Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

Портрет старицы Досифеи

17 февраля Святая Православная Церковь празднует день памяти старицы московского Ивановского монастыря Досифеи, которая была продолжательницей традиции «умного делания» преподобного Паисия (Величковского) и была почитаема современниками за дар молитвы, духовную опытность и рассудительность.

Монахиня Досифея. Портрет неизвестного художника. Нач. XIX в. Оригинал утрачен Монахиня Досифея. Портрет неизвестного художника. Нач. XIX в. Оригинал утрачен     

Очень часто святого мы воспринимаем сердцем, чувствуя его молитвенную помощь и заступление, но нередко образ святого, запечатленный на фотографии или живописном портрете, раскрывает перед нами живые черты его характера, делая его ближе и как будто роднее.

В этой связи вспоминается портрет преподобного оптинского старца Амвросия, полулежащего на подушечках, с любовью выполненный его духовным чадом отцом Даниилом (Болотовым). Старец как будто ожидает кого-то на исповедь, безмолвно произнося слова молитвы и перебирая монашеские четки. Темный фон, отсутствие лишних деталей только сильнее оттеняет его проникновенный глубокий взгляд, который обращен в самое сердце и располагает к покаянию и молитве…

Считается, что инокиня Ивановского монастыря Досифея была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного, но неравного брака с А.Г. Разумовским. «Таинственную» инокиню долгое время вообще никто не видел. Автор первого описания Ивановского монастыря И.М. Снегирёв писал, что в 1785 году, по секретному повелению императрицы Екатерины II, в обитель была прислана «одна женщина не старых лет, по-видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия…» [1]

Монахиня Досифея жила очень уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игуменьи <…>. Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти» [2].

Вид Москвы от Ивановского монастыря. Акварель Д. Карташева. 1850-е годы. ИЗО ГИМ Вид Москвы от Ивановского монастыря. Акварель Д. Карташева. 1850-е годы. ИЗО ГИМ     

Как сокрыта была для людей внешняя жизнь старицы Досифеи, так прикровенна была и внутренняя. И.М. Снегирёв писал, что все время «она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные ею за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии» [3].

В начале XIX века строгий режим содержания был ослаблен, и старица Досифея стала принимать некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице «по какому-то особенному случаю» [4], а как станет понятно впоследствии – за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял знаменитую Оптину пустынь, где укоренил старчество и возродил издание святоотеческой литературы. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, а впоследствии был избран братией настоятелем обители (1842–1858). Их младший брат Александр, в монашестве Антоний, также посвятивший свою жизнь Богу, ныне почитается в лике преподобных Оптинских старцев, как и его брат Моисей.

И.М. Снегирёв опубликовал и прижизненный портрет старицы, на котором подвижница изображена в монашеском одеянии, с четками, сидящей вполоборота к нам. Поражает взгляд подвижницы, который, хотя и направлен вперед, но, кажется, уже давно не видит ничего внешнего. Кроткий, самоуглубленный и сосредоточенный взгляд свидетельствует о высоком молитвенном настрое, о постоянном памятовании и обращенности к Богу. Около этого портрета, как и перед иконами, душа преображается, исполняется внутреннего мира и тишины, все житейские попечения умолкают и появляется молитвенная настроенность на общение с горним миром.

С одной стороны, портрет, безусловно, отражает внешний облик старицы, о чем свидетельствует ее небольшой рост, горбинка, что нашло подтверждение во время проведения экспертизы погребения старицы в Новоспасском монастыре в 1996 году.

С другой стороны, портрет близок к иконографии преподобных и свидетельствует о широком почитании старицы Досифеи ее современниками.
Свой портрет старица подарила воспитывавшейся в Ивановском монастыре княжне Анне Гавриловне Гагариной, в замужестве Головиной, которая, овдовев, в 1852 году основала в своем имении Деденёво Спасо-Влахернский женский монастырь. Список с портрета до революции хранился в Московском Новоспасском монастыре.

Визуальный портрет значительно дополняют и наставления старицы, которые дают материалы к созданию ее духовного портрета.

Во многих наставлениях старица советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале» [5], то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести» [6], – можно оставаться равнодушным к разного рода вражеским нападениям. Преподобный Иоанн Лествичник называл совесть обличением ангела-хранителя. Преподобный авва Дорофей в сборнике душеполезных поучений посвятил этой теме специальную главу, определяя совесть следующим образом: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон…» [7]

Подобно святому апостолу, старица Досифея призывала хранить совесть «в Духе Святом» (Рим. 9:1), во всех делах имея «добрую совесть» (Евр. 13:18), для чего Н.И. Курманалеевой наказывала чистосердечно «открывать свою совесть» [8] духовнику.

Изображение старицы Досифеи было довольно распространено перед революцией.

Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Фотография К.А. Фишера. 1900-е гг. Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Фотография К.А. Фишера. 1900-е гг.     

В 1908 году портрет ивановской подвижницы был опубликован в серии портретов русских исторических деятелей, подготовленной Великим князем Николаем Михайловичем, по оригиналу, находившемуся в Новоспасском монастыре. Отметим, что в этом издании голова портретируемой повернута влево (вправо от зрителя). По мнению архивиста Ивановского монастыря кандидата исторических наук Д.Г. Давиденко, «это связано с типографской оплошностью и неправильным разворотом негатива» [9].

Этот же портрет был напечатан в фотоателье известного фотографа Карла Андреевича Фишера, одного из основателей Русского фотографического общества, который занимался фокопированием дагерротипов.

Еще один портрет ивановской подвижницы был создан нашей современницей – художницей Риммой Шевяковой в технике «сухая кисть». Старица Досифея изображена во весь рост, она как будто вышла из своего затвора и идет навстречу нам. «Согбенная и одновременно величественная, матушка с посохом в руке тихо идет по дорожке возле храма. Встретив посетителей, приостановилась, приветствуя их с готовностью выслушать и помочь. Лик старицы, преображенный непрестанной молитвой, излучает свет. Внимательный и исполненный доброты взгляд, приветливая полуулыбка внушают глубокое почтение и доверительную сердечную расположенность» [10].

Портрет старицы Досифеи. Художник Римма Шевякова. 2018 г. Картон, карандаш, тушь. Иоанно-Предтеченский монастырь, Москва. Портрет старицы Досифеи. Художник Римма Шевякова. 2018 г. Картон, карандаш, тушь. Иоанно-Предтеченский монастырь, Москва.     

Удивительный портрет, который отражает и внешние, и внутренние духовные черты смиренной и духоносной подвижницы…

В молитвенной памяти и почитании святых проявляется единство Церкви Небесной и земной. Святые слышат наши молитвы и предстательствуют за нас пред Престолом Небесного Царя.

Святой пророк и псалмопевец Давид из глубины сердца взывал: Дивен Бог во святых своих (Пс. 67:36), которые, по словам святителя Григория Паламы, «наслаждаются Его благодатию и силою к соделованию добродетели и достижению совершенства, или даже – к совершению чудес…»

Старице Досифее можно поклониться в Новоспасском монастыре, где в храме в честь преподобного Романа Сладкопевца – усыпальнице Дома Романовых, покоятся ее честные останки, а также в Иоанно-Предтеченском монастыре, месте ее подвижнической жизни.

Рейтинг: 10 Голосов: 49 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Снегирёв И.М. Ивановский монастырь в Москве. С видом монастырской церкви и портретом монахини Досифеи. Сер.: Русские достопамятности. Вып. V. М., 1862. С. 14.
[2] Там же. С. 15.
[3] Там же.
[4] <Ювеналий (Половцев), архим.> Житие преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова). Репр. изд. 1882 г. Издательство Введенской Оптиной Пустыни, 1992. С.17.
[5] ОР РГБ. Ф. 213. К. 91. Ед. хр. 55. Л. 1 об.
[6] Там же.
[7] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Издательство Козельской Введенской Оптиной пустыни. Репр. 1900 г. Б.м., 1990. С. 49.
[8] Григорий <(Воинов-Борзецов), архим.> Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха Московского ставропигиального Новоспасского монастыря // Сборник для любителей духовного чтения. Ч. IV. М., 1890. С. 102–103.
[9] Давиденко Д.Г. Почитание старицы Досифеи в XIX – начале XX в. и церковно-археологические памятники Московского Новоспасского монастыря // Старица Московского Ивановского монастыря Монахиня Досифея. Материалы научно-практической конференции. М., 2020. С. 129.
[10] Тавифа (Исаева), мон. Рабочая группа по подготовке материалов к канонизации монахини Досифеи // Старица Московского Ивановского монастыря Монахиня Досифея. Материалы научно-практической конференции. М., 2020. С. 11.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Варвара Каширина

Новые материалы

Выбор читателей

×