Иван Бунин: «Слушая и глядя, очень плакал»

К 150-летию великого русского писателя

Иван Бунин Иван Бунин «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает», – это сказал первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин, находясь, к нашему сожалению, в эмиграции. Сожаления наши не прошли и спустя десятилетия, хотя уже понятно, что выжил Бунин именно благодаря отъезду из помрачившегося Отечества; и произведения писателей-эмигрантов во множестве на Родине издали. Ведь до сих пор не преодолен русский раскол, а русский исход из Отечества – имеет ли завершение?

Мог ли иначе мыслить и чувствовать человек, родившийся в Воронеже, а выросший в имении Озёрки под Ельцом – тогда Орловской губернии, а ныне Липецкой области.

22 октября (10 октября по ст. ст.) исполняется 150 лет со дня рождения нашего выдающегося нобелианта, не только поэта тончайших внутренних переживаний и описателя русского пейзажа, но и автора правдивых, порою страшных строк о темных сторонах русской души. Любителям отечественной словесности, несмотря на эмиграцию Бунина, удалось и в советское время прочесть его знаменитые «Антоновские яблоки», «Русю», «Суходол», «Деревню»… Помним, что и в эмиграции, в 1920-е годы, Бунин написал такие замечательные произведения, как «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Жизнь Арсеньева» и другие.

Пушкинская премия Бунину присуждалась несколько раз. А в 1909 году он был избран почетным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Помним, что он блистательно перевел «Песнь о Гайавате» американца Генри Лонгфелло, фактически создав «русского Гайавату».

Помним и что высоко отозвался о поэме Александра Твардовского «Василий Теркин».

«Дорогой Николай Дмитриевич, – писал Бунин из Парижа Телешову, – я только что прочитал книгу А. Твардовского (“Василий Тёркин”) и не могу удержаться – прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом, – это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за “Тёркина”».

О поэме А. Твардовского «Василий Теркин»: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость… и какой необыкновенный народный, солдатский язык»

Говоря о Бунине, нельзя не вспомнить о его собственном выдающемся вкладе в отечественную поэзию; со стихов он начинал как литератор и оставил читателям незабываемые строки. Разве не тронет русское сердце, например, стихотворение «Родина»:

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Дар Бунина-беллетриста и Бунина-стихотворца несомненен, и вклад писателя в сокровищницу русской литературы – остается и не оспаривается.

Но сегодня хотелось бы вспомнить и Бунина-публициста, каковым он предстает в своих умопомрачительных и горьких дневниковых записках «Окаянные дни», сделанных в каком-то смысле в конспиративных условиях 1918–1919 годов, опубликованных в 1925 году, а на родине обнародованных уже в так называемые «перестроечные» времена, ближе к новому смутному отечественному рубежу начала 1990-х.

Записки Ивана Бунина остры, резки, позиция его акцентирована и ценности его понятны. Высокий писательский дар (зрения, слова, мысли) словно на мраморе вечности высекает портрет русской смуты, русского бунта, «бессмысленного и беспощадного» (по Пушкину), а также мурло того общественного русского типажа, которого поэт-футурист Велимир Хлебников предсказал в своих нумерологических расчетах как «Некто 1917». С горечью можем констатировать, что, с одной стороны, грех смуты и братоубийства нами, русскими, не раскаян в полной мере и по сей день, и, более того, мы видим – в том или ином гримасном виде – те же проявления и в наши дни, в течение последних трех десятилетий.

Давайте вчитаемся во фрагменты этих «Окаянных дней» (как метко подобран эпитет для характеристики русских помрачений!).

1 января 1918 года Бунин запишет, и мы прочтем потом (спустя семь десятилетий):

«…встретил в Мерзляковском старуху. Остановилась, оперлась на костыль дрожащими руками и заплакала: “Батюшка, возьми ты меня на воспитание! Куда ж нам теперь деваться? Пропала Россия, на тринадцать лет, говорят, пропала!”»

Ошиблась старуха. Россия пропала не на чертову дюжину лет, а на десятилетия. Теперь-то мы надеемся, верим, что не насовсем пропала, да кто знает, как все обернется.

Бунин в «Окаянных днях» пристален, свойственно ему желчен, но и хирургически точен. Даже в портретах литераторов-современников. О символисте Брюсове:

«Всё левеет, “почти уже форменный большевик”. Не удивительно. В 1904 году превозносил самодержавие, требовал (совсем Тютчев!) немедленного взятия Константинополя. В 1905-м появился с “Кинжалом” в “Борьбе” Горького. С начала войны с немцами стал ура-патриотом. Теперь большевик».

Вот о неких других – характеристично, метко, зримо и, как мы теперь знаем о движителях большевистского переворота, точно. Запись начинается с важного и теперь комментария о введении «нового стиля»:

«5 февраля. С первого февраля приказали быть новому стилю. Так что по-ихнему нынче уже восемнадцатое. Вчера был на собрании “Среды”. Много было “молодых”. Маяковский, державшийся, в общем, довольно пристойно, хотя все время с какой-то хамской независимостью, щеголявший стоеросовой прямотой суждений, был в мягкой рубахе без галстука и почему-то с поднятым воротником пиджака, как ходят плохо бритые личности, живущие в скверных номерах, по утрам в нужник.

Читали Эренбург, Вера Инбер.

Саша Койранский сказал про них:

Завывает Эренбург,
Жадно ловит Инбер клич его –
Ни Москва, ни Петербург
Не заменят им Бердичева».

Чуткое ухо Бунина вслушивается в звук говорящей толпы:

«– Кому же от большевиков стало лучше? Всем стало хуже, и первым делом нам же, народу!

Перебивая ее, наивно вмешалась какая-то намазанная сучка, стала говорить, что вот-вот немцы придут и всем придется расплачиваться за то, что натворили.

– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь.

Солдаты подтвердили: “Вот это верно!” – и тоже отошли».

«“Мы вас всех перережем”, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!”»

А вот 10 февраля. Со времени октябрьского переворота прошло всего лишь два с половиной месяца.

«Мир, мир, а мира нет. “Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Это из Иеремии – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: “И народ Мой любит это… вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”.

Потом читал корректуру своей “Деревни” для горьковского книгоиздательства “Парус”. Вот связал меня черт с этим заведением! А “Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает?

Потом просматривал (тоже для “Паруса”) свои стихи за 16 год.

Хозяин умер, дом забит,
Цветет на стеклах купорос,
Сарай крапивою зарос,
Варок, давно пустой, раскрыт,
И по хлевам чадит навоз…
Жара, страда… Куда летит
Через усадьбу шалый пес?

Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом.

Летом прошлого года это осуществилось полностью:

Вот рожь горит, зерно течет,–
А кто же будет жать, вязать?
Вот дым валит, набат гудет,–
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать
И как Мамай всю Русь пройдет…»

Еще из февральских «засечек»:

«Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, “неописуемый ужас”, солдаты и рабочие “ходят прямо по колено в крови”. Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке.

*

Извозчик возле “Праги” с радостью и смехом: “Что ж, пусть приходит. Он, немец-то, и прежде все равно нами владал. Он уж там, говорят, тридцать главных евреев арестовал. А нам что? Мы народ темный. Скажи одному “трогай”, а за ним и все».

Но и в эти страшные дни в Бунине жив человек – поэт, художник:

«Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут облепленные им – красота и радость. Особенно была хороша одна – прелестные синие глаза из-за поднятой к лицу меховой муфты… Что ждет эту молодость?

К вечеру все по-весеннему горит от солнца. На западе облака в золоте. Лужи и еще не растаявший белый, мягкий снег».

А это – словно и о наших сегодняшних, вроде и мирных, но не менее хамски разнузданных, бандитских окаянных днях:

«В магазине Белова молодой солдат с пьяной, сытой мордой предлагал пятьдесят пудов сливочного масла и громко говорил: “Нам теперь стесняться нечего. Вон наш теперешний главнокомандующий Муралов такой же солдат, как и я, а на днях пропил двадцать тысяч царскими”.

Двадцать тысяч! Вероятно, восторженное создание хамской фантазии. Хотя черт его знает – может, и правда».

А вот тоже – из несусветного, но, как мы уже знаем по сносу храмов рубежа 1930-х и прочим большевистским мерзостям, до жути достоверное:

«Только что слышал, будто Кремль минируют, хотят взорвать при приходе немцев. Я как раз смотрел в это время на удивительное зеленое небо над Кремлем, на старое золото его древних куполов… Великие князья, терема, Спас-на-Бору, Архангельский собор – до чего все родное, кровное и только теперь как следует почувствованное, понятое! Взорвать? Все может быть. Теперь все возможно.

*

– Вставай, подымайся, рабочай народ!

Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские.

Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: “Cave furem”. На эти лица ничего не надо ставить – и без всякого клейма все видно.

«“Вставай, подымайся, рабочай народ!” Голоса утробные, первобытные. Лица… преступные, иные прямо сахалинские»

*

Большое, говорят, наказание нам будет, да и поделом, по правде сказать: уж очень мы освинели!»

А это уж совсем вневременной портрет, наша, с позволения сказать, «гордость и краса декадентской культуры». Ничуть не отличается от сегодняшнего дня:

«Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то “Музыкальная табакерка” – сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алешка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные. Брюсов, говорят, читал “Гавриилиаду”, произнося все, что заменено многоточиями, полностью. Алешка осмелился предложить читать и мне – большой гонорар, говорит, дадим».

Поэт в Бунине пробивается к жизни, как трава меж камнями булыжной мостовой: в тот же день он запишет:

«но вот тихий переулок, совсем темный, идешь – и вдруг видишь открытые ворота, за ними, в глубине двора, прекрасный силуэт старинного дома, мягко темнеющий на ночном небе, которое тут совсем другое, чем над улицей, а перед домом столетнее дерево, черный узор его громадного раскидистого шатра…»

И ниже – сразу две записи:

«“Съезд Советов”. Речь Ленина. О, какое это […]!

*

Читал о стоящих на дне моря трупах – убитые, утопленные офицеры. А тут “Музыкальная табакерка”».

«Читал о стоящих на дне моря трупах – убитые, утопленные офицеры. А тут “Музыкальная табакерка”…»

Вот отрывки из мартовских записей:

«5 марта. В вечерней газете – о взятии немцами Харькова. Газетчик, продававший мне газету, сказал:

– Слава Тебе, Господи. Лучше черти, чем Ленин».

Оказывается, не весь народ сходил с ума, поврежденный ложно понятой свободой. Какое трезвое и страшное суждение прозвучало из уст газетчика, какое горькое понимание правды о нелепо захвативших власть проходимцах!

«12 марта. …Большевики до сих пор изумлены, что им удалось захватить власть и что они все еще держатся. Луначарский после переворота недели две бегал с вытаращенными глазами: да нет, вы только подумайте, ведь мы только демонстрацию хотели произвести – и вдруг такой неожиданный успех!»

А вот уже спустя год, в Одессе, куда Бунин тщетно бежал от безысходности. Волна смуты, поднятая по всей несчастной, страдающей, гибнущей великой Империи, настигла его и там. Сарказм автора заметок попадает в самую точку, и можно лишь ухмыльнуться, узнавая современные реалии. Да беда еще и в том, что ни усмехаться не хочется, ни сил уже на усмешку нет – нечем усмехаться!

«12 апреля 1919 г. …Почта русская кончилась уже давно, еще летом 17 года: с тех самых пор, как у нас впервые, на европейский лад, появился “министр почт и телеграфов”. Тогда же появился впервые и “министр труда” – и тогда же вся Россия бросила работать. Да и сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство. Все орали друг на друга за малейшее противоречие: “Я тебя арестую, сукин сын!”…

*

Как они одинаковы, все эти революции! Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров – непременно почему-то комиссаров – и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли как грибы, и все “пожирали друг друга”, образовался совсем новый, особый язык, “сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…” Все это повторяется потому, прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна».

«Одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана»

Но писатель в Бунине неотменим даже в эти страшные дни:

«Ночью лил дождь. День серый, прохладный. Деревцо, зазеленевшее у нас во дворе, побледнело. И весна-то какая-то окаянная! Главное – совсем нет чувства весны. Да и на что весна теперь?»

Прямо навылет пронзает, верно? «Да и на что весна теперь?»

И, ох, прямо под дых:

«“Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой…” Как любил рычать это Горький! А и сон-то весь только в том, чтобы проломить голову фабриканту, вывернуть его карманы и стать стервой еще худшей, чем этот фабрикант».

И далее:

«“Левые” все “эксцессы” революции валят на старый режим, черносотенцы – на евреев. А народ не виноват! Да и сам народ будет впоследствии валить все на другого – на соседа и на еврея: “Что ж я? Что Илья, то и я. Это нас жиды на все это дело подбили…”

*

Прав был дворник (Москва, осень 17 года):

– Нет, простите! Наш долг был и есть – довести страну до Учредительного собрания!

Дворник, сидевший у ворот и слышавший эти горячие слова, – мимо него быстро шли и спорили – горестно покачал головой:

– До чего в самом деле довели, сукины дети!»

В эти страшные времена Бунин перечитывает русские исторические источники, находя снова и снова совпадения со своим временем. Мы же добавим и свое время. Озадаченно задумаемся: что же меняется в русском человеке? Неужели ничего?

«“Российская история” Татищева: “Брат на брата, сыневе против отцев, рабы на господ, друг другу ищут умертвить единого ради корыстолюбия, похоти и власти, ища брат брата достояния лишить, не ведущие, яко премудрый глаголет: ища чужого, о своем в оный день возрыдает…”

А сколько дурачков убеждено, что в российской истории произошел великий “сдвиг” к чему-то будто бы совершенно новому, доселе небывалому! Вся беда (и страшная), что никто даже малейшего подлинного понятия о “российской истории” не имел».

Трудно человеку удержаться от человеческой реакции на действительность, когда он становится свидетелем творящегося вокруг нечеловеческого произвола.

«Какая у всех свирепая жажда их (большевиков. – С.М.) погибели! Нет той самой страшной библейской казни, которой мы не желали бы им. Если б в город ворвался хоть сам дьявол и буквально по горло ходил в их крови, половина Одессы рыдала бы от восторга.

*

“Ах, мщения, мщения!” – как писал Батюшков после пожара Москвы в 1812 году.

*

Закрою глаза и все вижу как живого: ленты сзади матросской бескозырки, штаны с огромными раструбами, на ногах бальные туфельки от Вейса, зубы крепко сжаты, играет желваками челюстей… Вовек теперь не забуду, в могиле буду переворачиваться!»

И вот – катарсис:

«Эта церковная красота, этот остров “старого” мира в море грязи, подлости и низости “нового”, тронули необыкновенно. Какое вечернее небо в окнах! В алтаре, в глубине, окна уже лилово синели – любимое мое. Милые девичьи личики у певших в хоре, на головах белые покрывала с золотым крестиком на лбу, в руках ноты и золотые огоньки маленьких восковых свечей – все было так прелестно, что, слушая и глядя, очень плакал».

«Какое вечернее небо в окнах! В алтаре, в глубине, окна уже лилово синели – любимое мое»

О проводниках «революции» и о «новой культуре»:

«Дыбенко… Чехов однажды сказал мне:

– Вот чудесная фамилия для матроса: Кошкодавленко.

Дыбенко стоит Кошкодавленки.

*

Подумать только: надо еще объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду я служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с Чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, и просвещать насчет “последних достижений в инструментовке стиха” какую-нибудь хряпу с мокрыми от пота руками! Да порази ее проказа до семьдесят седьмого колена, если она даже и “антерисуется” стихами!

Вообще теперь самое страшное, самое ужасное и позорное даже не сами ужасы и позоры, а то, что надо разъяснять их, спорить о том, хороши они или дурны. Это ли не крайний ужас, что я должен доказывать, например, то, что лучше тысячу раз околеть с голоду, чем обучать эту хряпу ямбам и хореям, дабы она могла воспевать, как ее сотоварищи грабят, бьют, насилуют, пакостят в церквах, вырезывают ремни из офицерских спин, венчают с кобылами священников!

Кстати, об одесской Чрезвычайке. Там теперь новая манера пристреливать – над клозетной чашкой.

А у “председателя” этой Чрезвычайки, у Северного, “кристальная душа”, по словам Волошина. А познакомился с ним Волошин – всего несколько дней тому назад – “в гостиной одной хорошенькой женщины”».

Павел Дыбенко и Нестор Махно Павел Дыбенко и Нестор Махно

Как видим, Бунин показывает не такие лица известных литераторов, как нам предлагала школьная программа. Ради полноты картины следует знать и бунинскую правду:

«Вспомнилось: осень 14 года, собрание московских интеллигентов в Юридическом обществе. Горький, зеленея от волнения, говорил речь:

– Я боюсь русской победы, того, что дикая Россия навалится стомиллионным брюхом на Европу!

Теперь это брюхо большевицкое, и он уже не боится.

Рядом с этим есть в газетах и “предупреждение”. “В связи с полным истощением топлива электричества скоро не будет”. Итак, в один месяц все обработали: ни фабрик, ни железных дорог, ни трамваев, ни воды, ни хлеба, ни одежды – ничего!

Да, да – “вот выйдут семь коров тощих и пожрут семь тучных, но сами от того не станут тучнее”».

Бунин записывает еще одну цитату из исторической книги. Сей раз – из Соловьева:

«“Среди духовной тьмы молодого, неуравновешенного народа, как всюду недовольного, особенно легко возникали смуты, колебания, шаткость… И вот они опять возникли в огромном размере… Дух материальности, неосмысленной воли, грубого своекорыстия повеял гибелью на Русь… У добрых отнялись руки, у злых развязались на всякое зло… Толпы отверженников, подонков общества потянулись на опустошение своего же дома под знаменами разноплеменных вожаков, самозванцев, лжецарей, атаманов из вырожденцев, преступников, честолюбцев…”»

В Париже В Париже

Какие, однако, точные, вещие и, кажется, непреходящие слова о нас!

По словам очевидцев, на постели почившего в Париже писателя (Бунин скончался во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 г.) лежал том романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Посему логично будет завершить наш беглый очерк бунинских «Окаянных дней» темой Воскресения, и да не введут нас – спустя почти столетие – в соблазн печали или в печаль соблазна последние строки воспоминания о Пасхе 1917 года:

«Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование…»

О Пасхе 1917 года: «…пасхальные колокола звали к чувствам радостным. Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне…»

И эти странички автор тщательно прятал в 1919 году в дверной щели, дабы не подвергнуться внезапному аресту.

«В мире была тогда Пасха, весна, и удивительная весна, даже в Петербурге стояли такие прекрасные дни, каких не запомнишь. А надо всеми моими тогдашними чувствами преобладала безмерная печаль. Перед отъездом был я в Петропавловском соборе. Все было настежь – и крепостные ворота, и соборные двери. И всюду бродил праздный народ, посматривая и поплевывая семечками. Походил и я по собору, посмотрел на царские гробницы, земным поклоном простился с ними, а выйдя на паперть, долго стоял в оцепенении: вся безграничная весенняя Россия развернулась перед моим умственным взглядом. Весна, пасхальные колокола звали к чувствам радостным, воскресным. Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование…»

***

Он похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, наш любимый русский литературный классик, сказавший: «Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть». («Слепой», 1924).

Быть может, главное бунинское послание для России, то есть и для всех нас, более всего в этом?

Станислав Минаков

23 октября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Иван Бунин: Воскрешая образ подлинно русского сильного человека. Уклад Русской жизни и иерархия Русской силы в книге «Жизнь Арсеньева» Иван Бунин: Воскрешая образ подлинно русского сильного человека. Уклад Русской жизни и иерархия Русской силы в книге «Жизнь Арсеньева»
Алексей Смоленцев
Иван Бунин: Воскрешая образ подлинно русского сильного человека. Уклад Русской жизни и иерархия Русской силы в книге «Жизнь Арсеньева» Иван Бунин: Воскрешая образ подлинно русского сильного человека. Уклад Русской жизни и иерархия Русской силы в книге «Жизнь Арсеньева»
Алексей Смоленцев
Данная работа, вслед за предыдущей публикацией на портале Богослов.Ru, вновь обращается к потаенным смыслам творчества И.А. Бунина, раскрытие которых, по мысли автора статьи, имеет большое значение не только с точки зрения литературоведения и истории русской литературы, но и жизненно важно, актуально в современности, необходимо в двадцать первом веке человеку и обществу как осмысление основ собственного бытия, спасительное исправление и утверждение уклада личной и общественной жизни в духовно-нравственных ориентирах православной цивилизации (здесь и далее выделения в тексте статьи принадлежат автору).
Заблудившись во лжи Заблудившись во лжи
Рецензия на фильм Н.Михалкова «Солнечный удар»
Заблудившись во лжи Заблудившись во лжи
Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»
Александр Попов
Концептуальным стержнем фильма становится взаимосвязь личностного и общенационального греха, погибельный отзвук ошибок прошлого в настоящем, роль мечтательности в процессе падения человека и страны.
Париж Париж
Прот. Андрей Ткачев
Париж Париж
Протоиерей Андрей Ткачев
Живет Париж жизнью многоуровневой и сложной. И в ежедневной газете есть ежедневные слова о вере, а не только сводки с полей политических баталий. Люди едут в этот город за легкостью и ищут этой самой легкости, а ее либо нет, либо она оплачена чьей-то серьезностью. Отнестись к Парижу легкомысленно – значит проявить себя самого как человека легкомысленного.
Комментарии
Сергий 5 ноября 2020, 13:33
-> чтобы наказать и истребить его, но, чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землёй и небом.» Святитель Николай Сербский
Сергий 5 ноября 2020, 13:32
-> этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Всё остальное – тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Силоамская башня рухнула на бедных иерусалимлян, и современная башня всех лжеидей рухнула на великий русский народ, чтобы человечество увидело это и отрезвилось от пагубных и разрушительных теорий. Но кто бы решился сказать, что эта современная башня лжи рухнула на Россию, потому что она грешнее всех? Мы верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, ->
Сергий 5 ноября 2020, 13:30
«Уверены ли вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Разве Россия грешнее всех других стран, что несёт тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России ->
НН 4 ноября 2020, 19:54
С праздником Казанской иконы Божией Матери всех! Вадим К., теперь это не так уж и важно, главное - это свершилось! "Слава Богу, мы русские!", Слава Богу, мы православные!
Вадим К. НН. продолжение 1 ноября 2020, 15:25
потому поставить вопрос: Православие нашло русский народ или русский народ нашел Православие и себя в нем?
Вадим К. НН. 1 ноября 2020, 15:22
Что касается того, что говорил Достоевский, скажу, что когда я приводил его слова, мне вспомнилось не только то место, которое Вы сами привели, но и один эпизод, затруднюсь сказать из какого произведения, в котором один офицер, кажется капитан по званию, высказал такую мысль, что если Бога нет, то какой я тогда капитан? Ведь европеец как думает: "Бога может быть и нет, но есть закон", а русский: "если Бога нет, то и закон теряет цену". Кстати, это неформальное отношение к жизни у русского характера созвучно с идеей ап. Павла о преходящем значении закона и преимуществе над ним благодати, и думается вовсе не случайно первое русское богословское сочинение было посвящено этому сравнению, и можно
Вадим К. НН. 1 ноября 2020, 14:03
О русскости можно спорить много и долго, причем правы будут и те, и другие, т.к. предмет плохо определен. Я хотел только сказать, что русское мировоззрение формировалось под определяющим влиянием Православия, и переменить его кардинально вряд ли возможно, хочет этого кто-то или не хочет. Даже в советский период, когда мировоззрение пытались изменить, оно, это влияние, продолжало оставаться очень сильным, не только в отрицательном, но и в положительном отношении. Музыка, литература, балет - это все внешние проявления, а я говорю про ту закваску, которая все это внешнее по-своему всквашивает, и эта закваска от принятого тысячу лет Православия, и мне кажется, в этом существо вопроса.
НН31 октября 2020, 19:47
Вадим К:/А русскость без Православия представить конечно можно и теоретически это возможно,но вот на деле это едва ли осуществимо/- Примерно так утверждали славянофилы,но их мнение-не истина в последней инстанции. Они это говорили в своё время,и осмелюсь сказать более для дворян.В то время и национальность не писали, только вероисповедание. Никто не спорит,что в основе русской культуры лежит православие,но со временем это изменилось-в культуру прочно вошла литература, музыка,живопись(и даже классич русский балет).Сложно всё "не на нашу зарплату". /без Бога ничего не имеет ценности и потому все позволено/.-У Достоевского сказано:"Если Бога нет,то всё дозволено".Смысл несколько другой.Нет?
Вадим К. Игорю Ковалеву31 октября 2020, 10:24
"Поэтому неправославные поляки нам ближе(славяне),чём православные греки." В чем-то ближе, а в чем-то и дальше, да и корректность сравнения вполне себе можно оспорить, ведь контактов с греками по дальности расстояния у нас было на два порядка меньше чем с поляками. И понимания у осетина с русским по общим вопросам будет больше, чем с ингушом - мировоззрения ближе. А русскость без Православия представить конечно можно и теоретически это возможно, но вот на деле это едва ли осуществимо. И еще. У русского, в отличие от европейца, так: без Бога ничего не имеет ценности и потому все позволено. Кстати, это у Достоевского сказано.
Игорь Ковалев30 октября 2020, 09:25
"русскость человека стала определяться не только православием, но, в первую очередь, "культурным кодом""/Она и определялась языком,культурой.Поэтому неправославные поляки нам ближе(славяне),чём православные греки.А православным осетинам(горцы)ближе неправославные ингуши,чём русские.Православие просто накладывает свой отпечаток.Выражение,приписываемое Достоевскому,ошибочно.Любой человек,а не только русский-дрянь("Всяк человек-ложь"). Причём и с православием и тем более без,по причине нашего падшего существа.В православии мы можем только исцеляться от этого недуга,а без православия -это невозможно.
НН29 октября 2020, 17:00
Вадим К., "Что было - то было, того уж не вернёшь", увы. Дальше будет только хуже. У общества потребления нет особых духовных и даже душевных исканий, здесь другие божки... И кто такой Бунин - уже мало кому интересно, если б не фмльм Михалкова(который с треском провалился в прокате) - многие о нём бы и не вспомнили, несмотря на Нобелевскую премию и "неосознанное кощунство". И не много бы потеряли, честно говоря. Даже "Окаянные дни" не спасут, литература подобного рода уже порядком поднадоела.
Вадим К. НН. продолжение29 октября 2020, 12:32
Но только отчасти и стихийно, т.к. другого не нашел. А что он может найти? Какую веру? Языческую? Он это уже проходил, а во второй раз в одну воду не входят, и зрелому мужу невозможно в здравом уме жительствовать по-младенчески. Отрицающую Бога? Тоже проходил и ощутил ее пустоту, потому и бросил. Что остается? Только две веры: христианская и антихристианская. С христианской у него случился кризис, с которым он не справился 100 лет назад и пути ее возрождения в новых условиях он тогда не нашел. И если этого не произойдет сейчас, ему ничего не останется, как принять веру антихристианскую, которая сделает эту русскость ужасной. Ведь лучше не знать Христа вовсе, чем познав Его, потом отступить.
Вадим К. НН.29 октября 2020, 12:13
"русскость человека стала определяться не только православием, но, в первую очередь, "культурным кодом", куда входят и нравственные ценности." Со многим не соглашусь, как и написал, что именно под определяющим влиянием Православия сложились у русского народа и его культурный код, и его нравственные ценности, и от этого ему уже так просто не уйти. Он может изменить им, может начать бороться. Он во многом изменил им с Петра в своем высшем сословии, о котором тут плачут, и культура этого высшего сословия, навеянная ветром из окна в Европу, была чужда простонародью, так что поначалу оно к ней и само не стремилось. Он пытался бороться после 1917-го, но долго не смог и отчасти вернулся к истокам.
НН28 октября 2020, 16:45
Вадим К., Согласна с Вами. Я вот о чем: Для времени Достоевского так и было, тогда действительно только православие и было доступно простому народу, оно всех и объединяло. Культура у народа и дворянства вообще не совпадала. Но после 1917г, когда образование и культура стали доступны для всех, весь народ воспитывался на одних и тех же литературных, музыкальных, художественных произведениях русской и мировой классики, которые раньше были доступны только 2-5проц населения(да и то они предпочитали европейскую культуру и язык), русскость человека стала определяться не только православием, но, в первую очередь, "культурным кодом", куда входят и нравственные ценности. Впрочем, как и сейчас, пока.
Вадим К. НН. продолжение28 октября 2020, 11:39
по сути отойдя или отходя все дальше от Православия, другой почвы под своими ногами не обрел и живет пока на накопленном за тысячу лет наследстве. Найдет ли? Может быть, но через какие перипетии и что они с ним сделают, как изменят его - это вопрос. Возвращаясь к Достоевскому, нужно без сомнения признать, что если и не говорил он о русском народе без веры в Бога так буквально (а кажется все же где-то говорил, в произведениях ли, дневниках ли или письмах - вспомнить не получается), но сама мысль является одной из его главных творческих задумок, для раскрытия которой им написаны многие из его сочинений. Давайте так: что есть, то есть.
Вадим К. НН.28 октября 2020, 11:22
"Вот почему “не православный не может быть русским”. Не факт." Смотря, что понимать под определением "русский". Так исторически случилось, что созревание и становление русского народа - и государственное, и культурно-ментальное, и религиозное, - происходило под определяющим влиянием принятого им Православия. И в этом смысле, конечно, не православный не будет тем русским, каким его все знают (или знали) и какой он есть (был) на самом деле. Ясно и то, что Православие вовсе не данность русскому народу и потому, оставаясь естественным наследником своих православных предков, он в воле отвергнуть его, попытка чего и было советское строительство. Эта попытка не удалась, и до сих пор наш народ,
ЕВ28 октября 2020, 03:58
"М.26 октября 2020, 15:26 Что ж все такие политизированные? К месту и не к месту. Просто насладитесь даром слова Бунина. Все дары от Бога. Бунинский тоже"....Дар слова безусловно у него был. Но многие произведения откровенно безнравственны. Некоторые рассказы это просто смакование фантазий развращенного ума. Если же Бунин был зеркалом нравов высшего дореволюционного общества, то о каком поголовно верующем обществе до революции, которое мы якобы потеряли, тоскуют и мечтают многие здесь? Если читать классиков, то полностью развеивается эта иллюзия и становится понятно, почему Богом была попущена ужасная революция. А если читать многочисленные отзывы святых о нравах того времени, волосы дыбом
Елена О27 октября 2020, 23:53
Катерина, ага и еще от Иоанна: 6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Втор 18, 20 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Кто же закон народу растолковал?
НН27 октября 2020, 20:46
Иоанна:/русский человек без Бога дрянь-ещё Ф.М. писал/. Елена О.,"Это интересно": "Похожую фразу(но лишь на первый взгляд) можно найти,опять-таки со слов Бердяева,у славянофила Кошелева: "И. Кошелев говорил:«Без православия наша народность— дрянь.С православием наша народность имеет мировое значение».А Иван Киреевский говорил:«Особенность России заключалась лишь в самой полноте и чистоте того выражения,которое христианское учение получило в ней,—во всем объеме её общественного и частного быта»." А у Ф.М.-"Русский народ весь в православии и в идее его.Более в нем и у него–ничего нет,–да и не надо, потому что православие–все”. Вот почему “не православный не может быть русским”. Не факт.
Игорь Ковалев27 октября 2020, 18:24
Те,кто идеализирует дореволюционную Россию,не понимают,что за внешним благолепием было "всеобщее отступление".И поэтому революция была наказанием за это.Ленин был только орудием.Зачем тогда возрождать ту Россию,которая была разрушена в наказание за отступление?"Очевидно,что отступление от веры православной всеобщее в народе.Кто открытый безбожник,кто деист,кто протестант,кто индифферентист,кто раскольник.Этой язве нет ни врачевания,ни исцеления”(свт.Игнатий Брянчанинов,т.7,«Письма к разным лицам»)."Московские журналы открыли войну против монашества.Они называют его анахронизмом.Надо бы говорить откровеннее и сказать,что христианство становится анахронизмом.”(свт.Игнатий Брянчанинов).
Катерина27 октября 2020, 18:24
в Св. Евангелии от Марка. Гл. 15 :"Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его." от Луки Гл. 23: "Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его!" От Матфея гл. 27: "Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить." Елена О, или это был все-таки не народ, а нерепрезентативная подборка людей?:)
Елена О. Иоанне27 октября 2020, 15:25
Иоанна, ссылочку на Достоевского не дадите ли?).
Елена О27 октября 2020, 14:05
Алексей23 октября 2020, 22:01 Можно фантазировать себе всё, что угодно, но в тексте Евангелия ясно написано, что "распни" звучало из уст первосвященников...
НН26 октября 2020, 16:02
Литература о послереволюционной России не только ИС Шмелёвым(как впрочем и Буниным) ограничивается. И "Человек из ресторана", межжду прочим, тот же Шмелёв написал, но это так, к слову... Спасибо И. за цитату из дневника св. Николвя Японского. Как-то давно мне на глаза попались отчеты врачей, инспектировавших условия труда и проживания рабочих в дореводюционной России. Никакому великому литератору не описать кошмара тех условий... Пожалуй, М.Горький был близок, но кто теперь его изучает, кому нужен просто реализм... Шарахаемся из стороны в сторону...
М.26 октября 2020, 15:26
Что ж все такие политизированные? К месту и не к месту. Просто насладитесь даром слова Бунина. Все дары от Бога. Бунинский тоже.
Антоний26 октября 2020, 14:01
"Плюнь в Россию талантливо и будет тебе награда" - браво, брате Вячеславе! Бунин, Солженицын, Алексиевич, Сахаров, Обама, Европейский союз - список лауреатов говорит сам за себя...
Вадим К. Иоанне26 октября 2020, 13:03
Христос, которому они кричали "распни!" сказал: прости им, Отче, ибо не ведают, что творят. Зачем возлагать вину на этих овец, которые заняты только поиском пропитания и не имеют времени и ума разобраться, что к чему? Что же умолкли свои учителя и чем они занимались в то время, когда их народ учили другие? Опять же известно чем: пили, ели, веселились, гадали в своих надушенных салонах, оставив свою обязанность пасти свой народ и учить добру. Легко винить простых людей и свой народ, что он де не такой и этим уподобляться фарисеям, которые сказали: этот народ невежда, проклят он, Ин. 7, 49. Народ конечно тогда согрешил, но не он один: согрешили все, всем надо и каяться, а иначе не пойдет.
Вадим К. Иоанне26 октября 2020, 12:50
"Ксения, вам верно ответили, что народ легко обращается в толпу при умелом научении." Нельзя согласиться. Во-первых, что говорить про Францию и Германию. Разве неизвестно, какая там была эксплуатация того самого народа? С ним феодалы и многочисленные князьки вообще не считались. Хотите пример поближе? Читайте историю Малороссии, что там делали паны со своими холопами. При таком отношении что было ожидать? Что посеяли, то и пожали, увы. Во-вторых, с простого народа спрос малый: он вчера кричал "осанна", сегодня "распни", а завтра: "они умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать?... и присоединлось в тот день душ около 3 тысяч", Деян. 3, 37-41. Не в отношении ли этого простого народа
И.25 октября 2020, 21:13
(продолжение) духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катихизис – до развития ли ему христианских идеалов и освещения ими себя и других?.. И при всем том мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию – сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, в конец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!" (Дневники, 18/31 июля 1904 г.)
И.25 октября 2020, 21:11
Свт. Николай Японский вот так видел "Россию, которую потеряли": "... Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения – поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного;(продолжение)
Андрей Владимирович25 октября 2020, 17:17
Том"Воскресения" Толстого на постели умирающего по моему жуткая картина.У православного человека указанное произведение кроме омерзения вызватъ ничего не может.
Тамара 25 октября 2020, 00:36
Как жаль нашей старой России, и её уже никогда не вернешь???!! И что видим теперь. Надо ещё раз перечитать БУНИНА И.А.
Иоанна_ 24 октября 2020, 21:01
Ксения, вам верно ответили, что народ легко обращается в толпу при умелом научении. Ещё - если уничтожить лучших, ведь всё держится на лучших, а в уничтожении лучших большевики проявили невиданное усердие и не могли остановиться и тогда, когда война сменилась так называемым мирным временем. Ещё если отобрать Бога, а что русский человек без Бога дрянь - ещё Ф.М. писал задолго до того, как. Ещё русский народ доверчив и одержим жаждой справедливости, но справедливости без Бога не бывает, вернее, оборачивается она реками и морями крови - почитайте Шмелёва, его рассказы и статьи послереволюционные, а не только "Лето Господне". Ну а "как в раю" нам жилось при советах - это более актуальная версия.
НН24 октября 2020, 18:11
Вадим К.:/вместо ответа в лучшем случае молчание,в другом-обвинение в поклонничестве ни чему иному,как той стране ...или в чем похуже/- Вадим,пусть обвиняют.Тем, кто любит свою Родину СССР(а другой у нас никогда не было) со всем,что происходило(что хорошо-хорошо, плохо-плохо),не надо отмалчиваться, а говорить и называть вещи своими именами.Сейчас превозносят предателей всех мастей(и тех,кто царя предали,и кто на стороне фашистов воевал,и кто в 1991-93г СССР сдал),да ещё и призывают русский народ каяться за любовь к своей Родине.На распрях можно окончательно страну потерять,здоровая часть общества это понимает.Будем надеяться,что и власть не допустит повторения предреволюционных ошибок.
Ю.П.24 октября 2020, 17:08
Прекрасно написано и выстроено! Чрезвычайно уважаю Ивана Алексеевича. Вам спасибо, что напомнили человечеству о нём.
Вадим К. Ксении24 октября 2020, 12:13
Да, Ксения, вопросов много, очень много, но увы, вместо ответа в лучшем случае молчание, в другом - обвинение в поклонничестве ни чему иному, как той стране, в которой волею Божиих судеб родился и вырос или в чем похуже. Потому вся эта распря, увы, и продолжается и продолжаться будет, пока не осознаем, что вопросы ставит история, и на них надо не отмалчиваться, а честно отвечать. И тем, и другим.
Алексей23 октября 2020, 22:01
Ксении. Не думаю, что теперь принято говорить, что в России жили, "как в Раю". Рая на земле нет и быть не может. Но жили в своей стране, которая развивалась органично, в своей культурной, политической, духовной и хозяйственной матрице. Откуда появилась ТОЛПА? А откуда в чудесной Франции в 1793 году она появилась, где из человеческой кожи делали абажуры (см. Карлейля)? А в Германии, стране Бетховена, Гете и проч., откуда вдруг появилась дикая коричневая ТОЛПА? А теперь, в наше время откуда ТОЛПА появляется то в одной, то в другой "культурной" стране? Оттуда же, думаю, откуда и толпа, которая ликовала при входе Спасителя в Иерусалим, а через несколько дней ревела: "Распни Его!"
Вячеслав23 октября 2020, 21:17
Татьяна Новикова23 октября 2020, 13:45 Любят Нобелевскую премию давать тем кто по России плачет. Плюнь в Россию талантливо и будет тебе награда.
Виктор Назаров23 октября 2020, 20:35
1) Последняя *Литературка * посвятила ему более пяти страниц 2) По малости знаний творчества И.Бунина осмелюсь сказать наверное одно из самых главных на мой взгляд: * Можно ненавидеть . но предавать нельзя * (не принял советскую власть .но и будучи мигрантом отказал Гитлеру писать плохие заметки о СССР. и других отговаривал)
И.Е.23 октября 2020, 20:20
автор не упомянул о том, что Бунин различал в «Окаянных днях» людей (его круга, преимущественно господа) и нелюдей — с жуткими квадратными рожами? (это о тех русских, для которых революция была ЕДИНСТВЕННЫМ выходом из «подвалов» жизни, куда ГОСПОДА их загнали). Да, в своей прозе Бунин чувствовал и понимал мужика. Но когда жизнь слетела с винтов, и стало нечего кушать, мужик — тот самый, который кормил Россию, - оказался с монгольскими скулами, дебил. «Окаянные дни» у меня давно на полке книжной, читаны-перечитаны. Тут Бунин — не художник, а обиженный не угодившими ему вчерашними кормильцами господин.
Ирина23 октября 2020, 19:08
Всё у Бунина светло, о какой бы трагедии он не писал...
Olga Desunenko23 октября 2020, 18:29
Благодарю. С большой радостью открыла для себя ещё больше русского писателя Ивана Бунина. Спасибо.
НН23 октября 2020, 17:29
Ксения: /Ведь жилось же всем, "как в Раю"? Так сегодня принято говорить/- «“Вставай, подымайся, рабочай народ!” Голоса утробные, первобытные. Лица… преступные, иные прямо сахалинские» - Вот так увидел народ рафинированный желчный дворянин(и это не самые "лестные" его слова). А до этого ему и дела-то до народа никогда не было -интересовал доход и не ворует ли управляющий. Жила безропотная рабочая скотинка - и вдруг голос подала, каких-то прав и нормальной жизни захотела, быдло первобытное... Но помним мы о Бунине не за презрительное отношение к народу, а за хороший русский язык. Пусть ИА покоится в земле французской революции, там у бонарпатистов лица другие были, не русско-сахалинские...
Ксения23 октября 2020, 14:55
Все так... за исключением одного.. ОТКУДА взялся этот темный безмозглый "народ"? Почему его так боялись и стремились держать в узде? Почему люди были неграмотны и нисколько не дорожили своей страной в том прекрасном виде, который сейчас нам видится в книгах этого Автора, как и в книгах, например, Шмелева? Откуда такого народа появились ТОЛПЫ? Если так прекрасна была дореволюционная Россия, так едина, так человечна и так по-Евангельски устроена? Ведь жилось же всем, "как в Раю"? Так сегодня принято говорить...
Марина Сычева23 октября 2020, 14:38
..."Бесов" сейчас читаю. Достоевский о том же говорил. Только как же легко задним то умом в ошибки истории пальчиком указывать ( это я себе ...) Но услышать и понять современника - вот задача!
Татьяна Новикова23 октября 2020, 13:45
Самое отчаянное произведение Бунина - это его Нобелевская речь. Плач по уничтоженной России, проклятие большевикам и Ленину, надежда на возмездие...
Валентина23 октября 2020, 13:16
Отрадно, что статью опубликовали именно 23.10, в день рождения великого русского писателя. Ибо всюду написано, что день рождения Бунина - 22.10, тогда как сам он 23.10.1940 года написал, что родился он в этот день, а не 22.10: "23.10. 40г… 70 лет тому назад на рассвете этого дня, по словам покойной матери, я родился в Воронеже на Дворянской улице…».
Олег23 октября 2020, 09:57
Слава Тебе, Господи. Лучше черти, чем Ленин». Не все ли этим сказано? Лучше с дьяволом,но против красных ...Вот Господь и не попустил белым победу.
Вячеслав23 октября 2020, 08:00
"Россия пропала не на чертову дюжину лет, а на десятилетия. " Куда она прпала? Я вот например там родился и жил... да и живу, а она оказывается пропала, не было её, значит и меня нет, и сайта православие.ру тоже
Анна23 октября 2020, 04:35
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Ивану, и сотвори ему вечную память. Благодарим Тебя, Господи, что Ты дал нам писателя, так любившего Россию и обладавшего таким талантом и порядочностью. И как невыносимо, что до сих пор, даже в православной среде, находятся поклонники ссср, и ни подвиг новомучеников, ни страдания и гибель миллионов людей, ни гонения на веру, ни разрушение культуры и жизненного уклада для них ничто.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×