17 апреля 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на канале «Россия 24». Мы каждую неделю задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, на грядущей неделе состоится послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию. В прошлом году сразу после этого послания началась пандемия, и мы все оказались закрытыми. Никто и представить не мог тогда, год назад, что мир кардинально поменяется за эти двенадцать месяцев. В этих условиях, как Вам кажется, каким будет послание к Федеральному Собранию? Валентина Матвиенко даже сказала, что оно «сформулирует новую систему координат в России». Согласны ли Вы с этим?
Митрополит Иларион: В послании президента, я думаю, в первую очередь найдет отражение тот опыт, который страна получила в течение этого года. Действительно, когда оглашалось предыдущее послание, никто не знал, что произойдет, но сейчас это произошло, и мы должны положительно оценить работу наших органов здравоохранения, а также тех людей, которые помогли в сжатые сроки создать эффективные вакцины от коронавируса. Очень надеюсь, что в послании президента будет воздано должное людям, которые героически трудились на протяжении всего этого года, и прежде всего, нашим врачам и эпидемиологам, разработавшим вакцину.
Поскольку каждый год послание президента определяет вектор развития страны, то и в данном случае должное внимание будет уделено социальной проблематике, то есть тому, как сейчас живут люди, как улучшить их материальное положение, какие для этого будут вводиться меры и, как правило, в ходе оглашения послания такие меры анонсируются. Поэтому послание всегда является событием для определенной категории людей, которых непосредственным образом затрагивают эти нововведения.
Наверняка в послании также будет уделено внимание и внешнеполитической ситуации, которая за прошедший год не стала лучше, а в чем-то ухудшилась. Перемены, которые произошли, например, в Соединенных Штатах Америки, не внушают оптимизма, как и в целом международная ситуация; напряжение, которое продолжает возрастать между Россией и западным миром — я надеюсь, что этому также будет уделено внимание в послании президента.
Е. Грачева: В отношении социальной политики нужно, к сожалению, констатировать падение реальных доходов россиян. Согласно свежим опросам, 68 процентов россиян (самый высокий показатель с 2006 года) полагают, что государство обязано о них заботиться, обеспечивать им достойный образ жизни. О чем говорят эти цифры? Не является ли это свидетельством того, что мы возвращаемся к социалистической идеологии?
Митрополит Иларион: Не думаю, что мы возвращаемся к социалистической идеологии, но эти цифры свидетельствуют о том, что у населения есть определенные ожидания в отношении государства. Они касаются, прежде всего, социальной справедливости: на фоне падения доходов населения требуется помощь со стороны государства, особенно малоимущим, пенсионерам, многодетным семьям — этот комплекс вопросов, надеюсь, также найдет отражение и в послании президента к Федеральному Собранию, и в целом во внутренней политике нашего государства.
Мы не должны забывать о том, что за самостоятельность во внешней политике неизбежно приходиться расплачиваться какими-то потерями во внутреннем положении. То, что Россия уже несколько лет находится под санкциями, не может способствовать росту доходов населения. Соответственно, задача государства заключается в корректировании этого дисбаланса, чтобы жизнь людей не становилась хуже.
Е. Грачева: В Украине миллион подписей собрала петиция от верующих в адрес президента Зеленского как гаранта Конституции: они просят его отменить дискриминационные законы в отношении канонической Церкви. Миллион подписей в данном случае — это много или мало?
Митрополит Иларион: Я думаю, миллион подписей — это очень много. Миллион — это население целого большого города. В данном случае речь идет о верующих, которые собирали подписи не онлайн, не в Интернете, а ставили реальные подписи на листах бумаги. Большая группа людей с огромными ящиками принесли эти подписи в офис украинского президента.
Чем была вызвана необходимость такой акции? Тем, что еще во времена Порошенко был принят дискриминационный закон, согласно которому религиозная организация, имеющая свой центр за пределами Украины, должна в своем именовании иметь название этого центра. Иными словами, Украинская Православная Церковь должна переименоваться в Российскую Православную Церковь на Украине. Но Украинская Православная Церковь выступает против этого по целому ряду причин. Во-первых, реальный центр этой Церкви находится не в Москве, а в Киеве, это самоуправляемая Церковь. Она самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, сама выбирает архиереев без согласования с Москвой, сама выбирает главу Церкви, она никоим образом не зависима от Русской Церкви ни в финансовом, ни в административном, ни в каком-либо ином отношении, то есть это — национальная Церковь Украины. Переименовывать ее в Российскую Церковь совершенно несправедливо. Она состоит не из россиян, а из украинцев. Ее члены — это украинцы по паспорту, по рождению, это патриоты своей страны.
Для чего был создан этот закон? Для того, чтобы дискриминировать каноническую Украинскую Православную Церковь и в ситуации политического противостояния между Украиной и Россией, по сути дела, объявить Украинскую Православную Церковь вне закона. Вот для чего эта законодательная инициатива была инициирована при Порошенко. При Зеленском действие этого закона было приостановлено, но сам закон не отменен. Поэтому верующие Украинской Православной Церкви собирали подписи по всей стране с просьбой к президенту отменить этот дискриминационный закон.
Е. Грачева: В преддверии празднования 30-летия независимости Украины Зеленский приглашает в страну Патриарха Константинопольского Варфоломея и Папу Римского Франциска. Как Вам кажется, примут ли они это приглашение? Если они его примут и приедут, какой это сигнал пошлет всему православному миру?
Митрополит Иларион: Не хочу быть предсказателем, но я думаю, что Патриарх Варфоломей приглашение это примет, а Папа Франциск — нет. Патриарх Варфоломей — это человек, который витает в облаках своих иллюзий, амбиций и эмоций, который, по-видимому, утратил связь с реальностью, поскольку он выдает свои фантазии за действительность. Например, он закрывает глаза на то, что в Украине существует многомиллионная Церковь, у которой 12,5 тысяч приходов, более 100 архиереев, более 250 монастырей и миллионы верующих. Он утверждает, что этой Церкви как бы не существует, а существует некая другая «церковь», которую он сколотил из двух раскольничьих группировок.
Патриарх Варфоломей поедет, очевидно, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, что «церковь», которая существует на Украине, — это созданная им так называемая «автокефальная церковь», но реальность-то свидетельствует об обратном. Патриарх Варфоломей совершил большую ошибку, и, к сожалению, он эту ошибку признать не хочет и не может. Он будет предпринимать различные действия, чтобы убедить мир в том, что это была не его ошибка, а в том, что ошибались все вокруг него.
Если говорить о Папе Франциске, то он мыслит реалистично и понимает, что, если его пригласят в Украину, то неизбежно втянут в ту или иную форму признания раскольников. Я думаю, что он на это не пойдет.
Кроме того, мы не должны забывать о том, что Украинская Греко-Католическая Церковь к самому Папе Франциску и в целом к Римскому Папе относится достаточно скептически, а подчас и открыто негативно. Например, глава этой Церкви архиепископ Святослав (Шевчук) неоднократно в своих выступлениях говорил, что Гаванская декларация Папы Франциска и Патриарха Кирилла была чуть ли не направлена против украинских греко-католиков и нанесла им удар, он очень негативно отзывался и продолжает отзываться о ней и о том, что Римский понтифик ведет прямой диалог с Русской Православной Церковью.
Е. Грачева: В Интернете более 250 тысяч подписчиков собрал американский житель Бен Кирби благодаря постам, в которых он раскрывает то, в чем ходит католическое и протестантское духовенство — это дорогие вещи, они стоят несколько тысяч долларов. Помнится, когда уличили одного нашего священника в том, что у него дорогая одежда, ему пришлось оправдываться и закрывать свой Инстаграм. Как Вам кажется, священники в публичном пространстве должны делиться подробностями своей бытовой жизни? Как Вы приобретаете себе светскую одежду: через Интернет или Вас можно встретить в торговых центрах в поисках одежды?
Митрополит Иларион: В торговых центрах в поисках одежды Вы меня не встретите — я ношу вот такую одежду, она шьется в специальных мастерских. Там нет брэндов, есть просто хорошие или плохие портные. Если удается найти хорошего портного, то это значит, что одежда будет удобная, будет хорошо сидеть, не будет мяться. А если портной неудачный, то и одежда будет неудачной, воротничок будет сжимать или еще что-то будет не соответствовать стандартам в этой одежде.
Если говорить в целом о том, как одеваются священники, то те, которые носят гражданскую одежду, на мой взгляд, должны быть одеты скромно, чтобы не вызывать соблазна, потому что очень многие люди смотрят не на внутреннее, а на внешнее. Они по внешнему виду судят о том, что это за священник, какое у него благосостояние. К сожалению, в наше время на священников смотрят с этой точки зрения подчас очень пристрастно. Поэтому я бы рекомендовал священникам, если у них есть какие-то дорогие вещи, не кичиться этими вещами, не выставлять их напоказ и уж во всяком случае не фотографироваться в Инстаграме, Фейсбуке или других социальных сетях в этих дорогих вещах. А еще лучше их не иметь и не носить.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Могу ли я молиться за умершего родственника, некрещеного и неверующего при жизни? Какой молитвой молиться и куда свечку ставить за его душу, туда, куда и за верующих ставят?
Митрополит Иларион: Молиться можно за любого человека: за верующего, за неверующего, за друга, за врага. Всякий человек нуждается в молитве, даже если он этого не сознает, в том числе и человек неверующий. Поэтому мы можем и даже имеем такую обязанность — молиться за неверующих людей, если они были нашими друзьями, близкими или родственниками. Другое дело, что за церковным богослужением не существует такой практики, как молитва за неверующих и некрещеных: ни заздравная, ни заупокойная. Соответственно, вы не можете заказать панихиду о вашем умершем некрещеном родственнике, но можете о нем молиться своими словами, как дома, так и в церкви за богослужением. Вы можете за него ставить свечи там же, где свечи ставятся за людей крещеных. Кроме того, есть еще древний обычай, согласно которому в память об умершем человеке вне зависимости от его вероисповедания вы можете раздавать милостыню — это тоже будет приносить пользу его душе.
Вопрос: Вы считаете правильным соединить все веры воедино и создать одну веру? Это же не служение нашему Господу Богу! Как Православная Церковь это допускает? Разве не должно духовенство обращаться к старцу по таким важным вопросам? Благословил хоть один старец такие действия Православной Церкви? Соединиться со служителями нечистого, называть братьями католиков, от них же возродится и сам нечестивый… Вы как это поддерживаете и для чего?
Митрополит Иларион: Я зачитываю вопрос в том виде, в каком он к нам поступил. У Вас, похоже, какая-то каша в голове. Вы, наверное, начинались каких-то антицерковных или раскольничьих интернет-ресурсов, в которых Вам внушают, что кто-то в Православной Церкви хочет соединить все веры в одну.
Ни у кого в Православной Церкви нет такого желания. Мы ведем диалог с представителями других религий или других христианских конфессий не для того, чтобы соединить все веры в одну, а прежде всего, чтобы разъяснить этим людям — будь то мусульмане, иудеи, буддисты или представители иных христианских традиций — нашу позицию, а также услышать их позицию. Услышать не для того, чтобы изменить своей вере, а просто потому, что любое общение требует диалога. Мы не можем диалог превращать в монолог. Мы в Православной Церкви глубоко убеждены в спасительности нашей веры. Мы всегда говорим нашим верующим, что вне Церкви нет спасения. Когда мы говорим о Церкви, то подразумеваем не какую-то абстрактную Церковь, а вполне конкретную Церковь — Православную Церковь, которую мы исповедуем в Символе веры.
Если какие-то раскольники или авантюристы вам внушают, что в Церкви есть иерархи, которые мечтают о соединении всех Церквей или всех вер в одну, то люди, которые Вам это внушают, — провокаторы, и очень жаль, что Вы прислушиваетесь к таким голосам. Очень жаль, что Вы читаете такие интернет-ресурсы и слушаете все эти глупости.
Вопрос: Если человек — старообрядец только по крещению и иногда посещает наш православный храм, в какой степени он может участвовать в жизни храма, может ли участвовать в церковных Таинствах? Например, возможно ли венчание со старообрядцем или для этого он должен принять нашу веру?
Митрополит Иларион: Здесь два вопроса в одном. Первый — если человек старообрядец только по крещению, но по факту он участвует в жизни Православной Церкви, то это значит, что по факту он православный человек. Тогда мы и относимся к нему как к православному человеку: он приходит на исповедь, причащается, а то, что он был крещен в старообрядчестве, для нас не имеет решающего значения.
Если же говорить о том, возможно ли венчание со старообрядцем, то это уже другая тема. Если этот старообрядец был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, тогда такое венчание возможно. В Русской Православной Церкви допускается венчание с христианами других исповеданий, в том числе со старообрядцами, а также с католиками и протестантами. Хотя в отношении протестантов требуется очень тщательное исследование, что это за протестантское исповедание, к которому человек принадлежит и действительно ли он был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, потому что, к сожалению, сегодня есть такие протестантские общины, где даже такого крещения не существует. При этом непременным условием ставится то, чтобы дети у такой супружеской пары воспитывались в православной вере.
Вопрос: Не замечаете ли Вы слишком сильную государственную пропаганду семейного образа жизни? Вся реклама, многие развлечения, поездки куда-то подразумевает именно семейный отдых. При устройстве на работу и на самой работе тоже можно столкнуться с дискриминацией, если ты холостой человек. Не пора ли снизить градус пропаганды, понять и объяснить всем, что отсутствие партнера и детей — не преступление, а обстоятельства жизни или осознанный частный выбор человека?
Митрополит Иларион: Я считаю, что любая дискриминация неженатого мужчины или незамужней женщины только из-за того, что у них нет семьи, недопустима. В то же время я совершенно не согласен с тем, что имеется слишком сильная государственная пропаганда семейного образа жизни. Наоборот, я считаю эту пропаганду недостаточной. Я практически никогда не смотрю сериалы на наших центральных каналах, но если я все-таки попадаю на какой-то сериал, то обнаруживаю, что никакой реальной пропаганды семейного образа жизни там нет. Напротив, сплошь и рядом в этих сериалах рассказывается о супружеских изменах. Если там показывается семейная пара, то это, как правило, пара, у которой один ребенок, а не два или три. Таким образом, наоборот, я считаю, что нужно было бы пропагандировать здоровую семью, в том числе многодетную, и в том числе на наших центральных телеканалах. В этом отношении я с Вами не согласен. Я думаю, что для пропаганды здорового семейного образа жизни делается недостаточно.
Но еще раз повторю: никого не следует дискриминировать по тому, есть у него дети или их нет, много у него детей или их мало. Это, действительно, относится к обстоятельствам жизни каждого человека, а эти обстоятельства у всех разные.
Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (1 Кор. 7:27).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!