Прошло три месяца с отшествия ко Господу протоиерея Димитрия Смирнова († 21.10.2020), а рассказы о встречах с ним всё продолжают и продолжают присылать в нашу редакцию…
С отцом Димитрием Смирновым познакомилась четыре года назад. Для одного православного издания делала интервью. Личный номер или электронный адрес батюшки не удалось найти, я связалась с его помощниками, отправила им ссылки на свои публикации, примерные вопросы к интервью. Стала ждать ответа. Знакомые «поддерживали» меня: мол, буду ждать очень долго, а потом мое электронное письмо благополучно потеряется. «Это же знаменитость! За ним ходят не только православные, но и светские корреспонденты из разных популярных газет, телепередач», – заранее успокаивали меня, потому что были уверены в отказе или игнорировании. А мне позвонили через день или два после прошения об интервью, более того – спросили, какие день и время мне удобнее.
Еще не верилось, что встреча состоится, боялась, что в последний момент отменится или перенесется. К моему счастью, интервью состоялось. Отец Димитрий любезно пригласил в Православный просветительский центр при храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке Москвы. Я жду батюшку и вспоминаю, как коллеги накануне написали мне в шутку: «Желаем остаться живой после интервью», намекая на необычный юмор, едкие комментарии и замечания известного священника. Я не боялась, но небольшое волнение было: а вдруг мои вопросы ему не понравятся, а вдруг еще что-то…
Но всё прошло отлично. Друзьям и близким я часто рассказывала об интервью с батюшкой, о том, какой он добрый и внимательный.
Отец Димитрий заходит, улыбается:
– Волнуешься?
Я его прошу благословить.
А батюшка продолжает:
– Не волнуйся, сейчас всё запишем, всё успеем.
После его слов, улыбки и, конечно, благословения стало спокойно. Страхи и волнения ушли.
Отец Димитрий с юмором отвечает на вопросы, шутит.
Например, спрашиваю: как правильно – русский или российский? Батюшка отвечает: а есть разница и как правильнее – в лоб или по лбу?
Отец Димитрий всегда советовал по возможности не отдавать ребенка в детский садик. Я сама не сторонница дошкольных учреждений, но считала хорошей идеей за год до школы отдать сына или дочку в подготовительную группу. Спрашиваю у протоиерея:
– А как же быть с подготовкой к школе?
А он:
– А давайте к тюрьме готовиться…
Интервью получилось, его перепечатали и другие издания. Мы договорились с батюшкой, что вышлю материал ему на согласование. Отец Димитрий уверил меня, что всегда аккуратно работает с текстом, уважает чужой стиль, манеру подачи информации, а если что-то надо поправить, делает это так, что журналист даже не замечает изменений. Могу полностью это подтвердить.
После вопросов-ответов посчастливилось просто поговорить с батюшкой. Не для печати, а для себя.
Он запомнился внимательным, добрым, остроумным.
Отец Димитрий запомнился внимательным, добрым, остроумным
Спросил о моей семье. Ответила, что четверо детей: две взрослые дочки и юные сыновья. Хотела добавить, что у детей большая разница в возрасте: 7 лет, 10 и 4 года, но от волнения, что задерживаю его, получилось криво: все дети в разное время родились. Он на это сказал:
– Да? А я подумал было, что они одновременно появились на свет…
Я радостно сообщила, что мальчики прислуживают в алтаре. Батюшка сказал:
– Молодцы! Но главное, что девочки есть в семье: это мамины помощницы, мамины жалейки.
Поговорили о моих родителях. Посетовала, что они, к сожалению, не воцерковленные, более того – с сомнением относятся к вере, близко к сердцу воспринимают негативные сообщения в СМИ о христианах и иерархах Русской Православной Церкви.
Отец Димитрий не стал критиковать их, я бы сказала, что с сочувствием отнесся:
– Людям промыли мозги за десятилетия коммунизма и атеизма. Сколько маразма было! Помнишь фразу: «Если умру, считайте меня коммунистом»? У меня всегда вопрос был: а если не умру, то не коммунист? кем считать тогда?
– Ты молись за родителей, не обижай их. С любовью к ним относись. Они дарили тебе тепло и любовь, теперь твоя очередь, – сказал отец Димитрий.
Мы еще минут 15 говорили. Я ему рассказала, как в православных храмах Вашингтона идут службы, как в Никольском соборе стараются возродить старинные традиции и петь на службе всем прихожанам, какая активная приходская жизнь в Иоанно-Предтеченском соборе. Не могла не рассказать, что дочка Даша была крещена старейшим в США православным протоиереем Димитрием Григорьевым.
В конце нашего разговора батюшка спросил, хороший ли у меня муж, помогает ли, не обижает. Он говорил и спрашивал как добрый отец, а не как знаменитый и строгий протоиерей.
Я рада своему личному знакомству с батюшкой, рада его советам, которые не могу привести, потому что они слишком личные.
Царствия Небесного дорогому и замечательному батюшке Димитрию!