В 2020 году турецкие власти превратили храм Святой Софии Константинопольской в мечеть и скрыли знаменитые на весь мир византийские мозаики. В это время протоиерей Феодор Гигнадзе, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тбилиси, заказал точную копию самой известной византийской мозаики – образ Господа Вседержителя – и установил ее в апсиде тбилисского храма. Ниже – рассказ об этом событии.
Копия Пантократора из Святой Софии Константинопольской была торжественно открыта в храме Крестовоздвижения в Тбилиси в неделю Торжества Православия 2021 года – празднества, установленного в честь победы над ересью иконоборчества.
«Поскольку Господь пришел в образе Человека, поскольку я Его увидел, мне естественно иметь желание лицезреть Его постоянно», – указывает отец Феодор на естественность иконопочитания для верующего христианина.
По решению отца Феодора, при создании копии учитывались все особенности: элементы той мозаики, которые были утрачены с течением времени, отсутствуют и в этой ее копии. Отсутствие части изображения отец Феодор связывает с нашими грехами:
«Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов.
Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов
Некогда была создана огромная Византийская империя. Мы не знаем, откуда появилась та искра, которая создала эту тысячелетнюю поразительную христианскую культуру. Но пришло время, и тот великолепнейший, величественнейший храм (Святой Софии, Премудрости Божией. – Д.Т.), который подобен небу и своим внешним видом, уже не является нашим, христианским, по нашим грехам.
Случилось так, что у нас отняли и то, что было. Мы знаем, что красивейшие мозаики этого собора были закрыты, и, соответственно, у нас сегодня уже нет возможности их созерцать. Но в то же время Божественная благодать, образ воплощенного Бога есть та вода, которая, если ей перекрыть один выход, обязательно найдет другой. Здесь, наверху (в храме над алтарем. – Д.Т.), находится то, что было сокрыто там и будет открыто здесь»[1].
Взявшийся за эту трудоемкую работу мастер Амиран Бакурадзе согласился прокомментировать особенности создания копии образа Пантократора для храма Крестовоздвижения:
«В первую очередь было сложно найти точный дубликат этой мозаики. Было решено сопоставить несколько изображений и взять из каждого наиболее удачный фрагмент. Так по частям удалось собрать полное изображение. Это была наиболее сложная часть работы.
Подбор оттенков также имел свою специфику. Дело в том, что с течением времени камень выцветает, касается это и позолоты, которая присутствует в этом изображении. И мы стремились получить именно тот оттенок, который имеет эта мозаика на сегодняшний день, уже с учетом выцветания.
Мы стремились получить именно тот оттенок, который имеет эта мозаика на сегодняшний день – уже с учетом выцветания
Ввиду этого нам было недостаточно просто подобрать камень нужного оттенка или положить позолоту, что дало бы нам изначальный вариант этого образа, созданный столетия назад. Для достижения нужного эффекта нам нужно было довести окрас элементов мозаики до такой кондиции, чтобы на них был отображен отпечаток прошедших столетий, и это заняло у нас немало времени.
Сам камень для этой работы был заказан в Италии, поскольку у нас на месте нет в наличии необходимой палитры оттенков. Конечно, доставка в условиях пандемии была несколько затруднена, но альтернативы у нас не было.
Безусловно, мы осознавали ответственность и сложность работы: создание точной копии такого произведения искусства, тем более с учетом всех особенностей, требовало досконального его изучения и серьезного подхода.
Всего в работе принимали участие десять мастеров. Для удобства мы разделились на несколько подгрупп. Часть отвечала за изучение оригинала в полном объеме, вплоть до того, где какого камушка не хватает и как это лучше отобразить. Композиция мозаики была разделена на фрагменты, а после их выполнения они были объединены в единое изображение».
Дай Бог, чтобы это древнее изображение Христа, перенесенное из исторического Константинополя в современный Тбилиси, способствовало укреплению веры грузинского народа, умножению Божественной помощи свыше и стало твердым основанием для истинно братских отношений между всеми христианскими народами.