На вопросы прихожан отвечает известный миссионер протоиерей Олег Стеняев
– Отец Олег, как понимать слова Христовы: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле»(Мф. 28:18)? И какое нравственное приложение есть у догмата о Единстве Бога?
– Когда мы говорим, что Бог Един, мы говорим не только об исключительности Его существования и Его неповторимости. Мы говорим и о Его Единоличном владычестве над всеми мирами (ведомыми нам или нет). Сказано: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог, [и]нет еще кроме Его» (Втор. 4:35). Само слово «Господь» – на иврите «Адонай» – означает «Господствующий над всем», в отличие от «адоним» (господин) – частный правитель, который господствует только над тем, что на время его земной жизни оказалось под его руками. Бог же – вечный Властелин и Владыка. Сказано: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это»(Ис. 45:5–7).
Признать Единство Бога означает признать Его Единственность – как Царя и Владыки всего мироздания. Святые апостолы именно так понимали веру в Единого Бога. И когда их ставили перед дилеммою, кого им слушаться, человеков или Бога, они отвечали: «…судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»(Деян. 4:19).
Итак, говоря о Единстве Бога, мы говорим о том, что нет иного Правителя и Властелина над всеми мирами, чем Бог наш, и всецелая покорность наша принадлежит только Его Святой Воле (изложенной в Его святых заповедях). Следовательно, любой совершенный нами грех – есть грех против Единственности и Единства Божия, Которому мы должны быть всецело покорны. И в этом смысле мы соблюдаем Законы Бога, а светские законы соблюдаем только в той их части, где они не противоречат Заповеди Творца.
– Могла бы Церковь выработать заповеди для президента, как она предложила, например, заповеди для предпринимателей?
– Подобные христианские правила для православного правителя существуют. Это «Поучение Владимира Мономаха». Я думаю, что каждый достигший вершин светской власти в России должен изучить это духовное завещание всем последующим правителям Русской земли. Приведу несколько цитат из сего Поучения правителям: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». Эти слова, как мы видим, и сейчас очень актуальны, когда сильные притесняют слабых.
Еще две цитаты: «Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве…»; «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты (Господь. – Ред.) нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней». Говорится в Поучении Владимира Мономаха и о политических междоусобицах, и как их преодолевать. Для современной России и ее правителей это ценнейшее наставление.
– Что значит для нас явление в момент лишения русским народом земного царства в 1917 г. Державной иконы Пресвятой Богородицы?
– Когда говорят, что Божия Матерь в России воцарилась, – это все очень апокрифично звучит. Дело в том, что Божия Матерь – Царица в сердцах тех людей, которые почитают Ее. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Мы не можем говорить, что Дева Мария управляет всеми людьми нашей страны, – мы видим, какая дисгармония сейчас в обществе между Божественными установлениями и тем образом жизни, который в подавляющем своем большинстве ведут россияне. Поэтому, когда мы говорим о том, что Божия Матерь воцарилась на Русской земле, имеется в виду не территория, а люди, которые живут на этой земле, – причем только те из них, кто проявляет благоговение перед Божией Матерью.
Для нас Пресвятая Дева Мария выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Почему? Кто из Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов, обращаясь ко Второму Лицу Пресвятой Троицы, может сказать: «Сын Мой возлюбленный?» Никто. Только Бог Отец и Божия Матерь. Кто из Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов, может любить Второе Лицо Пресвятой Троицы родительской любовью? Никто. Только Бог Отец и Божия Матерь. Таким образом, Дева Мария наиболее полно восстановила в себе Божественное подобие Богу. Как сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Когда-то апостолы обращались к Иисусу с вопросом, кто будет слева, кто справа стоять от Него в Царстве Божием. Помните, мать сыновей Зеведеевых приступала ко Христу с этим вопросом? Мы, православные христиане, такими вопросами уже не задаемся, иконографически определено, что справа от Христа – Дева Мария во Царствии Небесном, а слева – Иоанн Креститель. Последний из ветхозаветных пророков Предтеча – представитель Ветхого Завета. А Дева Мария – Она уже плод Новозаветной Церкви.
При грехопадении люди утратили подобие Бога и исказили в себе образ Божий. Спасение в православном понимании – это восстановление образа и подобия Божия. Мы прибегаем к Божией Матери как к первому упованию для нас после Пресвятой Троицы. Потому что Она поднялась на небывалую и невозможную больше ни для кого высоту дерзновения пред Богом. В этом и наше на Нее упование.
Божия Матерь – залог того, что и мы – каждый из нас – можем тоже пережить приятие Благодати Духа Святаго. Когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, совершается то, что уподобляет каждого причастника Деве Марии в момент принятия Божества внутрь Себя, когда рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). Так как Она наиболее полно восстановила в Себе подобие Богу, мы через Нее имеем доступ к Божескому естеству, ибо Небо дарует нам Истинное Божество, а земля возвращает Небу истинное человечество в Сыне Божием.