«И я могу быть неправ»

Идет выездное докарантинное заседание Комиссии по делам несовершеннолетних в средней школе. Членов комиссии представили школьникам, сотрудник полиции из ОДН (Отдел по делам несовершеннолетних) рассказал об уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, и секретарь комиссии предлагает старшеклассникам задавать вопросы.

– Только про наркотики? – интересуется кто-то.

– Э-э… нет, любые. К любому члену комиссии.

Предсказуемо следуют вопросы о призывной комиссии, о городском колледже, о перспективах трудоустройства сразу после школы. Про возрастные ограничения при нем, про Центр занятости. Про получение прав. Про неполучение прав – при определенных провинностях…

Но вот звучит:

– Хочу задать вопрос представителю Церкви.

Я поднимаю глаза на юношу, который взял микрофон. Глаза умные, лицо живое. Хороший костюм, красивая прическа, и вообще весь он какой-то ладный и аккуратный. Тут много таких подростков – хорошие в городе школы.

– Пенсионеры жалуются, – мягко говорит он, – что не могут ходить в церковь, потому что им там всё дорого. Не в смысле – здесь, а вообще в церквях… Как вы это можете объяснить?

Что же, первое впечатление верное: мальчик действительно умен. Видно, что к Церкви он настроен неприветливо, но при этом в его интонациях не слышно даже намека на претензию. Не слышно этой нотки, которая говорит: «Как это можно объяснить, если объяснить этого нельзя?! Врите теперь, оправдывайтесь или извиняйтесь!»

Не слышно этой нотки, которой переполнен сейчас интернет и которая нередко слышна даже в вопросах православных людей, считающих, что они разобрались во всем намного лучше оппонента. Нотки, которая неминуемо ставит человека в глупое положение, когда выяснится, что он претенциозен от невежества – и не учел глубины и многоплановости темы.

– А что значит «дорого»? – столь же мягко спрашиваю я. – Нигде на входах нет турникетов, и чтобы приходить и молиться, не нужны вообще никакие деньги. Самые важные Таинства Церкви – Исповедь и Причастие – преподаются безо всяких пожертвований. Если человек не может по нужде подать записки на поминовение на Литургии, Бог принимает его молитву за близких на этой Литургии и без записок.

– Но свечи дорогие.

– Свечи – это не товар первой необходимости. Это форма необязательного пожертвования на богослужение. Есть всего два-три веховых пожертвования на общую жизнь церковного сообщества. Например, при вхождении в это общество через Крещение. Эти пожертвования тоже необязательны, но они важны: люди должны почувствовать и личную материальную ответственность за жизнь этого общества. В Ветхом Завете при вхождении в общество верующих полагалось жертвовать барана, а если семья бедная – птенцов голубя. То есть хоть чисто символическое пожертвование, но сделать было надо – это воспитывает. Но никто никогда не скажет верующему, что для спасения его души важно ставить свечи. Люди только в разговоре со своей совестью дозревают до необходимости жертвовать нечто на храм, на поддержание нормальной богослужебной жизни Церкви. Может человек жертвовать – пусть сам к этому придет и жертвует. Не может – Бог знает, что человек хотел бы, но не мог, и принимает намерение как само дело. Требовать от храмов возможности наставить дешевых свечей – это как если бы начальник ваших родителей захотел подарить им цветы за счет их же зарплаты.

У юноши, видимо, всё в порядке с воображением – он на миг задумывается, а потом чуть улыбается, соглашаясь с нелепостью идеи:

– Да, это было бы… неправильно.

– В 1990-х я жила в Москве в крайней бедности и не помню, чтобы за 5 лет поставила хоть одну свечу. И это не мешало мне закончить тогда Богословский институт и жить самой насыщенной церковной жизнью. Думаю, жалобы на то, что в Церкви всё дорого, – это обычные отговорки, чтобы отлынивать от духовной жизни.

Жалобы на то, что в Церкви всё дорого, – это обычные отговорки, чтобы отлынивать от духовной жизни

Если у нас завтра сделают как в иных странах Европы, где «всё бесплатно», а на поддержание богослужебной жизни Церкви просто удерживают налог из зарплаты, то и тогда у людей найдется повод в храмы не ходить. Вот у нас храм строила турецкая строительная фирма…

– Да-да, – оживляются другие школьники, – турки строили. Как же быть? Можно там молиться?

Сразу видно, что они уже не раз слышали от взрослых эти рассуждения.

– Люди во время гонений устраивали храмы в пещерах и сараях и молились там. Почему нельзя молиться в красивом, благоустроенном, освященном здании? Это именно яркий пример отговорки: тот, кто не ходил в храм до освящения, не станет ходить и после. А ведь когда патриарх в 1998 году приехал храм освящать, его задергали этим вопросом.

– И что он отвечал?

– Сперва спрашивал, почему вообще такие сомнения, а после четвертого или пятого раза, помнится, сказал: «Не понимаю, почему все так пристали к этим туркам! Они столько веков всё разрушали – дайте им хоть что-нибудь построить!»

Смеются школьники, смеются члены комиссии и учителя… Юноша с микрофоном тоже улыбается. Потом вежливо благодарит:

– Я понял, спасибо за ответ.

***

О, эта самоуверенная, дерзкая, с насмешливым оттенком нотка, которую мы так хорошо слышим и отторгаем в других и так снисходительно не замечаем в себе. Какая она прилипчивая, какая распространенная. И как обличительна для нашей самоуверенности.

Умный, умный молодой человек. Как легко – одной интонацией – он избежал того, чтобы выглядеть глупо. Я в его возрасте не была такой. Я и теперь не всегда такая – увы.

Кто-то сейчас, конечно, скажет, что главное не в том, как выглядеть, а в том, каким быть. Именно с такой интонацией и скажет – это уж проверено.

И будет неправ. Плохо быть глупым, но не понимать того, что ты глуп, – бесконечно хуже. А когда мы своим поведением обнаруживаем свою глупость, это означает, что мы о ней не догадываемся. Это уровень глупости на порядки больший. О нем Писание говорит: «По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп» (Еккл. 10: 3).

Пусть юноше казалось, что вопрос решенный и он прав, а неправа Церковь. Но он всё же подобрал интонацию, которая опосредованно говорила: «И я могу быть неправ». И эта интонация свидетельствует о том, что у него уже есть опыт думать – опыт учитывать возражения. Он уже подспудно догадывается о том, что знает мало… а значит, ему потихоньку открываются врата познания.

Долго не могла понять, чем мне так нравится общение с людьми, по-настоящему состоявшимися в какой-то области. Лишь постепенно дошло: это не только интересно, это еще и неплохая гарантия того, что собеседник хотя бы в одной области человеческих знаний сбавит темп рассуждений и начнет подбирать слова аккуратно и ответственно. Пусть в чем-то одном, но человек будет глубоко, сознательно, убежденно скромен… и это бесконечно привлекательно.

Чем больше думаю над высказыванием святых отцов о том, что добродетель смирения «Божественна… и невыразима словами», тем большим исполняюсь изумлением. Мы, люди, можем становиться скромны и сдержанны в области, например, знаний просто потому, что чем больше знаний, тем больше осознание недостаточности нашего знания. Но смирение Божественное – оно невыразимо нашими словами и необъятно нашим умом.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковная лавочница: послушание или профессия? Церковная лавочница: послушание или профессия?
Наталья Уголькова
Церковная лавочница: послушание или профессия? Послушание или профессия?
Размышления церковной лавочницы
Наталья Уголькова
Послушание в лавке – огромная ответственность. И чтобы в лавке не было случайных людей, их для этого послушания надо тщательно подбирать и учить.
О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве
Священник Александр Лебедев
«Таксы» за исполнение треб – это не церковное установление. В практику Русской Церкви они были введены при Екатерине Великой. Это было частью весьма широкой компании секуляризации.
«Мы в ответе за тех, кого оттолкнули» «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»
О грубости церковных работников
«Мы в ответе за тех, кого оттолкнули» «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»
О реальной и мнимой грубости церковных работников
Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян
Человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. Люди изнашиваются от этого.
Комментарии
Андрей, что согласовывал термины28 мая 2021, 20:55
Андрей-Андрею 28 мая 2021, 01:31: в предыдущих сообщениях уже говорилось как о возможности господства той или иной партии тараканов в голове человеческой, так и о проблемах идентификации. Кстати, иногда в храм заходят атеисты, иноверцы, хулиганы, воры, сыщики, а порою и бесноватые, но зачем они это делают? Каждый ли из них действительно хочет стать православным христианином? Небось иного и за руку схватить следует, если конечно сил хватит и смелости. А по поводу неверного размещения свечного ящика, так в каждой епархии есть правящий архиерей - если посчитает нужным то приедет, посмотрит и рассмотрит. Когда каноны не нарушались то и настоятеля наказывать не за что, какие бы мнения ни звучали.
Галина28 мая 2021, 11:53
продолжение Все эти разговоры про дорого и должно быть безплатно - ну тогда разведи пчел, собери воск, сделай свечи и принеси их в храм; вспаши поле, посей пшеницу, вырасти … и так далее. Что мы приносим Богу? Никого не интересует? Вот и этот мальчик – герой статьи. Да ведь он уже взрослый парень…Извините, если сумбурно получилось.
Галина28 мая 2021, 11:53
продолжение издательств заказать, можно в храме, можно в магазине. Читай сколько хочешь. У нас этого не было. Мы искали и находили. Сейчас вон сколько всего! Пришла в храм – свечки от 12 рублей. Никто мне в карман не лезет – захотела – купила, нет – так помолилась. Бабушка всегда один раз в год жертвовала в алтарь большую свечу. Стараюсь хоть в чем-то на нее походить: не только унести из храма домой, но и в храме оставить. У нее пенсия была колхозная сначала 7 рублей, потом аж 11, сравнивать с моей зарплатой даже в голову не приходит.
Галина28 мая 2021, 11:51
Продолжение. Помню, в 9-10 классах ходила в соборе в Новочеркасске в свечную лавку безуспешно – в лавке продавались только свечи, да записки можно было подать – вот и все. Купила простенький, видимо старушка в лавке оценила настойчивость и специально оставила для меня. Он цел и до сих пор. Мама в храме нашем в очереди за Библией стояла несколько лет. Эта Книга у меня хранится теперь. На тонкой такой папиросной почти бумаге. Сейчас благодать – приобрести можно практически все, что нужно и такого качества, какого душа желает. Хочешь крестик золотой, хочешь серебряный, медный, стальной, деревянный, большой, маленький, икону печатную, рукописную, в окладе, без оклада, книги – можно через сайты
Галина28 мая 2021, 11:50
Не знаю,может не в строку. У нас была Библия довольно старинная,одна на всю станицу уцелела. Старшая сестра дала ее однокласснику, а он, разумеется, не вернул. Поскольку в станице все друг другу родственники или свойственники, начались разбирательства – кому Книга принадлежит по праву приобретения. Когда уперлись в общего пращура, с обоюдного согласия приняли решение оставить на хранение потомку по мужской линии, но когда подросла, то мне читать было нечего – хранитель уехал. Очень просила родителей купить, да было негде. В 1979-ом окончила школу, вступала во взрослую жизнь,возникло острое желание носить крестик, но даже в храме не было.
Андрей-Андрею28 мая 2021, 01:31
Тезка, похоже Вы не совсем поняли о чем здесь речь, поэтому и возникли разногласия. Быть светом миру, в евангельском понимании, это вовсе не значит становиться проповедником и всех учить и поучать). Это значит постараться сделать так, чтобы глядя на нашу жизнь люди захотели стать христианами. Возможно ли это? Наверное очень сложно. Но можно начать хотя бы с того, чтобы просто не служить соблазном для новоночальных. Ну, например, не превращать храм в торговую точку. А то что далеко не всем надо становиться проповедниками, в этом я с Вами целиком и полностью согласен.
Андрей, что согласовывал термины27 мая 2021, 19:53
P.S. https://pravoslavie.ru/6998.html
Андрей, что согласовывал термины27 мая 2021, 19:22
Пример к ниже сказанному №2: Катерина 27 мая 2021, 11:16 - тот же выпад со всего маху. Мф 13.13-15 ( https://days.pravoslavie.ru/bible/B_mf13.htm ). Стало быть подумайте хорошенько, о современники, прежде чем на проповедь то выходить.
Андрей, что согласовывал термины27 мая 2021, 16:23
Лена С.27 мая 2021, 12:32, как скоро вступили в полемику по свободной воле и без всякого принуждения, то будете живым примером к сказанному в моих предыдущих сообщениях. Написал одно, а увидели другое и извольте получить выпад со всего маху. Что же, раз так, то попробуем формализовать вопрос с позиции пути всея земли. Уверены, что сказанные из самых лучших побуждений слова не окажутся смешанными с тщеславием и гордостью? В части гнева и ярости точно знаете, что не поддадитесь? А по догматике экзамен сдавать в воздушных мытарствах готовы? Иаков 3.1-2 ( http://days.pravoslavie.ru/bible/b_iak_3.html )
Андрей, что согласовывал термины27 мая 2021, 14:19
Андрей - Андрею 27 мая 2021, 11:36. Если 1 день прожить в добродетели на уровне мирянина, разве ничего не найдётся сказать на исповеди? Не делом так словом, не словом так в помышлении ведь естество человеческое немощно, а брань духовная пожизненна. Однако, проповедовать много крат трудней, ибо не только за себя ответственность. Неужели никогда не видели в женских глазах искреннего и безграничного возмущения в ответ на вполне своевременно озвученную связку Бытие 2,18-25 ( http://days.pravoslavie.ru/bible/b_byt_2.html ) и Бытие 3,16 ( http://days.pravoslavie.ru/bible/b_byt_3.html )? Причём взрыв происходит вне зависимости от вашей тональности. Откуда столь великая жажда апостольского подвига?
Лена С.27 мая 2021, 12:35
инокиня Наталья -- Лене С.26 мая 2021, 08:44. Дорогая матушка, согласна с Вами в обоих случаях.
Лена С.27 мая 2021, 12:32
Андрей первый - Андрею второму26 мая:"Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено." Так и хочется добавить: "а также те, у кого есть соответствующая аккредитация и подтверждающие документы". А если серьезно, то вот такой формализм наверное и есть самая главная беда.
Андрей - Андрею27 мая 2021, 11:36
Андрей первый - Андрею второму26 мая 2021, 20:15 "Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено." Тезка, для того чтобы быть светом миру ни какого специального "канонического благословения" не нужно. Евангельские слова Христа "вы - свет мира" обращены ко всем Его последователям.
Катерина27 мая 2021, 11:16
Андрею первому - это сравнение с армией совершенно неуместно. Я помню как сейчас свой самый первый приход в храм на вторую в моей жизни Литургию. Опоздала ко второй в главном храме. Покупаю свечи , неловко спрашиваю свечницу, что я вот опоздала и ничего будет, если я пойду на службу? С каким же непередаваемым восхитительным выражением на лице она мне ответила "Ну что Вы! Ведь это такай БЛАГОДАТЬ! КОНЕЧНО, идите!" Пошла и все богослужение у меня непрерывно текли слезы, текли и текли, до сих пор удивляюсь, наверное как у блудного сына, который был "был мертв и ожил, пропадал и нашелся". А теперь представим себе гипотетически, что на ее месте оказались бы Вы с Вашим формальным отношением к делу
Виктор26 мая 2021, 23:12
НН25 мая "Как известно, "Невольник -не богомольник", поэтому даже с вашей нефиолетовостью не сможете ничего сделать". НН, разве кто-то кого-то неволить предлагал? Речь шла лишь о том, чтобы тем, кто считает себя бывалыми "воцерковленными", не оказаться соблазном для новоначальных. Вы и это считаете излишним миндальничанием? Дескать, если кого-то что-то в церковной жизни смущает, то это его проблемы. "Ушел из Церкви? Его проблемы. Значит так Богу угодно". Страшно подумать что было бы, если бы так апостолы рассуждали
Андрей первый - Андрею второму26 мая 2021, 20:15
Между несогласием и враждой действительно имеется некоторое отличие. Однако, на самом деле речь более идёт о том, что во всём следует соблюдать разумную меру. Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено. Просто из-за того, что вычислить по взгляду доминирующую в голове собеседника партию тараканов и сообщить действительно необходимую на данном этапе информацию причём в правильной тональности, тут как минимум специальная подготовка нужна да опыт. Так что обыкновенному прихожанину, уборщице, певчему и даже служителю за церковным ящиком довольно заботы о собственном спасении. Как говорят в армии: на службу не напрашивайся, но и от службы не бегай.
Андрей - Андрею26 мая 2021, 18:26
Андрей, что согласовывал термины26 мая 2021, 08:47 "...речь может идти о выполнении отдаваемых кем то приказов...". Дорогой тезка, не надо так болезненно реагировать на простое совпадение имен. Такое бывает. Зря вы это. Человек склонный повсюду видеть троллинг и козни идеологических врагов, "выполняющих чьи то приказы", рискует повредить свое душевное здоровье, данное ему Богом. А это уже грех. Да и вообще, видеть в каждом несогласном с вами врага и агента госдепа, не есть хорошо. Не по христиански это. Всех Вам благ!
Анна26 мая 2021, 16:18
НН26 мая 2021, 10:53 "по поводу дорогих часов и мерседесов священнослужителей - очень часто это подарки меценатов и богатых прихожан. Да, некоторые скажут, что надо от таких подарков отказываться, но мы точно знаем, что их не Господь посылает?" Тогда уж этот принцип надо распространить на всех. А то некоторые комментаторы в предыдущих темах клеймили олигархов, "разворовывыающих страну" и требовали социальной справедливости. А мы точно знаем что олигархам их капиталы не Господь посылает? Давайте уж будем последовательны.
Катерина26 мая 2021, 16:13
НН26 мая 2021, 10:53 - хотя ни дорогие свечки,ни дешевые облачения священников меня не смущают, но было бы интересно посмотреть точную ссылку, а посколько книга эта очень толстая, возможно, Вы могли бы сьэкономить мое время и дать тот род ссылки, который принято использовать в наших рядах? Что касается того, что "всех привел", ну во-первых, все-таки не всех, а во-вторых все-таки разными путями, в зависимости от темперамента и личных склонностей приходящего. Мою маму, настроенную достаточно сильно против "церковников" с их дорогими свечками, очень изменило отношение к ней в одном храме, в котором мы с ней когда-то крестились. И накормили ее там, и домой отвезли на машине - она была сражена.
Василий26 мая 2021, 14:33
НН25 мая 2021, 23:28 《Если человек пришёл в храм действительно к Богу, а не "на тусовку"(прости Господи) - некогда ему по сторонам головой вертеть》 Ну, по началу то все мы по сторонам головой вертим. Это касается любого нового для нас места, а как иначе? Надо осмотреться, понять куда попал. А уже от того что человек увидит, будет зависеть уйдет он, или останется. Если поймет что он в доме Отца своего Небесного, то вероятно останется. А если почувствует что попал в торговую лавку, то купит свечки, заплатит за сорокауст, и побежит дальше...
Катерина26 мая 2021, 13:18
НН, на мой взгляд, описанное Вами состояние в храме свойственно скорее погрузившемуся в свой какой-то отдельный внутренний мир индивидуалисту, нечаянно забредшему в стены храма и ментально живущему на Луне, чем верующему, ощущающему себя частью Христовой Соборной Апостольской Церкви, потому что не заметить хотя бы тексты наших ектиний «О граде сем (веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся» или «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся» очень трудно, настолько часто они повторяются во время богослужений. Ведь эти прошения о всем мире. Конечно, необходимо пропускать их не только через уши, но и через сердце.
Ксения26 мая 2021, 13:05
Зачем отрицать очевидное, торговля в церквях очень многих смущает. Это факт, какие бы обоснования этому мы не приводили.
НН26 мая 2021, 10:53
Катерина25 мая, Врзможно то, о чем Вы гоорите, но в ИТОГЕ Господь привёл к вере и в храм всех, обращающих и не обращающих внимание на "роскошь" и дешевые свечки. Кстати, по поводу роскоши храмов и облачений священников: внимательно прочитайте Ветхий Завет. Простите, это относится не только к Вам. И по поводу дорогих часов и мерседесов священнослужителей - очень часто это подарки меценатов и богатых прихожан. Да, некоторые скажут, что надо от таких подарков отказываться, но мы точно знаем, что их не Господь посылает? Не только священнику, но и приходу - как раз на благоукрашение храмов. Каждый думает так, как ему удобно... Давайте вытащим свои брёвна, а уж потом возьмёмся за соринки у других.
Андрей, что согласовывал термины26 мая 2021, 08:47
Андрей 25 мая 2021, 19:33, что бы быть светом миру стоит прекратить заниматься весьма модной глупостью - троллингом. Если на этом ресурсе нет блокиратора повторяющихся имён, то кто мешал использовать дополнительное слово для создания отличия? Кстати сказать, по сути тот же троллинг являют люди приходящие в храм в сооблазняющих одеждах, в состоянии какого-либо опьянения или иным неподобающим образом. Каким бы ремеслом не зарабатывал человек на хлеб, а действовать должен осознано ибо свобода воли да разум всегда при нём. Если же человек сам не знает смысла своих вполне логичных действий, то речь может идти о выполнении отдаваемых кем то приказов, начиная от других людей и вплоть до одержимости
инокиня Наталья -- Лене С.26 мая 2021, 08:44
Согласна. Но одно дело, когда мы обращаем это рассуждение на себя, а иное - на других. На других это может звучать жестоко. Впрочем, похоже, что мы с Вами просто говорим о разных сторонах вопроса. Если я сейчас сосредоточу память на тех знакомых, которые, служа в храмах, заелись и зажировались, то соглашусь с Вами. А если Вы начнете вспоминать тех, кто служит на износ, а живет в нужде, то согласитесь со мной.
Лена С.26 мая 2021, 00:56
НН, не совсем поняла, при чем здесь это? Высказываться на эту тему позволено только воцерковленным? Или воцерковленные чем-то лучше чем прочие человецы? Помните для кого Христос пришел в мир? "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк.2:17).
НН25 мая 2021, 23:28
Андрей25 мая. Нет, не фиолетово. В меру моих сил молюсь о своих неверующих знакомых. А о всём мире даже Иисус Христос не молился, а только о тех, кого дал Ему Отец. Если человек пришёл в храм действительно к Богу, а не "на тусовку"(прости Господи) - некогда ему по сторонам головой вертеть и окружающих сознательно соблазнять. Да, "Не давайте повода ищущим повода"... Но на практике - ищущий повода всегда его найдёт. Поэтому - "Спаси себя и хватит с тебя"- для мирянина самое то, что надо. Разумеется, всегда помня о том, что самому человеку это невозможно, но возможно Богу. Как известно, "Невольник -не богомольник", поэтому даже с вашей нефиолетовостью не сможете ничего сделать, только молиться.
Катерина25 мая 2021, 20:05
НН25 мая 2021, 13:58 -- Вы точно знаете тех, кто остались вне Церкви ВОПРЕКИ.. но почему Вы не допускаете, что от Ваших глаз остались до поры до времени скрыты те, кто пришли БЛАГОДАРЯ этим дешевым свечечкам, наместнику, хору, разговорам, не знаю чему еще? И, возможно, перечисленные Вами роскоши, недоступные в таком богатом подборе многим и многим прихожанам (ведь и вправду роскоши в таком-то сочетании) были ПОСЛЕДНИМ шансом, предоставленным Господом, после которых только ОТОЙДИ, а не ПРИИДИ на Страшном Суде? По крайней мере отсутствием всего этого уже не оправдаться.
Андрей25 мая 2021, 19:33
НН25 мая 2021, 13:58 "воцерковленные люди таких вопросов не задают и никогда не будут думать всерьез(если в полемике?), что думая /о тех, которые только на пути к храму." Интересная у Вас логика, НН. По Вашему получается что воцерковленный человек ни о ком кроме себя не думает? И ему, как бы это помягче сказать, фиолетово, что он может служить соблазном для других? Странные у Вас суждения. В Евангелии Христос призывает нас быть светом миру, светильником на подсвечнике. И Он же говорит как страшно послужить соблазном для и для "одного из малых сих". Как говорит наш настоятель, можно десятки лет ходить в храм, но так и остаться далеким от Христа.
Лена С. - инокине Наталье25 мая 2021, 17:54
инокиня Наталья -- Лене С.25 мая 2021, 11:14 "И тем, кто тянет лямку богослужебной жизни Церкви, такая милая непосредственность тоже служит к соблазну - поверьте." Верю, и по себе знаю. НО... кому много дано, с того больше и спросится, и "кому много вверено, с того больше взыщут».
НН25 мая 2021, 13:58
Лена С:/И наличие у нас с вами духовника,...и пр., в данном случае,никакого значения не имеют.Речь идет не о тех кто и так в Церкви/-Имеет значение:воцерковленные люди таких вопросов не задают и никогда не будут думать всерьез(если в полемике?), что думая /о тех, которые только на пути к храму.О них мы должны думать/- мы можем повлиять на их приход-неприход в храм.Это самообман.Господь приводит человека к вере и в храм, Он и только Он. Точно знаю, сколько людей так и не пришли ни к вере, ни в храм после проповедей, разговоров, примера личной жизни Монаха и наместника монастыря(с копеечными свечами, литературой, матпомощью нуждающимся и др). Даже работая в монастырём и восхищаясь наместником!
инокиня Наталья -- Лене С.25 мая 2021, 11:14
Смотря что стоИт за словами "храмовая торговля". Достаточно большому числу людей - хорошо одетых, с дорогущими телефонами - соблазном служит необходимость три раза в жизни пожертвовать в храм по тысяче рублей. При этом они хотят, чтобы в храме было просторно, чисто и благоустроено, утварь и облачения - самые лучшие, хор - профессиональный, а священник - образованный и вольный часами говорить с ними в любое время дня и ночи. И тем, кто тянет лямку богослужебной жизни Церкви, такая милая непосредственность тоже служит к соблазну - поверьте.
Елена О.25 мая 2021, 07:04
Всё верно, умение владеть интонацией позволяет достигать желаемого. Этому сейчас специально обучают. Конечно, главное то, что стоит за интонацией. Но и мастерство в пении важно, чтобы исполнение было достойным, не фальшивым).
Лена С.24 мая 2021, 23:05
НН24 мая 2021, 11:41 //Жаль,что статью свели к проблеме "цены-торговли" в храмах// Как раз очень правильно свели к этой проблеме. Это первое что смущает тех, кто только-только приходит (не приходит) в Церковь. Даже в статье это первый вопрос который задают внешние люди представителям Церкви. И наличие у нас с вами духовника, длительность "стажа" воцерковленности, и пр., в данном случае, никакого значения не имеют. Речь идет не о тех кто и так в Церкви. А о тех, которые только на пути к храму. О них мы должны думать. Мы же призваны быть солью земли. Для многих из внешних эта храмовая торговля является большим соблазном. А мы помним из Евангелия что ждет тех через кого приходят соблазны.
Андрей24 мая 2021, 12:28
Как только операции со свечами стали ощутимой составляющей финансовой жизни прихода, так сразу посыпались со стороны иноверцев и безбожников вопросы о стоимости. Не открою Америку сказав, что ножницы цен, то есть желание поменьше дать за работу и побольше взять за товар, появились вместе с ремёслами. То есть, уменьшаются зарплаты прихожан, а вместе с ними и церковная десятина, но глазкам и ушкам всё равно великолепного хочется и что бы не хуже чем у других. Так что юноша сей куда менее прост, чем может показаться с первого взгляда. Не со всего маху, но ой как умело выпад делает. Видна тренировка не малая, скорее всего сетевая. Однако вопрос: осознаёт ли молодой человек, зачем ему это надо?
НН24 мая 2021, 11:41
Христос Воскресе! Жаль,что статью свели к проблеме "цены-торговли" в храмах. У меня несколько вопросов к тем,кого больше всего "зацепил" вопрос "цены-торговли": 1.Сколько лет вы воцерковлены? 2.Есть ли(был ли) у вас духовный отец? 3.Как часто ходите в храм,исповедуетесь,причащаетесь? И главное: 4.Для ЧЕГО вы ходите в храм? Это не моё любопытство,не отвечайт здесь,ответьте себе честно,особенно на последний вопрос. Мой личный опыт такой: около 3-х лет ходила в храм в"святые 90" почти без копейки за душой. Ни кто ни разу меня не упрекнул,что не покупала свечи,редко подавала записки. Стояла и САМА молилась. Сейчас Записки подаю всегда, Сорокоусты... - но МОЯ молитва оставляет желать лучшего...
Иван24 мая 2021, 02:13
Тут сложно ответить однозначно. Очень могу понять тех, кому вся эта храмовая торговля не по душе. Но правы и те, кто объясняет невозможность раздачи свечей, просфор и прочего "туне". Ведь действительно, и производство свечей, и выпечка просфор, всё это вовсе не туне, а требует затрат. Как же быть? И вновь утверждаюсь в мысли что фокусирование церковной жизни на всех этих свечках, просфорках, "водичке" и "маслице" ничего хорошего не несёт. Одни соблазны. Мало того что вообще это всё отдаёт язычеством и обрядоверием, так ещё и привносит соблазны материального характера. И проблему эту не решить: если продавать, то выглядит как торгашество, если раздавать - то за чей счёт? Могу быть неправ)
Дмитрий23 мая 2021, 14:17
По моему, нынешний уровень материального комфорта вызывает у многих ложную иллюзию самодостаточности, безопасности и неуязвимости. И выбор за эталон отсчета всего- свое "Я", или какие-нибудь отвлеченные идеи. Типа, если что-то не по моему, вам же хуже, а я и без вас обойдусь. Хотя мир вокруг нас и разрушает часто такую иллюзию, мы почему-то все больше упорствуем в такой самоуверенности. А духовный и религиозный подход- осознавать себя частью окружающего мира, и зависимость от него. И когда мы изменяем себя - то и мир вокруг нас меняется! А на счет дорогих свечей в одном храме- на соседней улице дешевле! "Ищите и обрящете..." А нет денег- так Господь и "намерения целует" !
Катерина23 мая 2021, 10:10
Тут писали о плате о входе в храм Московского Патриархата в старинном и очень красивом храме в Ницце. Точно также с нас взяли плату за вход в красивейший храм-"свечу" в городе Лейпциг. А в г.Вене вход в православный храм 1897 г. бесплатный. Это зависит от размера православной общины и доступных ей финансовых средств для поддержания жизнеспособности храма (электричество, отопление, горячая-холодная вода стоит в дальнем зарубежье намного дороже, чем в России), вот и все. На сайте публикуются интервью со священниками, несущими служения в таких храмах. Советую их читать, потому что многие представления о жизни Православия в других странах могут оказаться совершенно неверными.
Катерина22 мая 2021, 19:51
Вы упомянули тему дороговизны, моя мама всегда привычно возмущалась дороговизной свечей в церквях. Именно "вообще". В городском собре. Тут. Там. В Москве. Везде. Однажды мы находились рядом со входом к дорогим свечам, т.е. перед заново открытым небольшим храмом. Решила я проверить верность информации "Иди и виждь" просто потому, что эта тема так настойчиво поднималась. Вхожу - самые дешевые и тоненькие стоили не рубли даже, а копейки. Вышла и ну и... отругала маму за распространение дезинформации, говорю, но неужели тебе эта сумма раз в месяц так в тягость?Не пук свечей же ты ставишь ежедневно.И если нет, то почему ты ни разу сюда не заходила, а говоришь, что везде? Захожанская психология...
инокиня Наталья -- Светлане Н22 мая 2021, 18:52
Вопрос крайне неоднозначный. Я, правда, не видела, чтоб продавали святую воду:) Может речь о плате за бутыль? Мы у себя в монастыре стараемся собирать бутыли для тех, кто в храме надумал взять воды, а о емкости не позаботился, но всё равно их часто не хватает. А кое-где, я слышала, специально бутыли закупают - это уже не "туне приясте". Равным образом и просфоры: мы раздаем бесплатно, да - но это не "туне". Это тяжелый труд и расходы на муку, дрожжи, оборудование. И евангельских торговцев Господь изгнал из храма за иное. Те торговали, присваивая доход. А храмы сейчас вынуждены торговать, чтоб поддерживать нормальную богослужебную жизнь. Хотя, возможно, я сужу просто по своему кругу общения:)
Елена21 мая 2021, 13:53
А мне понравилась статья) Много комментариев относительно материального вопроса. Она ведь не о деньгах вовсе) Нужное напоминание для меня. Спасибо,матушка Наталья)
Светлана Н.- инокине Наталье21 мая 2021, 13:44
Значит, и я могу быть не права)Десятина с прихожан на расходы храма есть, например, в Норвегии. А в Германии, Италии, др.странах, где церковный налог входит в систему общих налогов, гражданин может отказаться его платить, заявив, что не является членом церкви. Хотя суть вопроса все-таки не в этом. Честно скажу, очень больно видеть как, например, в больших кафедральных соборах продают святую воду, просфоры и т.п. Понятно, что делают расчет на туристов и своим прихожанам святую воду нальют бесплатно, но вспоминается "туне приясте, туне дадите" и становится тревожно, что однажды изгонит Господь торговцев из храма,что и было уже в 2020,когда прихожане остались вне церкви и некому стало продавать
Елена О.21 мая 2021, 12:04
П.с. Про храм в Ницце информация с сайта(я в Ницце не была): "Наши посетители зачастую мало отдают себе отчет в том, какие материальные затраты требуются для того, чтобы храм был открыт в ежедневном режиме. Вход в храм, в отличие от прошлых времен, - совершенно бесплатный. На его содержание, при этом, не выделяется никаких средств ни со стороны государства, ни с какой иной стороны. Собор может продолжать свое существование лишь благодаря пожертвованиям и поддержке неравнодушных людей". Лично я поняла, что везде неимущие могут посещать храм во время служб. Могу быть не права).
Елена О.21 мая 2021, 11:49
Не поняла о чем спор... "Церковный налог в ФРГ платят только представители исторических церквей – католической и протестантской, которым в Конституции гарантирована помощь и поддержка государства. Другим мировым религиям, укоренившимся в Германии, например, исламу и православию, а также религиозным новообразованиям гарантировано равенство перед законом.Церковный налог составляет 9% от суммы подоходного налога. При уплате церковного налога подоходный налог уменьшается на эту сумму. От уплаты освобождены школьники, студенты, пенсионеры, безработные и лица с низкими доходами." (сг) В Ницце, наверное, вход в музей оплачивается.
инокиня Наталья -- Светлане Н.21 мая 2021, 11:40
В этих странах - Швеции, Дании, Финляндии, Италии и т.д. - церковный налог гораздо меньше 10%. Но до недавнего времени его платили поголовно:)) Лишь в последние годы граждане этих стран начинают отказываться его платить. Но, опять же, далеко не все. И даже не многие. Потому что неверующие продолжают его платить из-за каких-то иных соображений, нежели вероисповедание. Система распределения собранных средств существенно отличается от Ваших предположений.
Светлана Н. - Игорю Ру21 мая 2021, 11:33
Я была там как турист и пришла к собору, когда не было богослужения, в дневное время. Очень соскучилась за неделю турпоездки по "лазурным берегам" по православному храму, мечтала зайти, помолиться, к иконам приложиться. А вход две женщины столом перегородили и пока у них билет не купишь в церковь не войдешь. Так обидно было, что в действующую церковь за плату надо входить. Утром и вечером, во время богослужений, наверно плату за вход не берут. Я в то время там не была - экскурсия автобусная, времени мало было свободного. Но днем именно за плату пускали, не глядя помолиться ты пришел или просто как турист любопытствуешь.
Игорь Ру.21 мая 2021, 09:08
Светлана Н. Неужели в Ницце билеты и на богослужение продают?
Светлана Н.- инокине Наталье20 мая 2021, 23:54
Видимо мы говорим о разных схемах налогов. Вы называете "церковным налогом" как раз ту самую "десятину", которую платят от своих доходов зарегистрированные прихожане. Не все граждане страны, а только те, кто официально зарегистрирован и приписан к определенному приходу. У них удерживают 10% зарплаты и др.доходов и перечисляют на счет их прихода. А в Греции, где Церковь не отделена от государства, расходы на содержание Церкви, зарплату и пенсии священникам, монахам, епископам и т.п.расходы оплачивают за счет налогов со всего населения, аналогично с тем, как оплачивают расходы на содержание госаппарата. И уровень расходов на Церковь регламентирует государство.
Роман20 мая 2021, 20:56
Красноречиво, но не для души.
инокиня Наталья -- Андрею20 мая 2021, 20:51
На семантику слова "глупость" в материале указывает цитата из Священного Писания.
инокиня Наталья -- Светлане Н.20 мая 2021, 20:40
Церковный налог существует совершенно точно в Германии, Австрии, Швеции, Финляндии и ряде других стран ЕС. В Греции его как раз нет))
Евгения20 мая 2021, 20:25
Спасибо автору, если можно так выразиться, с удовольствием прочитала, подобные мысли меня тоже волнуют, если я правильно поняла, это собственно про долю сомнения и неверия себе, своей испорченной природе, "всяк человек ложь", только встанешь твердо на какую-то позицию, всё-пиши пропало, опять не прав...
Галина20 мая 2021, 14:28
Смирение - смирением, это хорошо. Но есть еще также и рассуждение. Если смиряться со всем без рассуждения, то и до ереси недалеко.
Андрей20 мая 2021, 13:27
Научные форумы начинают с выработки единой терминологии, ибо выпускники одних кафедр за годы пребывания в разных коллективах начинают называть те же самые объекты по иному. Давайте уточним, что тут имеется в виду под словом глупость? Относительно меньший уровень знаний о предмете обсуждения или борение тщеславием и гордостью? Если меньший уровень знаний, то принимаются ли во внимание причины сложившегося положения? Согласитесь, одно дело когда профессионал неожиданно встречает профессионала более высокого класса и совсем другое, когда человек сам виноват и в недостаточности собственной компетенции, и в возникновении критической ситуации.
Светлана Н.20 мая 2021, 12:53
Есть церкви, где и за вход надо платить. Например, православный храм в Ницце официально продает билеты на вход, ранее стоили два евро, сейчас не знаю сколько. Причем храм действующий, богато украшен, в реставрации явно не нуждается. И утверждение, что там, где "все бесплатно", деятельность церкви оплачивается из налогов на жителей, глубоко неверно. Такое может быть только в том случае, если Церковь не отделена от государства. Насколько знаю, в ЕС только в Греции такая ситуация, в других странах расходы на Церковь оплачивают постоянные прихожане, перечисляя 10% от своих доходов.
НН20 мая 2021, 11:28
Блестяще! На мой взгляд, ни убавить, ни прибавить. Мне очень понравилось. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×