Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали историю о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Историю о том, как богатство этого мира может лишить человека бессмертного наследия и вечной жизни.
Жил человек, он одевался в порфиру и виссон – в дорогие ткани – и пиршествовал каждый день блистательно. Каждый день он устраивал встречи для себя и своих друзей и упивался своим богатством, властью, своими возможностями. А около его дома лежал нищий Лазарь. Это был больной и несчастный, брошенный всеми человек, он желал напитаться хотя бы крошками со стола этого богача. Но никто не приходил к нему, не оказывал ему любви, а только псы лизали его раны и так облегчали его страдания и избавляли его от одиночества.
И вот после смерти этот нищий был отнесен на лоно Авраамово. И грешник – богатый человек, – мучаясь в аду и видя бедного Лазаря наслаждающимся блаженством, обратился к Аврааму: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он хотя бы перстом омочил мой язык, чтобы мне стало легче». Но Авраам сказал: между нами и вами такая пропасть, что это невозможно. Тогда богач стал просить его послать Лазаря к братьям своим – этот человек был не один богат, у него было еще пять братьев, как он говорит. И, видимо, они тоже жили блистательно, одевались богато и проводили жизнь весело, наслаждаясь богатством и властью. И вот он просит, чтобы Лазарь явился к ним и предупредил о том, что их ждет, если они буду так жить и дальше. Но ему был ответ: если они не слушают Моисея и пророков, которых имеют всегда – через Божественное учение, через Священное Писание, через мудрых людей Божиих, – то когда и мертвый воскреснет, его не послушают.
Вот такая страшная история, которая касается каждого из нас. История о том, как богатство лишает человека спасения и наслаждения вечной жизнью. «Ты уже получил все хорошее в жизни своей», – отвечают этому богачу. Лазарь, получавший злое, теперь радуется, а ты страдаешь, ты горишь в аду, ты мучаешься. Мучается человек, потому что богатство, словно удав, связало его, как жертву, лишило его возможности видеть страдания ближнего. Между ним при жизни и Лазарем, который лежал, наверное, всего в каких-то 20 метрах от покоев, где этот человек устраивал блистательные пиры и собрания, была такая пропасть глубокая, что она и в другом мире, в жизни вечной превратилась в адскую пропасть, через которую не могут сообщаться праведники и грешники.
Богатство лишает разум способности воспринимать спасительное Божественное учение – вот что самое страшное
Мы живем в такое время, когда у людей много излишеств, много возможностей – хотя мы постоянно жалуемся и ропщем, – которых просто не было никогда. Люди посвящают огромное количество времени себе, услаждению плоти, и все возможности для этого становятся прямо-таки космическими. Еще несколько лет назад – лет 20 назад – было невозможно представить, что у человека будут такие возможности, чтобы ублажать себя. Столько вокруг будет пиршеств для тела и мысли, возможностей ездить, приобщаться к чему-то, объедаться каждый день, упиваться своими деньгами и свободой, что наши предки, когда бы это увидели, то просто не поняли бы, что это такое и зачем нам это нужно.
И при этом мы видим столько боли и страдания рядом с нами. Людям элементарно не хватает средств, чтобы выжить, чтобы воспитывать своих детей, и такая жуткая пропасть вырастает между нами, и все мы валимся в эту пропасть, и ничто нам не может помочь. Мы все время говорим о социальных бедах, о проблемах, а проблема одна: мы просто не можем освободиться от демона сребролюбия, который ослепил всех, в той или иной мере, и такую силу взял, какую, наверное, никогда не имел. Пусть говорят нам: «Так было всегда» – нет! такого всегда не было.
Богач из притчи одевался в порфиру и виссон – самые дорогие ткани, он вел себя, как царь: порфира – это такой царский тип одежды, а виссон – очень дорогая ткань, в нее в Египте заворачивали усопших фараонов – самых богатых людей. Богач из притчи был скорее всего не просто богатым человеком, но человеком, близким к власти. И человек этот был иудеем – так говорят многие толкователи, но и содержание его разговора с Авраамом об этом свидетельствует: «Отче Аврааме», – называет он Авраама своим отцом, а тот обращается к нему как к чаду. То есть человек этот был частью Божиего народа, знал и учение Моисея и пророков, все было у него для спасения, но богатство такую силу над ним возымело, что лишило его разум способности воспринимать все это. Вот это самое страшное.
«Притча о богаче и Лазаре». Графика
Самое страшное, что может сделать с человеком сребролюбие, – это лишить его разума. Он и смешон, и страшен в глазах окружающих и ужасен в глазах Божиих, но он этого не видит и не понимает, он только хвалится своим богатством, а его все вокруг ненавидят, даже те, кто рядом с ним находятся, но находятся с ним только из-за каких-то сребролюбивых помышлений. А когда он умирает, его хоронят блистательно, а потом плюют на его память и на его могилу. И это все заслуженно, потому что этот человек плевал во время своей жизни на Закон Божий, на спасительные слова Церкви, он улыбался и говорил: «Да-да, это понятно», – но поступал совсем иначе. Вот что делает с человеком богатство и сребролюбие, которые потихоньку, как яд, проникают в сердце каждого человека – и так диавол ищет вход, чтобы пленить его душу.
А мы должны очень внимательно стеречь свое сердце, стеречь свои мысли и думать о том, чем мы живем и для чего. Для этого у нас есть Моисей и пророки, для этого у нас есть Священное Писание – тот источник Божественной, спасительной благодати и знания, которое исцелит нас от любого диавольского замышления на то, чтобы уничтожить нашу душу.
Притча о богаче и Лазаре – это поучительная история не только для народа Божия, который окружал Христа и к которому в первую очередь Он обращался со Своей проповедью, но и для нас, христиан спустя 2000 лет, которым кажется, что мы все знаем и правильно живем.
Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он уверил нас в том, что Господь есть и что справедливость Божия существует, чтобы между нами и нашим ближним не разверзлась адская пропасть, чтобы все мы помнили слова Господа нашего Иисуса Христа, жили в любви и согласии и в Церкви Божией. Аминь.