Успенский собор в Московском Кремле уникален по своему статусу, роли, архитектуре. Это самое древнее полностью сохранившееся здание в Москве. Традиционная для Руси и одновременно новая архитектура собора, построенного русскими мастерами под руководством итальянца, изменила направление отечественного зодчества XVI–XVII веков, а позже оказала влияние на русский стиль конца XIX – начала ХХ века. Это одна из наиболее известных в мире «русских жемчужин». В день Успения Божией Матери наш архитектурный шедевр и бесценное сокровище празднует свои именины и день рождения. История Успенского собора началась 695 лет назад, в августе 1326 года.
Кремлевские экскурсоводы, когда проводят экскурсии по Успенскому собору, любят цитировать Осипа Мандельштама:
Успенье нежное – Флоренция в Москве...
И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
Некоторым больше нравится грубоватое: русский пирог с итальянской начинкой. А современники постройки этого здания, уникального для своего века и образцового для всех последующих, выражались еще афористичнее: аки един камень!
Сам собор и все, что в нем находится, – бесценные реликвии нашей Церкви и государства. В течение пяти столетий здесь собирались главные святыни Руси – по ним можно проследить всю ее историю. Собор пережил пожары, войны, бесчинства гонителей веры, однако дошел до нас практически таким, каким видели его москвичи в 1479 году, собравшись на освящение и чувствуя себя, по словам летописца, «как на небесах стоящими».
Но сначала собор был другим. По совету митрополита Петра московский князь Иван Калита в августе 1326 года заложил каменный храм в Кремле. В северной части собора митрополит Петр устроил себе гробницу, в ней он и был похоронен еще до освящения собора. В 1472 году великий князь Иван III приказал собор разобрать и построить новый – по образцу владимирского Успенского собора, только больше. Интересно, что богослужения во время строительства не прекращались: в алтарной части будущего храма установили временную Успенскую церковь из дерева. Там великий князь Иван III венчался с византийской принцессой Софьей Палеолог.
Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского Вскоре стены собора были готовы, но однажды ночью случилось неслыханное – затряслась земля. «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися», – повествует летописец. Половина храма разрушилась из-за землетрясения. За перестройку собора никто из «своих» не взялся, и по совету жены-иностранки Иван III пригласил зодчего и инженера из Болоньи Аристотеля Фиораванти.
Несмотря на пожилой возраст (60 лет), талантливый итальянец был любознателен и легок на подъем. Недаром прозвище Фиораванти в переводе означает «цветок, гонимый ветром». Три месяца добирался он до столицы неведомой Русской земли, а приехав, немедленно осмотрел руины и отправился изучать Успенский собор во Владимире. Поразившись и вдохновившись его красотой и фресками Андрея Рублева, Фиораванти, тем не менее, почувствовал, что это прошлое. Будущее же за будущим московским собором. Уже через четыре года Успенский собор был освящен.
Фиораванти использовал множество архитектурных новшеств. Внешне собор похож на русский храм, но конструктивно оказался выстроен иначе – русский пирог с итальянской начинкой. Впервые на Руси храм был построен по циркулю и линейке.
За время своего существования собор стал свидетелем главных событий русской истории. Особая роль его среди других московских церквей определилась сразу после погребения митрополита Петра – прославленного в лике святителей первого предстоятеля Русской Православной Церкви.
Жорж Беккер. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
С середины XV века именно у мощей святителя Петра происходило поставление митрополитов, затем патриархов всея Руси. Только здесь была возможна законная передача церковной власти. Перестройка собора при Иване III закрепила эту его уникальность. Здесь князь Иван разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Здесь удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Перед военными походами воеводы получали в соборе благословение, здесь проходили наиболее значимые для государства церемонии бракосочетания. С середины XVI века собор становится местом венчания на царство московских царей, затем коронования российских императоров. Собор стал символом как церковной, так и государственной власти. С 1479 года в Успенском соборе хранилась величайшая святыня Русской земли – Владимирская икона Божией Матери.
Во время Отечественной войны 1812 года собор серьезно пострадал. Многие ценности успели заранее вывезти из города, но иконостас, утварь, захоронения оставались. Все они были разграблены, осталась только рака митрополита Ионы и часть риз на иконах. По этим остаткам впоследствии удалось восстановить оклады на пострадавших образах. Солдаты наполеоновской армии устроили в Успенском соборе конюшни, в помещениях собора поставили стойла, а посреди центрального придела – горн, где переплавляли металл. Всего за время пребывания неприятеля было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота, то есть 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Иконы оказались исцарапаны, мощи митрополитов Ионы и Петра выброшены из рак. Наполеон планировал взорвать Успенский собор, но не удалось. Восстановление собора потребовало немало времени и почти 200 тысяч рублей. После оставления французами Москвы в Кремле были проведены реставрационные работы. Тогда и появилось поражающее ныне посетителей центральное паникадило «Урожай» с символами Литургии (хлеб и вино – колосья и виноград). Люстру отлили из 328 килограммов серебра, которое казаки отбили у отступающих французов.
Центральное паникадило «Урожай» В революцию 1917 года Успенскому собору тоже довелось пострадать – в результате артиллерийского обстрела Кремля большевиками. Однако уже 21 ноября здесь был поставлен в патриархи митрополит Тихон, первый патриарх после длительного синодального перерыва. А в следующем году собор закрыли: в Кремль из Петербурга переехало большевистское правительство. В 1922 году, в разгар антицерковной кампании по изъятию церковных ценностей в фонд помощи голодающим, успенская богослужебная утварь вновь подверглась разграблению. Согласно описи, было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра, 9 пудов серебряного лома, состоявшего из 17 лампад, серебряной раки святителя Гермогена и большого серебряного подсвечника от той же раки, сделанного по рисунку Васнецова. Бесценным древним иконам повезло больше. Многие из них переехали в Исторический музей по соседству и были отреставрированы. А три иконы домонгольского периода – «Владимирская Богоматерь», «Благовещенье Устюжское» и «Спас Нерукотворный» – попали в Третьяковскую галерею. Сейчас на традиционном месте драгоценной реликвии Москвы и всей Церкви Русской находится другая Владимирская икона – «Богоматерь с праздниками и святыми на полях» (XVI век).
Считается, что Московский Успенский собор обладает самой богатой коллекцией священных реликвий в мире. В алтаре хранится одна из важных христианских святынь – гвоздь Господень. Среди реликвий собора – Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV новгородские резчики. Деревянный трон украшен затейливой резьбой, барельефы на стенках рассказывают о появлении на Руси царских регалий – шапки Мономаха и прочих. Шатровая сень над троном по форме как раз напоминает шапку Мономаха. «Царицыно моленное место» было перенесено в Успенский собор из домовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Шатер над ним венчают киоты с иконами, на которых представлены три сцены Рождества – Христова, Богородицы и Иоанна Предтечи как напоминание о молитвах цариц о рождении наследников. Патриаршее моленное место – каменное. Около него стоит посох митрополита Петра. Этот символ вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру.
Рака митрополита Филиппа с сенью Москва, 1806 г. Вдоль стен Успенского собора находятся 19 гробниц митрополитов и патриархов. Среди них мощи любимого москвичами святителя Филиппа (Колычева). Соловецкий игумен, стяжавший славу праведника и поставленный Иваном Грозным в митрополита Московского, требовал отменить опричнину, пытался остановить казни, заступался за опальных, писал царю письма с увещеваниями. Однажды во время воскресной Литургии царь явился в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр, все они были одеты в шутовскую монашескую одежду. Митрополит отказался благословить самодержца, сказав, что в этом одеянии не узнает царя. Вскоре во время службы в Успенском соборе опричники схватили митрополита, объявили о лишении сана, сорвали облачение, погнали из храма метлами и на дровнях отвезли в темницу Богоявленского монастыря, а затем – в Тверской Отроч монастырь, где через год опричник Малюта Скуратов задушил владыку. Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить митрополита в Соловецком монастыре. В 1652 году царь Алексей Михайлович перенес мощи святителя Филиппа в Москву, их поставили в Успенском соборе Кремля.
Почти весь ХХ век длился музейный период жизни собора. Временами его закрывали для посетителей из-за аварийного состояния. В 1991 году в Успенском соборе возобновились праздничные богослужения. В начале каждого его заново освящают. С этих пор собор успешно совмещает функции музея и храма. Сейчас в нем проводится комплексная реставрация.
С Успенским собором связано немало легенд. Например, о том, что Иван III заказал Аристотелю Фиораванти устроить в центральной главке тайник. Когда храм и подземелья под Кремлем были построены, сам архитектор исчез. Говорили, что он погиб от рук разбойников. Но также в народе ходил слух, будто Иван III считал гениального архитектора чародеем и требовал, чтобы Фиораванти открыл секрет философского камня, но зодчий не захотел, был по приказу царя замурован где-то в подземелье и проклял род Рюриковичей. Якобы сразу после этого в только что построенный собор ударила молния, случился пожар; его удалось потушить, но дальше начали происходить другие беды, и царь велел вскрыть темницу с замурованным Фиораванти, однако нашел там только обрывок цепи и перстень царя Соломона. А призрак архитектора с той поры бродит по Кремлю.
– Байки и легенды – это не по профилю историка, – комментирует Александр Владимирович Лаврентьев, историк, специалист по допетровской Руси. – Достоверных легенд не бывает. Что касается «тайной комнаты» – ее там нет. Ну какие тайные комнаты в храмах могут быть, зачем? Но загадок и проблем там действительно много. Вот, например, о том, что при реставрации древней алтарной Смоленской иконы обнаружили другую – икону Георгия Победоносца XII века, – известно очень давно. Интрига в другом – непонятно, откуда вообще в соборе появились столь древние иконы. Успенских собора ведь было два. Первый сначала построили, потом разобрали. Первый был достроен и освящен в 1327 году, а в нынешнем соборе есть иконы домонгольского времени. Вот откуда они? Как выглядел Успенский собор времен Калиты, на сто с лишним лет старше нынешнего, никто не знает. Реконструкций много, а общего понимания нет. Там был похоронен один великий князь, речь идет о Юрии, – это тоже темная история. Сенсацией стало то, что совсем недавно в Успенском соборе обнаружили фрески XV века. Это практически нереально в наше время – найти фрески XV века! При том, что в Успенском соборе реставрация непрерывно идет практически уже 70 лет. О последней реставрации сложно говорить предметно, о ней пока ничего не написано, научных публикаций еще не было. Известно, что сняли иконы и обнаружили роспись, о существовании которой не подозревали, возможно, ее автор – знаменитый Дионисий. Все его росписи в Успенском соборе много лет считались утраченными.
По мнению директора музейного комплекса Московского Кремля, дочери первого в мире космонавта, Елены Юрьевны Гагариной, шансы найти ранние росписи Успенского собора были близки к нулю.
Расписывать собор в 1481 году начинал Дионисий и три мастера, поп Тимофей, Ярец и Коня, но, согласно летописи, полностью храм был украшен фресками только в 1513–1515 годах. Век спустя по приказу царя Михаила Федоровича росписи обновили, для чего старые сбили. Новые мастера (числом почти 150 из семи городов) подражали старым сюжетам.
В процессе нынешней реставрации современные мастера сняли одну из икон в иконостасе и обнаружили за ней практически нетронутые фрагменты фресок XV века. Точно ли речь идет о работе Дионисия, начало это XV века или середина, пока судить рано, это задача искусствоведов.
Елена Юрьевна Гагарина рассказала о сложностях реставрации Успенского собора: сначала требовалось справиться с протечками крыши и проблемой появления конденсата, а для этого – восстановить нарушенный при ремонтах в 70-х годах ХХ века воздухообмен. Сейчас собор получил современную систему теплоизоляции, модернизированные инженерные коммуникации. Еще одна проблема оказалась неожиданной: это само покрытие Соборной площади. Накануне московской Олимпиады-80 площадь залили бетоном. Камень держится прочно, но это вызвало образование солей, которые поползли по стенам. Теперь вокруг собора сделали отмостку, чтобы «дышал».
– Реставраторы работают практически постоянно, – рассказывает смотритель музея Успенского собора Наталья Захарова. – Совсем недавно еще были строительные леса. Вот здесь, на колонне, кусочек старой фрески, видите, совсем другой, нежный тон... Реставрируют участками, работы запланированы на пять лет, но сколько точно продлятся, не знаем.
– Богослужения в соборе сейчас не совершаются? Как по-вашему, это на пользу сохранности храма?
– Уже больше года службы не проводятся – из-за ситуации с коронавирусом. Последний раз, после годичного перерыва, патриарх Кирилл служил на нынешнюю Пасху, но было крайне мало пригласительных билетов, по которым обычно пускают. Слава Богу, на Пасху послужили! Хоть редко, но службы должны идти, думаю. В центре храма каждый день поток посетителей, экскурсантов; должны и в алтаре двери открываться. Тогда храм «работает».
Для протодиакона Валерия Щеглова, клирика московского храма Воскресения Христова в Сокольниках, эта тема личная и болезненная. В течение многих лет бас отца Валерия, известного своим прекрасным голосом и вдохновенным служением, звучал в этом дивном намоленном соборе. Протодиакона приглашали практически на все патриаршие богослужения.
– Скучаю, конечно, – говорит отец Валерий. – Акустика там хорошая. Ведь все кремлевские соборы на Руси строили большими (и в основном они посвящены Успению Богородицы). Но главное, конечно, особое ощущение, потому что все исторические события там были, коронования царей и цариц, венчания на царство великих персон, все патриархи там служили! Чувствуешь себя причастным к истории.
С отцом Валерием нельзя не согласиться. Наверное, все, кому посчастливилось присутствовать на богослужениях в Успенском соборе, подтвердят – впечатление колоссальное! Разделяя печаль протодиакона и отметив совпадение – последняя служба перед прекращением богослужений на целые 70 лет в ХХ веке также прошла на Пасху (1918 года), – все же не будем проводить тревожных параллелей и унывать. Хочется надеяться, что верующие Москвы скоро получат возможность молиться и ощущать свою собственную причастность к истории России на замечательных службах в самом ее сердце.