Рахиль. Художник: Мауриций Готтлиб Вас никогда не удивлял тот факт, что евангелист Иоанн несколько раз называет самого себя возлюбленным учеником (буквально: «учеником, которого любил Иисус»)? Вы никогда не задумывались, почему из 12 апостолов Господь выделял именно Иоанна? Неужели Господь был пристрастен и у Него были любимчики? И почему сам Иоанн без ложной скромности несколько раз нам об этом напоминает (см.: Ин. 13: 23; 19: 26; 21: 7; 21: 20)?
Неожиданное объяснение я нашел в интереснейшей книге современного библеиста Брэнта Питри «Иисус и еврейские корни Марии» (Dr. Brant Pitre. Jesus and the Jewish roots of Mary). Питри – католик, и далеко не все его толкования Библии мы можем принять. Но его книги помогут нам лучше понять, во что же верили иудеи во времена Христа. Они могут оказаться полезны и для полемики с протестантами – то есть с христианами, чьим единственным вероучительным авторитетом является Библия. А в вопросе об Иоанне и об «особом» отношении к нему Господа, как мне представляется, его версия никак не противоречит толкованиям отцов Церкви. И вполне может, не заменяя их, просто заставить нас посмотреть на этот вопрос под непривычным углом.
Давайте для прояснения ситуации вспомним вот что.
От Иисуса Христа и апостолов берет свое начало Церковь новозаветная, как когда-то от Иосифа Прекрасного и его братьев произошла Церковь ветхозаветная, то есть еврейский народ. Иосиф Прекрасный, преданный братьями и простивший их, прообразует Иисуса Христа.
Вспомним семью Иосифа. Из всех сыновей Иакова (которого еще называли Израиль), только двое – лучший и младший: Иосиф и Вениамин – были детьми Рахили, остальные десять братьев родились от других женщин. Отец семейства, Иаков, больше всех сыновей любил Иосифа. А сам Иосиф из всех своих братьев, конечно же, выделял младшего, Вениамина, ведь у них была общая мать – Рахиль. Итак, Вениамин был возлюбленным братом Иосифа Прекрасного.
Иисус из Своих апостолов тоже выделял младшего – Иоанна, ведь и у них будет общая Матерь – Пресвятая Богородица. (Помните, на кресте Господь сказал Иоанну: «се, Матерь твоя…», а Марии сказал: «се, сын Твой» (Ин. 19: 26–27)?) О том, что именно Иоанн был младшим из 12, свидетельствует устойчивое церковное предание.
«Называя себя возлюбленным учеником, – пишет Брэнт Питри, – Иоанн указывает нам на свое положение среди апостолов, сходное с положением Вениамина среди 12 сыновей Иакова, возлюбленного младшего сына Рахили и брата Иосифа».
Интересно, что и в благословении Моисея именно Вениамин назван возлюбленным Богом:
«О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его» (Втор. 33: 12).
Дальше пойдут уже мои скромные размышления о прочитанном.
Праматерь Рахиль родила Вениамина, своего второго (и последнего?) сына, по пути в Вифлеем – в страшных муках, от которых и умерла; а Богородица обрела второго (и последнего?) сына, Иоанна, возле Распятия в страшных мучениях, которые преподобный Иоанн Дамаскин прямо уравнивает с муками родовыми[1].
Я неслучайно поставил знаки вопроса, называя Вениамина и Иоанна последними сыновьями, соответственно, Рахили и Богородицы. Последними, да не совсем последними… Наверное, вы уже догадались, о чем сейчас пойдет разговор.
Вспомним Книгу Иеремии. После смерти Рахили прошла тысяча лет. Евреев за их грехи постигла великая кара Божия. Сначала Север страны Израиль захватили язычники, а сами северяне были изгнаны с родных мест, но очень скоро (об этом и предупреждает в своей книге пророк) в языческий плен уведут и жителей Южного царства… И вот, когда казалось уже, что надежда на спасение пленников умерла, над дорогой, по которой уводили в изгнание несчастных евреев, послышался плач Рахили:
«…голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер. 31: 15–17).
Зададимся вопросом: плакала ли праматерь Рахиль в те дни лишь о своих кровных детях, о потомках Иосифа и Вениамина? То есть только о тех евреях, которые принадлежали к коленам Вениамина, Манассии и Ефраима? Или же она считала своими детьми всех евреев, включая и тех, кто принадлежал к колену Иудину (Иудеи, как вы, конечно, помните, по крови происходили не от Рахили, ведь Иуда был сыном Лии)?
Древняя иудейская традиция свидетельствует о том, что 1) Рахиль заступалась перед Всевышнем за всех евреев, считая их всех своими детьми и что 2) Господь помиловал еврейский народ в том числе и благодаря заступничеству и великим скорбям, которые в своей земной жизни претерпела праматерь Рахиль.
Есть у иудеев такой мидраш, то есть сказание. Якобы когда уводили их в Вавилонский плен, перед престолом Божиим предстали Авраам и Моисей. Они горько рыдали и умоляли Бога простить несчастных изгнанников, но Бог не внял их мольбам. И только когда Бог услышал голос Рахили, плачущей о детях своих, Он сказал: «Ради тебя, Рахиль, ради твоего плача и ради скорбей, которые ты претерпела, я верну плененных детей на родину».
Только когда Бог услышал голос Рахили, плачущей о детях своих, Он сказал: «Ради тебя, Рахиль, ради твоего плача я верну плененных»
Так понимали эту историю из Книги Иеремии сами евреи, по всей вероятности еще во времена Христа. И до сих пор для верующего иудея Рахиль – это Рахел иммэну, мамэ Рохл, то есть Рахиль наша матерь, матушка Рахиль. И до сих пор у гробницы Рахили по дороге в Вифлеем собираются иудеи в надежде на ее ходатайство перед Всевышним.
Странно ли после этого (этот вопрос я обращаю сейчас к своим друзьям-протестантам), что мы, православные христиане, тоже просим о заступничестве Рахиль? И странно ли, что мы просим о ходатайстве Ту, Кто выше Рахили? Ту, Кто «обрела благодать у Бога», «Благословенную между женами» (Лк. 1: 28). Ту, Которая, усыновив у Креста младшего из апостолов, Иоанна, усыновила в его лице и всех нас, недостойных сынов православной Церкви, как когда-то, умирая от страшных родовых мук, всех сынов ветхого Израиля усыновила Рахиль…
Так почему же – вернусь к вопросу в начале статьи – Иоанн был учеником, которого любил Иисус? Один из возможных ответов: потому что Иоанн, как младший, символизирует всех нас, православных христиан.
Тех, кто младше, тех, кто родится позже.
Тех, кого, по указанию Христа, усыновит на Голгофе, претерпевая страшные муки, Новая Рахиль.