Во Введенском Владычнем женском монастыре Серпухова создали музей. Здесь воссоздается не только история обители – а она насчитывает уже более шести с половиной столетий, но и широкий контекст народной жизни.
Молитвенные бои за Отчизну и военная оборона
Испокон века на Руси народ мыслил себя единым. И более всего подлинное единство во Христе достигалось именно в монашеской жизни. Оттого-то в монастыри и стекались люди приобщиться этого духа христианской любви, чистоты, стойкости в исполнении заповедей Христовых. При создании Введенского Владычнего монастыря в середине XIV века Русь еще подвергалась набегам татаро-монголов, – тогда при угрозе извне внутреннее сплочение было тем более необходимо. В раскопках на территории монастыря были найдены свидетельствующие о тех давних оборонительных битвах наконечники стрел (среди их разновидностей выделяются особо тонкие – для стрельбы по противнику в кольчугах), боевые топоры. Так как монастырь изначально был мужским, возможно, во образ своих современников Пересвета и Осляби, благословленных на бой преподобным Сергием Радонежским, сражалась и здешняя братия.
Потом, в XVI веке, в правление Бориса Годунова, монастырь был обнесен крепостной стеной; со временем в ней установили пушки, которые, впрочем, после переплавили на плиты для пола паперти Введенского собора. Но в окрестностях обители до сих пор находят огромные чугунные ядра. Одно время при монастыре состоял постоянный воинский гарнизон. Обитель была не только духовным центром молитвенных битв за Отчизну, но и военной крепостью, которая защищала рубежи на подходе к Москве. Все эти исторические вехи отображены в экспозиции.
Преображающая белизна
Тогда же при Борисе Годунове, одержавшем победу над крымским ханом под стенами Введенского Владычнего монастыря, в благодарность Богу и Царице Небесной в обители начинается каменное строительство. Воздвигается Георгиевский храм и храм мученика Феодота Анкирского, а также Царские палаты, где ныне размещен музей. Это, кстати, и самое древнее из сохранившихся в Серпухове гражданских зданий – постройки примерно конца XVI века. Уцелело тут даже уникальное окошко тех времен с покатым подоконником и железной резной решеткой. В годы советского лихолетья его просто заложили кирпичом, поэтому уже в наши дни при реставрации монастыря строителям не стоило большого труда его расчистить.
В музее представлена коллекция архитектурных деталей конца XVI – начала XVII столетия. Искусно выточенные порталы, желоба и т. д. Сохранилась даже храмовая ступень, по которой из века в век люди вступали под эти древние своды для богомолья. Монастырь отстраивался из белого камня, что добывался неподалеку, и этой торжественной белизной преображалась вся округа.
Символ первообраза всех храмов Бога истинного
Уникальный экспонат зала, повествующего о строительстве монастырского комплекса, – закладной кирпич. Это тот первый камень, что при строительстве храма освящается и закладывается архиереем. До начала XIX века в Георгиевском храме служили на втором этаже, а первый использовали в качестве хлебного склада. Так что именно в алтаре второго этажа и находилась эта закладная реликвия, которую вместе с мусором, нанесенным за годы разорения монастыря при советской власти, выкинули в окошко при расчистке храма уже в наши дни. Милостью Божией мимо тогда проходил охранник, он и подобрал заинтересовавший его камень. А потом, услышав о создании в обители музея (к чему готовились много лет) и уже зная, чтó на самом деле представляет собой его находка, вернул ее в монастырь.
На закладном кирпиче церковнославянскими буквами-цифрами указана точная дата строительства Георгиевского храма. Всё тогда делалось вручную, после некоторой просушки на поверхность кирпича ставились печати, изображающие Иерусалимский храм как первообраз всех храмов Бога истинного на Земле. При изготовлении закладного кирпича вокруг него ставились молитвословы. После очередной просушки с помощью специального инструмента вырезался большой крест. Потом проводился чин освящения, и архиерей закладывал этот краеугольный камень в основание нового храма.
Видения, послужившие открытию Введенского Владычнего монастыря
Кстати, внимательный посетитель в этой изображающей Иерусалимский первообраз печати даже может рассмотреть арку-вход, вводящую внутрь храма и далее во Святая Святых, – что очень символично для Введенского монастыря. Известно же, что когда святитель Алексий Московский после услышанного повеления Божией Матери «Подобает тебе поставить монастырь имени Моему» отправил своего ученика Варлаама в Серпухов выбирать место для нового монастыря, тому было видение: Ангелы, держащие обитель на своих раменах, а в ней храм; в дверях же этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей; когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он ввел Ее во храм.
Этому видению, как и почитанию самого первого строителя монастыря преподобного Варлаама Серпуховского отведена особая часть экспозиции. Когда уже в наше время Введенский Владычний монастырь только восстанавливался, один из строителей нашел перед Алексеевским храмом медальон с изображением преподобного Варлаама, датируемый XIX веком. К тому же времени относится и представленная рядом икона. А вот более древнее свидетельство о почитании преподобного Варлаама в народе, отнесенное московскими специалистами к началу XVII века, находится сейчас в Серпуховском художественном музее – это фелонь, о которой упоминается в монастырских повествованиях.
Отсутствующий экспонат
С самого своего основания в 1360 году Введенский Владычний монастырь был мужским. К концу XVIII века, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, обитель пришла в упадок и запустение. Тогда по ходатайству митрополита Московского Платона (Левшина) указом императора Александра I в 1806 году она была преобразована в женский общежительный монастырь. Назначена сюда настоятельницей была игумения Дионисия. Приехав в обитель, первое, что она сделала, – стала обходить помещения, чтобы ознакомиться с тем, что здесь есть, и, зайдя в ризницу, как пишется в архивных документах, увидела там эту самую священническую фелонь, на которой преподобный Варлаам был вышит с нимбом и тут же представлено его видение: ангельский лик, обитель, Введение во храм Пресвятой Богородицы, рядом святитель Алексий и другие святые покровители монастыря. Вплоть до закрытия обители советской властью в 1924 году эта фелонь находилась здесь. Пока сестрам разрешили ее только сфотографировать для монастырской экспозиции.
Реконструкция особенностей монастырского быта прежних времен
Экспонаты музея кропотливо собирались еще со времен проведения раскопок на территории монастыря в начале 2000-х годов. Помимо закладного камня можно увидеть здесь и кирпичи основной кладки храмов и крепостной стены конца XVI – начала XVII веков. Это достаточно внушительных объемов глыбы, которые монахи тогда носили вручную. Есть тут и образцы кирпича уже собственного производства – в XIX веке у монастыря появился свой кирпичный завод. Еще при Петре I введено было обязательное клеймение кирпичей, по которому можно было бы определить производителя. По печати «Владычний монастырь» были отобраны и эти образцы. Тут же можно увидеть чугунный, добротный, а оттого хорошо сохранившийся мастерок еще XVI века. Образцы гвоздей от самого основания монастыря в XIV веке и до его разорения, так что можно проследить, как этот атрибут менялся от века к веку.
Иногда какие-то древние монетки сестры и трудницы находили, просто копаясь в огороде, высаживая цветы в палисаднике. Хотя самую древнюю из представленных монет – времен Иоанна Грозного – нашли все же специалисты-археологи при раскопках на территории монастыря. Тут же в экспозиции представлена и старинная специальная кружка для сбора пожертвований.
Вместе с археологами сестры реконструировали некоторые особенности монастырского быта прежних времен: например, сети и грузила из белого камня, при помощи которых монахи рыбачили в озере близ обители. Здесь можно увидеть кожаные монашеские тапочки – в таких или постригали, или уже хоронили. При раскопках найдены были слезницы – сосуды для хранения святого елея, которые полагали во гроб при погребении мирян, а на территории обители хоронили и их – это считалось особой честью.
«Процветшие» кресты
Но большинство экспонатов имеет именно богослужебный, сакральный смысл. Тут собрано множество крестов, – есть еще энколпионы, привезенные из Византии на Русь после ее Крещения; позже у нас их стали называть просто кресты-мощевики. Один из таких энколпионов был найден на территории монастыря, другие пожертвованы краеведами-любителями, прихожанами. Некоторые из представленных крестов датируются эпохой Иоанна Грозного, Бориса Годунова. Есть тут привычные нам детские, юношеские, девичьи небольшие нательные крестики. А вот главы семейств и матери носили раньше, пусть и под одеждой, но крупные кресты, причем женские часто были украшены рельефом цветов, ветвей, – «процветшие», как их еще называют.
Много в экспозиционных витринах чеканных икон. Большинство найдены на территории монастыря, некоторые еще при советской власти выкопаны из земли любопытствующими мальчишками. Так была принесена и дверца печки из игуменского корпуса. После закрытия монастыря здесь располагалась школа военлётов, и так как детей тогда на волне военно-индустриальной романтики влекло все, что связано с самолетами, здесь вертелось много местной детворы. Потом повзрослев, постарев, они возвращали найденное в обитель. Сейчас приводят сюда внуков.
Терпение тех, благодаря кому вечность становится очевидной
В музее обители собраны уникальные древние подсвечники, лампады – монастырские и домашние. На одном из подсвечников рельеф Воскресающего Христа. Это настоящие произведения искусства. Всё выполнено с высочайшим художественным вкусом, мастерством. Под стать ювелирным изделиям, литью, что было все-таки прерогативой мастеров-мужчин, изумительные по исполнению труды золотошвеек. Наши предки с очищенными, преображенными сердцами просто не могли делать ничего плохо.
Но ведь когда-то и наши дни со всеми попущенными нам перипетиями станут историей… Так тем более важно восстанавливать связь времен, осознавая свою ответственность в этой череде ускользающих будней, где вечность в жизни христиан уже сейчас должна быть очевидной.
Фото: Владимир Ходаков