3 февраля 2021 года в Москве в храме Преображения Господня прошло торжественное награждение и вручение благодарственных писем от Департамента труда и социальной защиты Москвы добровольцам службы помощи «Милосердие», трудившимся в период пандемии.
Нам удалось поговорить с некоторыми из них.
Доброволец Юлия (помогает несколько месяцев):
– Я еще совсем мало помогаю, начала с марта прошлого года. Это желание было во мне всегда, но, видимо, всему свое время.
Случилось так, что моя тетя тяжело заболела и мы стали навещать ее в больнице. Я обратила внимание на одиноких людей, к которым никто не приходил. И, кажется, уже тогда задумалась о том, как же помогать в больницах тем, у кого никого нет.
А потом мне в руки попалась бесплатная газета, где я прочитала заметку сестры милосердия из Свято-Димитриевского сестричества. Там говорилось о помощи в больницах, а в конце всем желающим предлагалось пройти обучение в Школе милосердия при храме царевича Димитрия.
На самом деле не каждый может вот так взять и пойти помогать, для этого должны быть возможность и время. У меня все с Божией помощью сложилось. Когда дети пошли в школу, то появилось свободное время, и муж с радостью поддержал мое желание стать добровольцем.
Мой день проходит так: я отвожу детей в школу и с радостью бегу в больницу, чтобы успеть к кормлению.
Когда я стала добровольцем, то вся как-то поменялась изнутри, почувствовала невероятный подъем, духовную радость. Даже супруг это заметил и стал говорить: «Надо тебе почаще туда ходить». (Смеется.)
Потом как-то неожиданно началась пандемия. Но уже нельзя было не ходить… Как можно было бросить наших сестер, наших ангелов?! Я смотрела на них, на то, с какими любовью и вниманием они относились к каждому больному, и это был главный пример. Они все были спокойны, никто не сеял панику, но при этом были все возможные меры предосторожности. Нам давали перчатки, маски, специальные очки и халаты. Так что страшнее было заразиться где-то на улице или дома, чем в больнице.
Каждый день наша координатор Наталья звонила и спрашивала о нашем самочувствии. Я чувствовала такую заботу и любовь от сестер, и это давало еще больший настрой к помощи.
Когда Господь дает возможность быть добровольцем хотя бы одному из членов семьи, это благотворно сказывается на всей семье
Мне кажется, если Господь дает время и возможность быть добровольцем хотя бы одному из членов семьи, то это благотворно сказывается на всей семье.
Когда я узнала, что нас хотят наградить, то честно скажу: была очень удивлена. Награда же на небесах, все верующие это знают. А вот такое, земное… конечно, ты этого не ждешь, не гонишься за вещественными наградами. Это ведь может быть не очень полезно. Но я подумала, что это все равно от Господа, поэтому я с благодарностью принимаю.
Доброволец Олег (помогает 12 лет):
– 14 лет назад я крестился и понял, что в жизни надо что-то кардинально менять. В Ветхом Завете Моисей говорит о том, что 6 дней надо работать для себя, а один день посвящать Господу. И вот я стал искать такую возможность. Наверное, когда уже появляется это желание помогать, Господь Сам направляет нас туда, куда надо.
Как-то я разговорился с человеком, который живет со мной в одном подъезде. Часто ведь как бывает: люди живут по соседству, но практически не общаются друг с другом. Ну а тут мы почему-то разговорились, и от него я узнал о храме святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской.
До этого мы ходили в другой храм, но там были в основном люди пожилого возраста, бабушки, которые всегда готовы были помочь нам с детьми, и это тоже было очень хорошо. Но когда мы пришли в храм царевича Димитрия, меня поразило, что там огромное количество молодежи, а после службы все желающие собираются на трапезу, общаются. Это было именно то, что я искал. Мы стали постоянными прихожанами этого храма, и там же я узнал, что есть группа людей, которая ходит помогать сестрам в больницу, в отделение неврологии. Так я стал добровольцем службы помощи «Милосердие».
Поначалу помогали с уборкой, протирали тумбочки, потом, если уже кто-то был готов, могли допустить и памперс поменять. Иногда это бывает очень важно, чтобы мужчине менял памперс именно мужчина. Человек может смущаться, если это делает женщина, а у мусульман, например, это вообще обязательное условие.
Юлия, Алексей, Светлана, Олег. Фото: Пелагия Замятина
Кстати, у нас среди добровольцев не все православные, есть и один мусульманин.
На самом деле не каждый может себе позволить взять и пойти помогать. Кто-то вынужден очень много работать, и у него времени совсем нет. Я сообщаю нашему координатору Наталье, в какой день и на сколько по времени я могу прийти, и она подстраивает график так, чтобы мне было удобно. Конечно, это большая радость, что есть такая возможность.
Когда вокруг тебя такой круг общения – необыкновенные люди, – то ты сам внутренне начинаешь меняться. Наши сестры – это вообще отдельная тема. Как же поражает их духовность, терпение и любовь, с которыми они ухаживают за больными. Ты попадаешь в какой-то другой мир, с добрыми историями и добрыми людьми, и это просто не может не менять и тебя самого.
Ты попадаешь в мир добрых историй и добрых людей, и это просто не может не менять и тебя самого
Запомнился, например, один случай с буфетчицей Валентиной. Это женщина необыкновенной доброты, она всегда всем помогала. В больнице в то время находился молодой сильный парень после инсульта, у него была парализована только одна сторона, другой же он отчаянно сопротивлялся уходу, мог и ударить здоровой рукой. При этом он был мускулистый, крепкий, очень здоровый с виду, но после инсульта находился в неадекватном состоянии. Никто не мог поменять памперс, никого он к себе не хотел подпускать. И вот эта буфетчица Валентина подходит к нему и так ласково-ласково говорит: «Миленький, ну что ты. Потерпи, пожалуйста». Парень оцепенел от того, с какой любовью она на него посмотрела. И, говоря ласковые слова, она спокойно поменяла ему памперс, он ее допустил. Когда видишь таких людей, то начинаешь по-другому смотреть на мир, и это очень отрезвляет, радуешься обычным вещам. Что ты здоров, что ты можешь сам себя обслуживать.
Когда наступил период пандемии, никакого страха заразиться у меня не было. Знаете, лучше с ковидом и со Христом, чем без ковида и без Христа. (Смеется.)
А если серьезно, то на нас такие костюмы надевали, такие меры безопасности были приняты, что в больнице заразиться было нереально. Я каждый день езжу на автобусе до дома, так вот там, думаю, гораздо опаснее, чем в нашей больнице.
Никаких наград, конечно, никто из нас не ждал. Мы же, верующие, понимаем, что вещественные награды только для тщеславия и надо стараться этого избегать… Но если так решили, значит так нужно. Благодарим за все!
Доброволец Татьяна (помогает 3 года):
– Я очень давно хожу в храм, и сама искала возможности делать какие-то добрые дела. Как-то просто набрала в поиске в интернете: «Православные добровольцы», первая ссылка оказалась на службу помощи «Милосердие». Так я и стала добровольцем.
Я работаю в коммерческой сфере, а по выходным хожу оказывать помощь в больнице. Когда только начинала помогать, то не была замужем, поэтому времени свободного было много. Сейчас у меня уже есть муж – кстати, он очень обрадовался, когда узнал, что я доброволец. Возможно, когда у нас будут дети, не исключаю, что у меня будет меньше времени на помощь.
Больше всего я переживаю, когда чувствую, что больные, за которыми мы ухаживаем, подвержены депрессии и унынию. Ты пытаешься с ними разговаривать, а человек ничего не хочет, даже кушать не хочет. Тогда становится страшно, а вдруг он больше никогда не вернет интерес к жизни.
В то же время радостно наблюдать, как больные помогают друг другу. Те, кто может сам ходить, помогают лежачим. Это очень интересно наблюдать, и это часто происходит.
К тому, что нас награждают, я решила отнестись как настоящий доброволец. Сказали поехать и взять награду, значит надо поехать и взять.