Когда начнутся бедствия, предвещающие Последний Суд, и силы небесные поколеблются, великий страх охватит людей. Сам Иисус Христос говорит об этом так: «Люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий]» (Лк. 21:26). Зачем Господь предупреждает о наступлении Страшного Суда, мысли о котором так пугают?
В грозное время, о котором повествуется в Евангелии (см. Мф. 24:29—30), все и вся могут обратиться в прах, если бы не удерживалось всемогуществом Божиим. На православных иконах эта мысль запечатлена через изображение Божией длани (руки), в которой собраны все верующие в Господа. Творец не только создал мир и все, что в нем, но и постоянно поддерживает его бытие Своей силою. И солнце, и звезды, как и жизнь на Земле, в Его власти. Солнце дает столько энергии (света и тепла), сколько необходимо, ни больше, ни меньше, для поддержания жизни на земле.
Господь не «придумывал» Страшный Суд. Это завершающий этап земной истории, которую творит человечество в целом и каждый человек в отдельности. Последний Суд необходим для того, чтобы все пришло в состояние, которое было задумано Богом. Это отделение овец от козлищ, пшеницы от плевел, укоренившихся в грехе от раскаивающихся.
«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше», — говорит Господь (Лк. 21:28). Как же можно будет бесстрашно подняться, когда вокруг будет так страшно, что люди, как написано в Евангелии, станут гибнуть от ужаса?
Во время эпидемии коронавируса мы видели, насколько радикально неожиданное бедствие изменило жизнь. Многие испытали тревогу, страх за свою жизнь и жизнь близких, даже отчаяние. Люди сидели дома. Все учреждения были закрыты, улицы пустовали, города нельзя было узнать. Речь шла только о физическом выживании, а на Страшном Суде будет решаться вечная участь человека. И вдруг Господь призывает верующих именно в это время «поднять головы».
Речь идет о том, что христиане должны всегда ждать Христа и быть готовыми к Его пришествию. Как написано в книге «Откровение Иоанна Богослова»: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Так христиане первого века ждали, чтобы быстрее окончились испытания этого мира и наступило бы Второе Пришествие. Этого ждут и современные христиане и помнят о том, что главное в земной жизни — подготовка к встрече с Господом.
Мир враждебно настроен к христианству. С каждым веком люди все сильнее отступают от евангельских заповедей, поэтому Господь говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Тот, кто во время земной жизни не испытывал трудностей, не задумывался о вечности, при приближении конца мира будет особенно страшиться и горевать. Напротив, кто претерпевал скорби, тяжело боролся со своими греховными привычками, скажет Господу: «Наконец-то Ты пришел». Именно поэтому христиане, увидев пророчества о Втором Пришествии сбывающимися, возликуют: скоро придет Христос и освободит их от горя, болезней и смерти.
Как же готовиться к встрече со Спасителем? Бесспорно, всем необходимо ежедневно выполнять рабочие и домашние обязанности, но ведь и о жизни будущего века необходимо заботиться! Она первостепенна, ведь что посеет человек во время земной жизни, то пожнет в будущем веке (Гал.6:7—10). Важно, чтобы иерархия ценностей православного христианина не была нарушена и главной целью оставался поиск Царствия Божия в любой жизненной ситуации. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Спаситель (Мф. 6:21). Ответ таков: о мирском нужно заботиться, но ровно настолько, насколько это необходимо. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что надо жить так, как колесо крутится. Оно лишь одной частью касается земли, а само стремится вверх. Так и человеку стоит сосредотачиваться не на земных благах, а постоянно стремиться к Небесному.
Как этого достичь? Молиться утром и вечером? Подавать милостыню? Не говорить ближнему обидных слов, когда они так и хотят слететь с языка? Такого «православного минимума» недостаточно, хотя все это, безусловно, нужно делать. Чтобы быть с Богом, необходимо постоянно стремиться к Нему, непрестанно помнить о Нем.
Когда схимонахиню Сепфору (Шнякину), старицу, которая покоится в Клыковской обители, спросили, какую самую главную добродетель человек должен приобрести, она сказала: «Как тебе сказать? Отдать всего себя Богу». Насколько в жизни у каждого это реализуется — другой вопрос, а задумка именно такая.
Чтобы хотя бы в малой степени к этому приблизиться, необходимо трудиться, не поддаваясь лени. Да и как расслабиться, если помнить: вдруг я сегодня умру? Может быть, Страшный Суд завтра и не наступит, а жизнь может прерваться сегодня, ведь она в руках Божиих. Господь дает время на покаяние, удерживает ныне живущих от гибели, но сколько это продлится? После смерти для человека наступит частный суд, где его душа будет трепетать. Умерший даст Богу отчет за всю свою жизнь. Поступки и жизненные устремления человека во многом определят его вечную участь.
Именно по этой причине святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что в этой жизни важно приобретать спасительный страх перед Страшным Судом: он помогает человеку помнить о будущей жизни. Страх Господень — «начало мудрости» (см. Пс. 110:10), потому что он определенным образом организует жизнь человека. Тот начинает следить за своими поступками, избегать греха, чтобы не лишиться Богообщения. Спасительный страх — боязнь остаться без Бога. Руководствуясь этой постоянной тревогой, верующие люди понуждают себя к добру.
Помните, как мы встречали прошлую Пасху, какая была напряженная атмосфера? Одна женщина рассказывала, что не знала, идти ей на праздник Воскресения Христова в храм или молиться дома. Священники и богословы высказывали разные мнения. Сама она решилась пойти на ночное богослужение, потому что подумала: «Вдруг это последняя Пасха, когда открыты храмы? Что если потом ситуация изменится — церкви закроют и служб не будет?» Были такие апокалиптические настроения.
А что же испытают люди во время Страшного Суда, когда все, живые и мертвые, предстанут перед Богом? Какие понадобятся силы, какое упование на Его святую волю, чтобы все это пережить!
Однако не стоит впадать в отчаяние. Вспомним, что все молитвы наполнены надеждой на милосердие Божие. В них прослеживается мысль: «Несмотря на то, что я грешный и негодный, Ты, Господи, спаси меня по Твоей милости!». У исповедника последних времен святого Рафаила (Шейченко) есть очень глубокий образ на эту тему. В письме к одной из духовных дочерей он пишет, что она должна чувствовать себя словно блудный сын в объятиях Отчих (см. Лк. 15:20—24). Согрешивший сын из евангельской притчи осознал свои неисчислимые грехи: здесь впору ужаснуться и впасть в отчаяние, но он все же полагается на сострадание отца. Покаяние, решительность блудного сына приносят добрые плоды. Отец не грозит ему суровым наказанием, не упрекает его, а с любовью обнимает и жалеет.
Страшный Суд пугает больше всего вечным отчуждением от Бога. Только во Христе заключены жизнь, радость, спокойствие. Без Него существование превращается в вечную смерть, бесконечное отчаяние.
Что испытает человек, понимающий: была в жизни возможность приблизиться к Христу, развить дар любви к Нему, но время земной жизни было растрачено на пустые дела. Результатом этого осознания будет только «плач и скрежет зубов» (Мф. 13:42).
Пока живем на земле, мы учимся отвечать за свои поступки, стараемся бороться со страстями. Страх Божий помогает христианину избегать греховных дел и развивать добродетели, как бы это ни было трудно. Однако, помимо страха Последнего Суда, существует особая мотивация соблюдать заповеди — память о том, что ждет человека в будущем веке — вечная жизнь с Богом.
Земная жизнь — дым. Она быстро рассеивается. Единственная ценность: подвиг ради Христа, добрые дела, которые совершаются по любви, останутся с нами и после смерти и послужат оправданием на Страшном Суде.