19 декабря 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24», где мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владимир Путин, на днях встречаясь с министром культуры Ольгой Любимовой, поднял вопрос архитектурных памятников. В очередной раз он говорил о необходимости вернуть часть строений Русской Православной Церкви на территории Александро-Невской лавры. О каких именно строениях идет речь и какая предыстория у этого вопроса?
Митрополит Иларион: Предыстория этого вопроса начинается в середине XIX века, когда в качестве части комплекса зданий Александро-Невской лавры был построен настоятельский келейный корпус, а затем братский келейный корпус. Эти здания не возвращены Александро-Невской лавре, там сейчас жилые квартиры. Насколько известно, часть жилого фонда принадлежит государству, а часть — частным лицам. Это вопрос, который будет обсуждаться. Я думаю, что решение будет приниматься с учетом всего комплекса проблем.
Если говорить в целом о том, как используются здания, изначально построенные для церковных нужд, то, конечно, по всей территории России сохраняется очень много таких зданий. В собственность Церкви, как правило, возвращаются только те здания, которые являются государственной собственностью, и те, для нынешних обитателей которых можно найти новое место жительства или новое место работы.
Е. Грачева: Владыка, Верховный суд Соединенного Королевства официально запретил подросткам до достижения совершеннолетия делать операции по смене пола. Поводом послужила ситуация с Кирой Белл. Мы эту девочку обсуждали: она в 16 лет решила сменить пол и уже после операции и курса гормональных препаратов, в 23 года, решение поменяла. Суд уже поставил точку в этой истории, но в Соединенных Штатах Америки начался новый виток дискуссии после того, как Джо Байден заявил, что дети уже с 8 лет имеют право принимать для себя решение, быть трансгендерами или нет. Значит ли это, что Европа возвращается к традиционным ценностям, в то время как США все больше от них отдаляются? Или все-таки обобщать было бы преждевременно?
Митрополит Иларион: К сожалению, пока еще рано говорить о том, что Европа возвращается к традиционным христианским ценностям. Что касается заявления Байдена о том, что 8-летний ребенок имеет право сменить пол, то я воспринимаю его как кощунственное. Я думаю, что людей, которые пропагандируют подобные идеи, вообще следовало бы сажать в тюрьму, потому что с моей точки зрения это преступление — калечить 8-летнего ребенка или даже 16-летнюю девочку. Они должны, по крайней мере, иметь право вырасти, чтобы принимать подобного рода решения.
Действительно, если человек, сменив пол, передумает, то возвратить обратно изначальный пол будет уже невозможно. Никакой реальной перемены пола на самом деле не происходит, создается только видимость того, что человек начинает принадлежать к другому полу. Например, извините за подробности, если женщину хотят превратить в мужчину, то сначала она принимает разного рода гормоны, чтобы выглядеть более мужеподобной. Потом происходит операция по ампутации груди, затем ей пришивают искусственно созданное подобие мужского полового органа, которое, конечно, не функционирует как мужской половой орган, но создает у этой женщины некую иллюзию, что она превратилась в мужчину. Чтобы понять, как это все происходит, Вы просто зайдите на сайт какой-нибудь клиники, которая предлагает такие услуги, и почитайте, как происходит операция по смене пола. У Вас волосы встанут дыбом от того, что Вы там прочитаете. Поэтому и для взрослого человека такая операция является ничем иным, как уродованием и калечением человека, а подвергать таким операциям детей, я считаю, — это преступление, за которым должно следовать наказание, так же как и пропаганда подобного рода операций.
Е. Грачева: В США правозащитная организация «Human Rights Campaign» призвала будущую администрацию Джо Байдена не аккредитовывать христианские школы и колледжи, если те «не проводят политику против дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности». Очевидно, что христианские колледжи и школы на это не могут пойти, хотя бы потому, что это противоречит Священному Писанию и вообще основам христианства. Но мы знаем, что Джо Байден — человек, мягко говоря, либеральных взглядов в этом смысле. По сути, складывается такая парадоксальная ситуация, когда меньшинства уже посягают на права большинства. Как в этом случае следует действовать этому самому большинству? Какой, как Вам кажется, будет реакция христианских школ и колледжей? Уступят ли они натиску или будут держать оборону?
Митрополит Иларион: Защитники прав сексуальных меньшинств на Западе давно уже превратились из защитников в нападающих. Они не просто защищают свои права, но очень агрессивно ведут себя по отношению к тем, кто не соглашается с их идеологией. То, что сейчас происходит, те нападения представителей ЛГБТ-сообщества на христианские школы и христианские ценности, — прямое следствие безнаказанности, которой на Западе пользуется деятельность этих сообществ. Христианские школы, естественно, будут и далее отстаивать те ценности, на которых они строят свою деятельность.
Каков будет ответ президента Байдена, сейчас трудно предсказать. С одной стороны, он позиционирует себя как католик, но с другой стороны, высказывания, которые делал Байден, в том числе в ходе предвыборной кампании, не позволяют его воспринимать как полноценного католика, потому что его высказывания на тему ЛГБТ, перемены пола (в том числе и для детей, высказывания, которые мы только что обсудили), радикально расходятся и с католическим, и вообще с христианским вероучением. Вопрос, конечно, в том, будет ли он продолжать такую же политику, став президентом, или он будет все-таки более сдержанным в этих вопросах, потому что одно дело — высказываться для того, чтобы приобрести голоса избирателей, а другое — нести ответственность за страну, за жизни людей.
Е. Грачева: Владыка, год еще не завершен, но есть статистика от судебных приставов. Они за 2020 год взыскали по долгам за алименты 11,5 миллиардов рублей. Но сотни тысяч налогоплательщиков все равно продолжают укрываться от уплаты налогов, материального участия в воспитании своих детей. В этой связи возникла идея создать алиментный фонд. Как Вам кажется, поможет ли такой фонд матерям-одиночкам воспитывать детей или есть другие способы, как можно воззвать к совести неплательщиков?
Митрополит Иларион: Я думаю, что любые усилия государства, направленные на поддержание материнства и детства, следует приветствовать. Если речь идет о злостных неплательщиках алиментов, а таких, к сожалению, в нашем Отечестве много, то не всегда возможно бывает призвать их к порядку путем судебных решений или, тем более, путем каких-то санкций и дисциплинарных мер. Если люди хотят уклониться от уплаты алиментов, они очень часто находят какие-то способы это сделать: либо находят лазейки в законодательстве, либо уезжают из страны и числятся гражданами другой страны. В общем, способов здесь достаточно много.
Конечно, если государство возьмет на себя хотя бы часть ответственности за семьи, которые остались без кормильца, за детей, которые остались без отцов, и матерей, которые стали одинокими, это можно только приветствовать. Защита материнства и детства — конституционная норма в нашей стране. Мы видим усилия, которые предпринимает государство в этом направлении, и конечно, мы их поддерживаем.
Е. Грачева: Владыка, правительство подготовило законопроект об экспертизе игрушек, настольных и компьютерных игр на предмет их опасности для психического здоровья детей. Закон предполагает, что такими опасными могут быть сцены насилия, употребления алкоголя или табака, или же оскорбляющие чувства верующих. Понятно, что эта проблема существует, о ней говорят родители. Тем не менее, можно и нужно ли ее регулировать законодательным образом? Потому что, если мы вспомним, волк из «Ну, погоди!» тоже курил, но тогда, во времена нашего детства, это никого не смущало.
Митрополит Иларион: Вы упомянули об игрушках, компьютерных играх, а также о знаменитом мультфильме — все это является одной частью детской субкультуры. Я думаю, что все мы за последние десятилетия стали свидетелями того, как радикально изменилась эта субкультура. В ту эпоху, когда создавался мультфильм «Ну, погоди!», все представители моего и старшего поколения хорошо его помнят, во-первых, что не было тотального запрета на курение. Конечно, никому тогда не могло прийти в голову, что образ волка, постоянного негативного героя этого сериала, держащего при этом будет сигарету в зубах, может кого-то из детей настроить на курение. Скорее, наоборот: предполагалось, что этот образ будет действовать отталкивающе и дети будут воспринимать курение как что-то недопустимое и отрицательное.
В те времена, когда я учился в школе и смотрел мультфильмы, мы видели на экране телевизора много прекрасных и привлекательных образов. Собственно, предполагалось, что все искусство прежде всего нацелено на то, чтобы воспитывать в ребенке чувство прекрасного, но сейчас дело обстоит совершенно иным образом. Очень часто в детских мультфильмах мы можем увидеть ужасающие и отталкивающие образы, часто уже в мультфильмах фактически пропагандируется в той или иной мере культ насилия. Очень часто на этом построены компьютерные игры. Поэтому, конечно, очень важно, чтобы был какой-то контроль, чтобы и игрушки, компьютерные игры и мультфильмы сертифицировались, чтобы их отсматривали эксперты, в том числе в области детской психологии, и чтобы недопустимый контент, как сейчас принято говорить, не выходил на экраны телевизоров и компьютеров, не становился доступным детям.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Какова позиция Православной Церкви в отношении к кремации? Не хотелось бы, чтобы после смерти сохранность моих останков зависела от каких-либо обстоятельств. Мне кажется, лучше кремирование, но я православный. Не будет ли кремация после смерти нарушением канонов Православия?
Вопрос: На какой день хоронят прах покойника после кремации на кладбище?
Митрополит Иларион: В отношении второго вопроса, на какой день хоронят, — по традиции Православной Церкви, похороны умершего человека осуществляются на третий день.
Если говорить о допустимости или недопустимости кремации, то православная традиция предполагает, что тело человека будет захоронено в землю. Кремация — это не православный обычай, он пришел к нам из других стран. Например, кремация совершается в Индии, в Непале, это специальный ритуал. Есть даже такие индуистские священные места, куда человека привозят еще живым, вокруг него собираются родственники и ждут, пока он умрет. Когда он умирает, его сжигают, а то, что осталось — обугленные кости — выбрасывают в реку.
Все это глубоко чуждо православной традиции, потому что в Православии существует очень уважительное и благоговейное отношение к телу человека, которое распространяется и на тело умершего человека. Именно вокруг тела умершего собираются родственники, когда совершается отпевание. После отпевания родственники вместе со священником провожают тело на кладбище, а затем в соответствии с библейскими словами «яко земля если и в землю отыдеши» тело предается земле. Так следует поступать с телом умершего по православной традиции. Конечно, из этого правила могут быть исключения, они могут касаться, например, тех стран, где не хватает места для захоронения или где существуют правила, требующие обязательной кремации.
Православная Церковь не отказывает в погребении человека, чье тело было кремировано, но это является нарушением многовековой православной традиции, и всякий православный человек должен об этом знать.
Вопрос: Почему Бог за первое же преступление назначил Адаму и Еве «высшую меру наказания», навечно изгнав их из рая? Почему Творец не удовлетворился менее строгим наказанием, например, предупреждением или изгнанием из рая на несколько десятков, сотен лет, дав таким образом первым людям возможность осознать свою вину и раскаяться?
Митрополит Иларион: Такой вопрос можно было бы задать только Богу. Я думаю, что каждый из нас на каком-то этапе своей духовной жизни, своего духовного развития подобные вопросы Богу задает, и мы получаем от Бога ответы. Ответы эти заключаются в следующем: каждому человеку Бог дает шанс реализовать себя на пути добра.
Изгнание первых людей из рая не было «высшей мерой наказания». Они были изгнаны на ту самую землю, на которой мы с вами сейчас живем. Эта земля предоставляет нам, так же как и им в свое время, все возможности для духовного развития, для исполнения заповедей Божиих. Именно на этой земле, земле изгнания, просияли святые, которых мы почитаем и изображаем на иконах, которым благоговейно поклоняемся и молимся.
Есть даже такой литургический день в церковном календаре — это день, который непосредственно предшествует Великому посту и называется в просторечье «Прощеное воскресенье», а его литургическое уставное название «Воспоминание Адамова изгнания». Это момент, когда каждый человек, вспоминая изгнание Адама из рая, думает о своей собственной жизни и задумывается о том, как принести покаяние в своих грехах. Ведь Адам и Ева тоже принесли покаяние, у них была возможность на этой земле, куда они были изгнаны, жить по заповедям Божиим, исполнить эти заповеди и в конце концов войти в число ветхозаветных праведников. Мы видим их изображения в иконостасах наших храмов. Такая же возможность есть у каждого из нас.
Вопрос: Насколько отличаются от традиционной Православной Церкви Коптская и Армянская Церковь? Как выглядит их Символ веры, имеет ли он какое-то отличие по содержанию от православного?
Митрополит Иларион: Главное, что отличает Армянскую и Коптскую Церкви от Православной Церкви, является их христология, а именно учение об Иисусе Христе. По учению Православной Церкви, Иисус Христос — это Богочеловек, Который обладает полнотой Божественной природы и человеческой природы. По Божеству Он единосущен Своему Отцу, а по человечеству Он во всем подобен нам, кроме греха. Когда мы читаем Евангелие, мы видим, что эти две природы, Божественная и человеческая, во Иисусе Христе соединены, причем, как учил святой Максим Исповедник в VII веке, человеческая природа Христа никогда не вступает в противоречие с Божественной природой, и человеческая воля Христа всецело подчинена Божественной воли.
Что касается Армянской и Коптской Церквей, то они говорят, что во Христе есть единая Богочеловеческая природа. Соответственно, у Его есть единая Богочеловеческая воля. Иногда армян и коптов называют монофизитами, подразумевая под этим, что они якобы признают во Христе только Божественную природу. Это неверно. Они признают во Христе Богочеловеческую природу, но считают, что эти две природы слились в одну. Соответственно, они считают, что у Иисуса Христа одна воля, а не две, Божественная и человеческая. Они говорят, что это одна Богочеловеческая воля. Вот на этом построено основное различие между этими двумя Церквами и еще несколькими, которые входят в семью так называемых дохалкидонских Церквей, и Православной Церковью. Дохалкидонскими они называются потому, что они не признают Халкидонский, то есть IV Вселенский Собор. Они, соответственно, признают только три Вселенских Собора, тогда как мы признаем семь Вселенских Соборов.
Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).
Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.