Святитель Августин Блаженный: «Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней».
23 ноября 2020 года состоится заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви.
Оно будет проходить на фоне крайне негативных и печальных событий. В первую очередь речь идет о принятии Архиепископом Кипрским Хризостомом единоличного решения поминать в диптихах Православных Предстоятелей руководителя «ПЦУ».
Этот самовольный шаг, который был сделан без согласования с членами Священного Синода, не только де-факто расколол Кипрскую Православную Церковь. Он также привел к невозможности осуществления молитвенного и евхаристического общения нашей Церкви с Архиепископом Кипрским.
С учетом этого многократно возрастает значимость итогов упомянутого заседания, а также вообще результатов урегулирования проблемы, вызванной действиями первоиерарха Кипрской Церкви. Ведь на данный момент в рамках соответствующей дискуссии решается два основополагающих вопроса.
Первый касается перспектив увеличения раскола мирового Православия. Кипрская Церковь может либо усугубить, либо не усугубить разрыв всеправославного единства. Это не просто ответственный, но и поистине судьбоносный выбор. Поскольку за его итоги придется держать ответ перед Богом. Фактически на чаше весов сейчас находятся верность Господу и готовность следовать курсу, легализирующему раскольников и уничтожающему основы Православного вероучения.
Второй вопрос упирается в тематику соборности. Соответствующее решение о поминовении «ПЦУ» было принято самочинно, методом волюнтаризма. И если оно не будет отменено, то возникнет прецедент установления главенства власти одного иерарха над соборным механизмом церковного управления. Де-факто речь идет о возможности утверждения формата «папизма» в конкретной Православной Церкви. К каким неблаговидным последствиям в перспективе может привести подобное развитие событий, уверен, объяснять не стоит.
Исходя из этого, можно смело сказать, что сейчас на плечи епископов Кипрской Православной Церкви возложен очень серьезный груз ответственности. От их позиции зависит как судьба соборности в их Церкви, так и ее единства.
Пусть Господь дарует им мудрости, сил и мужества сделать правильный выбор!