Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В этом мире есть много разных учений, религий, нравственных законов. И очень многие люди говорят, что все это, по сути, одно и то же. Бытует такое расхожее мнение, такой взгляд сегодня доминирует в мире. От людей, считающих себя образованными, часто слышишь: «Я уважаю христианство, но это ведь то же самое, что и другие учения». И начинают приводить примеры установлений, законов, заповедей, которые действительно совпадают между собой, и даже со Священным Писанием. Приводят похожие места.
Даже коммунисты в свое время любили говорить: «Кодекс строителя коммунизма – это те же десять заповедей». Отчасти, конечно, и они, и другие люди правы, потому что в сердце человека живет нравственный закон, который установил Бог. И человек, даже никогда не державший в руках Священного Писания – сейчас таких людей, конечно, все меньше и меньше,… так вот, те, кто не читал никогда Писания, нередко поступали по закону Божию.
Но есть у христиан самое важное, что их отличает от других людей, по-своему чтущих Бога. Вот здесь и лежит некий водораздел. Это Тело и Кровь Христовы, которые мы вкушаем и которые для нас являются источником жизни. В любых других учениях есть все что угодно, но этого нет. И именно по этому мы узнаем, кто есть истинные ученики Христа и кто есть истинные дети Божии. Господь оставил нам этот дар – пить Его кровь и есть Его тело во оставление грехов.
Тело и Кровь Христовы обновляют нас, оживляют нас. Григорий Богослов говорит, что это оружие, которым наделены христиане. Оно их и ободряет, исцеляет, и вселяет в них жизнь, дает прощение и оставление грехов. Без этого жизнь христианина несовершенна. Она попросту не такова, как этого хочет и как ее замышляет Бог.
Можно всю жизнь прожить без Причастия, и таких людей много. Чуть ли не каждый раз священник на исповеди встречает человека, который говорит, что постоянно или часто ходит в храм, но при этом не причащается. То есть люди не понимают, где источник исцеления их от грехов, где источник жизни! Это очень печально. И это обличает нас, христиан, стоящих перед Чашей, в том, что мы слишком ленивы и не делимся этим важным знанием с нашими братьями и сестрами. Не подаем столь необходимый пример.
Действительно, если посмотреть на мир христианский, на мир православный, взять хотя бы Москву и Россию, то большинство христиан именно таковы. Не говоря уже о тех, кто только когда-то крестились, а ничего из установлений Церкви не соблюдают. Если уж те, что ходят в храм, не понимают как важно причащаться, что это стержень, основание, фундамент нашей веры – Причастие Тела и Крови Христовых. Это источник жизни вечной, который оставил нам Христос, чтобы мы были верными Его учениками, чтобы мы имели разумение понимать Писание.
Благодать Святого Духа, когда мы соединяемся с Христом, очищает наш разум и сердце , и мы по-другому смотрим на мир. Столько страшных, чудовищных грехов совершается именно потому, что люди просто не видят греха, не понимают, что это грех. Почему так происходит? Потому что сначала пришли враги Христа, слуги диавола, и разрушили храмы. Это оправдывали тем, что говорили: «Мы вам дадим горячую воду, удобства, образование, проведем дороги, все получат работу, вы будете хорошо жить». Но почему-то в самые сладкие годы этой жизни без Бога, о которой сейчас многие так ностальгируют, сотни тысяч христиан совершали страшные преступления. Такие, которые вопиют к небу. Речь об абортах. И сейчас, после такого, мы вообще можем сомневаться в как таковом будущем – и нашей страны, и народа.
Почему так происходило? Потому что люди были помрачены, диавол ослепил их, лишенных благодати Святого Духа, лишенных Таинства Евхаристии. И они, как пьяные, совершали эти страшные, чудовищные грехи – и мужчины, и женщины, и молодые, и старые. Ведь пьяный человек, когда напьется, чего-то наговорит, чего-то наделает, он потом и не помнит. А когда вспомнит или ему расскажут, кается. Вот так и жила вся страна. Многие сейчас ностальгируют и говорят: «Как все было хорошо!». Да, было очень много хорошего, но было и очень много страшного. Потому что люди были лишены источника жизни, они были ослеплены. И именно это и привело к тому, что все развалилось, и началась дикая вакханалия греха.
Нам этот источник жизни дается сейчас свободно уже очень долгое время. Храмы открыты и доступны. И мы с ужасом понимаем, как мало людей пришло к познанию того, что Господь не просто так сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28).
Конечно, относиться к Причастию надо со вниманием. Апостол сегодня как раз напоминает о том, чтобы мы причащались не в осуждение. Некоторые, в том числе приходящие в Сретенский монастырь, берут на себя дерзновение явиться только к середине литургии и как ни в чем не бывало пойти причащаться. Это люди ослепленные, больные, находящиеся в крайней степени прелести.
Будьте очень осторожны, когда приступаете к Телу и Крови Христовым. Здесь должно быть две вещи: с одной стороны, это должно быть регулярно и постоянно, нужна дисциплина в этом. Это важно. Но, в то же время, очень важно не потерять благоговение, потому что недаром апостол говорит о том, что можно причащаться Телом и Кровью Христовым в осуждение. Такие люди очень тяжело духовно заболевают. Они просто как сходят с ума, даже внешне это бывает заметно.
В Великий Четверг еще раз придем к деятельному осознанию того, что Тело и Кровь Христовы – это для нас, христиан, источник жизни. Будем внимательно жить, ревновать о Боге и будем благовествовать. Если хотя бы еще одного человека каждый из нас, христиан, в своей жизни научил своим примером и привел к Причастию! Просветил его тем светом, которым наполняется душа после Причастия, просветил с любовью – то уже не зря этот христианин ходил в храм, исповедовался, причащался. Надо дарить эту благодать, надо всем благовествовать, что именно Причастие и есть источник жизни, текущий в жизнь вечную. Аминь!