Священник Варнава Пауэлл – известный православный миссионер, активно использующий для проповеди Православия современные средства коммуникации. Отец Томас Фрисби – священник Крестовоздвиженского прихода г. Феникс (штат Аризона), в прошлом протестант, как и отец Варнава. Павел Фотиу жил в греческом городе Арта, был раввином, но оставил иудаизм и вместе с семьей принял Крещение. А в афонском монастыре Симонопетра подвизался монах-китаец, ощутивший ущербность буддизма и нашедший полноту богообщения в Православии. Такие разные люди и разные судьбы, но схожие в одном: поиск Истины привел их в Православную Церковь. Их истории опубликованы сайтом прихода великомученика Георгия Победоносца города Прескотт штата Аризона (Греческая православная архиепископия Америки).
Очаг для Его пламени
История священника Варнавы Пауэлла
Священник Варнава Пауэлл Выросший в Пятидесятнической церкви будущий отец Варнава, а тогда Чарльз (Чак, как звали его близкие) уже молодым человеком знал, что хочет стать проповедником, потому что все влиятельные люди, с которыми он был знаком, выступали с кафедр и ему хотелось быть похожим на них. Церковь оказывала существенное влияние на его жизнь: живые службы, громогласные проповеди и эмоциональные призывы из алтаря волновали его юное сердце и усиливали жажду близкой встречи с Богом.
Он был регентом молодежного хора, и они с молодежной группой ездили по всему юго-восточному региону США – пели и проповедовали Благую Весть. Через несколько лет Чарльзу стало тяжело справляться с моментами, когда религиозная эмоциональность была «не на высшем уровне». Хотя молодой человек был в восторге от Христа, он начал сомневаться, знает ли он Иисуса или нет. Короткие и простые ответы не помогали; ему чего-то не хватало. В итоге будущий отец Варнава стал евангелическим христианином и начал увлеченно изучать богословие протестантской Реформации. Хотя ему это нравилось, но чем больше он изучал, тем больше убеждался, что чего-то все равно недостает. Затем Чарльз открыл для себя церковную историю.
Во время практики в «Церкви Христа» в Нашвилле штата Теннеси[1] Чарльз и младший пастор Дэн Скотт часами обсуждали богословие и историю Церкви. У них оказалось много общих вопросов. Дэн рассказал Чарльзу, что однажды во сне увидел себя в церкви, в которой были свечи, ладан и «картины на стене», и признался, что чувствовал сильное присутствие Божие. Еще в церкви были пожилые бородатые мужчины, один из которых спросил Дэна: «Где ты был?» По совету пастора Дэна будущий отец Варнава прочитал книгу «Православная Церковь» Тимоти Уэра (будущего митрополита Диоклийского Каллиста). История Православной Церкви показалась ему захватывающей и на многое открыла глаза. Он нашел обращенных в Православие людей и встретился с двумя из них.
К осени 1989 года Чарльз служил пастором и окормлял растущую евангелическую протестантскую общину «Церковь перворожденных» в Вудстоке штата Джорджия. Одновременно он работал промоутером в евангелической миссии «In Touch Ministries»[2] в Атланте. Каждую неделю Чарльз встречался со своим другом Родом, с которым они обсуждали богословие и разные книги о церковной истории. Узнав о ранней Церкви, Чарльз попытался внедрить свои новые знания в местной общине. К своему разочарованию, он понял, что богословие ранней Церкви несовместимо с богословием его деноминации – это было все равно что смешивать масло и воду. Они были просто несоединимы!
С 1992 года будущий отец Варнава начал вести дискуссии с людьми, которые приняли Православие. Его привлекали они и их пути. Как-то один из них пригласил его в православный храм города Индианаполис штата Индиана. Это был ошеломляющий, эмоциональный и волнующий опыт, потому что Чарльз нашел «историческую Церковь» в современной обстановке, которую искал.
Он был ошеломлен: он нашел то, что искал, – «историческую Церковь» в современной обстановке!
Следующие несколько лет он изучал, читал и экспериментировал с разными формами служения. В конце концов его поиски духовного пути пришли в противоречие с пасторским служением в Атланте. Дошло до того, что, когда приглашенный пастор молился за прихожан, Чарльз стал молиться, чтобы молитвы пастора не навредили общине! Он понимал, что должен сделать выбор, и сделал его. Оставив служение пастора, Чарльз вместе с семьей, лучшим другом и 20 другими семьями был присоединен к Православной Церкви через миропомазание в храме святой Марии Египетской (Православная Церковь в Америке) города Атланта в ноябре 2001 года. Их путь в Православие длился 9 лет, но они в результате оказались дома.
В августе 2007 года он с семьей переехал в Бостон штата Массачусетс, чтобы учиться в семинарии греческой православной богословской школы Святого креста[3]. 8 ноября 2009 года (через 8 лет после присоединения к Православной Церкви) отец Варнава был рукоположен во диакона в Благовещенском греческом кафедральном соборе Атланты (Джорджия) митрополитом Атлантским Алексием (Панайотопулосом). В марте 2010 года митрополит Алексий рукоположил отца Варнаву во иерея в том же соборе. По окончании семинарии отец Варнава был направлен на служение в греческий православный приход во имя мучеников Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских города Камминг штата Джорджия, где он и служит по сей день[4].
Жажда чего-то большего
История священника Томаса Фрисби
Боб (Роберт) Фрисби, по его собственным словам, был «спящим в постели христианином». Все его религиозное воспитание сводилось к молитвам перед сном и редким заходам в храм. Боб вырос, практически не зная, что значит быть христианином. Осенью 1974 года, когда ему было 16 лет, брат-близнец Боба по имени Билл погиб в автокатастрофе. После этого все в их семье стали христианами, а Боб оказался в баптистском колледже, где познакомился со своей будущей женой Лорел. В 1980 году они поженились, а еще через 5 лет Боб стал пастором в Южной баптистской конвенции.
В 1997 году финансовые проблемы и необходимость воспитывать трех дочерей-подростков побудили Боба и Лорел искать работу вне церкви. Хотя оба продолжали принимать активное участие в жизни церкви, Боб решил оставить служение и устроиться работать финансовым советником.
На протяжении лет Боб всем сердцем желал вернуться к полноценному служению, но ему приходилось трудиться в сфере финансовых услуг. Однако его стремление сопровождалось растущей неудовлетворенностью евангелическими / протестантскими церквями, в которые он ходил. Это подтолкнуло его к поиску чего-то отличного от знакомых ему церквей. Боб стал читать книги римо-католических авторов о духовной дисциплине и служении. И осознал, что ему нужно найти «историческую и литургическую» Церковь. Но вопрос заключался в следующем: какую именно?
Как-то один коллега Боба, католик, спросил, представляет ли он себя римо-католиком. Боб ответил: «Нет, но могу представить себя православным».
В 2009 году Боб узнал, что в соседнем городке действует православный приход. Он посетил Всенощную, и его покорили красота икон, аромат ладана и само богослужение, такое глубокое и содержательное. Он сразу понял, что нашел ту Церковь, которую искал. Его жена Лорел начала посещать богослужения вместе с ним и тоже решила, что это ее Церковь. На нее подействовали богатая традиция и благолепие православных богослужений.
Боб и Лорел были крещены в Православной Церкви – через 33 года после того, как Боб 18-летним юношей был крещен в протестантстве в баптистском лагере.
Позднее Боб, взявший в православном Крещении имя Томас (Фома), стал православным священником – отцом Томасом. Так сбылось его желание соединиться с исторической Церковью и заниматься служением. Сегодня он служит в Крестовоздвиженском приходе Румынской православной епископии Америки[5] города Финикс штата Аризона.
Как три видения привели иудея в христианство
История раввина Павла Фотиу из Греции
Среди многих обращенных в Православие был иудейский раввин Павел Фотиу из еврейской общины в греческом городе Арта. Он был обращен из иудаизма и крещен в Православной Церкви вместе со своей семьей в 1952 году. Архимандрит Нектарий (Зиамполас) поделился необычайной историей обращения раввина в Православие:
«Я познакомился с Павлом Фотиу в святых церквях Афин, где он проповедовал… Когда он говорил, мы слушали его с благоговением и волнением… Он жил, сосредоточившись на сакраментальной жизни Церкви».
Далее архимандрит Нектарий рассказывает, как началось обращение раввина Павла в Страстной четверг в одной из церквей Афин во время чтения отрывка из Евангелия от Марка (27: 24–25). В этом отрывке сначала Понтий Пилат заявляет, что он не виноват в пролитии крови Христа, на что евреи возглашают: «Кровь Его на нас и на детях наших».
Эти слова так сильно поразили Павла, что он потерял сознание и упал на пол! Доктор привел его в чувства, и Павел смог подняться и достоять до конца службы. Стоявшие рядом люди подумали, что Павел упал в обморок из-за долгого стояния, но на самом деле причиной было осознание, что отвержение евреями Христа как обещанного Мессии означало, что и он сам живет в том же отвержении. И его сердце вскоре обратилось к истинной вере.
Обращение Павла началось с трех сонных видений, в которых ему являлся Иисус. В первом Павел увидел три слова, написанные на куске пергамента: «Вера, свобода, народ». Перед ним появился Господь и показал фотографию с изображенными на ней 360 людьми, повелев ему: «Покайся в грехах своих отцов, которые Меня распяли». Затем Иисус показал раны от гвоздей на Своих руках и исчез.
Перед ним появился Господь и повелел: «Покайся в грехах своих отцов, которые Меня распяли»
Примерно через два месяца, в Великий четверг, Павлу было второе видение. В тонком сне он увидел уничтоженных в Германии своих родственников: они вместе ели трапезу, когда раздался стук в дверь. Это был почтальон с письмом для Павла. Вместе с письмом было то же фото с 360 людьми. Неожиданно Павел услышал голос, повелевавший: «Бери семью и иди со Мной… Покайся и иди со Мной, чтобы спастись». После этого вера Павла стала настолько пламенной, что он умолял своих близких поехать вместе с ним к митрополиту Серафиму, чтобы пройти катехизацию и принять Крещение.
Затем Павел узнал от друга, что иудеи в синагоге угрожают его выгнать, если он посмеет пойти на субботнюю службу в храм. Он избежал этого и на третий день Пасхи поехал к митрополиту и торжественно пообещал, что он и его семья будут верны Церкви Христовой. Примерно через 40 дней Павел сподобился третьего видения. Он услышал стук в дверь своей комнаты. Открыв дверь, увидел Спасителя, державшего в руке кусок ткани, пропитанной елеем. Господь крестообразно помазал лицо Павла и сказал: «С завтрашнего дня ты будешь Моим. Кто бы ни появился – не бойся, ибо Я буду в тебе».
Павел сразу проснулся и рассказал жене и другим членам семьи о видении. Он велел им не терять бдительность и оставаться непоколебимыми, особенно когда принесут деньги на следующий день. И действительно, весь Совет общины явился к Павлу, предлагая огромные суммы денег и убеждая вернуться в синагогу. Но Павел оставался стойким, как велел ему Господь: он связался с митрополитом Серафимом, чтобы принять Крещение вместе с семьей.
В воскресенье 8 июня 1952 года, на праздник Пятидесятницы по православному календарю, Павел и его семья в присутствии почти 3000 человек с радостью приняли Православие через Крещение.
Общение с Богом
Почему буддист из Китая стал монахом на Афоне
Друг может быть много кем: наперсником, утешителем, хранителем секретов или тем, кто подбодрит, когда ты в подавленном настроении. Такой человек счастлив, когда счастлив ты, и грустит, когда ты грустишь; он всегда подставит плечо, чтобы ты мог в него поплакаться. Дружба есть один из величайших способов общения в мире. Друг может появиться практически откуда угодно: школа, работа, спортзал… и даже вера.
Вот как послушник из Китая нашел своего Спутника-Бога.
Посещая монастырь Симонопетра на святой горе Афон, отец Ливий удивился, когда увидел там православного монаха-китайца. Зная, что основная религия в Китае – буддизм, отцу Ливию было очень любопытно услышать, как этот монах принял христианство.
Ответ ошеломил его.
– Брат, как ты, будучи китайцем и представителем такой великой культурной традиции, избрал православное христианское монашество? Ты был буддистом?
– Да, конечно, я был буддистом.
– Что же привлекло тебя в христианстве?
– Общение с Богом!
Несомненно, видя удивление на лице отца Ливия, монах стал объяснять ему: основное различие между буддизмом и христианством – богообщение.
– В буддизме, – говорил монах, – ты остаешься один в своей брани, особенно в борьбе с самим собой. А в христианстве у тебя есть Бог. Он твой Помощник, Товарищ и Спутник на проходимом тобой пути. Он любит тебя, заботится о тебе и слушает тебя, когда тебе нужен собеседник. Это отношения во всех смыслах.
«В буддизме ты остаешься один в своей брани с самим собой. А в христианстве у тебя есть Бог – твой Помощник»
Слова монаха оставались в памяти отца Ливия, когда он слег с сильной простудой и ужасными болями, хотя врачи уверяли, что не находят ничего плохого. Эти слова оставались с ним и когда он узнал, что у его дяди рак, развившийся из-за вредных привычек. Во время этих испытаний священник понял, как важно иметь Бога своим Собеседником и знать, что Он всегда выслушает и будет внимателен к твоим чувствам.
Необходимость знать, что есть Кто-то, Кто любит тебя, заботится о тебе и слушает, когда ты в нужде, заложена в каждом человеке, даже если его религия и не предполагает веру в единого Бога. Как сказал святитель Григорий Богослов:
«Когда ты нездоров или когда чувствуешь себя таковым, то говори – говори, даже если никто не слушает».