«История России глазами художников»

ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ

Масштабная выставка, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована Государственной Третьяковской галереей, Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выставка, в состав которой входят более 100 живописных произведений из 37 музейных и 3 частных собраний, готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX века.

Экспозиция открывается в День России, 12 июня. В этом году праздник связан с 800-летием со дня рождения Александра Невского, которому посвящен первый зал выставки. Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве.

Картины, включенные в экспозицию, рассказывают о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской Академии художеств, до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.

Экспозиция строится по тематическому принципу и включает шесть разделов:

  1. «Древняя Русь. Легенды и быль»,
  2. «Московское царство. Иоанн Грозный»,
  3. «Герои Смутного времени. Первые Романовы»,
  4. «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы»,
  5. «От Петра Великого до Екатерины Великой»,
  6. «Военная история России XVIII – начала XX века».

Выставку сопровождает кинопрограмма, которая включает показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

  • Адрес: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, Западное крыло
  • Даты проведения: 13 июня – 8 августа 2021 г.

Зал св. Александра Невского

В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943

Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Корин Павел. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943

Корин Павел. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Корин Павел. Старый сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943

Корин Павел. Старый сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Презентация выставки её организаторами

Презентация выставки её организаторами

Панорама «Ледовое побоище»

Панорама «Ледовое побоище»

Автор: Евгений Емельянов

Панорама «Ледовое побоище», фрагмент

Панорама «Ледовое побоище», фрагмент

Автор: Евгений Емельянов

Меч князя Довмонта-Тимофея. XIII век

Меч князя Довмонта-Тимофея. XIII век

Псково-Изборский объединенный музей-заповедник

Княжеский шлем. XIII – пер. пол. XIV века

Княжеский шлем. XIII – пер. пол. XIV века

Городецкий историко-художественный музейный комплекс

Неизвестный художник. Портрет Александра Невского

Неизвестный художник. Портрет Александра Невского

Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий, Зосима Соловецкий, Александр Невский (в схиме Алексий), Василий Блаженный, предстающие Пресвятой Троице

Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий, Зосима Соловецкий, Александр Невский (в схиме Алексий), Василий Блаженный, предстающие Пресвятой Троице

Псково-Изборский объединенный музей-заповедник

Раздел 1. Древняя Русь. Легенды и быль

Одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века.
Васнецов В.М. Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890

Васнецов В.М. Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов В.М. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890

Васнецов В.М. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890

Нижегородский государственный художественный музей

Горбатов К.И. Струги. Великий Новгород. 1912

Горбатов К.И. Струги. Великий Новгород. 1912

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916

Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916

Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи

Суриков В.И. Княжий суд. 1874

Суриков В.И. Княжий суд. 1874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910

Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910

Костромской областной музей изобразительного искусства

Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный

Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры.
Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903

Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902

Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902

Новгородский музей-заповедник

Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902

Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902

Новгородский музей-заповедник

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889

Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884

Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864

Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898

Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы

Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.
Нестеров М.В. Дмитрий Царевич убиенный. 1899

Нестеров М.В. Дмитрий Царевич убиенный. 1899

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Чистяков П.П. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. 1860

Чистяков П.П. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. 1860

Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Маковский К. Подвиг Сусанина. 1914

Маковский К. Подвиг Сусанина. 1914

Частное собрание

Скотти Михаил. Подвиг Ивана Сусанина. 1851

Скотти Михаил. Подвиг Ивана Сусанина. 1851

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Скотти Михаил. Минин и Пожарский. 1850

Скотти Михаил. Минин и Пожарский. 1850

Нижегородский государственный художественный музей

Клодт М.П. Марина Мнишек с отцом под стражей (После погрома)

Клодт М.П. Марина Мнишек с отцом под стражей (После погрома)

Вологодская областная картинная галерея

Литовченко А.Д. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886

Литовченко А.Д. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Милорадович С.Д. Высылка протопопа Аввакума (Путешествие Аввакума по Сибири). 1898

Милорадович С.Д. Высылка протопопа Аввакума (Путешествие Аввакума по Сибири). 1898

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Раздел 4. Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы

Живописцы уделяли много внимания истории страны в XVII веке, воссоздавая сцены из жизни царей и бояр, особенности нравов и быта допетровской Руси, великолепие старинных интерьеров и костюмов. Для многих живописцев во второй половине XIX века обращение к изображению быта и нравов допетровской Руси являлось мотивацией для решения и чисто пластических задач — попыткой уйти от серовато-коричневатой колористической гаммы, доминировавшей в то время, и ввести в свои картины декоративизм, узорочье, яркие цвета.
Седов Г.С. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882

Седов Г.С. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Янов А.С. В Приказ (Приказ в Москве). 1879

Янов А.С. В Приказ (Приказ в Москве). 1879

Серпуховский художественно-исторический музей

Рябушкин А.П. Московские женщины и девушки в церкви (XVII столетие). 1899

Рябушкин А.П. Московские женщины и девушки в церкви (XVII столетие). 1899

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Неврев Н.В. Бытовая сцена XVII века. 1880-е -1890-е

Неврев Н.В. Бытовая сцена XVII века. 1880-е -1890-е

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Матвеев Н.С. Насильственный постриг (Против воли постриженная). 1887

Матвеев Н.С. Насильственный постриг (Против воли постриженная). 1887

Музей истории религии, Санкт-Петербург

Лебедев К.В. К боярину с наветом. 1904

Лебедев К.В. К боярину с наветом. 1904

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иванов С. Боярский возок. 1908

Иванов С. Боярский возок. 1908

Саратовский художественный музей

Иванов С.В. Приезд иностранцев

Иванов С.В. Приезд иностранцев

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов А.М. Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912

Васнецов А.М. Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912

Музей Москвы

Раздел 5. XVIII век. От Петра Великого до Екатерины Великой

Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях.
Лагорио Л.Ф. На берегу пустынных волн. 1897

Лагорио Л.Ф. На берегу пустынных волн. 1897

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург

Зауервейд Н.А. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859

Зауервейд Н.А. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Горелов Г.Н. Сцена из времен Петра I. (Похороны на свиньях)

Горелов Г.Н. Сцена из времен Петра I. (Похороны на свиньях)

Музей Российской академии художеств

Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874

Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874

Новгородский музей-заповедник

Суриков Василий. Меншиков в Берёзове. 1883

Суриков Василий. Меншиков в Берёзове. 1883

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886

Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творожников И.И. Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884

Творожников И.И. Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884

Курская галерея им. Дейнеки

Ге Н.Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны. 1874

Ге Н.Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны. 1874

Новгородский музей-заповедник

Миодушевский И.О. Вручение письма Екатерине II. 1861

Миодушевский И.О. Вручение письма Екатерине II. 1861

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Перов В. Суд Пугачева. 1775

Перов В. Суд Пугачева. 1775

Государственный исторический музей, Москва

Якоби В.И. Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года

Якоби В.И. Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года

Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Раздел 6. Военная история России XVIII – начала XX века

В академическом искусстве историческая картина особенно близка к батальному жанру. Документальность — обязательное условие изображения боевых действий — превращала батальные картины в свидетельства событий не только прошлого, но и современности. Тема русской военной истории охватывает период от Северной войны со Швецией в начале XVIII столетия до событий на Балканах и Первой мировой войны, постепенно превращаясь из живописной реконструкции минувших событий в летопись своего времени.
Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции

Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции

Государственный исторический музей, Москва

Прянишников И.М. В 1812 году. 1874

Прянишников И.М. В 1812 году. 1874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виллевальде Б.П. Переход русских войск через Аджарское ущелье на Кавказе. 1872

Виллевальде Б.П. Переход русских войск через Аджарское ущелье на Кавказе. 1872

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рубо Франц. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892

Рубо Франц. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892

Дагестанский музей изобразительных искусств

Шукаев Г. Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 г. 1856

Шукаев Г. Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 г. 1856

Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Шарлемань Адольф. Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году. 1879

Шарлемань Адольф. Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году. 1879

Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Кившенко А.Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894

Кившенко А.Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894

Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Верещагин В.В. Перед атакой. Под Плевной. 1881

Верещагин В.В. Перед атакой. Под Плевной. 1881

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин В.В. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881

Верещагин В.В. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Бунин Н.Н. Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904

Бунин Н.Н. Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904

Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Репин И.Е. С медсестрой в атаку

Репин И.Е. С медсестрой в атаку

Частное собрание

Васнецов В.М. Архангел Михаил повергает дьявола. 1915

Васнецов В.М. Архангел Михаил повергает дьявола. 1915

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Место и время проведения выставки «История России глазами художников»

Экспозиция в Новой Третьяковке продолжает серию выставок, представленных в 2018 и 2019 годах в Центральном Манеже: «Сокровища музеев России» и «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

  • Адрес: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, Западное крыло
  • Даты проведения: 13 июня – 8 августа 2021 г.

Фото: Владимир Ходаков

11 июня 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь, Киев15 июня 2021, 16:49
Великая история у Великого народа.
Читательница (Подмосковье)14 июня 2021, 16:41
Спасибо устроителям выставки.Экспозиция замечательная.Все продумано до мелочей,систематизировано.Хорошее повторение российской истории.Люблю большие полотна,поэтому насладилась вдоволь. Прочитала в новостях Портала заметку от ТК «Царьград», связанную с картиной «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»,и не могу не задать вопрос.На выставке представлена картина Николая Неврева «Шут» (Опальный боярин) из Вятского худ.музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.Написана она в 1891 г. К сожалению,не было подробного описания этой картины на выставке, и в интернете не могу его найти. Второй день мучаюсь. ) Наверняка, кто-нибудь из читателей или организаторов выставки знает историю написания этой картины.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×