Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали о том, как один законник приступил ко Христу, искушая Его, с вопросом: «Как мне жить, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь же спрашивает у него: «А что написано об этом в законе?», и тот отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». И Спаситель говорит ему: «Так поступай, и будешь иметь жизнь вечную». А этот законник, желая оправдаться, потому что жизнь его, видимо, не соответствовала тому, что он читал в законе, спросил лукаво у Христа: «А кто мой ближний?», и на это Господь рассказал ему историю – притчу.
Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они напали на него, ограбили, избили до полусмерти и оставили лежать на дороге еле живого. Мимо проходил священник и не обратил внимания на этого бедолагу, ничего не сделал. Потом шел левит, тоже человек, который особым образом был близок к храму, к служению Богу. Он подошел, посмотрел на этого несчастного и тоже прошел мимо. И вот ехал самарянин – еретик, человек, с которыми иудеи не общались. В Евангелии есть несколько мест, где и Христос Сам встречается с самарянами, и уже из Евангелия мы знаем, что к ним иудеи относились с презрением, как к предателям веры, как к людям, извратившим истинное Богопочитание. Самаряне знали что-то об истинном Боге, но у них было много языческих примесей к этому, и иудеи их чурались. Так вот этот самарянин увидел несчастного – а избитый был иудеем, – сжалился над ним, обработал ему раны и перевязал их, посадил на своего осла и отвез в гостиницу. И в гостинице служил этому несчастному человеку, а потом ему надо было ехать по своим делам, и он гостиничному дал деньги и сказал, что если он потратит больше на лечение и содержание того человека, то он ему потом возместит расходы.
И Господь спрашивает у законника: «Так кто же был ближний этому несчастному?», и он Ему отвечает: «Тот, который сотворил ему благо». «Иди и ты поступай так же, и будешь жить», – говорит Господь (см.: Лк. 10: 25–37).
В этой притче мы видим обличающее слово Господа нашего о нас, современных христианах. И в то же время мы видим, кто этот ближний. Мы вдруг понимаем, что человек, далекий, казалось бы, от Церкви, может оказаться намного более верным последователем Христа, чем мы. Нам кажется, что мы правильно живем: постимся, соблюдаем молитвенное правило, приходим на исповедь, жертвуем что-то на храм – жизнь наша ровная и правильная. Но если бы это было так, то не было бы такого количества страдающих людей вокруг. Вот в Москве много храмов, и нам свойственно гордиться этим. Но мы начинаем гордиться не только из-за этих храмов, но и вообще. Наши предки сделали многое, и мы очень гордимся этим и иногда так смотрим на мир: «Есть мы, а есть они. И мы лучше, конечно!» Лучше мы именно потому, что наши предки совершили такие подвиги, что у нас такая великая страна, что мы сохранили православную веру. Но если бы это действительно было так, то не было бы такого количества брошенных детей, брошенных стариков, живущих в совершенно ужасных условиях.
В притча о добром самарянине – это обличающее слово Господа о нас, современных христианах
Сколько до революции в России, в Москве было разных ночлежных домов, благотворительных заведений! Как богатые русские люди всегда помнили об этом. И до сих пор есть в Москве эти прекрасные здания, просто они уже используются другими людьми для других целей. Даже есть такие здания, где есть и храмы домовые, но они сейчас чьи-то офисы. А когда-то люди, которым Господь посылал богатство, помнили о том, что такое настоящая христианская жизнь, и тратили это богатство на то, чтобы ближние могли научиться что-то делать, на то, чтобы бедные люди, оказавшиеся в столице, имели, где есть, где спать. И никто этих людей не заставлял, никакое государство никакими налогами не привлекало их к этому, просто их христианская совесть подсказывала им, что значит любить Бога и что значит любить ближнего.
Если мы ближнего не любим, который рядом с нами, то мы не можем любить Бога, и все наше внешнее благочестие – это такое же фарисейское поведение, которое было присуще тем людям, что все время искушали Христа, которые знали закон Божий, но по нему не жили.
О чем еще говорит нам эта история? О том, что ближнего своего мы должны видеть и в человеке, который, может быть, вовсе и не церковный и не знает ничего о Боге, но его сердце открыто для милосердия и любви. Конечно, это не значит, что в первую очередь мы должны любить каких-то дальних людей; мы должны в первую очередь быть христианами и любить ближнего своего. А как часто христиане христиан ненавидят! Другие люди смотрят на нас и говорят: «Какие же вы христиане? Вы между собой не можете жить в мире, а учите нас, как нам жить». И так хулится имя Христово, хулится и Церковь. А все от того, что мы не находим в себе сил и времени послужить своему ближнему, хотя это на самом деле совсем несложно.
Ближнего своего мы должны видеть и в человеке нецерковном, не знающем о Христе
Нам хочется познать тайны спасения: мы читаем святых отцов, мы тратим много времени на усердные молитвы, мы копаемся в своей душе, чтобы очистить ее в покаянии. И так же, как священник и левит из притчи, проходим мимо ближнего своего – это ужасно и страшно. Это говорит о том, что спасение очень далеко отстоит от нас и что наше христианское общество больно – больно тяжело, но будем надеяться, что не смертельно.
Апостол говорит сегодня: будьте достойны того звания, в которое вы признаны. Будьте едины в этой любви к Богу. Один Бог у вас должен быть, и вы должны жить в этом единстве любви и веры (см.: Еф. 4: 1–6). Но это единство возможно, только если будет настоящая и деятельная любовь к ближнему, которая есть любовь к Богу Творцу. Аминь.