Митрополит Псковский Тихон озвучил позицию Русской Православной Церкви по новейшим биотехнологиям

Москва, 16 октября 2020 г.

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости отношения к человеческим эмбрионам "как к расходному материалу экспериментов", заявил член Высшего Церковного Совета, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), сообщает РИА Новости.

Митрополит Тихон в пятницу принял участие во всероссийской мультимедийной конференции "Биоэтика и генетика: вызовы XXI века", которая прошла в пресс-центре МИА "Россия сегодня". На форуме выступили ведущие российские ученые – генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти.

Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ "О редактировании генома человека", принятый полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним "как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми".

"Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но - всего лишь усложняет", - сказал митрополит Тихон.

Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что "Церковь понимает статус эмбриона – как статус личности". Сам митрополит "не совсем уверен, что это так", однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это "потенциально будущий человек".

"Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к "расходному материалу", действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики", - сказал владыка Тихон.

Также он напомнил, что в упомянутом им документе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике содержится предупреждение относительно "возможных ошибок неточного редактирования генома" и "невозможности прогнозирования отрицательных последствий генетического редактирования в ряду поколений носителей измененных генов". Подобные опасения высказывались учеными в ходе нынешней конференции, заметил архиерей.

    

Позиция Русской Церкви, по его словам, заключается в том, что необходима тщательная всесторонняя экспертная оценка и общественная дискуссия о возможных последствиях вмешательства в геном человека.

"Не хочется быть алармистом, но возможно, мы действительно находимся перед неким "ящиком Пандоры". О этом говорят в первую очередь ученые. Мы - не профессиональные врачи и ученые-генетики, ни в коем случае не претендуем на статус экспертов или судей, но терпеливо ждем ответы на возникающие вопросы. Для нас, поверьте - так же, как и для всего нашего общества - это очень и очень важно", - добавил митрополит Тихон.

16 октября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Катерина 18 октября 2020, 23:38
Несколько лет назад по телевизору показали.Как раз на эту тему.У одной английской пары родился ребенок-инвалид.И вот для того, чтобы вылечить ребенка, родители решили так сказать вырастить запчасти для рожденого малыша из их следующего общего эмбриона,только созданного в пробирке.Если относится к эмбриону,как к неличности,без души, то это кусок мяса, и с этим куском и поступать можно, как с мясом. Если это вместилище бессмертной души, то это человек, брат или сестра ребенка-инвалида. Ничем не хуже. Не лучше. Такой же. Мне кажется, чтоб не стать соучастницей подобных чудовищных вещей,нашей Матери-Церкви лучше б перестать заигрывать с интеллектуалами и найдя мужество, наложить церковное вето.
Алла18 октября 2020, 19:13
Мир всем! Хочу поделиться своими переживаниями по поводу данного "ковида" и его природы.Прежде всего Господь показал сон:я смотрела сверху на землю.Она вся была покрыта белыми грибами, похожими на шамьпионы. На следующий день,работая на своем огороде, я обнаружила что вся земля пронизана и пропитана белыми прожилками, похожими на грибницу. Убирая урожай я видела, что большинство корешков тоже покрыты плесенью. Я поняла, что мне Господь говорил по поводу увиденных во сне- белах грибов. Вся земля заражена плесенным грибком, а следовательно и продукты, растущие из такой земли- тоже заражены.И чтобы микстура нам помогла, надо включать в нее и элемент, убивающий грибок. Также надо лечить и землю.
Вадим Шаров18 октября 2020, 17:11
Очень здравый подход. Без отвержения науки. Не понятна позиция ученых. Технология еще не отработан на животных. Не проведена "доклиника". Конечно, не надо ставить запрета на эксперименты с животными. Но против экспериментов над людьми, а эмбрион это человек. Еще не личность, но человеческий организм.
Катерина 18 октября 2020, 11:19
Личность неличность ... что определяет в ЦЕРКОВНОМ понимании личность человека для человека, Церковь представляющего? Не наша ли бессмертная душа, данная нам Нашим Создателем? Если это так, то следующий вопрос. В какой момент она дается? Поэтому надо сначала для себя богословски определиться, чтоб не морочить ни себе, ни другим головы размытыми формулировками, некоторая часть из которы к тому же "частная". Когда я представляю свою фирму, мое мнение строго следует позиции, выработанной за 4 стенами с шефом. Все "частное" остается в частном пространстве и на всеобщее обозрение не выносится. Не понимаю, почему в рядах МП до сих пор такие трудности с задвиганием своего частного Я в частное.
Мария17 октября 2020, 21:39
А бессмертная душа в какой момент у эмбриона появляется? Когда люди в пробирке соединяют сперматозоид и яйцеклетку? Не берёт вообще на себя человек слишком много со всеми этими технологиями?
Антоний17 октября 2020, 21:37
Дорогая сестра Ольга (17 октября 2020, 13:10)! Именно это зафиксировано в проекте Документа "О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия". В то же время, в Основах соц. концепции РПЦ говорится, что "с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно", и о недопустимости "уничтожения зачатой человеческой жизни", то есть ОСК разделяют понятие жизни, человека и личности. Получается, что эмбрион это живой человек, но без личности. П. 2.2 проекта Документа отвергает такое разделение, показывая его логическую ошибочность. Мнение же владыки Тихона о эмбрионе как о "потенциальном будущем человеке" является частным, о чем сам митрополит и говорит.
Ольга17 октября 2020, 13:10
Я как мама пятерых детей считаю, что так называемый "эмбрион" - это человек.
Игорь Александрович17 октября 2020, 04:44
Кто имеет отношение к Церкви, тот отдаёт себя отчёт в своих действиях, а кто не имеет, тот и слушать не будет...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×