Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня является престольным для десятков приходских и монастырских храмов по всей России. В числе тех, кто встречает престольное торжество, – насельницы Крестовоздвиженского женского монастыря в селе Снегирево Кольчугинского района Владимирской области. Шестнадцать лет здесь располагалось подворье Успенского женского монастыря Александровской епархии, преобразованное четыре года назад в отдельный монастырь со статусом Архиерейского подворья. Помимо традиционных для монашеской жизни в сельской местности работ сестры несут послушание хранительниц монастырского музея. О его истории и задачах рассказывает настоятельница обители – монахиня Митрофания (Беликова).
Чем примечательно село Снегирево, избранное для устройства монастырского подворья?
Это место имеет богатую историю. Здесь располагалось имение князей Салтыковых, в комплекс усадьбы входил Крестовоздвиженский храм, которому уже 207 лет. Он был построен князем Николаем Ивановичем Салтыковым и служил родовой усыпальницей семьи. Существует предание, что князь Н.И.Салтыков был тяжело ранен в сражении, произошедшим как раз в день праздника Воздвижения Креста Господня, и дал обет Богу, если выживет, построить храм. Никогда, даже в самые тяжелые времена богоборчества, в нем не прекращались службы.
К сожалению, от большого усадебного дома к нашему времени ничего не осталось, все было разобрано до кирпичика. Сохранились лишь обелиск в честь князя Сергея Николаевича Салтыкова, липовый парк, каскад прудов, богадельня и бывший дом причта. Примечательно, что в Крестовоздвиженском храме с 1813 по 1945 год служили представители одной династии – священническое место передавалось от отца к сыну или зятю. Сначала это были Нарциссовы, потом Лебедевы, затем Ключаревы. Из семьи Лебедевых, кстати, происходит участник знаменитой экспедиции лейтенанта Г. Седова на Северный полюс Василий Лебедев.
Как давно в обители действует музей? По чьей инициативе он был создан?
Музей создан в 2011 году по инициативе игумении Иоанны (Смуткиной) и сестер Успенского Александровского монастыря. Экспозиция посвящена роду Салтыковых и истории Крестовоздвиженского храма с 1813 по 1980 год. Отдельная часть мемориальной экспозиции – погребение Салтыковых в крипте под алтарем и церковное кладбище, где располагаются захоронения членов священнических семей, служивших в нашем храме – Ключаревых, Андреевых, Филипповых.
23 июня 2011 года сестрами была составлена опись всех книг, документов, икон и утвари, хранившихся в ризнице. Из них и отбирали первые экспонаты. Изучали документы в архивах города Владимира и Санкт-Петербурга, а также обращались за информацией к потомкам служивших здесь священников. В сентябре того же года открыли музейную экспозицию в храме и информационный стенд у его стен. На следующий год все перенесли в деревянную монастырскую часовню во имя святых Жен-мироносиц. Она построена в 2003 году и разделена внутри на несколько небольших помещений. Два из них как раз служат музейными залами. В 2013 году экспозицию поправляли и дополняли. Очень помогала в этом Надежда Анатольевна Егорова – тогдашний директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея со своими двумя сотрудницами.
Насколько отражена в экспозиции послереволюционная история храма и села?
Информация об этом периоде изложена в текстах на музейных стендах, представлена архивными фотографиями и копиями документов. Успенским женским монастырем города Александрова была выпущена книга о Крестовоздвиженском храме, где все подробно описано, в том числе рассказано о судьбах служивших на приходе священников.
Были ли новомученики среди клириков или прихожан?
Среди священников, насколько нам сейчас известно – нет. Когда здесь настоятельствовал протоиерей Иоанн Ключарев – последний из рода Лебедевых, старостой храма был Ефим Степанович Заводов. В 1944 году Ефима Степановича за то, что он пытался воспрепятствовать уполномоченному снять церковные колокола, арестовали и осудили «за выступление против Советской власти». Через три года он умер в лагере.
Отец Иоанн был образованным человеком, настоящим подвижником, любил молитвенный труд, чем мог всегда помогал прихожанам. Когда после войны государство увеличило налог на церковные приходы, а за неуплату могли закрыть храм, батюшка продал свое имущество, даже одежду, переселился в церковную сторожку, но налог уплатил, и богослужения не прервались.
Как часто в музее бывают посетители? Проявляют ли паломники интерес к музею?
Конечно, в первую очередь люди приезжают помолиться, но все паломники, все гости просят показать музей, и мы предоставляем им такую возможность. Поскольку сестер у нас чуть больше десяти, а послушаний много, обычно я сама провожу экскурсии. Среди наших постоянных паломников имеется одна семейная пара, которая однажды услышала по радио передачу, где упоминалось село Снегирево, князья Салтыковы и музей монастыря. Они приехали из любопытства раз, другой, постепенно воцерковились, полюбили это место и теперь с удовольствием приезжают к нам помолиться и поработать.
К нам нередко приезжают люди не очень церковные, которые интересуются именно музеем и, конкретно, историей рода Салтыковых. Мы откликаемся на такие просьбы, стараемся радушно встречать посетителей, делимся с ними информацией. Рады любому человеку, который приходит в обитель.