Иллюстрация из Остромирова евангелия / Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Современный человек уделяет большое внимание правильному питанию. В магазине многие люди проверяют срок годности товара, изучают информацию о его составе. Они понимают: для того чтобы тело было здоровым, нужно выбирать натуральные продукты, а от вредной еды отказываться. Однако мало кто помнит, что в правильной пище нуждается и душа человека.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) неоднократно подчеркивал: все, что люди читают, воздействует на их внутреннее состояние. То же самое можно сказать и о просмотре фильмов. Если автор акцентирует внимание на порочных желаниях героев, то таким образом возбуждает страсти в душе человека. И напротив, если книга или кинокартина повествует о милосердии, смирении, покаянии, жертвенной любви, то такие произведения нравственно возвышают читателей или зрителей.
По этой причине святитель Игнатий советует остерегаться литературы не только очевидно развратной, но и содержащей лжеучения, сомнительные философские идеи, чтобы душа не отравлялась вредной информацией. Насколько мы внимательно читаем ту или иную книгу, настолько глубоко пропитываемся духом ее автора. Настрой самого писателя, его взгляд на мир, духовное состояние накладывают отпечаток на любые творения. Даже исторические факты преподносятся с оттенком авторского взгляда на событие. Потому перед началом чтения стоит подумать о последствиях изучения книги того или иного литератора, просмотра определенного кинофильма и т. д.
Что можно точно назвать полезной литературой? В первую очередь Священное Писание. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, все люди, «впадающие во множество грехов», постоянно нуждаются в этом чтении как в непрестанном утешении. Святой замечал, что «действием благодати Духа вещания Господа преданы письменно», чтобы человек получил оружие против страстей и избавился от вечной смерти.
Важно изучение творений святых отцов. Дальше по рангу идет богословская литература и произведения православных аскетов и духовных писателей, например, книги святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева), письма Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).
Можно ли назвать полезной художественную литературу? Всю — вряд ли. Среди таких произведений есть книги исключительно развлекательного характера: детективы, женские романы. Они будоражат чувства человека, но не побуждают его осмыслить собственный жизненный опыт, сделать нравственные открытия.
В то же время есть произведения, которые наводят на размышления об устройстве мироздания, призвании человека. Тем, для кого творения святых отцов — слишком «твердая пища» (см. Евр. 5:12), можно обратиться к произведениям русских классиков, например, к книгам Федора Достоевского.
Некоторые художественные произведения, кажущиеся на первый взгляд безвредными, развивают в человеке излишнюю мечтательность, мешают воспринимать окружающую реальность объективно. Например, записан такой случай. Девушка посетила Оптину пустынь. Там ей довелось общаться со старцем Варсонофием. Она была так вдохновлена образом жизни монахов, их смирением, доверительной беседой, что попросила дать ей постоянное послушание. Девушка хотела ежедневно исполнять его и, благодаря этому, помнить об Оптиной и ее насельниках.
— Ах, да ты мечтательница, воспитанная на Гончарове и Тургеневе, — улыбнулся старец. — Наберешь себе послушаний целый воз, да и не свезешь его!
Достижение смирения, видения своей души в истинном свете — кропотливый труд. Для аскетического подвига не хватит стремления подражать поступкам любимых литературных героев — он требует постепенности и постоянства.
Итак, что касается художественной литературы, нужно понимать, что даже в произведениях, ставших классикой, отражен внутренний настрой писателя. Создатели литературных произведений, как и мы, люди страстные. Каждый имел свое понимание мира, свои идеалы, свои цели жизни, и это он передал своим героям. В то же время записанные наставления святых отцов всегда благотворно воздействуют на душу читателя, ведь это слова людей, обретших благодать Святого Духа, и у них целеполаганием жизни было достижение единения с Богом.
Но почему же вместо полезной пищи иногда так хочется съесть вредные для здоровья чипсы, запить их газировкой? Потому что такая пища сделана не для насыщения, а для того чтобы доставить человеку удовольствие, быть приятной на вкус. В создание такого вида продуктов вложено большое количество денег, задействован труд специалистов, которые изобретают новые вкусы и заинтересовывают товаром людей.
Похожая ситуация и с выбором информации. Подчас глубоким произведениям человек предпочитает развлекательные книги, «одноразовые» фильмы и видеоролики, записи в социальных сетях, но не думает о последствиях. Информационный фастфуд вреден для человека, поскольку способствует формированию страстей: праздности, злорадства, зависти, тщеславия, гнева и многих других.
Греховные привычки, выработанные ежедневным чтением неполезной литературы и просмотром малосодержательных видеозаписей, проявляются в повседневной жизни. Человек постепенно начинает копировать манеру общения героев фильмов и развлекательных книг. Например, мужчина любит смотреть боевики. После просмотра очередного фильма он приезжает на парковку, а там, к примеру, возникает спорный вопрос с другими автомобилистами или охраной. Вместо того чтобы поговорить с окружающими, он оскорбляет соседа, выкрикивает обвинения в адрес сотрудников и даже вступает в драку с одним из них. Человек разгорячен, неспособен себя контролировать.
Напротив, чтение духовной литературы умиротворяет, успокаивает. Как признался один холерик, в моменты, когда возникают семейные разногласия, он старается уйти в другую комнату и почитать Священное Писание или наставления святых отцов. Через некоторое время он уже может спокойно разговаривать с близкими людьми.
Важно следить, чтобы наша жизнь постоянно поддерживалась «словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Согласитесь, человек всегда находит время, чтобы утолить голод. Как бы активно он ни работал, а всегда скажет: «Обед по расписанию!» Так же надо находить время на полезное чтение, потому что оно — важный элемент в строительстве спасения наших душ.