В беседе с Никодимом Христос говорит о цели Своего пришествия на землю: Он родился и принял наше естество, чтобы преобразить человеческую природу, пораженную грехом. Только преобразившийся человек может воспринять спасение, которое Господь дарует ему.
Именно для этого Сам Бог, который сотворил мир, «действительно приходит», говорит богослов Клайв Льюис, «и вторгается, покушается на самую вашу личность, убивает в вас старое естество и заменяет его Своим».
Когда один из еврейских старейшин Никодим увидел чудеса, которые совершал Христос, он был поражен ими настолько, что решил встретиться со Христом и узнать, в чем смысл Его служения. Никодим приходит к Нему ночью, боясь санкций еврейских религиозных властей. Кроме того, ночью никто не будет отвлекать их во время беседы своими просьбами и не помешает их разговору. Но еще важно, именно ночь — удобное время для глубокой содержательной беседы. Никодим уважительно обращается к Христу «Равви» (Учитель), потому что понимает, что чудеса, которые творит Христос, «никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Он расспрашивает Господа о Его учении и хочет узнать о пути, ведущем в Царство Мессии.
Видя сердечное желание этого человека к познанию, Господь сразу говорит о главном: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Двойным повторением в начале фразы слов «истинно, истинно» Христос подчеркивает особую важность того, что Он сказал.
Но что должен был понять Никодим из этих слов Христа? То, что если для жизни на земле человеку надо пройти путь земного, естественного рождения, то и для того, чтобы воспринять Небесное Царство Бога, тоже надо родиться, но особым образом — «свыше». Только у того, кто родился свыше, появляется возможность увидеть Царство Бога. Веры на словах или просто «в душе» для этого недостаточно. О такой вере Христос говорит: «Не всяк глаголяй Ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже (есть) на небесех» (Мф.7:21). Воля же Отца состоит в том, поясняет святитель Кирилл Александрийский, чтобы человек стал причастным Святому Духу.
Никодим не понимает слов Христа, и тогда Господь поясняет: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Итак, Христос подчеркивает, что для обретения вечности человеку надо родиться «от воды и Духа». В Церкви обычно Таинство крещения и Таинство миропомазания совершаются вместе, и священник, помазывая Святым Миром, произносит слова: «Печать дара Духа Святаго». И заканчивает эту формулу словом «аминь», то есть истина.
Крещением мы умираем для прежней жизни, получаем оставление грехов и рождаемся для новой жизни — соединяемся с Христом. А в Таинстве миропомазания Святой Дух сходит на человека. Это таинство называют «личной Пятидесятницей». Как в праздник Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков, так и в Таинстве миропомазания он нисходит на каждого крещеного человека. Сходя на человека, Дух Святой воздействует на его ипостась (сущность, личность), помогает человеку раскрыть именно его дарования, пойти именно его путем к Богу.
Во время Таинства мы запечатлеваемся «печатью дара Духа Святого» и потом либо даем Святому Духу действовать в нас, раскрываем печати Духа, то есть реализуем дарования, которыми Дух нас запечатлел, либо не даем Ему в нас действовать, и тогда воспринятые таинства остаются для человека бесплодными.
Неслучайно святой Амвросий Медиоланский говорит, что через таинства Крещения и Миропомазания мы «обретаем надежду жизни вечной». Святитель в этих словах подчеркивает: «надежду», а не гарантии. Гарантии о том, что всякий крещеный спасется, никто не даст, а надежда на спасение есть у каждого, кто крестился.
Чтобы эта надежда реализовалась, человеку необходимо внутренне преобразиться, кардинально обновить всю свою жизнь. Святитель Иоанн Златоуст, исследуя беседу Христа с Никодимом, обратил внимание, что, когда Бог творил земной мир, Он сотворил человека последним — как завершающий этап: «Уже по совершении творения наконец был создан человек». А ныне, когда сотворяется наше спасение, напротив, «новый человек творится прежде новой твари: сперва он рождается, а потом уже мир преобразуется». Сотворение нового Божьего мира — нового неба, новой земли и нового Иерусалима — начинается с человека. Вначале самому человеку надо преобразиться, чтобы быть способным увидеть эту новую реальность, стать ее участником, — вот о чем Господь говорит Никодиму!
Но почему при творении земного мира Бог создает человека в конце, а новый преображенный мир начинает творить с «нового», как выражается Златоуст, человека? При творении земных реалий человек был сотворен последним, но пал первым. Его душа и тело изменились настолько сильно, что Адам уже не мог оставаться в раю. Образно говоря, он уже не мог дышать воздухом рая, ему требовались другие, более грубые условия для жизни, соответствующие его огрубевшей, исказившейся природе.
Поэтому вслед за падением человека изменилась вся природа, весь окружающий человека мир. Вернее, Господь его изменил, чтобы условия жизни человека соответствовали его состоянию. Так что из-за грехопадения человека изменяется не только его тело и душа, но и состояние окружающей природы. Мы стали такими, что могли выжить только в огрубевшем состоянии природы.
И теперь, чтобы все вернуть в изначальную гармонию, которую сотворил Господь, надо сначала восстановить человека, а потом уже природу. Если сначала изменить природу, то человек, будучи неготовым, просто не сможет в ней существовать. Но если мы будем меняться, то будет меняться мир вокруг нас. Поэтому Апостол Павел пишет, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22).
Мир — не механический набор атомов, а живой организм, он мучается, ожидая восстановления человека. Говоря о мучении твари, апостол использует глагол, означающий родовые муки. То есть мир ждет преображения человека через его рождение свыше, потому что только оно даст твари возможность собственного преображения из нынешнего страдательного состояния в новое — райское, блаженное.
Объективно преображение человека осуществилось в Господе Иисусе Христе. Теперь оно должно произойти в каждом из нас: мы должны стать причастны Христу. А это возможно через действие Духа Святого, который в Крещении открывает нам путь этого преображения, дает Свою силу для жизни во Христе и ведет нас в жизнь вечную. Вот почему исполнение воли Божией состоит в том, чтобы каждый из нас стал причастным Святому Духу. Ведь Павел далее говорит, что не только природа, «но и мы сами, имея начаток Духа, … в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23).
В земной жизни состояние нашей природы не изменится. Она остается тленной и смертной. «Искупление тела нашего» от тления — это реальность, которую человек воспримет уже в вечности: умершие — через воскресение, а те, кто доживет до Второго славного Пришествия Господа Иисуса Христа, — через таинственное изменение природы, которое произойдет в этот момент.
Здесь, на земле, мы можем изменить только направление своей воли — двигаться к Богу или не делать этого. Конкретная человеческая ипостась имеет возможность перенацелить свое стремление, но состояние нашей природы, тела, остается таким же. Однако если человек избирает Бога и начинает стремиться к Нему, то постепенно будут меняться и его намерения, слова, дела — его образ жизни. А дальнейшим развитием этого процесса после всеобщего воскресения будет изменение природы человека. И когда произойдет Второе пришествие Христа, всеобщее воскресение и Страшный Суд, когда изменится состояние человеческой природы, тогда изменится и состояние остального физического мира.
С этой точки зрения нам становится понятен таинственный ответ Господа преподобному Антонию Великому. Святому было непонятно, почему столь разные судьбы у людей: одни рождаются в богатстве, другие — в нищете, одни умирают в юном возрасте, другие живут до старости, почему столько несправедливости в мире и многие другие подобные вопросы занимали его. Но, несмотря на то, что святой Антоний уже явно был не лишен Духа Святого, был осенен Божественной благодатью и способен углубляться в рассматривание тайн Божиих, вместо ответов на свои вопрошания ему последовал с неба глас: «Антоний! Это — судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай».
В этих словах выражено то, о чем Христос говорил Никодиму: не смотри по сторонам, потрать время и силы на свое преображение, самое главное, чтобы была перемена в тебе. Ради этого родись свыше — от воды и Духа, для жизни во Христе. И начни соработничество с Богом в деле своего спасения.