
От древности эти обязанности состоят в том, чтобы стяжать личное спасение и путеводствовать к этому окружающих. Как говорится у святителя Василия Великого, возглавляющий обитель должен «непогрешительно предшествовать всем в образе жизни, хорошо уметь руководить шествующих к Богу, украшен быть добродетелями, в собственных делах своих иметь свидетельство любви своей к Богу, быть сведущ в Священном Писании, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, силен в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитать Богу».
Что же касается социальной благотворительности и просветительской деятельности, то они востребованы современным обществом и их осуществление монашествующими само собой разумеется. Другое дело, что в каждом монастыре могут быть свои особенности и, так сказать, свои сильные стороны в том или ином виде работы с людьми.