Законодательные инициативы, которые сейчас активно продвигаются в государстве, могут иметь разрушительные последствия для украинского общества. Государственные программы, направленные на защиту гендерной идеологии и ЛГБТ-сообщества, способны разрушить не только традиционные семейные ценности, но и самоидентичность украинцев.
Свой комментарий по Национальной стратегии по правам человека на 2021-2023 годы порталу «Православная Жизнь» дал заместитель главы Миссии Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи иерей Иоанн Ружицкий.
– Отец Иоанн, как мы знаем, в конце июня Кабинет Министров Украины принял План действий в области прав человека на период до 2023 года, который призван обеспечить соблюдение прав человека в Украине. К этому Плану внесены довольно агрессивные санкции в отношении противников ЛГБТ-сообществ. Церковь относится к таким законодательным нововведениям?
– Церковь всегда настаивает на ненасильственных методах во взаимодействии с обществом, но она всегда выступает против пропаганды греха, и тем более - его защиты. Церковь не осуждает самих людей, Церковь осуждает грех, который они совершают. Здесь важно, чтобы эти вещи не противоречили традиционному праву наших граждан, не претендовали на воспитание традиционной семьи, на то, чтобы иметь свои ценности, их сохранять, приумножать, отстаивать, и, конечно, не пропагандировать грех.
Это уже крайности, которые бывают в нашем обществе, совершенно противоположные Божьему учению о человеке, о семье. Во все века были моменты с какими-то индивидуальными вещами, индивидуальным восприятием, но это не пропагандировалось, как это делается сегодня: искусственно занижают понимание, ценность традиционной семьи, которая является основой государства, основой Церкви, основой процветания государства, потому что, если будет крепкая семья, крепкие традиционные ценности, государство будет прочным. Семьи составляют основу государства, приумножают его дух. Мы принимаем каждого человека, который приходит к Богу, готовы его поддержать, помочь, сориентировать в этом мире, найти волю Божию, помочь осознать ценность своей жизни. Но Церковь никогда не будет одобрять грех и, тем более - его пропаганду.
Сегодня, когда пытаются на законодательном уровне забрать голос у Церкви, запретить любой публичный анализ этих вещей, противопоставление этим вещам и охрану семейных ценностей, безусловно реакция и духовенства, и верующих нашей Церкви очень негативная. Но мы будем делать все возможное, чтобы обеспечить наши конституционные права и права наших людей для того, чтобы государство выполняло свою функцию и оберегало права каждого на вероисповедание, на семейные ценности, на то, чтобы иметь отца и мать.
– Почему сейчас государственная политика направлена на защиту ЛГБТ, а не на защиту традиционных семейных ценностей?
– Наше государство является достаточно зависимым от внешних факторов, диктующих нам те условия, которые оно выполняет. Государственная система зависит от финансовых и других обязательств европейского направления. Что страшно – нарушается наша самоидентичность, наша украинская ментальность, мы теряем самих себя. Это замечательно - учиться чужому, как говорил Тарас Шевченко, но он также говорил: «Свого не цурайтеся». Мы должны сохранять свою идентичность, свои традиционные ценности, и ценности Божьи. Конечно, мы можем заимствовать какой-то полезный зарубежный опыт, но такой, который дает возможность развиваться нашему государству, нашей экономике и другим вещам, которые будут улучшать уровень жизни граждан и семей, а не уничтожать то, что мы имеем, что веками выстрадано потом и кровью. Эта полная подчиненность чужой культуре уничтожает нашу собственную, это ущерб для самоидентичности, своей государственности, и это совсем не то, к чему стремится наш народ.
– Как Вы считаете, будут теми законопроектами, которые внесены в Парламент и Верховную Раду, и которые могут быть приняты в дальнейшем, узаконены однополые браки?
– К этому все, к сожалению, идет достаточно уверенными шагами, эти вещи потихоньку интегрируются в наше общество. Сначала это резало ухо и воспринималось весьма негативно и категорически обществом. Сейчас уже в обществе отрабатывается такая толерантность, к которой нас приучают. Привыкаем к таким вещам, особое внимание уже не обращается. А толерантность (от лат. tolerans, tolerantis – терпимый) в чисто естественном, то есть медицинском аспекте - это неспособность организма реагировать соответствующим образом на определенную внешнюю угрозу. В нас эти качества также воспитывают, чтобы мы не боролись с этим грехом, воспитывается терпимость к нему.
Буквально на днях я беседовал с коллегами из других конфессий, и они говорят о том, что сейчас пишут письма Премьер-министру, собирают подписи, чтобы на всех уровнях не пропустить этот законопроект. Подобные инициативы были пропущены в Канаде, и сейчас там начинается террор против протестантских пасторов, которые позволяют себе довольно критически высказываться о том, что противоречит воле Божией. Поэтому мы видим, как это потихоньку, это все проникает в наше общество, и очень-очень жаль, что на законодательном уровне утверждается. Я никогда не мог подумать, что в Украине такие вещи будут настолько серьезно развиваться.
– Почему сейчас, по Вашему мнению, сообщества и представители ЛГБТ имеют столько популярности и поддержки у обычных граждан?
– Возможно, вы видели то, сколько лидеров Евросоюза являются людьми несемейными и не имеют собственных детей. Есть исследования, которые показали, что люди с нетрадиционной ориентацией гораздо чаще обновляют свой автопарк на более дорогие модели, гаджеты, компьютеры, другие довольно дорогостоящие вещи. Это связано с тем, что у них нет семьи, нет детей, они выбирают более легкий способ существования. Они не связаны ничем, отдаются работе, преданные себе и самолюбованию, могут позволить себе делать дорогие подарки людям, к которым у них возникает интерес. Таким образом исследование пришло к выводу, что у людей с нетрадиционной ориентацией намного больше покупательная способность.
В семье ответственности больше, расходов больше, она требует жертвенности, служения, обеспечения и финансового в том числе. А когда человек ничем этим не связан, он живет в свое удовольствие.
– А вы не считаете, что это также может быть элементом привлекательности подобных отношений для молодого поколения? То есть молодежь смотрит на подобные экономические факторы и думает: «Я тоже так хочу, хочу быть богатым, неженатым и тратить деньги только на себя».
– К сожалению, и это имеет место. Мы живем в эпоху потребительства. Реклама и много других вещей нацелены на то, чтобы воспитать у молодого поколения, которое подвергается такому воздействию, этот дух потребительства. На нас с телеэкранов, бордов, листовок, картинок смотрят симпатичные девушки с идеальными фигурами, рекламируя дорогие вещи, ребята со спортивным торсом и дорогими автомобилями, гаджетами призывают к подражанию. Я видел, как с каждым выходом нового айфона люди пытались экономить даже на необходимом, чтобы получить последнюю версию, и для меня это несколько дико, но я понимаю, что люди подвержены этому. Все эти вещи очень влияют на человека.
Вырваться из плена общественного мнения, рекламы, информационной зависимости сегодня человек может только в храме. Здесь он посвящена общению с Богом и осознанию себя, а также своего места в этой жизни и в вечности. И думаю, что, возможно, борьба против Церкви связана также и с тем, чтобы максимально отвлечь людей от осмысления себя, от осмысления своего бытия. Это программа на самоуничтожение. Те семьи, которые не являются традиционными, не имеют своего продолжения, они существуют лишь для самоудовлетворения. И это противно Богу.
– Вы упомянули о том, что в других конфессиях готовятся письма с подписями против принятия вышеупомянутых законопроектов. Как Православная Церковь планирует отстаивать традиционные семейные ценности?
– Мы прорабатывали этот вопрос еще где-то в 15-16 годах, выносили его на обсуждение, потому что тогда тоже был анализ стратегии «Украина-2020», и тогда тоже просматривались эти вещи. Мы приглашали даже политиков на нашу конференцию, и нас уверяли, что «нет-нет, вы что-то не то прочитали, ничего не будет, все хорошо». Но мы видим, что все это реализуется, все это реально, имеет свои последствия.
Поэтому, как тогда, так и сейчас, мы целенаправленно работаем над превентивными мерами. Мы работаем над тем, чтобы постоянно повышать уровень компетентности духовенства и верующих в этих вопросах. В рамках нынешней ІХ Всеукраинской конференции руководителей епархиальных отделов по делам семьи, которая проходила в Киеве с 15 по 17 июня, мы обсуждали и дискутировали со священниками в том числе и на темы касающиеся содержания Стамбульской конвенции и возможных последствий ее принятия для украинских семей. Пытаемся держать руку на пульсе сами и давать эту информацию духовенству, способствовать развитию активной работы с семьями на местах для того, чтобы помогать людям сохранять традиционные семейные ценности, сохранять свою идентичность. Ибо где, если не в Церкви у компетентных священников, в компетентной среде видеть красивые традиционные семьи и ассоциировать себя с этой средой?
Поэтому работаем мы сейчас много. За последние годы в 24 епархиях провели выездные семинары Миссии для семей священников «Методология работы с семьями на приходах», где проговаривали вопросы подготовки к браку, работы с молодежью, с семьями, воспитания детей. Дважды в год проводим учебные и научно-методические конференции, собираем и руководителей отделов, и активное духовенство, проводим обучение, дискуссии. Выезжаем в епархии, проводим епархиальные форумы семьи, проводим заседания семейных клубов. Эти вещи наследуются в епархиях: священники видят эту работу, берут у нас определенные материалы и реализуют эти проекты в своих епархиях и на приходах.
В 2019 году меня, как представителя Православной Церкви, пригласили на Всеукраинский конгресс семей, который организовывала Римско-католическая Церковь в Виннице. Там спикеры из Польши делились опытом жизни своей семьи и отмечали, что у них, в католической церкви, существуют семейные и молодежные сообщества. Они говорили, что каждая семья проходит одни и те же испытания, но по-разному, но каждый находит тот или иной выход для себя. Этот опыт семей их сообщества помог понять, что они не одни, что они нужны, что им есть на кого положиться. И эта общая молитва, совместное общение помогли преодолеть им некоторую часть этих трудностей.
Достаточно интересные вещи они рассказывали о своих сыновьях. У них тоже разные случаи бывают там, в польских школах, поскольку они такие семейно-ориентированные, традиционные, верующие. Парни говорят, что им безразлично, что говорят в школе, в обществе, когда они обсуждают вещи относительно семьи, потому что у себя в Церкви, в этом молодежном семейном сообществе они имеют поддержку единомышленников - таких же молодых людей, такого же возраста, таких же интересов, с которыми они довольно много проводят времени. И это помогает им сохранять их традиционный семейный дух. И все, что происходит в школе или других общественных местах, их не задевает, потому что они знают, у них есть среда единомышленников, близких людей по духу, по вере, по другим аспектам.
И это стало для меня решающим моментом. Мы тоже сейчас много работаем над тем, чтобы создавать семейные клубы для того, чтобы люди имели эту альтернативную среду. Мы прекрасно понимаем, может сложиться так, что мы всей страной соберем подписи против этого законопроекта, но все это может быть проигнорировано политиками.
Церковь всегда предлагает всем желающим христианскую среду традиционной семьи, морально здоровой молодежи, где люди могут чувствовать себя полноценными членами общества, где все будут иметь духовную поддержку.
– Мы знаем, что законопроекты, которые планируются к принятию, предусматривают довольно жестокие санкции в отношении противников ЛГБТ-сообществ, от крупных штрафов до тюремного заключения. Вы можете дать какие-то советы, как должны вести себя православные жители страны, которые не поддерживают данные законопроекты и новую этику?
– Как говорил Господь: «Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби». Здесь нужно мудро и благородно уметь отстоять свои ценности, но в то же время сохранить себя и свою семью. Следует не забывать о том, для чего Господь привел нас в этот мир, его замысел о нас, как о Его детях, о семье, жить этими ценностями и воспитывать в этих ценностях своих детей.
В первую очередь, мы должны проповедовать христианские семейные ценности в своей жизни, в жизни своей семьи и воспитании собственных детей. Это будет первым и самым действенным примером и свидетельством сохранения семейных ценностей.