Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

«Отличается духовной фанатичностью»

Служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Псковской епархии в 1955–1957 годах

    

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в Орле. В этот день Церковь прославляет Псково-Печерских преподобных Марка и Иону. Огромная часть жизни отца Иоанна связана с Печорами.

После нескольких лет тюрьмы, куда отец Иоанн попал по надуманным обвинениям (потом реабилитировали), его, священника, известного своим ревностным служением у Престола Божия, освободили досрочно, но без права проживания в Москве и Подмосковье. Служить батюшку направили в Псковскую епархию.

Отец Иоанн (Крестьянкин) в 1955 году освободился из лагеря и после краткого пребывания в Москве уехал в Псков.

В конце 1954 года Псковскую епархию возглавил епископ Иоанн (Разумов). Псковская епархия долгие годы оставалась без присмотра; формально ею управлял митрополит Григорий (Чуков), но епархия находилась в запущенном состоянии в виду того, что митрополит Григорий исполнял церковно-дипломатические обязанности по линии Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и был занят более необходимыми для Церкви делами. Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Псковской области А.И. Лузин в докладе 1954 года писал: «При встрече со мной [епископ Иоанн] заявил, что такой бедности церквей еще не встречал. Отметил, что духовенство Пскова нерадиво относится к своим обязанностям. В церквях грязно, нет облачений, плохо производят ремонт». Однако владыку ждали и более тяжкие скорби. Трое настоятелей из четырех действующих в Пскове церквей покинули свои места из-за ужесточения контроля за финансово-экономической деятельностью приходов. Через небольшое время в Троицком соборе возникли проблемы с сотрудниками. Несколько семей, которые «кормились» при главном соборе Пскова и области и привыкли извлекать большие прибыли от неучтенных средств, поступающих в собор, устроили бойкот и даже прямо угрожали владыке и новому настоятелю собора тем, что они не простые работники, а имеют непосредственную связь с карательными органами и воспользуются этими возможностями в борьбе с владыкой Иоанном.

Отец Иоанн (Крестьянкин) прибыл в Псковскую епархию в один из самых непростых периодов ее современной истории. Старец недолгое время служил в Псково-Печерском монастыре, а затем переехал в Псков для службы в Троицком соборе.

Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Псковской области А.И. Лузин дает следующую характеристику отцу Иоанну:

«…заслуживает внимания: КРЕСТЬЯНКИН Иван Михайлович 1910 года рождения. До ареста учился в Московской духовной академии и служил в московских церквях. С 1950 по 1955 находился в лагерях. Прибыл в Псков по направлению Патриархии. Прежде всего отличается от всего духовенства фанатичностью. Служит в соборе третьим священником. В соборе четыре священника и служат понедельно, но Крестьянкин в соборе проводит все время. Не ограничиваясь только проповедничеством во время богослужения, проводит беседы с отдельными верующими, которые к нему обращаются; от себя не отпускает до тех пор, пока его не поймет собеседник. В Рождественское богослужение он служил раннюю Литургию с 5 часов утра. После окончания, давая крест, он каждого поздравлял с великим праздником. После окончания ранней вместо того, чтобы идти домой, остался сослужить позднюю (видимо, тот, кто докладывал об этом, был невоцерковленным человеком: две Литургии в один день священник служить не может. – Авт.). Из собора ушел последним, около 3-х часов дня, а в 4 часа опять пришел в собор для подготовки к вечерней службе. Иногда даже забывает поесть».

«Крестьянкин в соборе проводит все время… Иногда даже забывает поесть»

Тучи над отцом Иоанном продолжали сгущаться. Следующий случай, который привлек особое внимание уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, был связан с Мироносицкой церковью, которая находилась на кладбище Пскова. Этот храм был приписан к Троицкому собору. Отец Иоанн (Крестьянкин) иногда служил в кладбищенском храме, и тут у него возник конфликт с Архитектурным отделом Пскова. Суть конфликта состояла в том, что на Мироносицком кладбище перед церковью были похоронены три священника и их могилы загораживали вход в часовню, где находились недавно обнаруженные реставраторами древние фрески. Реставраторы собирались перенести могилы этих священников, но об этом узнал отец Иоанн и запретил это делать. Он нанял мастеров для ремонта оград и облагораживания могил, так как они были заброшены и в плохом состоянии, а сам срочно поехал к владыке Иоанну и вместе с ним выехал к уполномоченному. Вот фрагмент из отчета тов. Лузина об этом визите:

Реставраторы собирались перенести могилы священников, но отец Иоанн запретил это делать

«Ко мне приехали оба – епископ и священник Крестьянкин, – последний в взволнованном состоянии стал мне доказывать неправильность действий архитекторов. Я ему спокойно ответил, что напрасно по такому пустяку беспокоил епископа, надо было бы обратиться непосредственно ко мне, и вопрос был бы решен. Просьба была удовлетворена, так он для проверки ежедневно посещал кладбище и следил, чтобы архитекторы-реставраторы не нарушили могил его собратьев. С каждым днем его слава растет как наставника и проповедника среди верующих».

    

При изучении следующего доклада уполномоченного А.И. Лузина становится очевидным, что за отцом Иоанном установлено постоянное наблюдение:

«В большей части влияют на посещаемость церквей, а следовательно, и на рост общецерковных доходов священники, которые создают в церквях благолепие и устраивают торжественные богослужения. Наиболее колоритной фигурой этой группы священников является священник Крестьянкин И.М. За короткий срок своего пребывания в Псковском соборе он успел все устаревшее заменить новым, обновил все киоты, всюду перед иконами установить подсвечники, частично обновил сами иконы. Для большего молитвенного настроения верующих в нижнем храме собора, куда дневной свет не проникает, богослужение проводил только при освещении свечей и лампад. Много внимания уделял хору, был фактически руководителем. Его можно всегда застать в соборе. Посещаемость храма увеличилась».

В 1957 году отцу Иоанну пришлось покинуть Псковскую епархию. Карательные органы готовили новый арест старца. Для этого были привлечены большие силы. Несколько сотрудников собора круглосуточно следили за отцом Иоанном. В числе их было и несколько «духовных чад» отца Иоанна. Он смог вернуться в Псковскую епархию очень нескоро, сменив несколько приходов в Рязанской области, а карательные органы, которых раздражала его деятельная и искренняя вера, продолжали следить за ним.

По материалам ГАРФ, ГАПО, ГАНИПО.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 248 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеродиакон Феофан (Бортников)

Новые материалы

Выбор читателей

×