В детстве нам кажется, что правители разных стран, а особенно монархи, — самые свободные люди. Повзрослев, мы понимаем, что в их жизни гораздо больше ответственности, чем свободы. Требования к воспитанию таких детей намного выше, и слово «долг» знакомо им с раннего возраста.
Растить, воспитывать ребенка — дело всегда очень ответственное, а тем более если речь идет о наследнике правящей династии, о дочерях монарха. К таким людям предъявляли жесткие требования, ведь жизнь их была на виду. Именно поэтому с малых лет царских детей приучали быть внимательными к своим словам, поступкам и решениям.
17 июля Православная церковь чтит память святых царственных страстотерпцев. Благодаря дневниковым записям и письмам Николая IΙ и его супруги Александры Федоровны сегодня известно, как они воспитывали детей. Императрица ежедневно читала с детьми Евангелие и другие книги духовного содержания.
Если семья живет твердой верой в Господа Иисуса Христа, соблюдает евангельские заповеди, то она стремится к самой главной свободе — свободе от греха. Детей в таком случае учат изо всех сил противостоять пороку, хранить душевную чистоту, относиться к окружающим, следуя словам Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).
В семье императора Николая II дети не были наглухо закрыты от человеческой боли и страданий. Царственные родители могли беречь от любой травмы сына, дать дочерям вырасти, не видя чужих страданий и смертей. Самим родителям, возможно, хотелось бы этого, но они отвергли свои личные интересы и переживания, поскольку их детям предстояло отвечать за судьбы огромного количества людей.
Наследник и цесаревны видели жизнь в очень разных проявлениях и имели возможность действенно помогать людям. Так, Александра Федоровна вместе с дочерьми не только посещала госпиталь, но и трудилась в нем. В результате выросли девушки, которые умели достойно жить как во дворце, так и в заточении под стражей. В семье императора был воспитан болезненный, но твердый духом мальчик, который готовился со временем принять на свои плечи тяжелую ношу управления огромной страной. При этом он был приучен к простому физическому труду: расчищал вместе с отцом дорожки от снега, пилил дрова.
Сегодня мы нередко видим, что молодые люди стремятся к свободе, но и думать не хотят об ответственности. Почему так происходит? С младенчества они живут в мире полной независимости, осознают себя самыми любимыми, чьему желанию подчиняются родители.
Сколько можно встретить людей, которые уверены, что в любом возрасте должно быть как можно меньше ограничений. Дошкольник болтает ногами, пачкая одежду тех, кто оказался рядом, перебирает руками содержимое чужой сумки, кусает и царапает других детей. Родители останавливают не его, а взрослых, которые выражают недовольство поведением ребенка. Отец и мать не понимают: такое поведение детей терпеть никто не обязан. Родители бросаются в бой, обвиняя окружающих в нарушении прав и свобод ребенка. Что усваивает подрастающий человек? Что ему можно практически все, ведь неприятных последствий не будет: никто не имеет права ему препятствовать.
Детей учат устанавливать личные границы, решать, что они будут выполнять из сказанного взрослыми, а что нет. Учат их не отвечать ни на какие просьбы, даже если обращается пожилой человек, считая, что таким образом уберегут их от злоумышленников. Однако отец и мать не думают, что слишком рьяно отстаивающего свою свободу ребенка учитель или воспитатель не сможет уберечь от реальной опасности, потому что тот категорически не слушается.
Подростка, погруженного в личные проблемы, приучают к еще большей сосредоточенности на себе, мысли, что ему можно очень многое. Ему якобы нужна свобода самовыражения. Получается, что отец и мать сами приучают детей отказываться от ответственности, жить собственными интересами, игнорировать окружающих. И до революции, и в советское время человек с детства имел круг обязанностей, который со временем становился все больше. Дети присматривали за младшими братьями и сестрами, участвовали в работах на огороде и в саду, делали уборку.
Даже несколько десятилетий назад, если ребенок просил родителей завести кошку или собаку, было само собой разумеющимся, что уход за животным он полностью берет на себя. Кроме этого, у детей были и другие обязанности. В одних семьях каждый имел дело, за выполнение которого нес ответственность. Например, Ваня должен ежедневно выносить мусор и пылесосить, Катя — вытирать пыль с мебели, протирать зеркала. В других домах родители устанавливали дежурство. Четкая зона ответственности была и в школе: одни ухаживали за цветами, другие собирали макулатуру, третьи рисовали стенгазету.
Сегодня многие родители ратуют за освобождение детей от физического труда: «Уберите дежурства — дети устали, а им еще уроки делать»; «Аня, твоего кота сейчас покормит бабушка, иди делать уроки!»
Немало родителей сквозь пальцы смотрят на случаи, когда подростки возвращаются с праздников глубокой ночью или на следующий день. Старшее поколение убеждает себя, что виной всему — нравы, которые стали более вольными. Неужели это свобода, к которой нужно стремиться?! Нет, это разрушение личности ребенка, его жизни и судьбы. Соглашаясь на мнимую независимость, люди подвергают детей самому суровому рабству — рабству греха (см. Ин. 8:33–34), который способен привести человека к духовной гибели.
«Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, который… все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей», — увещевал святитель Иоанн Златоуст родителей. Высочайшим образцом христианского воспитания детей — научения их любви к Богу и ближним, послушанию, милосердию, самопожертвованию, стремлению к нравственному совершенству — становится семья царственных страстотерпцев. Земной независимости они предпочли следование за Христом — ту истину, которая сделала их свободными (ср. Ин. 8:32).