Лествица: путь от земного к Богу любви

В 4-ю неделю Великого поста Церковь празднует память великого христианского подвижника Иоанна Лествичника. Биографических подробностей его жизни история до нас не донесла, однако мы знаем о святом Иоанне самое главное: он Великий и Лествичник. Это главное: его небольшая по объему и безмерная по сути книга, ставшая настольной для многих прославленных подвижников. Чем же является «Лествица Божественного восхождения» спустя полторы тысячи лет после своего написания – памятником аскетической литературы, учебником монашеского делания или чем-то близким и необходимым сегодняшним христианам? За что именно автора этого труда Церковь выделила среди других замечательных своих отцов, посвятив отдельное великопостное воскресенье?

О своем многолетнем опыте изучения этой загадочной книги и о том, как нам, живущим в мирской суете немощным православным, ее правильно читать, рассказывает настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Листах протоиерей Андрей Овчинников.

– Отец Андрей, «Лествица» – книга, как бы мы сегодня выразились, заказная. Из предисловия явствует, что ее «заказал» преподобному Иоанну, бывшему в тот момент игуменом монастыря, другой игумен тех мест. При этом совершенно непонятно, как мог ее написать человек, хоть и святой жизни! Возможно, это текст богодухновенный, надиктованный свыше?

– Она начинается с послания – тоже Иоанна, тоже святого, игумена Раифского, к «досточудному Иоанну, игумену горы Синайской». Один Иоанн – Раифский – обращается к другому Иоанну – Синайскому – с просьбой изложить опыт подвижнической жизни для следующих поколений монахов. «Лествица» не была дана преподобному как откровение. Как раз очень важно, что это не плод творчества или вдохновения, а труд, сделанный по послушанию.

– Сей великий труд рассчитан на монахов. Применим ли он вообще к мирским в суете живущим людям XXI века?

    

– Главная добродетель, описываемая в этой книге, – послушание. Четвертая ступень «Лествицы», говорящая о послушании, одна из самых объемных. Почему так? Хоть книга и монашеская, написана она не для отшельников, а для общежительных монастырей. Это большие монастыри, где было общее хозяйство, общая трапеза, где монахи вместе трудились на общих послушаниях – на огородах, на кухне, в просфорной, – ходили в храм. Такой большой монастырь напоминает нам большую семью. И жизнь в монастырях-общежитиях по многим позициям очень похожа на жизнь семейного человека. Если мы будем читать «Лествицу», понимая ее таким образом, видеть, что послушание – среди прочих – очень важная добродетель, причем добродетель универсальная, то многое будет нам понятно.

Книга написана в середине VII века. Это время, когда монашество было в расцвете; подвиги, которые несли монахи того времени, конечно, невозможны сегодня. И это тоже важная оговорка: читая «Лествицу», нужно понимать, что мы живем спустя полторы тысячи лет. Речь шла о древней Палестине, а мы находимся в совершенно других условиях – климатических, культурных, языковых. С одной стороны, в книге есть то, что мы можем взять оттуда, и есть для нас недостижимое – оно высоко, таинственно, загадочно. Это связано с тем, что опыт преподобного Иоанна Лествичника (внутренний, молитвенный, монашеский) несопоставим с нашим. Надо иметь в виду, что в таком смысле любой духовный текст выражает именно опыт прожитой жизни святого человека. Мы подобного опыта жизни не имеем, поэтому нам и непонятно, о чем идет речь в этих наставлениях. Так что брать надо то, что понятно. То, что исполнимо.

    

Безусловно, эту книгу, хотя бы Великим постом, мы должны пролистать, выборочно почитать, что-то постараться выполнить – тогда она будет оживать уже в нашей жизни. Замечено, что чем усердней человек исполняет те или иные советы святых отцов, тем более ему становится понятен смысл их сочинений, наставлений, заповедей. Христианство всегда понимается как жизнь в практике. И чем больше этой практики, тем больше понятна теория.

Чем усердней человек исполняет советы святых отцов, тем более ему понятен смысл их наставлений

– Сейчас на православных сайтах и в некоторых изданиях иногда делается «нарезка» из «Лествицы»: выбираются цитаты, доступные для понимания. Что-то вроде «Лествицы для мирян». Как вы к этому относитесь?

– Да, я видел, берутся отдельные стихи; кто-то даже высчитывает, какой процент этой книги возможен для понимания, для исполнения: кто говорит, пятнадцать процентов, кто – тридцать процентов. Вообще это очень интересно. Есть же «Добротолюбие для мирян» – такой вариант переложения монашества на жизнь мирскую. Действительно, многое в «Лествице» актуально и для монаха, и для мирянина. Я могу поделиться собственным опытом чтения этой великой книги. Даже могу наглядно показать.

Вот передо мной томик, читаю его много лет. Он у меня весь разрисован разными цветами. Места, которые особо интересны, выделены красным, зеленый означает «надо поразмышлять», белые пятна – это то, что мне показалось не очень понятным. Вот такая у меня настольная книга.

– Своим духовным чадам вы советуете каждый раз браться за «Лествицу», смотреть, что в данный момент отвечает настроениям, чаяниям, собственным проблемам? И на то, что покажется неблизким, не тратить время, не стараться вчитываться?

    

– Если мы «Лествицу» всегда читаем Великим постом, то каждый прожитый год, наверное, на какой-то шажок по лестнице нас поднимает. Читая «Лествицу» в новом году, может быть, мы уже больше поймем, чем год назад. С учетом прошлого прочтения. Духовным чадам я как раз так и предлагаю. Когда человек борим какой-то страстью, когда у него есть духовные проблемы – например, проблемы с гневом, блудом, гордостью, унынием, – либо об этом читаем напрямую (скажем, читаем о лени, о лжи, о зависти), либо берем противоположную добродетель и смотрим, какими путями врачуется страсть. Поскольку добродетель – это противоположное страсти состояние. Я говорю: возьми, почитай выборочно. Из этого большого количества советов – из ста стихов – может быть, пять-десять ты себе отметишь, может быть, тебе это поможет. И это будет разворотом в твоей жизни к совершенно другим целям. Но советую это не каждому, а тем, кто уже немножко подготовлен, кто уже ориентируется в христианской литературе, имеет опыт молитвы, поста.

Когда человек кается в каком-то грехе, он ждет совета священника: как ему жить, как бороться, что ему делать, чего не делать. Можно говорить от себя, от ветра главы своей. Можно переложить то, что ты читал, на понятный язык, адаптировать сказанное в «Лествице» для современного понимания. А у некоторых священников, я знаю, она лежит прямо около аналоя, и он раз – закладочку берет, открывает и говорит: вот про послушание. Вот что такое послушание, дай, чадо, я тебе почитаю. И приводит, например, такой стих: «Блаженное послушание называется исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа» (то есть послушание – это труд, который равноценен исповедничеству, практически послушник – это как мученик бескровный, который свою волю отдает). Или любой другой из множества интересных примеров. Внутри 4-й главы «Лествицы» такой маленький патерик, где автор описывает жизнь подвижников, своих современников, которые по 40–50 лет жили в монастырях и главным образом просияли под этим самым отвержением – то есть отсечением воли, помыслов, желаний. Это удивительная история, которая показывает, до какой степени человек может подняться, если будет жить в послушании.

– В наш информационный век, когда в интернете есть все, несложно аргументировать свои мысли в сетевой полемике: цитаты под рукой. Как мы раньше говорили про классиков: «раздерганные на цитаты». Можно любую свою мысль аргументировать и цитатой из Лествичника. Стоит ли это делать? Не будет ли неблагоговейным такое отношение к великому произведению, которое надо воспринимать единым целым?

    

– Святоотеческая литература, а особенно Священное Писание, считаются самыми уязвимыми книгами. Потому что многие поступки человека могут быть лукаво объяснены именно цитатой. Конечно, это все-таки больше относится к Библии. Мы там видим, с одной стороны, и про уважение к родителям, и в то же время слышим, что родители бывают врагами для человека; иногда говорится о том, что нужно поститься, а в другом месте читаем, что пища не приближает нас к Богу. То есть одна заповедь может другую перекрывать. Поэтому, конечно, «подбивать» под наши цели какие-то цитаты из Священного Писания или из «Лествицы» надо очень осторожно.

Но, с другой стороны, здесь действительно много полезных в разных ситуациях наставлений, так зачем ими пренебрегать? Например, говорим мы про целомудрие, про борьбу с грехом блуда – здесь очень много практических советов, которые могут нам помочь. Как общаться, например, мужчинам и женщинам, как бесы строят «подготовительные ковы», чтобы человека столкнуть в блуд, как человеку нужно себя держать, скажем, до падения и после падения, какие добродетели помогают обуздать эту страсть. И так по каждой теме можно выбрать очень интересные наставления, которые могут помочь практически.

– Вы сравнили «Лествицу» со Священным Писанием. Это не случайное сопоставление?

– Есть моменты, по которым они сопоставимы. Вот, например, по строению. Каждая глава и Ветхого, и Нового Завета разбита на стихи, так же и «Лествица» – такая практика применялась в некоторых святоотеческих сочинениях. «Лествицу» можно разделить на главы крупные и более мелкие, вспомогательные; 6 крупных, больших разделов: послушание, целомудрие, смиренномудрие, терпение, молитва и рассудительность – и 24 более мелких, вспомогательных. Это как пророческие книги в Библии: есть великие пророки (Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил) и есть 12 малых пророков. В целом «Лествица» состоит из 30 глав, или 30 ступеней. Читатели пусть сами решат, есть ли какая-то связь между ними. Считается, что нужно каждую главу видеть в виде ступени, и подъем на следующую возможен только тогда, когда мы поднялись на предыдущую.

– Часто говорят о принципе постепенности, важности поступательного движения в изучении «Лествицы»: нельзя ничего пропустить или «перепрыгнуть».

    

– Я этого не вижу. Например, первый раздел посвящен отречению от мира. Тема ухода в монастырь, ухода от мира. Дальше, во второй главе, говорится сразу о беспристрастии. То есть это уже нечто нам недоступное; что такое беспристрастие? Есть понятия попечительность / беспопечительность, или беззаботливость, это можно понять. А беспристрастие требует, чтобы у нас ни к чему не имелось привязанности, пристрастия. Какой-то привычки ненужной. Ведь даже в монастырях были такие примеры, когда человек мог привязаться к кувшину, к иголке, какой-то одежде. У него ничего нет, но вот какой-то маленький предмет, например, ложка – и он к ней имеет пристрастие, плохо ему без ложки. В миру, конечно, видов пристрастий гораздо больше, это отдельная тема для разговора. Это могут быть и дети, и внуки, и имущество, и здоровье, и еда… Куда ни взгляни. Но везде люди есть люди, и из ухода от мира свобода от пристрастий не проистекает.

– Отец Андрей, остановитесь особо на понятии «отречение от мира». Ясно, что его следует трактовать более широко, нежели уход в монастырь. Но как все-таки быть мирянам – они не должны, говоря фигурально, закрыться в своей квартире, как в скиту?

– Мы должны, как апостол Павел говорит, пребывать в том звании, в котором призваны. Если ты мирянин, то ты не должен жить по-монашески. Если ты монах, ты не должен покидать монастырь и заниматься делами, нужными мирянину. В этом и заключается рассудительность: чтобы каждому находить свой путь и по нему идти. Отречение от мира в правильном понимании для мирского человека – избегание тех соблазнов, тех искушений, которые в миру есть. Это общее направление. То есть борьба с духом мира. Безбожным, развратным, жестоким, бесчеловечным… разве не так? Отрекаемся именно от этого.

Отречение от мира для мирского человека – избегание тех соблазнов и искушений, которые в миру есть

А что касается правил прочтения «Лествицы»… Думаю, оно должно быть свободным. Можно начинать с конца, можно с середины; можно взять одну тему и просто внимательно прочитать целую главу.

– А можно считать «Лествицу» планом, по которому нужно строить свою духовную жизнь?

– Я бы все-таки избрал отдельные темы, отдельные духовно-практические советы. Вот, скажем: «Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешения как бы уздой». То есть, когда хочешь согрешить, а потом вспоминаешь, что надо будет исповедоваться, это сразу тебя останавливает, охлаждает. Есть много интересного про жизнь под руководством духовника, которого тоже надо постоянно вспоминать, когда будешь на грани грехопадения. Или вот такое изречение: «Если кто отвергает от себя праведное или неправедное лечение, тот отвергает свое спасение». Это нам задание – поразмышлять, подумать. Когда тебя ругают, а ты оправдываешься, ты отвергаешь свое спасение. То есть тебе Бог хочет дать урок – смирения, терпения, прощения, великодушия, потому что воспитать человека для Царства Божия можно только практически. Когда мы попадаем в неприятные ситуации, в конфликты, с нами обидные вещи случаются, несправедливости – здесь переквашивается наша гордыня. В этом огне несправедливого (как мы считаем) к нам отношения.

    

Так что если «Лествицу» выборочно читать, там, где она «ложится» на нашу жизнь, – это будет очень и интересно, и полезно.

Вот еще один из моих любимых стихов: «Пей поругание на всякий час как воду живую». Практически «крылатое выражение». Пей поругание как воду – воду мы знаем, как пить, а как поругание? То есть каждый раз нужно вспоминать: тебя ругают, а ты не оправдывайся, не гневайся, умей прощать.

Некоторые слова-пословицы нам, конечно, непонятны. Как это – «принимай поношение как похвалы»? Это не наш уровень, мы не поймем. Как – меня ругают, а я должен чувствовать, будто меня по головке гладят или награждают?

– Кто-то, наверное, понимает, когда-то дорастает…

– Но насколько именно не на словах, а на деле исполняет?.. Или вот, например, о боязливости. Иоанн Лествичник пишет, что это от гордости. Но я бы отметил в этом еще недостаток веры. Здесь плод такого маловерия, когда Бог где-то от тебя далеко, ты с Ним не можешь иметь никаких отношений и боишься всего: и болезней, и людей, и обстоятельств жизни. А когда Бог на первом месте – все остальное на своем, как один старец говорил.

– Какие еще «крылатые выражения» из «Лествицы» ваши любимые?

– «Мы не будем отвечать за то, что не были пророками, не знали будущего, не совершали чудес, но Господь спросит за то, почему мы не плакали каждый день о своих грехах».

«Не может быть христианином тот, кто не воспринимает наступивший день как будто последний в своей жизни».

«Внимание – это душа молитвы».

«Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

– Кстати, войдя в ваш храм во имя Святой Троицы, сразу замечаешь и особое отношение к «Лествице»: на видном месте большая икона с ее изображением. Это редкость!

    

– Образ «Лествицы» – библейский; мы знаем из книги Бытия, что патриарх Иаков увидел лестницу, которая достигала до небес, и по ней сходили-восходили ангелы Божии. И на иконе, и на обложке книги преподобного Иоанна мы видим монахов, которые поднимаются в горный Иерусалим от земного монастыря: кто-то уже совсем близко, кто-то только начал, а кто-то летит с лестницы, он упал. Мы видим раскрытую пасть зверя, куда попадает, к великому сожалению, инок, нарушивший важные духовные законы.

– Отец Андрей, вы не раз читали это святоотеческое произведение. Но потом, когда начали изучать уже как исследователь, более детально, составлять комментарий, возможно, обнаружили что-то неожиданное лично для себя?

– Пожалуй, принцип понимания этого сочинения. Кстати, не только «Лествицы», но и вообще любой аскетической книги. Насколько твой опыт созвучен с опытом автора, настолько тебе откроется и содержание его наставлений. В целом эта книга для нас зашифрована, закодирована; мы даже не можем понять, как можно было это написать и что это значило. Когда мы читаем про молитву, про бдение, про послушание, про отвержение воли – видим, что буквально вся жизнь современного человека – это практически постоянное нарушение Евангелия. Каждый шаг мы делаем… не так, как надо. Мы все время себя оправдываем, все время ленимся; у нас очень много саможаления. А эта книга постоянно нас обличает. В лени, в отсутствии подвига, веры нашей, каких-то усилий духовных.

Мы все время себя оправдываем, у нас много саможаления. А эта книга постоянно нас обличает

Иоанн Лествичник говорит, что нужно постоянно себя понуждать. Вот это лейтмотив «Лествицы» – Царство Божие нудится. Лентяям там не место. А как в себе разжечь огонь веры, любви к Богу, послушания, желания послужить ближним… вот как мы это можем сделать? Непонятно. У нас нет сил, мы все постоянно оправдываемся. А «Лествица» нас обличает, рассказывая, что, оказывается, были старцы по 80 лет с бородами до пояса – и они, как дети, слушались своего настоятеля, наместника монастыря. Они были людьми кроткими, добрыми, тихими. Ни с кем не спорили, ничего не доказывали. Как они достигли таких высот? Постоянно возделывая свой внутренний мир. Постоянно обращаясь к Богу с молитвой, прося сил, очищая себя от греха, борясь со страстями. Это был целый жизненный процесс.

Поэтому, когда читаешь книгу, можно один стих прочитать – например, «Ложь есть истребление любви» – вот один стих прочитать и целый день о нем размышлять. Если я лгу – я разрушаю любовь. И к Богу, и к ближним, и к себе. Поэтому, если не хочешь разрушать любовь – не лги. Соответственно, если не будешь лгать – будешь потихонечку взращивать любовь. Будешь ближе к Богу, потому что Он есть любовь. Будешь с людьми по-другому вести себя, будешь себя по-другому держать. Видите, какая глубокая тема для размышлений и поле для действий практических – только от одного стиха. А их тут тысячи.

В «Лествице» буквально каждое предложение – отдельный стих. Это и удобно, и достаточно сложно, поскольку каждая отдельная мысль настолько глубоко напитана внутренним смыслом, что нельзя спешить или торопиться прочитывать; каждый стих должен быть осмыслен большим количеством времени. Поэтому читать книгу быстро не получится. Иначе мы просто по верхам пробежимся и ничего не поймем. Надо сказать, что уже в переводе теряются некоторые смысловые оттенки. Желательно тому, кто знает греческий язык, посмотреть еще первоисточник.

– Этот труд был знаком нашим далеким предкам, вряд ли они читали по-гречески…

    

– «Лествица» – одна из древнейших книг, она была известна на Руси чуть ли не с момента Крещения, во всяком случае, возникновения Киево-Печерской Лавры, тогда появились ее первые переводы. Уже в X–XI веках она переведена на славянский язык в Болгарии. Надо сказать, что ее знали не только в монастырях, хотя, конечно, центрами просвещения были монастыри. Великим постом она читалась в храмах для верующих, вероятно, с комментариями пастыря или епископа. В монастырях это вообще книга постоянного чтения – и за трапезой, и за богослужениями. Она и сейчас по уставу читается за богослужениями Великого поста. И любовь к ее автору нам тоже известна. В Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде есть храм Иоанна Лествичника; наш московский символ назван «Иваном Великим» именно потому, что в этой колокольне маленький храм в честь Иоанна Лествичника.

– Но почему все-таки Церковь именно этого святого поставила на особое место среди остальных? Великим постом три воскресенья посвящены святым: Григорию Паламе за его учение о нетварном свете, Марии Египетской – за покаяние. А Иоанну Лествичнику – за книгу?

– Возможно, потому, что он был руководителем большого монастыря, под его духовным управлением выросло много подвижников. Но, скорее, потому, что «Лествица» представляет собой систему духовного возрастания. Если у других отцов есть отдельные темы, выборочно взятые, то здесь духовный человек увидит устроенную систему воспитания, которую можно заложить в основание своей духовной жизни и двигаться по ней. Недаром эта книга предлагается для прочтения именно Великим постом, когда мы делаем усилие в духовном смысле – воздержанием, молитвой, пытаемся измениться, возвыситься, очистить свои мысли от всяческой суеты и грязи. Думаю, что святые отцы, составляя богослужение, особым духовным разумом поняли, что эта книга будет нужна Церкви как образец духовной жизни. В «Лествице» Евангелие раскрывается, как бы расшифровывается, раскодируется, причем глубоким и возвышенным языком. Уникальность ее как раз в том, что это и не Священное Писание, и не художественное произведение. Это особый духовный опыт, который святой Иоанн Лествичник сумел выразить словом.

С протоиереем Андреем Овчинниковым
беседовала Наталья Крушевская

Источник: Московский Сретенский монастырь

11 апреля 2021 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×