Параллели истории,
или Про то, как заглянуть в глаза мученикам церковного календаря

Диоклетиан Диоклетиан При всех различиях, в их судьбах много общего. Даже как будто бы с мистическим символизмом их дни рождения следуют один за другим: 21 и 22 декабря. Хоть и с разницей в 1635 лет.

Оба были из бедных семей: один был внуком крепостного, другой – внуком раба. Один в юности бежал от нищеты в солдаты революции, а другой – в солдаты римского легиона. Один примерно в 40 лет вошел в правительство новой революционной империи, другой в 40 лет стал императором. Оба возглавили великие империи. Каждый из них вывел свою державу из хаоса и анархии, устроил новую «эффективную модель управления», нарастил военную мощь, остановил германское нашествие, расширил и утвердил границы, сделал авторитет своей Родины незыблемым в мире.

И каждый из них искупал свою Отчизну в крови. В первую очередь в крови христиан. Каждый из них воздвиг гонения на Церковь Христову и даровал Царствию Небесному тысячи мучеников.

Каждый был скромен и аскетичен в быту, будучи фанатиком своего дела, в жертву которому он отдал свою жизнь и многие жизни своих сограждан. Про одного спустя десятилетия будут рассказывать, что после него остался один костюм. Про другого спустя полторы тысячи лет будут рассказывать, как он променял власть над империей на возможность своими руками выращивать капусту. Каждый оставит после себя загадку: умер ли он своей смертью или был отравлен…

Секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин и император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Люди разных эпох и судьбы, но имевшие столько общего.

Каждый день, открывая церковный календарь, мы находим связанные с ними имена мучеников:

19 декабря: св. Афинодора, которого около 304 года «растягивали между двух столбов и все члены тела его опаляли горящими свечами; подкладывали ему под мышки раскаленное железо, а ноздри его проткнули заостренными спицами; потом распростерли его на разожженной медной доске, которая, однако, чудесным образом охладилась; потом его бросили в раскаленного медного вола и подвергали его многим другим истязаниям…», а также святых Сергия Голощапова, Михаила и Сергея Успенских,

Никифора Литвинова, Галактиона (Урбанович-Новикова), Гурия (Самойлова), прошедших через пытки и расстрелянных в 1937-м году. Загубленных тюрьме Иоанна Демидова (1937), Петра Крестова и Василия Мирожина (1941).

20 декабря: св. Сергея Орлова (1937).

21 декабря: Василия Ягодина и Александра Буравцева (1937).

Одни были расстреляны и заморены, будучи включенными в «сталинские списки», на которых стояла личная подпись вождя. Другие – по решению созданных в НКВД троек, предусмотренных подписанным им же решением Политбюро.

Встречая явление «православных сталинистов», я думаю, что это люди, которые запутались в системе ценностей

В судьбах правителей были, конечно, и большие различия: Диоклетиан гнал христиан до конца, сколько мог. Сталин снизил жесткость гонений в 1942-м году, когда Церковь сочли полезной для государства…

Встречая явление «православных сталинистов», я думаю, что это люди, которые запутались в системе ценностей и теперь разрываются между ними. Они любят и Церковь, и страну. Они считают, что Россия должна быть великой державой. А раз Сталин победил Гитлера, укрепил СССР, «избавился от троцкистов» и «оставил ядерную бомбу», то это относит его к категории положительных героев черно-белого мира… Из этого стремления упростить историю, обелить того, кто в их понимании «сыграл положительную роль в истории», и рождаются легенды про «тайного православного», увеличивается роль Сталина в достижениях его эпохи и уменьшается его роль в репрессиях и гонениях на Церковь. Возникает упрощенная формула оценки прошлого: «Всё хорошее – от Сталина; всё плохое – от троцкистов». При подобных спорах я всегда привожу пример Диоклетиана, усилившего машину империи, но погубившего стольких невинных…

Может быть, мы встретим христианских мучеников там, на Страшном Суде, у Божьего Престола. И, глядя в глаза расстрелянным и замученным, распятым и скончавшимся от тифа в тюремных бараках, мы получим возможность рассказать про «соху и ядерную бомбу»… Если осмелимся в эти глаза заглянуть.

Павел Даровский,
администратор Телеграм-канала «Лабарум. Сим победиши»

22 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мой суд Мой суд
Ирина Ратушинская
Мой суд Мой суд
Ирина Ратушинская
Весной 1983 года судили Ирину Ратушинскую – поэта, писателя, православную христианку. Об этом суде, на котором запугивались свидетели, показания давали даже покойники, а живые лишались права голоса, – ее записки.
Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Андрей Горбачев
Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Андрей Горбачев
История упрямая вещь. И забвение ее уроков чревато необходимостью повторять забытое на собственном опыте.
Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия
Протоиерей Владислав Цыпин
Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Почти два десятилетия Диоклетиан весьма терпимо относился к христианам. Более того, христианами были некоторые придворные вельможи, а также многие центурионы, военные трибуны и высокопоставленные чиновники. Радикальная ревизия религиозной политики, произведенная Диоклетианом в 303 году, современникам представлялась внезапной и даже загадочной. У историков однозначного ответа на вопрос о причинах столь резкого изменения отношения к христианам тоже нет.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×