Православный календарьПравославный календарь
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.

Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия

Вечером 16 марта 2021 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия… не даждь ми. После праздности и уныния святой Ефрем Сирин поставил в перечислении пороков любоначалие.

Любоначалие — это любовь к властвованию, это стремление обрести власть и наслаждаться ею. Это стремление широко распространено среди людей, и было бы ошибкой считать, что речь идет только о политической или экономической власти. Иногда и в тесном кругу людей есть некто, кто хочет доминировать, ставить себя выше остальных и с этой более выгодной позиции управлять ими, насколько возможно. В каком-то смысле стремление к лидерству, к власти заложено в природу многих людей, особенно способных, одаренных, и наверное, в этом не было бы ничего греховного, если бы человек, достигший власти, ограничивал свои действия тем, что богоугодно, что служит благу людей.

Власть одного над другим может быть оправдана только тем, что обладающий властью необходим другим людям, поскольку от него исходит реальная польза. В таком случае власть нравственно оправдана; а если действия человека, имеющего влияние на других, связаны с его верой, со стремлением содействовать нравственному, духовному развитию людей, то такая власть, несомненно, не может не встречать признательности и поддержки.

Однако очень часто власть обращается на другое. Во-первых, власть надо как-то получить, и нередко на эту борьбу за власть люди отдают лучшие годы своей жизни, все свои силы, совершают нравственные и даже уголовные преступления — настолько вожделенно для них быть над другими и использовать других в своих целях. Вот это и есть та самая жажда власти, то самое властолюбие, которое осуждается великими словами молитвы святого Ефрема Сирина.

Но если говорить о власти как об институции, то она необходима не только для организации человеческих сообществ, ведь даже в животном мире существует иерархия. И среди насекомых — возьмите устройство муравейников, — и среди птиц, и среди зверей всегда кто-то имеет власть над другими. Вот за этим волком все идут — почему? Да потому что он самый сильный, самый мудрый. Он над всеми, потому что если случится беда, он защитит. Именно в этом нравственное оправдание всякой власти. Человек, устремляющийся к власти, должен помнить, что власть — это не привилегии на всю жизнь, но это совершенно особая ответственность за всех остальных; и это чувство ответственности, и не просто чувство, но ответственное служение во благо других людей и является оправданием власти.

Если же этого измерения в осуществлении властных полномочий не существует, а есть только желание иметь привилегии и материальные возможности, превышающие возможности других людей, то власть становится греховной. Именно о таком властолюбии говорит святой Ефрем Сирин, предупреждая об опасных последствиях даже той власти, которая, может быть, получена вполне законно.

В истории рода человеческого не было времени, когда бы власть не существовала. Уже в раю Адам получил власть над всем раем, и выражением этой власти стало наименование животных, когда весь животный мир принял власть, которую Бог дал Адаму. Поэтому сама идея власти создана Богом и Богом включена в человеческую жизнь. Вот для того чтобы власть была богоугодной, категорически необходимо, чтобы осуществление власти сопровождалось особой ответственностью.

Еще раз: власть — это не столько привилегия, сколько ответственность за других людей. Подобно тому, как вожак ответственен за всех в стае, так и вождь должен быть по-настоящему ответственен за народ, и человек, возглавляющий большой коллектив, должен быть ответственен за этот коллектив. И если сознание ответственности не будет на периферии, не будет заслоняться привилегиями, зарплатой, социальным статусом, тогда власть будет поддерживаться людьми, тогда будет уважаться сам институт власти, потому что главным свидетельством о богоугодности властных действий является благо людей, над которыми тот или иной носитель власти поставлен.

Собственно говоря, об этом молитва Ефрема Сирина. И когда мы рассуждаем о власти, мы должны понять, что речь идет не только о тех, кто возглавляет государство или город, область, район, еще какое-то объединение людей. А разве у нас в семьях не должно быть власти, с тем чтобы другие слушались главу семьи? Но и в семьях борьба за власть иногда ничем не уступает борьбе за власть в социальных группах или даже между государствами, эмоциональное напряжение бывает невероятно велико. И как часто семьи рассыпаются только потому, что власть не поделили, причем понимая под властью лишь категорическое исполнение желаний одной из сторон. А если бы в момент семейного кризиса люди вспомнили, что власть — это в первую очередь служение, то, наверное, прекратили бы конфликт. Хочешь больше власти? Возьми ее, но вместе с ней — ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, за мир в семье. А если ты отказываешься взять ответственность за все это, то почему тогда ты должен иметь власть над другими членами семьи?

Вот в чем связь власти и ответственности. Ответственности пред Богом в первую очередь, перед своими родными, близкими. А в масштабах страны — ответственность перед народом как несомненный жизненный приоритет. Ничто иное не может стоять рядом, и чем выше поднимается человек по лестнице власти, тем меньше места в его жизни должно занимать личное, а все больше и больше то, к чему он призван Богом, — быть ответственным за ту или иную группу людей, за сообщество людей, за народ. Это и есть учение о власти. А если человек, одержимый властью, наслаждается ею, если он пытается извлечь из своего положения только личную прибыль и пользу, или пользу для узкого круга родственников и знакомых, то это тяжкий грех. Осознать это нужно многим людям — всем тем, у кого есть властные полномочия, и если они желают иметь благоволение Божие, то должны внять великой мудрости, которую сегодня доносит до нас молитва святого Ефрема Сирина: дух праздности, уныния, любоначалия… не дай нам, Господи. Аминь.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×