Самочинное и неожиданное действие архиепископа Кипрского

Архиепископ Кипрский Хризостом II Архиепископ Кипрский Хризостом II Своим самочинным и неожиданным действием архиепископ Кипрский Хризостом признал раскольнического архиепископа Украины Епифания. Это произошло во время хиротонии епископа Арсинойского Панкратия 24 октября 2020 года в монастыре Божией Матери Хрисороятиссы, где новорукоположенный является игуменом. Не поставив предварительно в известность ни одного епископа, к большому и неприятному изумлению всего епископата, принимавшего участие в Божественной литургии и хиротонии, на великом входе архиепископ помянул Епифания. Поминание повторил и диакон при оглашении диптихов.

Признанием раскольнического архиепископа Украины архиепископ Кипрский полностью проигнорировал соборный строй и попрал священные каноны. Накануне в пятницу, 23 октября, во второй половине дня состоялось заседание Священного Синода под его председательством. Никаких объявлений со стороны Блаженнейшего Хризостома, ни даже намеков на то, что он совершит на следующий день, сделано не было. За заседанием последовало наречение епископа Арсинойского, а затем было предложено традиционное угощение. И во время него, и во время бесед не по протоколу архиепископ также ничего не сказал.

Признанием раскольников архиепископ проигнорировал соборный строй и попрал священные каноны

Уже имели место первые протесты в связи с действием архиепископа. В своем общем заявлении митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамассоский Исаия и епископ Амафунтский Николай подчеркивают, что своим деянием Архиепископ Кипрский нарушил соборный строй. Они призывают его отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние и для рассмотрения этого вопроса требуют созыва чрезвычайного заседания Синода. 34-е правило святых апостолов понуждает любого предстоятеля Церкви «ничего не совершать без ведома всех его собратьев-епископов», а 37-е обязывает собор епископов «собираться на заседания, рассматривать догматы благочестия и разрешать возникающие церковные разногласия».

Но остается открытым вопрос: по какой причине архиепископ Кипрский, который до субботы 24 октября 2020 года выказывал благоразумие, благородство и ответственность как в церковных темах, так и в национальном вопросе, пошел на это антицерковное действие? На заседании Синода 9 сентября Блаженнейший Хризостом повел речь о признании Епифания в качестве предстоятеля раскольнической церкви Украины, но после того, как митрополиты аргументированно объяснили, к каким последствиям для Православной Церкви и для Республики Кипр это приведет, было принято решение обсудить этот вопрос более пространно на ближайшем заседании Синода. Однако вместо созыва Синода имело место одностороннее и без какого-либо уведомления его членов признание архиепископом раскольнической церкви.

Архиепископ Кипрский скомпрометировал себя заявлением, которое сделал после признания Епифания. Он согласился с тем, что все это время не признавал его и что вместе с архиепископом Албанским взял на себя миссию посредника, чтобы решить вопрос с расколом, который возник из-за признания Фанаром украинских раскольников. В этом заявлении архиепископ произнес такие знаменательные слова: «Я имел намерение соблюдать нейтралитет в данном споре (между Константинопольским и Московским Патриархатами. – Ред.)». Посреднические усилия не продвинулись далеко из-за осложнений со здоровьем предстоятеля Кипрской Церкви, но сам он оставался тверд в своем мнении соблюдать нейтралитет в этом споре и был сторонником созыва Всеправославного Собора предстоятелей для разрешения украинского вопроса. Но приблизительно через два года изменил свое мнение и пришел к тому, что в этом споре нужно занять позицию (?) в пользу Фанара, причем не поставив об этом в известность членов своего Священного Синода.

Помимо попрания канонов архиепископом, признание ставит на повестку дня и серьезнейший нравственный вопрос. Во-первых, сам архиепископ Кипрский в частных беседах говорил о том, что патриархи Варфоломей и Кирилл должны отказаться от собственного эгоизма и позаботиться о благе Церкви. Сегодня он показывает, что поддерживает эгоизм Вселенского патриарха… И во-вторых, в 2018 году в торжествах 1030-летия Крещения Руси в водах Днепра, организованных Русской Церковью, принимала участие и Кипрская Церковь, а архиепископ Кипрский Хризостом направил послание Патриарху Московскому Кириллу, в котором отметил, что «в церковном отношении Киев никогда не должен отделяться от Москвы». Что же произошло, что сегодня он так скомпрометировал себя своей непоследовательностью?!

В Православной Церкви действуют священные каноны, Истина, Правда, Любовь, а не тенденциозность. Своим действием архиепископ только усиливает впечатление того, что Вселенский патриарх жестоко угнетает православный мир с помощью США и своих «послушников» – предстоятелей греческих Православных Церквей. До сего дня раскольника Епифания признали только греческие предстоятели: патриарх Александрийский и архиепископы Кипрский и Элладский. К своей чести последовательно в каноническом отношении ведут себя греческие предстоятели Иерусалимский и Албанский.

До субботы 24 октября 2020 года за все время своего архиепископства в церковных делах Блаженнейший Хризостом всегда поступал с оглядкой на выгоду Церкви, никогда при этом не забывая и о национальном вопросе. Вопрос «Православной церкви Украины» есть по сути вопрос геополитический, и до 24 октября 2020 года архиепископ Кипрский не желал следовать за Вселенским патриархом в признании Епифания. Ему известно, что, по мнению Фанара, в его же интересах отождествлять себя с геополитическими интересами Ватикана, США и ЕС, но также и то, что подобная логика для Кипра не работает.

Блаженнейший Хризостом также очень хорошо знает, что в своем национальном вопросе Республика Кипр должна сохранять баланс и иметь хорошие отношения как с Западом, так и с Россией. А еще ему известно, что если Республика Кипр еще остается независимым государством и равноправным членом ЕС, то этим она обязана и России. В 2004 году, будучи митрополитом Пафским, нынешний архиепископ руководил Синодом Кипрской Церкви из-за болезни тогдашнего архиепископа. И тогда в своем послании к патриарху Московскому Алексию он просил его ходатайствовать перед президентом Путиным о том, чтобы Россия наложила вето в ООН, дабы эта организация не приняла в качестве своего официального решения план К. Аннана, который продвигали великие державы Запада. И в самом деле, Россия тогда наложила вето на документ. А когда приснопамятный президент Кипра Тассос Пападопулос приезжал в Москву на вручение присужденной ему премии, он поблагодарил президента России за позицию, которую та заняла в ООН, да и вообще против плана Аннана, на что тот ответил: «Мы услышали нашу Церковь, которая услышала и присоединилась к вашей Церкви».

В национальном вопросе требуется соблюдать тонкий баланс и особенную осторожность, чтобы избежать вреда. Действие архиепископа Кипрского 24 октября 2020 года серьезно озадачило всех тех, кто наблюдает за агрессивными проявлениями Турции в отношении Республики Кипр и желали бы иметь поддержку всех государств, независимо от имеющихся между ними разногласий.

Георгий Н. Папафанасопулос
Перевел с греческого священник Анатолий Чуряков

27 октября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ослепление ложным единством: призыв к православным грекам Ослепление ложным единством: призыв к православным грекам
Священник Захария Линч
Ослепление ложным единством: призыв к православным грекам Ослепление ложным единством: призыв к православным грекам
Священник Захария Линч
Единственный способ спасения для человека – это быть единым со Христом. Никакая национальная генеалогия не спасет человека, какой бы великой она ни была.
Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире
Рождественская беседа с почаевской братией
Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире
Рождественская беседа с почаевской братией
Нужно помнить, если даже новосозданное религиозное объединение признает весь мир, нас не должно это пугать.
Кипрская Церковь как арбитр в украинском церковном вопросе Кипрская Церковь как арбитр в украинском церковном вопросе
Михаил Шевченко
Кипрская Церковь как арбитр в украинском церковном вопросе Кипрская Церковь как арбитр в украинском церковном вопросе
Михаил Шевченко
Празднование тезоименитства митрополита Онуфрия стало демонстрацией поддержки Поместными Церквями канонической Церкви на Украине. Особый резонанс вызвали высказывания и действия представителей Кипрской Церкви.
Комментарии
Денис29 октября 2020, 19:35
Константин, согласен с вами. Безбожный либерализм опаснее научного атеизма, вместо прямых гонений на Церковь тонкий яд разлагающий изнутри. Нужно прославление новейших исповедников и мучеников, защищающих Церковь от нового врага, который здесь и сейчас, а не в далёком прошлом.
м.Савва28 октября 2020, 23:32
Кафолическая Церковь есть правое и спасительное исповедание веры в Бога всяческих, Столп и Утверждение Истины, потому, по определению, болеть не может. Болеют люди, пусть и облаченные высшей церковной властью. Но отнимется у человека всякое оправдание..
Вадим К.28 октября 2020, 11:55
"Мировое Православие серьезно больно." Константин, оно серьезно больно уже 2000 лет, впрочем не Православие, а человечество, которому оно вверено. Все что мы видим и что Вы перечислили уже было, только с другими именами - нет ничего нового, а только забытое по невнимательности старое! Кто-то возвышался, потом падал, возвышался другой, но и он падал, а корабль Иисусов плывет, хотя и обуреваемый волнами, дальше, и так будет до Второго пришествия. Не надо понапрасну удивляться, только держись этого корабля с верой в его Кормчего и не удивляйся не утихающему под ним хождению волн - им должно ходить!
Леонид28 октября 2020, 10:57
Печально, что даже автор этой статьи в конце концов свел все к геополитике. Что свидетельствует о том, что греки как-то фундаментально не способны понять суть проблемы. При чем тут геополитика, если они признали, фактически, нерукоположенных мужиков за епископов? Их это не смущает?
Александр27 октября 2020, 20:53
Интересно было бы узнать, а какие канонические последствия для епископа или меры могут быть со стороны поместной церкви либо других церквей в этой ситуации? Вряд ли ему полагаются только критические статьи в интернете...
Александр27 октября 2020, 19:35
А может, нам уже следует называть вещи своими именами? В частности, называть "Вселенского Патриарха" Стамбульс3им епископом. Официально.
Константин27 октября 2020, 19:34
Всё у нас "неожиданно": то революция, то Варфоломей с томосом, то отречение Конаноса... Теперь вот Хризостом. А может надо трезво смотреть на вещи? Нет единого монолитного Православия. Мировое Православие серьезно больно. А действия Варфоломея, мне кажется, свидетельствуют об окончательной смерти Византии, то бишь Восточной Римской империи
Игорь, Киев27 октября 2020, 16:49
Своим самочинным действием киприот исторг себя из православия, а не только признал Епифания. Грекам "море по колено" . Мамона делает свое черное дело.Они св.отцов и не вспоминают.Одержимы гордыней и властолюбием.Статья и "нашим" и "вашим".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×