Возрождение традиций женского духовного образования в Одесской семинарии

Певческий коллектив воспитанниц регентского отделения Одесской духовной семинарии Певческий коллектив воспитанниц регентского отделения Одесской духовной семинарии

Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь

В этой публикации мы расскажем об одной из старейших духовных школ на Украине – Одесской духовной семинарии, точнее, о ее отделениях, где обучаются преимущественно девушки – регентском, золотошвейном, швейном и иконописном, – расположенных на территории старинного Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, возрождение которого началось в 1992-м году трудами неутомимой игуменьи Серафимы (Шевчик) с сёстрами. Одесская семинария ведет свою летопись с 1837 года, а «Учебное заведение для девиц из духовного звания» было утверждено в 1844-м году на территории Архангело-Михайловской обители, образованной 31 мая ст. ст. 1841 года. В задачи нынешней возрожденной обители входит и восстановление её просветительно-образовательных и благотворительных традиций. Но прежде…

Немного истории

Это было единственное не только в Новороссии, но и во всей России учреждение такого типа

Как сообщают архивные источники в музее «Христианская Одесса», также построенного и созданного в обители, на первых порах в деятельности монастыря в 1844-м году ставилась цель педагогически-просветительская: он

«…должен был содержать учениц, доставлять средства на их обучение, складом жизни, нравами, обычаями воспитывать образцовых матерей-христианок, будущих жен приходских священников».

Архиепископ Гавриил (Розанов; † 1858), российский историк, первый историограф Екатеринослава и Новороссии Архиепископ Гавриил (Розанов; † 1858), российский историк, первый историограф Екатеринослава и Новороссии На то время это было единственное не только в Новороссии, но и во всей России учреждение такого типа. У истоков обители и женского училища стояли архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов; † 1858), видный дипломат и богослов Александр Скарлатович Стурдза: († 1854) и его сестра Роксандра Скарлатовна Эдлин; (1786–1844), любимая фрейлина Императрицы Елизаветы Алексеевны, одесский купец 1-й гильдии Иван Ильич Ростовцев и многие другие. Среди крупных жертвователей на устроение монастыря и учебного заведения при нем следует назвать Государыню Императрицу Александру Федоровну и Цесаревича Александра Николаевича, графиню А.А. Орлову-Чесменскую, княжну Елену Гика. А кроме этого, от духовенства Херсонской епархии на эти цели поступило не менее 10000 руб. пожертвований. Сперва училище именовалось «Сировоспитательным заведением».

По благословению архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Муретова; † 1883) в 1871-м году Советом заведения была подготовлена для Епархиального Съезда духовенства подробная записка. Съезд во всем согласился и постановил:

Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов; † 1883) Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов; † 1883) «Преобразовать Сировоспитательное заведение в Епархиальное женское училище, для чего построить отдельный новый корпус в ограде монастыря».

В 24-й день октября 1873 года был утвержден Строительный комитет во главе с его председателем протоиереем Иаковом Гавелей. На возведение нового здания училища, спроектированного епархиальным архитектором В.Ф. Массом, были направлены средства из хозяйственного управления при Святейшем Синоде, а также щедрое пожертвование, сделанное одесским негоциантом А.Ф. Маврокордато.

Закладка нового училища в ограде Архангело-Михайловского женского монастыря состоялась 22 апреля 1875 года. Торжества возглавил архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский; † 1893), будущий Митрополит Московский и Коломенский, окропивший место строительства и заложивший в основание здания краеугольный камень.

Архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский; † 1893) Архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский; † 1893) В тот же день у предполагаемого входа в новые корпуса по Успенской улице владыка Леонтий, одесский городской голова Новосельский и другие почетные гости высадили акации, которые и поныне украшают этот район Одессы, наполняя его весенним благоуханием. Открытие училища состоялось 16 августа 1878 года.

Из числа бывших воспитанниц Сировоспитательного заведения в первый учебный год по экзамену было зачислено 85 учениц. В новом просторном училищном здании, построенном по соответствующим тому времени новаторским идеям, прекрасно разместилось более 200 воспитанниц.

Старостой Свято-Димитриевского храма при Епархиальном училище был избран отставной поручик Егор Александрович Лесли, которого в марте 1889-м года сменил Николай Васильевич Катаев, дядя будущего писателя Валентина Петровича Катаева. Здесь же, в училище, преподавал и сам отец писателя – Петр Васильевич Катаев.

Одесское Епархиальное женское училище, гравюра музея «Христианская Одесса» Одесское Епархиальное женское училище, гравюра музея «Христианская Одесса»

После революции 1917 года Одесское Епархиальное женское училище было переведено в ведение Министерства Народного Просвещения и преобразовано в женскую гимназию, и часть помещений было реквизировано для размещения лазарета Красного Креста. Принятый 2 февраля 1918 года Совнаркомом РСФСР Декрет об отделении Церкви от государства начал исполняться в Одессе в 1921-м году, т.е. после окончательного закрепления в городе советской власти. Из всех общественных зданий удалили иконы, а домовые храмы при учебных заведениях были закрыты. На следующий год на территории Архангело-Михайловского женского монастыря была развернута деятельность так называемого «Детского городка отдела социального воспитания». Здание бывшего Епархиального женского училища перешло в ведение Одесского Наробраза и было отдано под изолятор-распределитель.

Епархиалки, фото музея «ХристианскаяОдесса» Епархиалки, фото музея «ХристианскаяОдесса»

В 1924-м году здесь открылся Землемерно-мелиоративный техникум. С 1935 года в здании находилась Высшая Коммунистическая школа сельского хозяйства им. Когановича. В послевоенные годы в стенах бывшего Епархиального женского училища располагалось общежитие.

Сегодня

Об этих исторических фактах поведала нам гостеприимная игуменья обители Серафима. Одесский таксист, доставивший нас в обитель теплым сентябрьским утром на ул. Успенскую, 4-а, с характерным одесским жаргоном восхищенно отозвался о матушке игуменье: «Та хто ж её не знает?! Её ж вся Одесса знает! Шикарная женщина!..»

«Та хто ж её не знает?! Её ж вся Одесса знает! Шикарная женщина!..»

Пришлось уточнить, что эту «шикарную женщину» знает не только Одесса, но и вся Украина: она автор более 20-ти книг и монографий, в 2006-м году была признана лучшим христианским журналистом, а через год, в 2007-м, в Национальной Опере Украины игуменье Серафиме была вручена Всеукраинская правительственная премия «Женщина ІІІ тысячелетия». Матушка является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем синодального отдела УПЦ «Церковь и культура». В общении – всегда приветлива, очень внимательна к собеседнику.

Игуменья Одесского Свято-Архангело-Мийловского монастыря Серафима (Шевчик) Игуменья Одесского Свято-Архангело-Мийловского монастыря Серафима (Шевчик)

В просторном кабинете, который служит одновременно запасником музея «Христианская Одесса», за душистым чаем из трав беседуем с матушкой Серафимой. Мы заранее наметили одну из тем – об отделениях Одесской семинарии на территории обители, но матушка нас опередила:

– В этом году, осенью, как раз исполняется 20 лет со дня образования нашей духовной школы. Это единственная на Украине семинария, где полноценно представлено женское образование. В других семинариях и духовных школах есть регентские, иконописные курсы, а у нас учащиеся проходят всестороннее обучение в четырех отделениях: регентском, золотошвейном, швейном и иконописном. К тому же мы планируем организовать курсы по обучению и подготовке сестер милосердия. По благословению владыки митрополита Одесского и Измаильского Агафангела мы всесторонне изучаем этот вопрос: ведем переговоры с медучреждениями и учебными заведениями, готовящими медперсонал. Надеемся, в ближайшее время такое медицинское отделение будет открыто. Попутно замечу, что при монастыре действует Дом для престарелых и одиноких больных людей, там также под присмотром медперсонала пребывают пожилые насельницы обители. Всего около 100 человек.

Вообще, все наши начинания, проекты и инициативы осуществляются по благословению, при участии и поддержке Высокопреосвященнейшего владыки Агафангела.

Здание Одесской духовной семинарии при Свято-Архангело-Михайловском монастыре Здание Одесской духовной семинарии при Свято-Архангело-Михайловском монастыре

Первое отделение, регентское, открылось в 2000-ом году. 20-летие женской духовной школы – радостное событие, поскольку не все далось нам легко и просто. Дореволюционные традиции были утеряны. Ведь в середине ХIХ века в Российской Империи по образцу первого Царскосельского училища для девиц духовного звания во всех епархиях было учреждено около 40 подобных заведений, в которых воспитывали и обучали «достойных супруг служителей престола Господня и помощниц им в деле нравственно-христианского образования прихожан». И это образование сильно отличалось от светского, где девочек готовили к блеску в мирской жизни «высшего света». Церковь, заботясь о своем будущем, прекрасно понимала, что такой институт, где обучаются будущие жены священников, – очень важная сфера влияния Церкви в обществе.

В нашем музее «Христианская Одесса» представлена уникальная монография Виктора Александровича Михальченко, посвященная одесскому духовенству, начиная с года основания Одессы – 1794 – до 1925 года, в которой собраны полторы тысячи персоналий и 500 иллюстраций. Читая биографии священников, обнаруживаешь, что почти все жены и дочери духовенства средины ХІХ века обучались в Одесском епархиальном училище и впоследствии выходили замуж за учащихся Одесской духовной семинарии. Мы издали эту книгу в 2012-м году, но работа продолжается, так как за эти годы накопилось много сведений о близких родственниках священников и новомучеников, со многими из которых автор ведет переписку. Поэтому сейчас готовим книгу к переизданию.

Почти все жены и дочери духовенства средины ХІХ века обучались в Одесском епархиальном училище

Итак, в 2000-м году, по инициативе протоиерея Павла Нецветаева и при полном нашем согласии, мы решили в стенах нашего женского монастыря открыть регентские курсы для девочек. Для этого надо было в первую очередь подготовить помещение. В 1999-м году уже был построен 4-этажный Дом милосердия, и первых абитуриенток мы поселили на 4-й этаж, выделив им помещение для классов и комнаты для жилья. Второй задачей было формирование преподавательского состава и разработка методик для обучения учащихся. Первый набор был очень большой, т.к. потребность в таких кадрах для Церкви была колоссальная. За 20 лет мы выпустили когорту прекрасных регентов, которые создали профессиональные церковные хоровые коллективы и которых сейчас можно увидеть не только в храмах Одесской епархии. Многие девочки, как мы шутим, с нашей легкой руки вышли замуж за священников и разъехались в разные уголки Украины и за рубеж. География их служения огромна: Россия, Молдова, Белоруссия, также дальнее зарубежье.

…но и здесь телефон не давал покоя …но и здесь телефон не давал покоя Замечу, что общение наше не прерывается, мы дружим, переписываемся. Вспоминая сейчас тот период, могу сказать, что не всем насельницам пришлось по душе такое соседство. Многие возмущались присутствием на территории молодых парочек, прячущихся в укромных уголках монастыря… Но я сестрам объяснила, что они не должны смущаться этим, так как мы все добровольно стали на путь монашества и должны быть тверды в своем сердце, понимать, что и в ХІХ веке на территории монастыря действовало епархиальное училище для девиц. И понимать также, что у наших воспитанниц в большинстве – путь будущей семейной жизни, путь церковный. И мы должны радоваться, что эти молодые люди создадут крепкую православную семью и будут правильно воспитывать детей.

Рассказ матушки Серафимы то и дело прерывали телефонные звонки. Игуменья спокойно и лаконично на них реагировала, кратко отдавая распоряжения, возвращаясь к прерванной теме. Затем мы вышли во двор, ко входу в помещение семинарии, но и здесь телефон не давал покоя…

– А вспомните, кто раньше пел на приходах? – продолжала рассказ матушка Серафима. – В основном это были бабушки или светские люди, умеющие петь с нотного листка, но совершенно не знающие церковного Устава, с трудом читающие по-славянски.

Наши выпускницы получают азы богословского образования, изучают церковную и библейскую историю, катехизис. Они выходят отсюда не только широко образованными, но и фундаментально воцерковленными людьми, не говоря уже о редкой и нужной специальности. Возьмем, к примеру, золотошвейное образование. Ведь человек, владеющий этим мастерством, – находка для любого прихода! Такая подруга жизни, как наши выпускницы, вышедшая замуж за будущего священника, – незаменимая помощница, кладезь знаний и духовности.

Наши девочки также факультативно изучают историю развития Православия в Одессе и являются активными помощницами в сборе материалов для нашего музея «Христианская Одесса».

Музей «Христианская Одесса» на территории монастыря Музей «Христианская Одесса» на территории монастыря В заключение беседы мы поинтересовались, кто преподает в стенах женской семинарии.

– Богословские предметы читают преподаватели Одесской духовной семинарии и священники Одесской епархии, – пояснила матушка. – Профильные предметы – специалисты в своей области, имеющие базовое светское высшее образование и вместе с тем понимающие важность предметов, которые они преподают. Для этого привлекаем специалистов очень высокого уровня: преподавателей консерватории, Педуниверситета, профессиональных художников.

Некоторые преподаватели иконописного отделения стажировались в Троице-Сергиевой лавре, где подобное отделение существует с начала 1990-х. Впрочем, сами познакомьтесь с нашими воспитанниками, пусть студенты и воспитатели-выпускники сами вам обо всем расскажут.

И мы познакомились.

Мудранинец Ольга, выпускница золотошвейного отделения, воспитатель, 23 года:

Мудранинец Ольга Мудранинец Ольга – Я приехала сюда из Черкащины, сразу после окончания сельской школы. Росла в верующей семье, с детства ходила в храм. Мама – бухгалтер, папа – электрик. Приехать сюда учиться мне как-то посоветовала бабушка. Знаете, одно время выходил такой популярный журнал «SOS» («Спасите наши души»), может быть, он и сейчас выходит. Бабушка не пропускала ни единого номера. И, вот, однажды наткнулась на объявление о наборе девушек в Одесскую семинарию на курсы шитья. Тогда я понятия не имела, что есть подобные заведения. С выбором профессии тоже еще не определилась, была в полной растерянности, а рукоделие мне всегда нравилось, особенно вышивать крестиком… Задумалась я, помолилась и пошла в наш сельский храм, посоветоваться с батюшкой Михаилом, взяла у него благословение и поехала...

Прошла собеседование, поступила. Вначале было сложно. В семинарии есть определенные правила, по которым девочки должны жить: утренняя и вечерняя молитва, занятия по расписанию, соблюдение определенного режима, дисциплины. Но потом освоилась и полюбила этот монастырь, нашу семинарию. Полюбила подруг и преподавателей. Закончила успешно отделение золотошвеи, мне предложили здесь работу воспитателя. И сейчас, работая воспитателем и золотошвеей, уже как мастер, параллельно решила освоить еще и иконопись…

В золотошвейной мастерской В золотошвейной мастерской Посещая классы золотошвейного отделения, мы поинтересовались у Ольги, какие впечатления она получила, приехав сюда 5 лет назад.

– Когда приехала сюда, попала в совершенно другой мир… Может, это звучит сентиментально, но мне казалось, что попала в сказку. Даже не представляла, что можно выбрать профессию, которая тебе принесет такое удовольствие! Вышивая, ты будто творишь маленькое чудо, будто играешь с золотыми и серебряными нитками, бисером, а вместе с тем понимаешь и убеждаешься, что делаешь очень нужную и полезную работу. Ведь я даже не представляла, насколько важна роль художника в этом мире! Я очень счастлива, что Господь привел меня именно сюда.

Кроме освоения золотошвейного мастерства, очень много узнала о нашей вере, о Церкви, о святых угодниках Божиих, для меня открылось Евангелие… Я поняла, что для верующего человека есть объяснения всему. Например, что в жизни не бывает ничего случайного, не происходит просто так, а все осуществляется по Промыслу Божьему. Я встретилась здесь с очень интересными людьми, и от каждого чему-то училась и учусь. Многими восторгаюсь и со многих беру пример. По прошествии этих лет пребывания в обители, вспоминая себя после школы, поняла, какую прекрасную дорогу открыл предо мною Господь…

Александра Цапенко, семинаристка 3 курса регентского отделения, 19 лет:

Александра Цапенко Александра Цапенко – Меня и брата бабушка с детства приучала к храму, водила в воскресенье на службы, к Причастию. Когда немного подросли, пошли в школу, на какое-то время храм ушёл на второй план. Но когда мне исполнилось лет 11–13, наша семья стала активно воцерковляться, и с тех пор стены храма стали для нашей семьи родными. Закончила школу. Неизвестность будущего пугала. Однако жила в каком-то ожидании: что-то должно произойти... И, конечно, молилась. Причем не я одна, а вся моя семья, и женщины, с которыми пела на клиросе. В какой-то момент бабушка предложила, как вариант, закончить регентские курсы. А в нашем храме хором управляет регент Анна – выпускница Одесской семинарии. Она созвонилась с приемной комиссией, узнала, что требуется для поступления. Нужно было хорошо знать библейскую историю, читать на церковнославянском, пропеть какое-то песнопение. Начала готовиться к поступлению. Взяла благословение у нашего настоятеля о. Василия и решила рискнуть: вместе с мамой поехала сдавать экзамены. Конечно, очень волновалась…

Музыкального прослушивания я как-то не боялась, так как перед этим 8 лет занималась в музыкальной школе. И в самом деле, когда спела «Богородица Дево, радуйся», по воцарившейся в кабинете тишине поняла, что пение мое понравилось, и по теории уже вопросов мне не задавали…

Это место дает мне силы. Здесь царствует благодать Божия!

Первый год учебы показался трудным. Нужно было привыкать к распорядку дня, дисциплине. Но уже на втором курсе убедилась, что выбор сделала правильный, что здесь мне все нравится. Когда выезжаю отсюда и снова возвращаюсь, то просто оживаю в монастыре, знакомым так и говорю: это место дает мне силы. Здесь царствует благодать Божия!.. О будущем пока не задумываюсь. Мне кажется, что все произойдет по воле Божьей, как и мое поступление, когда сама пойму, что мне нужно.

Дома осталось много друзей, нецерковных, от которых вовсе не скрывала своего выбора. Я с ними общаюсь, возможно, и они когда-то придут к Богу, и мир для них расширит свои горизонты, жизнь наполнится новым содержанием.

Ольга Кирий, воспитатель-комендант, 37 лет:

Ольга Кирий Ольга Кирий – Занимаюсь мозаикой, стенописью, и еще на клиросе читаю. А должность моя в семинарии – воспитатель-комендант живописного отделения. В мои обязанности входит контролировать дисциплину наших учениц, соблюдение режима дня, отвечаю за чистоту и порядок в классах и жилых помещениях, за всю хозяйственную часть… Ведь у нас и мастерские, мозаика, живописные классы… Матушка меня называет «замом по тылу» (улыбается). Я 3 года училась иконописному мастерству в нашей семинарии, а этот четвертый год посвятила стенописи, мозаике, также иконопись продолжала осваивать. Я уже самостоятельно работаю как иконописец, мои работы есть в нашем Михайловском храме, храме Одесского Успенского мужского монастыря есть мною написанный образ Вознесения Господня, также выполняю различные другие заказы по благословению матушки Серафимы. А мастерство стенописи и мозаики еще постигаю. Вот, житийный образ Божией Матери Смоленской Одигитрии заканчиваю. Над ним работаю второй год…

Мы попросили Ольгу рассказать о том, как попала она в Одесскую семинарию.

– Родилась я в Луганске. Сейчас там война. Родители там остались. Меня часто спрашивают: как мы пережили начало военных действий? С Божией помощью. Мой отец, протоиерей Александр, оставался там, когда бомбили, и сейчас там служит. А сюда попала чудесным образом. Расскажу как. Моя сестра вышла замуж, и они поехали в Одессу в отпуск на две недели. А через день началась война. И они остались здесь, в Одессе… А нас с мамой в Луганске отправили в отпуск за свой счет, т.к. из-за войны предприятие прекратило работу. И мы поехали сюда, в Одессу, чтоб привезти молодоженам вещи. Ведь они ехали на две недели, а оставаться приходилось неизвестно на сколько. Это было 21 июля 2014 года, как раз на Казанскую Божью Матерь. Вот она, Матерь Божия, нас сюда и привела.

Помню, как стояли на железнодорожной станции города Ясиноватая. Только отъехали, и буквально через 10 минут станцию начали бомбить… Так Матерь Божия берегла нас… Когда приехали в Одессу, узнали, что все дороги обратно перекрыты, и мы не сможем вернуться домой...

С отцом связи никакой не было. Сходим в храм, помолимся. Батюшка Василий, здешний, к которому посоветовали обратиться добрые люди, успокаивая нас, сказал: сегодня вам весточку передадут, что папочка ваш жив-здоров. Так и произошло, получили весточку от приехавших земляков.

Что делать дальше? Пошли работу искать. Трудовых книжек нет, с одним паспортом особо не берут. Сестра пошла в частный детский сад воспитателем, а меня нянечкой взяли. Но мы там проработали меньше недели: руководителям садика не понравилось, что мы верующие, с крестиками на груди. Потом поняла, что это Промысл Божий. Нас уволили. Я особо не расстроилась, ибо у меня в голове одна мысль была – об иконописной школе… До этого уже пробовала писать иконы, хотя нигде не училась. И желание было настолько сильным, казалось – умру, если не найду какую-то иконописную школу в Одессе. Задала поиск по Интернету, и первая ссылка была на Одесскую семинарию на территории Михайловского женского монастыря, где есть иконописное отделение. Обрадовалась я, возблагодарила Бога! Хотя не была уверена, что попаду сюда. И все же…

Позвонила, узнала условия для поступления, буквально за три дня до экзаменов. И поступила!.. Получается, если бы меня позже сократили в детском саду, я бы в том 2014-м году поступить бы не смогла. Так Матерь Божия помогла мне…

Когда дороги открыли, мама вернулась в Луганск. Конечно, душа болела за близких в Луганске, за родной город. Смотрю, здесь молодёжь ходит веселая, а у меня душа разрывается… Ведь наш город бомбили, монастырь разрушили, храмы…

Ну, а потом как-то легче стало. Вера в помощь Божию, молитвы моего отца протоиерея Александра, в заступничество Матери Божией очень укрепляли… Сейчас затишье. Молимся и верим, что наступит долгожданный мир…

Мозаичные работы семинаристов Мозаичные работы семинаристов

***

Время нашей поездки в Одессу истекло. Прощаясь с обителью, матушкой Серафимой, чудесными преподавателями и студентами семинарии, мы увозили с собой тепло этого южного города, ласкового моря, и незабываемые впечатления, полученные здесь.

Диакон Сергий Герук

1 октября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Истории Казанского девичьего монастыря Истории Казанского девичьего монастыря
Ольга Рожнёва
Истории Казанского девичьего монастыря Истории Казанского девичьего монастыря
Ольга Рожнёва
Если мы решили отдать себя Богу полностью, а потом начинаем по кусочку уворовывать свою волю, если мы своевольны и непослушны, то не выполняем то, ради чего пришли в обитель.
Авраамово гостеприимство Авраамово гостеприимство
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Авраамово гостеприимство Авраамово гостеприимство
О паломничестве в Ново-Тихвинский монастырь
Если росписи в храме возвещают величие Творца, а чтение и пение в церкви – возвышают ум горе, – в таком случае сестры будут думать только о своем высоком призвании молиться.
«Мы знакомим детей с жизнью православного монашества» «Мы знакомим детей с жизнью православного монашества»
Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло)
«Мы знакомим детей с жизнью православного монашества» «Мы знакомим детей с жизнью православного монашества»
Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)
В любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом. В лагере, организуемом нашей обителью, девочки получают возможность пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×