Православный календарьПравославный календарь
И будет Голгофа, и будет Фавор
Архиепископ Алексий (Фролов)
Мы должны любить врагов. Но это же неестественно! Да, это противоестественно. Это сверхъестественно. К приобретению этой сверхъестественной любви и призывает нас Господь.
При неудачах и утратах – сопротивляемся унынию
Священник Павел Сержантов
Тех, кто был на грани развода, старец Иоанн (Крестьянкин) настраивал на аскетическую борьбу: «За семью-то надо побороться. И первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге».
«Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
Любовь к родной земле прививается и через возделывание этой земли, и через активное приобщение к ее культуре и истории – уверен Всеволод Чухаркин, директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории.
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Свящ. Александр Ермолин
Автор судит о религии с точки зрения полезности и обрушивается на христианство. Но какое христианство? Он не знает Православия – истинного христианства. Так научно ли судить о предмете по его карикатуре?
Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
Отцы и дети
Дмитрий Гаврилов
То, что для Гаврилыча было абсолютной истиной, не требующей подтверждения, у Чанышева скрывалось за тайной небытия.
Молодожены меняют привычный образ жизни
Священник Павел Сержантов
В настоящем супружестве две судьбы переплетаются воедино, даже стирается граница между двумя людьми.
Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.
Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе
Архиеп. Биробиджанский Ефрем
Лекции по богословию отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – главное, что может потребоваться будущему священнику.
Не чуя страны
Александр Богатырев
Православные люди знают, что подвиг – это продвижение к Богу. Россия велика, и места для подвигов по-прежнему остаются.

Проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя

Вечером 17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы просим в молитве святого Ефрема Сирина, чтобы Господь даровал нам дух смиренномудрия. Слово «смиренномудрие» — сложное слово, которое включает в себя два понятия — «мудрость» и «смирение». И если человек, далекий от христианства, задумается об этом слове, то найдет в нем противоречие, поскольку вне круга христианских ценностей смирение не является положительным качеством. Смирение отождествляется со слабостью, смиренный выглядит как неудачник или даже как сумасшедший. Достаточно вспомнить замечательный роман Достоевского «Идиот» — на страницах этого произведения блестяще создан образ христианина, чистейший образ смиренного человека. Но как этот смиренный человек был воспринят окружавшим его обществом? Как ненормальный. Действительно, для внерелигиозного, внехристианского сознания смирение есть проявление слабости или даже неадекватности.

Однако само сочетание двух понятий — «смирение» и «мудрость» — в слове «смиренномудрие» свидетельствует о том, что в нашей христианской традиции смирение отождествляется с силой. Мудрость, как и знание, есть сила; никто не смеет опровергнуть эту истину. Мудрый человек силен своим умом, и одно только слово «смиренномудрие», которое объединяет два будто бы противоположных понятия, есть прекрасное толкование к тому, что есть подлинное смирение. Подлинное смирение — это отображение Божественной мудрости. А все Божественное настолько превосходит человеческое разумение, что люди, не задумывающиеся о высоких истинах, и неспособны их уразуметь. Так и получается, что для большинства смирение — это не ценность, а лишь проявление слабости. Но Господь нам прямо указывает на то, что смирение есть сила.

Для того чтобы испытать, так ли это, нужно пройти очень большим и трудным путем стяжания подлинного смирения. Некоторые экзальтированные люди пытаются как можно быстрее обрести эту добродетель, но у них не получается ничего, кроме нервного перенапряжения. Чтобы почувствовать, сколь великой силой может быть смирение, нужно постепенное восхождение по степеням духовного совершенствования. Наверное, смирение — на самых последних ступенях этого пути; именно там, на духовных высотах, и обретаются подлинный смысл и подлинная сила того, что есть христианское смирение.

Святитель Иоанн Златоуст замечательно говорит, что нет никакой другой силы, которая может вознести нас на высоты, как только смирение. Если человек хочет достичь совершенства, если он действительно хочет достичь многого в своей духовной жизни, то он, несомненно, должен обрести смирение не на словах, не как поведенческую характеристику, а как подлинное состояние духа.

Великий пост, который погружает нас в молитвы, в слышание слова Божиего, должен погружать нас и в размышления. Иногда такие благочестивые размышления возможны во время богослужения, потому что не всегда наши ум и память способны отслеживать все то, что читается или поется в храме. Невольно мысль уходит за пределы храма, и мы думаем о своем. Но чем думать о своем, лучше размышлять, что может споспешествовать нам в деле нашего спасения. Быть может, самым важным для всех нас было бы осознать в полной мере, что есть смирение, которое соединяется с мудростью; что же это за сила, которая одним словом «смиренномудрие» поставляется на тот же уровень, что и мудрость, несомненно дающая могущество человеку. Если такова сила у мудрости, значит, та же сила и у смирения. Очень важно осознать, что смирение — это не слабость, не какая-то неполноценность, не искусственное юродство, как иногда бывает, к сожалению, в болезненных религиозных практиках, а это реальная духовная сила, которая способна не только приблизить нас к спасению, но и даровать нам великую мудрость в нашем поведении, в наших поступках, в наших словах, в нашем общении с ближними и дальними. И да поможет нам Господь в дни Святой Четыредесятницы стяжать в меру наших сил смиренномудрие — великую силу, дарующую человеку возможность идти путем спасения. Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×