Священник Феодор Йоэль (rm. Theodore Yoel) – настоятель храма во имя святого равноапостольного Космы Этолийского в городе Маланг (Индонезия). Маланг – один из крупнейших городов острова Ява, население которого составляет более 1,2 миллиона человек. Мы говорили с отцом Феодором о его жизненном пути, поиске истинной Церкви, крещении и первых годах служения в священном сане.
Священник Феодор Йоэль с прихожанами
– Отец Феодор, когда и как состоялась ваша личная встреча с Господом?
– Я могу рассказать историю, как я встретился с Православной Церковью. Еще со времен обучения в средней школе я задавался одним и тем же вопросом: почему существует так много церквей, особенно в Индонезии, и почему эти церкви не могут жить в согласии друг с другом? Я вырос в месте, где большинство жителей протестанты. А мои друзья считали, что первоначальная Церковь произошла от Римско-католической, других знаний у нас не было. Однажды я услышал от коллег, что существует уже 33 тысячи разновидностей церквей. Но почему же эти церкви не объединяются друг с другом? Я не знал ответа и продолжал искать истину. В кругу друзей из протестантской церкви мы обсуждали и дискутировали, я спрашивал всех: «Где настоящая Церковь? Если раньше была единая Церковь, то как произошло, что сейчас их множество?»
Всё чаще и чаще мы приходили к выводу, что это следствие различия в учениях, способах мышления. Я даже начал думать, что первоначальная Церковь была католической, пока не нашел в интернете статью, что Церковь была едина до 1054 года. И тогда я впервые узнал о Православной Церкви. Сначала я запутался, но после дальнейших дискуссий понял, что Православная Церковь не относится к протестантской или католической церквям. Она другая. «Получается, что это и есть настоящая Церковь?» – спросил я себя. И положительный ответ не заставил себя ждать.
– Где вы искали информацию?
– Всю информацию, которой я пользовался, нашел в интернете, у меня не было других источников. Никогда прежде я не встречал православного священника или мирянина. Я решил найти православные общины в своем городе через Facebook. Так я познакомился с Филиппом (в крещении Дамиан), который ответил мне, что в Маланге есть православная община, и дал мне ее адрес. Так я встретил семью Григория – ныне прихожанина нашего храма, а на тот момент единственного крещеного мирянина в Маланге. В первый раз я поехал туда с сыном и встретился с Филиппом, семьей Григория и отцом Иринеем. В то время служба совершалась в маленькой комнате, потому что не все жившие в этом доме были православными. Семья Григория и Анастасии недавно переехали в Маланг. Сам Григорий был крещен в городе Суракарта. Они с супругой окормлялись у отца Иринея из Гресика и у отца Кирилла из Сурабаи (Сурабая и Гресик – города на острове Ява, Индонезия. – Ред.). Это знакомство повлияло на меня, и я стал оглашенным в 2010 году, а последующие два года изучал основы Православия.
На протяжении долгих лет я не мог найти ответы на свои вопросы, но в тот момент у меня появилась надежда узнать обо всем больше. Мы виделись с отцом Иринеем, я задавал ему вопросы о Священном Писании, об учении и истории Церкви. У меня было много личных вопросов, которые я никогда никому не задавал. Мне было важно узнать ответы на свои вопросы, прежде чем креститься.
– Какими были вопросы, которые привели вас в Православную Церковь?
– Я всегда был уверен, что истинная Церковь должна была существовать и все существующие церкви должны иметь происхождение, которое можно проследить. Я узнал, что Православная Церковь имеет непрерывную связь с ранней Церковью первых веков. Меня удивило, что в текстах Нового Завета постоянно упоминалась Дева Мария, что не поддерживалось протестантской церковью. Происхождение их церквей можно проследить вплоть до личностей. Особенно харизматические церкви, о которых известно, кто и когда создал каждую.
Конечно, я никогда не видел примера православного храма или православного богослужения здесь, в Маланге, я видел это только в интернете. Посмотрев видео о ранней Церкви, я понял, что то, что я делаю вне Православной Церкви, не является настоящей Церковью. Не было никакой связи с апостолами, была только Библия, которую мы свободно толковали.
Я понял: то, что мы делаем вне Православной Церкви, – неправильно. Нет никакой связи с апостолами, есть только Библия, которую мы свободно толковали
Но Церковь не построена исключительно на Священном Писании, она основывается в том числе на учениях апостолов и пророков. Самой большой проблемой было то, что моя семья отвергла эти доводы. Мои друзья-проповедники из протестантской церкви думали, что я присоединился к культу. Они сказали, что учение, которому я следую, – еретическое.
В 2012 году отец Ириней крестил меня, и я стал первым, кто крестился в Маланге. Мое имя в святом крещении было заимствовано у святых мучеников Феодора и Иоанна Киевских. В ближайшие годы после этого события мои друзья активно переходили в Православие. Затем крестились мои родные – жена и сын. Вот только остальные родственники отвергли мое крещение.
Паломничество в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, 2018
– Как решили креститься ваши супруга и сын? И как отнеслись родители к вашему решению?
– Мои родители скончались до моего крещения. Отец умер в 2011 году. А мои старшие и младшие братья и сестры до сих пор не принимают Православие. Моя теща всё еще не приняла крещение своей дочери. Можно сказать, что они нас просто терпят и не задумываются о многих вопросах. Для них православные по-прежнему похожи на католиков.
Я крестился вместе с сыном в 2012 году. На тот момент он был еще маленьким, учился во 2-м классе. Я всегда брал его с собой на Литургию. Еще он посещал занятия по катехизису для детей у отца Иринея. Моя жена крестилась годом позже – тайно, чтобы ее родители не узнали об этом. У нас была долгая борьба с родителями матушки. Ситуация усугубилась, когда спустя два года после крещения жены ее родители где-то выяснили, что для протестантов стать православными – всё равно что сменить религию. Родители моей жены сначала были огорчены этим известием, но постепенно приняли наш выбор. Однажды они даже посетили православную Литургию, но сами пока не готовы принять православную веру.
– Вы помните момент, когда решили стать священником?
– После моего крещения в последующие несколько лет православная община в Маланге быстро росла. Возможно, быстрее, чем в других местах. В то время 30 человек стали частью общины, и я был одним из этих 30. Я стал совершать Чин обедницы (часы и изобразительны, которые совершаются мирянами. – Ред.) каждое воскресенье и вечерню в среду и субботу. Наш город находится далеко от Сурабаи и от Гресика, и священники приезжали в Маланг два раза в месяц. Мы, миряне, чувствовали, что этого недостаточно. Мы хотели лучшего пастырского окормления. В православной церкви Маланга были прихожане, но не было священника.
В православной церкви Маланга были прихожане, но не было священника. А мы нуждались в пастырском окормлении
Мы молились, чтобы у нашей общины появился пастырь. Затем меня попросили стать священником и служить постоянно в Маланге. Отец Кирилл спрашивал меня, как долго я буду совершать только обедницу. Шесть лет у нас в основном были обедницы, а Литургию могли служить только священники из других городов. Я продолжал сомневаться: «Смогу ли я служить? Могу ли я взять на себя эту ответственность?»
Я был хиротонисан в диакона в Суракарте 10 февраля 2018 года, а на следующий день был рукоположен в священника владыкой Георгием Канберрским (епископ Канберрский, викарий Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. – Ред.). Мне было тяжело первые дни после рукоположения.
– Почему? Что произошло?
– На тот момент я был самым младшим священником, и у меня было много трудностей. В то время я еще мало в чем разбирался, но Господь даровал мне много чудес в утешение. Это помогало мне двигаться дальше. Я испытал особое чувство, когда был рукоположен, и это заставило меня продолжать служение. Я чувствовал, что не могу сделать многое, что не имею знаний, но Господь даровал мне силы.
Отец Феодор с митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским Сергием
Спустя шесть месяцев после хиротонии я поехал в Россию и впервые встретил владыку Сергия (митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского. – Ред.), получил благословение Святейшего Патриарха, который благословил меня, православных верующих и Православную Церковь в Индонезии. А в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга мне дали просфору, которая хранится у меня по сей день. Удивительно, но просфора свежая, с ней ничего не произошло, никаких изменений с 2018 года.
Собираясь принять рукоположение, я спрашивал: «Как я буду служить?» Потому что я и те, кто был рукоположен в 2018-м, не обучались совершению богослужений. Поначалу я не разбирался в богослужениях. Сразу после рукоположения мне показали, как совершать Проскомидию, а через неделю после рукоположения я готовился совершить первую Божественную Литургию. Я очень переживал из-за отсутствия знаний. Буквально ощущал себя солдатом, которого не тренировали, но который должен приступить к своим обязанностям. Позднее, на протяжении многих лет, я встречался с отцом Питиримом, (ныне епископ Джакартский, викарий Сингапурской епархии. – Ред.) здесь, в Индонезии. Также я служил несколько Литургий со старшими священниками и наконец многому научился.
Крещение оглашенной – Пришлось ли вам оставить свою работу, чтобы служить в храме?
– Я думал, когда наша община будет готова, я оставлю свою работу. Но мы до сих пор арендуем место для нашего прихода, и это недешево. Я работаю, чтобы содержать приход. Здесь всё иначе, чем в России, где все храмы хорошо устроены. Здесь мы вынуждены снимать место. И если я уйду с работы, то я не смогу содержать семью. Некоторые прихожане считают, что моя работа является благословением для них. Они хорошо понимают, что моя работа – это реальность, и я тружусь, чтобы поддержать общину. Я откладываю средства на нужды храма и не беру себе ни одной монеты с пожертвований. Все деньги общины используются для миссии и на содержание храма.
– Расскажите интересные случаи из своей пастырской практики.
– В прошлом году я крестил трех мусульман: одного мадурца и двух яванцев (жители островов Мадура и Ява. – Ред.). Теперь их зовут Косма, Димитрий и Стефан. До этого у нас не было мусульман, крестившихся в Маланге.
Однажды, в первые дни после моей хиротонии, я пережил чудо. Когда я разрезал несколько просфор для раздачи верующим после службы, то понял, что нам не хватит на всех, ведь собралось много людей… Но произошло чудо: когда мы разделили хлеб и оставили в корзине, он не закончился сразу, так что каждый смог взять себе кусок, и что-то даже осталось. Я верю, что этих людей привел сюда Сам Бог.
Произошло чудо: когда мы разделили хлеб, не только хватило всем, но что-то даже осталось!
Некоторые люди могут поведать удивительные истории. Кто-то говорил, что они хотели окормляться именно у меня как у священника. Я, если честно, даже не решался рассказывать об этом другим людям, потому что это как-то странно и субъективно, я не могу понять, правильно это или нет, чтобы такая мечта имела место быть. Я их никогда не учил, мы не были знакомы, и вдруг они пришли в наш храм. Другие священники тоже были далеко, но люди всё же приходили сюда, на это место. Приходили не только из города Маланг, но и из Сурабаи и других городов, приезжали с острова Мадура. Я до сих пор помню этот незаканчивающийся хлеб.
Прихожане храма во имя святого равноапостольного Космы Этолийского в городе Маланг
Еще один случай, настоящее чудо: однажды я устал во время всенощного бдения, потому что наш диакон не смог служить в тот день. Я был измотан и в ту ночь забыл залить масло в лампады, но наутро я увидел, что все лампады были наполнены! В храме не было никого, кто мог бы это сделать, поскольку во внебогослужебное время храм пуст и закрыт. Это ли не свидетельство Божией помощи?
Бог пребывает с нами в этом храме не из-за меня, а потому что у Него есть план и Православная Церковь должна присутствовать в нашем городе.