Фальсифицированные фрески Осоговского монастыря: царь Урош стал «св. царем Владимиром Киевским». После реакции общественности подлинные надписи были восстановлены.
Предлагаем вниманию читателей перевод материала издания "Политика" (Сербия), в котором архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) делится своим взглядом на вопросы сохранения православного культурного наследия в Северной Македонии и на положение гонимой Православной Охридской архиепископии.
[Фальсифицированные фрески Осоговского монастыря: царь Урош стал «св. царем Владимиром Киевским». После реакции общественности подлинные надписи были восстановлены.]
Недавно ставшая известной история о нелепом переименовании сербских святых из рода Неманичей на фресках Осоговского монастыря возле Крива-Паланки удивила и возмутила граждан Сербии. А граждан Северной Македонии не так уж сильно – подобные фальсификации истории, как и другие проявления неуважения по отношению к сакральным объектам периода сербского средневекового государства происходило десятилетиями, а то и дольше. То, что некоторые считают непростительным осквернением православных святынь, другие рассматривают как угрозу и разрушение культурного и исторического наследия, некоторые – как стирание следов сербского существования на этом территории, а некоторые, опять же, как (справедливую) месть «оккупантам».
С любой точки зрения факт остается фактом: некоторые храмы, принадлежавшие Сербской Православной Церкви, в настоящее время находятся в ненадлежащем состоянии. Опустошённые, запущенные, заброшенные или совсем разрушенные. Все монастыри и церкви были присвоены непризнанной «Македонской православной церковью», которая неканонически отделилась от Сербской Православной Церкви в 1967 году, в то время как каноническая автономная Православная Охридская архиепископия Сербской Православной Церкви, отметившая своё тысячелетие в сентябре 2018 года, совершает божественные литургии в таких местах как квартиры, частные дома и вестибюли... На вопрос, кто несёт ответственность за такое состояние некоторых из наиболее важных средневековых церквей и монастырей на территории Северной Македонии, Его Блаженство архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский) отвечает «Политике»: «Я думаю, что не будет выглядеть претенциозно, если я скажу, что эта халатность является следствием раскола, в котором МПЦ находится на протяжении десятилетий. Когда кто-то заметит проявленную ими небрежность, то удивляется, как они рассчитывают получить признанную автокефалию, не неся ответственности даже за самые священные вещи».
Архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский)
Он добавил, что МПЦ несёт основную ответственность за катастрофически плохое состояние средневековых церквей и монастырей в Северной Македонии, основателями которых были сербские правители средневековья, поскольку государство, которое ими управляло в социалистический период, передало все храмы и монастыри ей ещё в 1991 году. «Но когда государство уже осознало, что МПЦ безответственна (что так и есть) и она была безответственной в течение многих лет, тогда оно должно найти способ позаботиться о них само, потому что они давно объявлены памятниками культуры. К сожалению, создалось впечатление, что государство отвечает, что они никому не интересны и что они пропадают», - отмечает глава Православной Охридской архиепископии (ПOA).
Милош Стойкович из сербского культурно-информационного центра «Спона» в Скопье (организации, которая информировала общественность об Осоговском монастыре) месяц назад рассказал «Политике», что во время ремонта Лешокского монастыря недалеко от Тетово (главная церковь которого была заминирована, и почти всё уничтожено албанскими террористами из «Армии национального освобождения» в августе 2001 г.) двойное посвящение святому Афанасию и святому князю Лазару не было возобновлено, но фрески и упоминание князя Лазаря просто стёрлись. И таких примеров ещё много. Например, под угрозой находится и задушбина царя Душана и царицы Елены XIV века – монастырь Успения Пресвятой Богородицы в селе Матейче, Скопье, Черногория.
Может быть, что-то изменилось бы, если бы Македонское государство действовало согласно решению Европейского суда по правам человека и зарегистрировало Православную Охридскую архиепископию (часть церкви, которая вернулась к духовному единству с Сербской Православной Церковью в начале этого века)? Что изменит эта регистрация в функционировании этой архиепископии, повлияет ли она на увеличение числа верующих, монахов и духовенства? «Регистрация в сущностном смысле не сделает нас большей Церковью, чем мы есть сейчас, и не повысит нашу церковную репутацию, которую мы приобрели через страдания. Однако она нам нужна из-за правовых отношений в стране, в которой мы находимся. Без юридического статуса мы не можем владеть церквями, мы не можем строить новые, никто не может дать нам собственность, у нас даже не может быть банковского счёта. Мы не можем обладать этими элементарными правами, если не являемся юридическим лицом. И этим государство хочет усложнить даже наше элементарное существование, когда ему ещё не удалось полностью уничтожить нас», - говорит архиепископ Иоанн.
Соответственно, он не ожидает, что в обозримом будущем у него появится возможность служить в «классическом» храме в Сев. Македонии: «Пока у власти находятся те, кто может всем обещать и ничего не выполнить, мы не можем ничего ожидать». На вопрос, должно ли руководство Сербской Православной Церкви больше вмешиваться в решение проблемы с ПОА и должно ли государство Сербия делать то же самое, архиепископ Охридский Иоанн отметил, что каждая страна в мире и каждый человек имеет право вмешиваться в основные права и права человека, гарантированные международными конвенциями. К числу таких прав относятся права на свободу религии. «Но проблема в том, что государство Северная Македония понимает только язык санкций. Когда я впервые попал в тюрьму в 2005 году, нужно было наложить санкции на авиаперелёты, чтобы освободить меня из тюрьмы. Похоже, что власти понимают только этот язык», - указывает архиепископ Охридский и митрополит Скопский, который, оставаясь верным духовному единству Православной Церкви, несколько раз попадал в тюрьму, потому что государственные власти Сев. Македонии уже полтора десятилетия находят причины для его преследования.
Политическое решение о том, что суд не должен регистрировать нас
В ноябре 2017 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге обязал Скопье зарегистрировать ПОА как отдельную религиозную общину. Приговор вступил в силу в марте следующего года, а в июне 2018 года в суд первой инстанции в Скопье был подан запрос на его исполнение. «Всего три месяца назад совершенно без каких-либо юридических объяснений наша просьба была отклонена», - говорит архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн. ПОА подала жалобу в Апелляционный суд в Скопье и ожидает ответа. «Но, как мы неофициально узнали, исполнительная власть приняла политическое решение, что суд никогда нас не зарегистрирует. Такое превосходство исполнительной власти над судебной в Республике Северная Македония возможно и, к сожалению, обычно», - добавил он.
Новая монография о монастыре Святого Марка спустя девять десятилетий
Год назад в сотрудничестве с Балканским институтом Сербской академии наук и искусств (САНУ) и ПОА была опубликована монография Марко Томича Джурича «Фрески монастыря святого Марка» недалеко от Скопье – задушбины королей Вукашина и Марко Мрнявчевичей XIV века. «Это действительно великое дело, но его ждали около девяноста лет - столько же, сколько прошло с момента последней опубликованной монографии об этом монастыре. В любом случае, эта монография – капитальный труд, и для таких капитальных дел мы всегда готовы сотрудничать с погружёнными в такие темы авторами, особенно с институтами САНУ», - говорит архиепископ Охридский Иоанн.
Перевод подготовлен Православным исследовательским центром "Хризма"