Многим людям приходится преодолевать одно из тяжелейших испытаний в жизни, когда их душа уже готова разлучиться с телом. Дьявол, предпринимая последнюю попытку лишить умирающего вечного блаженства, внушает ему мысли, которые обвиняют Бога и клевещут на Него.
Многострадальный Иов прошел это испытание при жизни. Об этом мы узнаем из Ветхого Завета, одна из частей которого так и называется «Книга Иова». Страдания этого праведника были так велики и многообразны, что даже жена говорила ему: «Похули Бога и умри». То есть соверши самоубийство, ведь в таких муках жить невозможно. Как же праведный Иов смог выстоять и не утратить веру и любовь к Господу? Где он нашел силы сказать о своих потерях самые мудрые слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21)?
О прежней благополучной жизни Иова сказано, что он растил детей и занимался хозяйством, не забывая молиться Богу и блюсти благочестие. На него указывает Бог как на лучший пример непорочного человека, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов 1, 8). Но сатана не верит, что человеческая праведность может быть бескорыстной. Ему не ведомы внутренние расположения человека, однако он знает свою власть над ним и привык, что люди легко ропщут на Бога перед лицом лишений. Сердцеведец Господь попускает сатане испытать верность праведника, и это служит во благо многих поколений верующих с ветхозаветных времен до наших дней, укрепляя веру людей и сокрушая дьявольские козни.
На примере лишений праведного Иова имений, слуг, детей и даже здоровья Господь показывает мимолетность нашего земного благополучия: сегодня оно есть, а завтра нет. Напротив, отношения человека с Богом имеют непреходящую ценность: какими они будут во время краткой земной жизни, такими они останутся в вечности. Святые, которым хотя бы отчасти было дано знать, что ожидает их в вечности, ни во что вменяли богатство и все земные удовольствия. Мы держимся за земное благополучие, потому что не имеем живого опыта богообщения. А тот, кто его имеет, готов всего остального лишиться, лишь бы не разорвать связь с Богом. Об этом сказано в евангельской притче о жемчужине, которую купец нашел и продал все, что у него было, лишь бы обрести ее (см. Мф. 13, 45–46).
Иов богобоязнен, но его мучает вопрос несправедливости его страданий. В чем причина, что он получает так много боли? На его вопросы пытаются ответить друзья. Каждый на свой лад доказывает страдальцу: причина в грехе, за который Иов понес наказание. А Иов видит, что это не так. Он наказан пуще всякой вины. Конечно, он не считает себя безгрешным, но грехи живущих без скорбей не меньше. В речах друзей Иова, казалось бы, много правильного. Например, один из них, Софар, говорит: «Если бы ты видел грехи свои, то понял бы, что вдвое больше должен понести, чем ты понес» (ср. Иов. 11, 5–6). И мы, христиане, мыслим подобно: «Нас Господь еще милует. За наши грехи мы достойны более суровых кар, чем то, что получаем». Почему же они оказались неправы?
Иов имеет реальный опыт богообщения, а его друзья говорят исходя из формального знания о Боге. И у нас, к сожалению, есть такое: мы можем наговорить много правильных слов, привести цитаты из святых отцов, но, если наши слова лишены живого сочувствия, сопереживания, все сказанное не поможет страдающему человеку, а причинит ему дополнительную боль и ожесточит его сердце. Так и праведный Иов отвечал друзьям: «Я жду от вас милости, а не поучений. Просто пожалейте меня. Все, что вы говорите, я знаю. Мне не это нужно от вас. Свои вопросы я хочу решать с Богом, а не с вами».
Ведь вопросы, которые задает Иов, выше человеческого понимания: о страданиях невинных, о том, какой смысл быть праведным, если злой благоденствует и доживает до глубокой старости, а праведный изнемогает от скорбей. Он добивается справедливости в земном бытии. Этим же вопросом задаются многие: «Почему все так несправедливо устроено?». Но либо они не адресуют его Богу, либо неспособны расслышать Его ответ. Преподобный Антоний Великий услышал: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии». Человеку следует заниматься тем, что в его силах: трудиться над своим спасением. И праведный Иов услышал подобное.
Скоро в храмах будет читаться евангельский рассказ о слепорожденном, которого исцелил Христос. Ученики спросили Его, почему этот человек родился слепым, кто согрешил — он или родители его? И Господь ответил: «Ни он не согрешил, ни родители, но да явятся дела Божии на нем» (Ин. 9, 3). Внешне тоже получается несправедливость: человек должен страдать, чтобы в его жизни явились дела Божии! Но иногда Господь попускает то, что человеку кажется горьким и мучительным, что нарушает его комфорт, для высших целей. Увидеть смысл в таких страданиях можно только с точки зрения вечности. С земной точки зрения эти Божии действия воспринимаются людьми как несчастье. Что Бог разъяснил Иову? То, что мы не можем здесь в полноте понять логику действий Божиих. Иов не роптал, не обвинял Господа в своих безмерных страданиях и постиг их духовный смысл. Они стали прообразом безвинных крестных страданий Сына Божия, которыми спасен весь человеческий род.
Иов укрепил свою связь с Богом и получил духовное утешение. А потом Господь вернул ему и земные блага: его болезнь прошла, у него родились дети, стада его умножились, годы жизни продлились, а сатана был посрамлен в клевете на праведника. Господь воздал Иову за его веру и стойкость в испытаниях благополучием в его дальнейшей жизни. Мы же, христиане, не ждем от Бога земных вознаграждений, но стремимся к духовному обогащению — к единой жизни с Ним здесь и в вечности. Для людей Ветхого Завета Господь использовал такой поучающий шаг, а для нас, познавших Христа и благодать Святого Духа, это свидетельство того, что Бог помнит все и воздаст сторицей всем любящим Его.
Так и нам в любых несчастьях и злоключениях, какие бы с нами ни происходили, не следует обвинять Господа в отсутствии любви и заботы о нас. Нельзя позволять себе отчаиваться, разочаровываться в Боге, требовать от Него земной справедливости, соблюдения юридических правил: согрешил — будешь наказан, сделал нечто хорошее — получи преимущество. Надо научиться во всех скорбных и тяжелых обстоятельствах искренне молиться: «Господи, ими же веси судьбами, спаси меня». И всеми силами сохранять доверие и любовь к Богу, чтобы не утратить, а, наоборот, установить, сохранить и упрочить живую и спасительную связь с Ним.