Бог внутри нас

Расхожее утверждение эпохи «Нью Эйдж» – бог у каждого «в душе».

Это забавный способ сказать, что каждый из нас уникален, при этом слово «бог» звучит скорее как банальность. В то же время существует ясное учение классического христианства о понятии Христос-внутри-нас – основе православного образа жизни.

Нам не подобает представлять наши взаимоотношения с Богом как нечто внешнее, как между двумя людьми. Наш союз с Богом, получивший рождение в Таинстве святого Крещения, намного более глубокий.

«А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17).

Бог не «помогает», вдохновляя нас или просто устраивая так, чтобы все было в порядке. Он скорее внутри нас содействует в союзе с нашими усилиями. Таинство аскетики (практики молитвы, пощения, самоотречения и т.д.) имеет смысл только в этом контексте. Те, кто смотрит на Православие извне, часто обвиняют нас в том, что мы стремимся делать «дела праведности», будто мы верим в то, что возможно заслужить благодать Божию через добрые дела. Это совершенно неверно. Благодать Божия – это Его дар, и ее нельзя заслужить.

Тем не менее православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.

«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19) и «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12).

«Дела», творимые христианином, творятся правильно только в союзе с Христом, так что это не дела отдельной личности, но дела нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, то это Христос постится в нас. Когда мы молимся, это Христос молится в нас. Когда мы даем милостыню, это Христос дает милостыню через нас.

И мы должны понять, что Христос-в-нас стремится поститься. Христос-в-нас стремится молиться. Христос-в-нас стремится подать милостыню. Церковные предписания – это не предписания как себя вести или инструкции по моральному совершенствованию. Скорее заповеди Христовы (как это проявляется в жизни Церкви) сами по себе изображение, икона Самого Христа.

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

Отец Думитру Станилое пишет:

«Изначально Христос, так сказать, погребен в заповедях и в нас, в той мере, в какой мы исполняем их Его силой, которая в нас. Благодаря этому сотрудничеству мы приобретаем добродетели как живые качества; они отражают образ Господа, и Христос сияет еще ярче из-под этих завес» (Православная духовность).

Такой союз и есть самая суть православной веры и жизни. К сожалению, большая часть христиан следует «внешнему» типу взаимоотношений с Богом на пути спасения. При нем Бог видится чем-то внешним в нашей жизни, взаимоотношения с Ним подобны индивидуалистическим договорным отношениям, принятым в современной культуре. В таком случае взаимоотношения с Богом сведены к психологии и морали.

Сведение к психологии приводит к тому, что человека заботит «отношение» Бога к нему. Психология расплаты приводит к стремлению избежать Божьего гнева. Она сводится к морали в том смысле, что наше поведение – это не что иное, как наши личные попытки соответствовать внешнему набору правил и норм. Мы считаемся «хорошими» или «плохими» на основании нашего поведения, но безотносительно к тому, на чем это поведение основано. Апостол Павел говорит, что «все, что не по вере, есть грех». Только наша жизнь-в-союзе-со-Христом имеет природу истинного спасения, истинного человечества. Это и есть смысл выражения «спасен благодатью».

«Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2: 13).

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4).

«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).

Это вторая часть тайны (Христос в нас), чрезвычайно важная для нас. Это страдание Христа в нас.

Иисус принимает участие во всех наших страданиях. Он борется вместе с нами с искушениями и грехом

Отец Думитру пишет:

«Иисус принимает участие во всех наших страданиях, облегчая их. Он помогает в нашей борьбе с искушениями и грехом. Он борется вместе с нами в деле стяжания добродетелей. Он раскрывает нашу истинную природу из-под листьев греха. Святой Максим комментирует: до кончины мира Он всегда страдает с нами, тайно, по Своей благости, согласно (и пропорционально) страданию каждого».

Крест вмещает в себя страдания и грех человечества, и он распространяется на жизнь и опыт всех людей. Это суть слов Христа: «так как вы сделали это (или не сделали) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали (или не сделали) Мне».

К ипостасному союзу с личностью Христа призвана каждая личность. Это есть perichoresis, или сонаследование, в ежедневном общении со Христом.

«Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).

Этой фразе необходимо дать самое глубокое прочтение. Если кто-то из нас страдает, Христос страдает. Нет таких человеческих страданий, которым Христос был бы чужд.

И так шаг за шагом вхождение в эту общность и является основой христианской жизни. Это основная идея Крещения (погребение со Христом). Это основная идея Евхаристии («Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем»). Это основная идея для каждого поступка и каждой мысли.

Это жизнь по благодати.

Иерей Стивен Фриман
Перевел с английского Василий Томачинский

Glory to God for All Things

28 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мераб14 июня 2021, 18:32
Я даже слышал такую молитву: освободи меня от меня и оставь одну Истину!
Пётр29 декабря 2020, 14:49
Галина И.29 декабря 2020, 08:20 "Но Богов не много, Бог един" Галина, не совсем понимаю с кем Вы тут дискутируете? Тут кто-то настаивает на многобожии?
Сергий29 декабря 2020, 14:08
Очень глубокий анализ жизни по благодати. Спасибо автору.
Галина И.29 декабря 2020, 12:57
Петру и Ольге. Ой, как много в нас любви к ближнему, в т.ч. и к самарянам (протестантам). Вот бы сверять себя в своем величии и славе не с какими- то ...(гм) вроде протестантов, а, действительно, со словом Божиим, в свете Евангелия. И заодно- в свете великих святых, фундамент веры которых, кстати, на не любимой вами, Ольга, Библии. При чем здесь протестанты? Каждый смотри в себя и на себя. "Зри, Боже, не на опасном ли я пути". "Кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть"- в элементарное язычество, или неояз-во. Тогда и пар от нас идти не будет. А вел. св. Иероним Спиридонский сказал: "Не знать Писание - не знать Христа". Не будем же Гогами и Магогами. Будем рабами Божиими, детьми Его.
Галина И.29 декабря 2020, 08:20
Пётр28 декабря 2020,18:46. Я говорю о перегибах в поведении верующих, а не вообще о вере Православной. Без сомнения, Предание-это опыт жизни Духа в Церкви. Когда мы взываем "Авва, Отче", сей Самый Дух свидетельствует нам, что мы- дети Божии. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14,16). Святые достигали обожения,и они сидят одесную Бога, ходатайствуя пред Его престолом за нас. "Должно почитать святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих; святые суть как боги". Но Богов не много, Бог един, "Божество неизреченно и непостижимо" (читайте далее прп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение Правосл. веры",1-1,4-15). Вся полнота-только в Нем, в Его Троичности. Другое- ересь.
Ольга28 декабря 2020, 23:22
Петр, спасибо Вам за комментарий. Вы мне напомнили один эпизод из моей жизни. Как-то моим попутчиком в поезде оказался пастор (к счастью, ехавший не до конечной станции), который, проявляя излишнюю учтивость, решил «обработать» меня. Он, упиваясь своим знанием Библии, чуть ли не ежеминутно произносил слова «Дух Святой», «Священное Писание», уверенно цитировал его… - до тех пор, пока я не дала понять, что мне его проповедь не интересна, и что я еду в колыбель Православия – славный город Псков. Протестанты всегда ходят с Библией. Очень любят цитировать ее, а рассуждения о «водительстве Духом Святым», вроде бы основанные на словах апостола Павла, - это одна из их любимых тем.
Пётр28 декабря 2020, 18:46
Галина И.28 декабря 2020, 08:22 "Когда человек выбирает своим покровителем какого- либо святого и ставит его на место Бога, Христа- Спасителя, забывая Бога и чрезмерно боготворя покровителя, - он становится водим духом этого святого." Галина, вы озвучиваете заблуждения протестантизма. Православеые люди не ставят святых на место Бога. А почитают святых, как людей, при жизни особо угодивших Богу. Это во-первых. А во-вторых, нет никакого "духа этого святого" который куда-то "водит человека". У святых не какой-то "свой дух", а дух Христов. Свет Христов и делает святых святыми. Изучайте вероучение православной Церкви.
Галина И.28 декабря 2020, 08:33
Продолж.- е/. И страшно становится, когда иные православные преклоняются перед почившими неканонизированными людьми, сыпят на голову прах с их могил, пьют воду с них и т.п. Сколько рассказов здесь, на этом сайте, - свидетельство тому. Когда поклоняются полуобезумевшим умершим людям, посещавшим храм, – пийцам, бийцам, сквернословам и т.д.- только потому, что они при жизни имели некий дар прозорливцев. Но от Бога ли он? Где осторожность? Где сверка с новозаветной истиной? «ЕСТЬ МНОГО ДУХОВ ОТ МОИСЕЕЯ ДА ААРОНА. ДУХОМ, ВОСКРЕСИВШЕМ ВАС, ВОДИТЕСЬ» (откр.). «Возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было» (3 Ц.12,22). А наше домостроительство на камне – Господе Иисусе Христе. Слава Ему!
Галина И.28 декабря 2020, 08:22
Замечательно! Но все - в любви к Богу и ближнему. Если нет этой любви, все тщетно. Такова заповедь Божья, такова воля Божья (1 Кор 13). «Имеющий ухо да слышит, что Бог говорит церквам». Верные Господу на верном пути, и на пути спасения - водимые Духом Божиим, Духом Святым. Когда человек выбирает своим покровителем какого- либо святого и ставит его на место Бога, Христа- Спасителя, забывая Бога и чрезмерно боготворя покровителя, - он становится водим духом этого святого. Но никакой человек, кроме Богородицы, не имеет полноты Святого Духа. «..славы Моей не дам иному» (Ис. 48,11). Воплощение Господа Иисуса Христа произошло "в свободу славы детей Божиих"(Рим 8,21), но это- иная слава. (Прод.-е)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×