Храм Александра Невского в селе Мошонки Калужской области Впервые в село Мошонки Калужской области я попал случайно. Мы снимали фильм про испытателя баллистических ракет, ветерана Байконура и ездили по труднопроходимым дорогам Калужской области – так нужно было по сюжету. К вечеру заблудились и вдруг выехали на указатель: «Храм святого Александра Невского». Герой нашего фильма хоть и был атеистом, но что-то его потянуло к храму – наверное, военная солидарность с его покровителем. По изрытой временем и равнодушием колее мы доехали до церкви. И просто молча смотрели на нее минут десять. Потому что ни я, ни офицер никогда в жизни не видели такого храма – он был «круглым»: красные кирпичи обнажали его старину, зеленый купол смотрелся на закате как написанный кистью Поленова или Рыженко, а выстроенные вокруг леса говорили о том, что здесь идет реставрация. Но храм был закрыт.
Мы немного поговорили с испытателем о вере, о Боге и уехали. Спустя два года я снова оказался в Мошонках – в этот раз сюда меня привела ровная дорога. Да и само село выглядело как-то приветливее. Немногочисленные местные жители сразу закивали в сторону храма: мол, все здесь преобразилось благодаря отцу Георгию, новому настоятелю. Сам отец Георгий оказался из того типа русских батюшек, из каких радость и, как сейчас говорят, позитив льются на всю округу, а после разговора с ними ты чувствуешь себя будто искупавшимся в местной чистой речке Серёне.
С иереем Георгием Рыбаковым, настоятелем храма Александра Невского, мы и беседуем о возрождении необычной святыни, о чудесах, происходящих здесь, о святом благоверном князе и о жизни в русской провинции.
Священник Георгий Рыбаков – Отец Георгий, я вспоминаю о своем первом впечатлении от вашего необычного храма: я тогда буквально дар речи потерял на какое-то время. А какова была ваша реакция, когда вы оказались здесь?
– В первый раз мне довелось лицезреть этот уникальный храм во имя святого князя Александра Невского в 2014 году. Тогда я был назначен настоятелем в соседнее село Копцево и, проезжая мимо, был буквально ошеломлен: такой величественный храм, стоящий на склоне долины реки Серёна! Он как будто вырос из-под земли, похожий на воинский шлем. И чем ближе к нему подходишь, тем больше он поражает своими объемами.
– Но любой храм также богат тем, что «внутри», – историей. Есть в ней тоже что-то удивительное, чудесное?
– Конечно! Храм постройки 1755 года уникален и историей, и архитектурой. Возведен он был на месте сгоревшей деревянной церкви в честь иконы Матери Божией «Знамение». Причем в храмовый комплекс входила 40-метровая колокольня, которая, к сожалению, рухнула в 1983 году. А незадолго до этого трагичного события ночью молния ударила в маковку оскверненного тогда храма, она загорелась, и местные с ужасом и трепетом наблюдали горящий в ночи крест. Как напоминание всем, что пришло время покаяния в безбожной жизни.
– Храм освящен в XVIII веке. Известно, почему он был посвящен именно Александру Невскому? И зачем крестьянам, живущим вдали от сражений, нужно было покровительство именно князя-воина?
– Храм был освящен во имя святого князя Александра Невского, так как это небесный покровитель того, кто решил возвести эту церковь, – тоже князя, Александра Алексеевича Урусова. Да и село когда-то называлось Александровским – тоже в честь святого. Святой Александр Невский был и воином, и патриотом своей Родины. А Мещовский район, на территории которого наше село, как и граничащий Козельский район, в XVI веке были центрами береговой службы на южных границах Русского государства. А в период Смутного времени в XVII веке здесь происходили многие столкновения, так как через Мошонки пролегал торговый путь из Калуги в Смоленск. Так что, мне кажется, защитником этих рубежей и был совсем не случайно выбран Александр Невский.
– А что известно о судьбе храма после революции?
– После революции храм продолжал службу для Бога и народа. Но гонения, воздвигнутые большевиками на Церковь, давали свои плоды: не согласных с мнением партии ссылали, а открытых противников – расстреливали. Клириками этого периода времени были священник Константин Смирнов и диакон Николай Песоченский, судьба которых, к сожалению, неизвестна. У храма отобрали двухэтажное кирпичное здание церковно-приходской школы, построенное дворянами Бове. Люди остерегались ходить в храм, но детей все-таки крестили, хоть и тайком.
– Храм закрыли в 1937-м, а спустя несколько лет Александр Невский был «реабилитирован» властью, про него сняли фильм, который показывали на всех фронтах. Почему власти понадобился именно образ Александра Невского?
– Храмы закрывались по всей России, но в период Великой Отечественной войны по указанию Сталина стали массово открываться. Именно в этот период произошел перелом в ходе войны. И победа, по пророчеству Богородицы, осталась за Россией. А святой князь как нельзя лучше подходил как защитник земли Русской и победитель супостатов.
– Интерес к личности князя возрос сегодня, причем на самом высоком уровне: подписан указ широко отметить в 2021 году юбилей Александра Невского…
– Нашему народу никоим образом нельзя забывать своих истинных героев, начиная с былинного богатыря Ильи Муромца и продолжателя дела защиты Отечества и веры православной святого князя Александра Невского. Иначе в головах наших детей будут вымышленные Западом Супермен, Бэтмен и прочая нечисть, о которой мы, к несчастью, знаем больше, чем о своих патриотах-соотечественниках.
Нам нельзя забывать наших героев, иначе в головах наших детей будут Супермен, Бэтмен и прочая нечисть
– Вернемся к храму. Когда вас назначили настоятелем, храм был, можно сказать, в руинах. Как восстанавливали храм? И что требуется сейчас?
– Еще до назначения меня настоятелем в 2018 году, были проведены работы по установке маковки с крестом и устройству кровли на куполе храма. Инициатором возрождения, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, был предприниматель Николай Емельянович Шило. Он же подключил Никиту Игоревича Музырю, пожертвовавшего средства на установку 22 окон и 3 храмовых дверей из лиственницы. Кроме того, очень активное участие принимали две семьи, жертвовавшие древесину на крышу церкви. Это семейство Кондауровых и Потемкиных. Пока восстановительные работы остановлены, собираются средства на отделочные внутренние и наружные работы.
– Как организовываете приход? Большой ли он? Я знаю, что на праздники сюда едут многие. Кто эти люди, и почему они выбирают именно храм Александра Невского?
– Сам приход храма довольно многочисленный по меркам села. Мы практикуем после соборной молитвы, по христианской традиции, совместную трапезу, состоящую из тех блюд и продуктов, которые каждый сам может принести на стол. Проводим субботники по уборке храма и прилегающей территории. Много людей приезжает на праздники, чтобы поддержать приход – кто чем может. Будь то пение, готовка праздничной трапезы или финансовая помощь. Здесь царит особая семейная атмосфера, подкрепленная величественностью храма и такой, знаете, простотой и искренностью во всем, которая, по всей видимости, подкупает душу русского человека.
– В вашей жизни были ли какие-то истории, связанные с чудесами у икон Александра Невского или по молитвам ему?
– Мне кажется, что чудо уже происходит с храмом Александра Невского – с 2015 года, когда началась его реставрация. Ведь столько времени он пребывал в забвении. И молились Александру Невскому многие люди из самого села, и настоятели, которых после передачи храма РПЦ было трое. И то, что сейчас не течет вода с потолка и не задувает снегом через разбитые окна, – уже большое чудо для нас. И впредь будем молиться о возрождении древней святыни. Как долго мы жили безбожно, так, наверное, и небыстро получится вымаливать у Бога прощения и помощи в деле возрождения духовности в наших сердцах.
– Александр Невский, если мерить современными мерками, был провинциалом. И здесь мне хочется в нашей беседе перекинуть мостик на жизнь в русской провинции. На ваш взгляд, как она живет, чем живет? По-прежнему ли именно в провинции сердце страны? И что сделать, чтобы молодые люди не мечтали из глубинки уехать в столицы?
– До определенного периода урбанизации наша страна на 80 процентов была провинциальной. Ведь Господь заповедовал человеку возделывать землю, и из земли был создан первочеловек Адам. Так что, по сути, жизнь деревенская – это естественная среда обитания человека, а город – искусственная. Но это не значит, что все должны переехать из города в деревню. Это вопрос философский: важно, что именно мы ищем в жизни. У каждого человека свои цели и задачи, но заметим одну особенность: отдохнуть душой и телом горожан всегда тянет на природу. Так что определенно деревня была, есть и будет сердцем страны. А для того, чтобы наполнить деревни молодежью, нужны всего лишь беспроцентные кредиты для занятия сельским хозяйством и животноводством.
P.S. В последнее время активно ходят разговоры о том, чтобы вернуть селу его прежнее название – Александровское. Возможно, это произойдет, когда храм будет окончательно восстановлен. Было бы весьма символично, если бы эти два события произошли в год празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. А с полным восстановлением исторического вида эта святыня смогла бы стать местом паломничества, благо рядом и Оптина пустынь, и Шамордино, и Мещовский Свято-Георгиевский монастырь.