Птички преподобного Сергия

635 лет московскому Богородице-Рождественскому монастырю

Наталья Крушевская

Источник: Московский Сретенский монастырь

Праздник Рождества Божией Матери – престольный для старинного собора в самом центре российской столицы и особо значимый для женского ставропигиального Богородице-Рождественского монастыря, который москвичи чаще зовут просто Рождественским. Возможно, по названию улицы Рождественка, на которой он расположен. Хотя сама улица, понятно, получила имя благодаря монастырю. Древняя обитель уже более шести столетий вписана в судьбу нашего города и нашей страны. Сейчас отреставрированные строения радуют глаз, а неспешные богослужения и стройное негромкое монастырское пение утешают душу. И ничто не напоминает о том, как выглядело святое место еще четверть века назад.

Вид обители. Угол Рождественского бульвара и улицы Рождественка. Фотография 1880-х гг Вид обители. Угол Рождественского бульвара и улицы Рождественка. Фотография 1880-х гг     

Монастырская история насчитывает более шести веков. Она начинается с легендарной Куликовской битвы: основала обитель в 1386 году княгиня Мария Андреевна Серпуховская (в схиме Марфа), мать сражавшегося на поле Куликовом князя Владимира Храброго, по благословению своего духовника – преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал обители строгий общежительный устав и стал духовным наставником первых ее насельниц – вдов, матерей и сирот погибших в битве воинов. Монастырю покровительствовали великие князья, цари, представители именитых родов, начиная со святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской. В создании обители участвовала и супруга князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна (в монашестве Евпраксия), взяв на себя после смерти свекрови все заботы о монастыре. Здесь приняла постриг супруга Василия III княгиня Соломония Сабурова, будущая святая – преподобная София Суздальская, – сейчас в монастыре есть ее икона с частицей мощей.

Еще при основательнице обители началась постройка собора Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилось точных сведений, деревянного или каменного). Он неоднократно страдал от пожаров, и в 1501 году по повелению и под непосредственным наблюдением царя Иоанна III заложили новое здание собора в традиционном московском стиле ХVI века. После пожара 1547 года монастырь был полностью восстановлен царем Иоанном Грозным. По преданию, в соборе его супруга благочестивая царица Анастасия почувствовала первое движение младенца во чреве, и в память об этом государь велел устроить придел во имя святителя Николая Чудотворца. В Смутное время монастырь защищали окрестные жители под предводительством князя Дмитрия Пожарского, дом которого находился на соседней улице – Большой Лубянке. Обитель пережила и 1812 год, Матерь Божия сохранила ее от пожара. Остававшиеся там сестры каждый день с молитвой и с чудотворным образом святителя Николая в руках обходили ее крестным ходом. Солдаты армии Наполеона ворвались в собор, но грабеж и бесчинства были остановлены чудом от иконы святителя Николая. На французов напал страх, они не посмели осквернить монастырские святыни и не причинили вреда ни сестрам, ни мирным жителям, которые скрывались от захватчиков на монастырской территории, хотя за оградой жестоко расстреливали подозреваемых в поджогах. После победы над Наполеоном монастырь процветал. Была построена новая высокая колокольня с надвратным храмом в честь священномученика Евгения Херсонского.

Нижний ярус колокольни с храмом сщмч. Евгения Херсонесского. Фото советского периода Нижний ярус колокольни с храмом сщмч. Евгения Херсонесского. Фото советского периода     

В начале ХХ века к собору пристроена крытая паперть по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а в 1906 году в обители возведен трапезный корпус с храмом Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Численность насельниц возросла до семисот, учитывая живущих в скитах и на подворьях.

В 1922 году монастырь был закрыт богоборческой властью, центральный собор – отдан под милицейский клуб. Ризы с икон сняли и вывезли. Часть икон удалось спасти: их скрыли и сохранили сестры – казначея монахиня Варвара и монахиня Викторина, оставшиеся на территории обители на правах жильцов. Спустя полвека, в 1970 году, монахинь ограбили. Мать Варвара была убита, а 90-летняя слепая монахиня Викторина не могла помешать грабежу... Одна из насельниц обители, пострадавшая в годы гонений за веру, – преподобномученица Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Также были прославлены священномученик Павел Преображенский, служивший в монастыре в сане диакона, и протоиерей Сергий Молчанов. С началом ХХ века в обители связаны еще два святых имени: священномученика Владимира (Богоявленского), совершившего закладку и великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери, и праведного Иоанна Кронштадтского, бывшего духовным отцом игумении Ювеналии (Ловенецкой) и служившего в монастыре во время своего приезда в Москву.

В советские времена территория монастыря напоминала проходной двор. Здания находились в аварийном состоянии. Строения обители были заняты различными организациями и учреждениями и заселены жильцами; некоторое время здесь находился «исправтруддом». Кладбище обители с его многовековыми захоронениями было варварски перекопано. За алтарями храмов сделали насыпь и построили на ней школу. Древняя каменная кладка фундаментов, оказавшаяся под слоями земли, разрушалась. Памятникам истории и архитектуры грозило полное уничтожение. Но по милости Божией в 1989 году собор Рождества Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви и начал действовать как приходской. А чуть позже в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря, который не закрывался в советские годы, приехали несколько сестер. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II им предстояло стать первыми насельницами первой женской обители, возрожденной в Москве после семидесятилетнего перерыва.

Вид обители. Храм свт. Иоанна Златоуста, собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня. Фото 1880-х гг Вид обители. Храм свт. Иоанна Златоуста, собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня. Фото 1880-х гг     

Положение сестер было отчаянным: в столице их никто не ждал, связей и знакомств у них не было, не имелось и средств – не только на возрождение монастыря, но и просто на существование. Жильцы монастырской территории враждебно приняли и их, и саму идею возрождения обители. Многие, в том числе из «власть предержащих», пророчествовали, что монастыря не будет. Одна из монахинь, мать Викторина (Перминова), была назначена настоятельницей, а позже возведена в сан игумении. Как она впоследствии вспоминала, если рассуждать по-человечески, нереально устраивать монастырь без средств на месте, где в буквальном смысле негде приклонить голову. Но даже эти трудности оказались не главными: постепенно, с Божией помощью, ситуация изменилась. Самым трудным стало преодоление недоброжелательного отношения людей и противостояние врагу рода человеческого. Чтобы обитель могла существовать, нужно было получить разрешение городских властей, а это оказалось крайне непросто в начале 1990-х годов, после семидесяти лет государственного атеизма. Но невозможное людям возможно Богу, и молитвами Царицы Небесной и всех святых покровителей 19 июля, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Рождественского монастыря. Обители был присвоен статус ставропигиальной. Так Радонежские святые стали ее покровителями. (И это закономерно, ведь она прочно связана с великим Радонежским преподобным. Из летописей известно, что создавать Троицкую обитель игумену Сергию помогала основательница Рождественского монастыря: его духовная дочь подарила будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавре принадлежавшие ей земли, и впоследствии княгиня Мария Ивановна Серпуховская и ее сын, князь Владимир Андреевич Храбрый, заботились об обители преподобного Сергия.)

Несмотря на сложную обстановку, за монастырскими стенами существовал особый духовный мир

Несмотря на сложную обстановку, за монастырскими стенами существовал особый духовный мир, где чувствовалась молитва преподобного Сергия и других предшественников и молитвенников, и это давало новым насельницам силы преодолевать трудности. Остававшиеся после закрытия монастыря сестры совсем немного не дожили до его открытия на исходе века, но у Бога все живы…

    

В течение 28 лет игумения Викторина (Перминова) возглавляет обитель, заботясь о ее правильном духовном и житейском устроении. Несмотря на крайнюю занятость перед праздником и патриаршим богослужением, матушка Викторина сумела найти время и рассказать нашим читателям о сегодняшнем празднике в монастыре и о подготовке к нему:

– Рождество Пресвятой Богородицы – особенный для Богородице-Рождественского монастыря день. Это самое главное, радостное и долгожданное для нас событие. И поскольку наша обитель посвящена Рождеству Божией Матери, то этот праздник всегда с нами. Практически каждый день мы слышим за богослужением или читаем радостный тропарь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…»

В наш главный праздник в обители совершается архиерейское богослужение, за что мы искренне благодарны Святейшему Патриарху. Когда же богослужение совершает сам Святейший Владыка – это для нас огромная радость и торжество. И этому торжеству предшествуют и сугубые приготовления, изменяющие и преображающие нашу жизнь – как внешнюю, так и внутреннюю.

Рождением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы начинается церковный год, а также и еще один год монастырской жизни. Будет ли он «летом Господним благоприятным» (см.: Лк. 4:19)? Во многом это зависит и от нас – от нашей жизни, исправления себя, очищения сердца. Во всяком случае, «чудес Бог и ненадеющихся Надежда» каждый год подает нам надежду и, по Своей неизреченной милости, ждет от каждой из нас доброго плода…

Церковные праздники становятся духовными этапами на пути к Царствию Божию, которое начинается внутри нас

Наша древняя обитель расположена в центре города, что, конечно же, чувствуется. Но бывают такие счастливые моменты, когда мы меньше ощущаем шумящий за стенами мегаполис, хотя внешне все остается так же. Наверное, это происходит благодаря Покрову Пречистой Божией Матери и царящей в монастырских стенах особенной атмосфере. Благодатная атмосфера, тишина и уединенность святого места созданы молитвами и подвигом наших Небесных покровителей, предшественников и наставников.

Конечно же, не все и не всегда чувствуют благодать, и это зависит от многих причин. Но в Церкви, где действует и всегда будет действовать Дух Божий, в святых храмах и обителях, дается спасительная возможность приблизиться к Богу, к Горнему миру. Эта возможность предоставляется всем. И церковные праздники становятся некими духовными этапами на пути к Царствию Божию, которое начинается внутри нас, в человеческом сердце.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы Икона Рождества Пресвятой Богородицы     

Царица Небесная в день Своего праздника всех с любовью утешает, и это по-особенному переживается в стенах посвященной Ей обители. Трогательно и назидательно для нас, монашествующих, что жизнь Пречистой Девы с первых шагов посвящена Единому Богу. А судьба святых родителей Богоматери, которые много лет переносили поношения, но оставались верны Богу и за свое смирение и терпение получили столь дивный Плод, – это большой пример для всех верующих. Размышляя об этом и молясь нашей Покровительнице и святым Богоотцам, мы начинаем подготовку к нашему главному престольному празднику.

Каждый день приготовления к праздничному событию мы стремимся к тому, чтобы предпраздничные хлопоты не удаляли нас от Бога, а, наоборот, приближали к Нему. Возможно ли это? Да, возможно, хотя не всё и не всегда получается. Но если мы не забываем о главном – молитве, богослужении и внимании к своему внутреннему состоянию, – то труды совершаются лучше, осмысленней и намного быстрее, работа спорится, потому что Господь и Его Пречистая Матерь близ призывающих Их и всегда приходят на помощь.

В самой подготовке к празднику, несмотря на обилие дел и забот, есть много радости. Ведь в каждом деле можно выразить любовь к Богу и ближним – как можно лучше убраться в храме, украсить иконы живыми цветами, приготовить все необходимое к богослужению и праздничной трапезе, провести спевки к службе, сделать так, чтобы чистота и порядок свидетельствовали о благоговении к святому месту, о нашем хождении и предстоянии перед Всеведущим Богом.

В подготовке к празднику есть много радости. Ведь в каждом деле можно выразить любовь к Богу и ближним

В то же время, предпраздничные дни являются временем сугубого трезвения и духовной борьбы. Враг рода человеческого стремится, особенно в такие дни, разорить доброе устроение подвизающихся, разрушить их молитву, не допустить, чтобы праздник принес для них духовные плоды. В это время необходимо, несмотря ни на что, сохранять душевный мир и бодрость духа, больше смиряться, проявлять терпение к окружающим, внимательнее молиться, отсекать греховные помыслы при их возникновении, меньше пустословить и не проявлять праздное любопытство. Не стоит забывать о том, что скорби и искушения сопровождают всю нашу земную жизнь, но, с Божией помощью, мы можем выйти победителями.

Служба праздника Рождества Пресвятой Богородицы сама по себе очень торжественна. Праздничные песнопения, богослужебные тексты передают всемирную радость и великое значение Рождения Той, из Которой воссияет Христос – Солнце правды.

    

Вечером служится лития, на утрене торжественно совершается полиелей, читается праздничный канон, особым монастырским напевом поются ирмосы.

Утром по традиции совершается водосвятный молебен, служатся ранняя и поздняя Литургии. Если позволяет погода, праздничное богослужение завершается крестным ходом по обители.

Наши прихожане очень любят главный праздник монастыря и стараются в этот день обязательно прийти, если, конечно, это не будний день, и работа и обязанности позволяют. К счастью, существует период попразднства. Это время озарено светом праздника, и все, кто чтит Царицу Небесную и Ее святых родителей, могут за этот период посетить храм, почувствовать праздник.

Внешне все монастырские праздники отличаются от будней тем, что богослужение совершается торжественнее и трапеза более празднична. Если есть возможность, то в праздничные дни я провожу беседы с сестрами на тему праздника. Конечно же, в престольный праздник бывает много забот, и на беседу попросту не хватает времени. Но всё же в конце дня мы с сестрами собираемся на благодарственный молебен, чтобы поблагодарить Господа за прошедший праздник и благодатную помощь.

Каждый день складывается из событий внешней и внутренней жизни, и решающее значение имеют именно последние. И если мы созидаем внутри себя Царствие Божие, то, с Божией помощью, можем достичь того, что в нашем сердце будет царствовать праздников Праздник и Торжество торжеств – Сам Господь, Который есть Радость, Свет и Цель нашей жизни.

Добавим к словам игумении Викторины, что именно в день Рождества Пресвятой Богородицы нашими предками была одержана важная не только в историческом, но и духовном смысле победа в Куликовской битве. Монастырь стал памятником этой победы, поэтому он посвящен Рождеству Богородицы.

Иконы этого события особо почитаются в обители. Одна из них пребывает в алтаре собора и выносится для всеобщего поклонения на престольный праздник. Она передана обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря. Другие чтимые праздничные иконы находятся в иконостасе собора и в монастырских храмах. Особо почитается также Боголюбская икона Божией Матери. Среди чтимых святынь образы святителя Николая Чудотворца, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, преподобных отец, в обители святого Саввы убиенных (с частицей мощей), святого праведного Симеона Верхотурского и святого Гурия Казанского – обе с мощами.

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника     

В соборе Рождества Пресвятой Богородицы находится удивительная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника: этот образ, переданный обители вместе с некоторыми другими из запасников музеев, чудесно обновился во время принесения в собор частицы Древа Животворящего Креста Господня в сентябре 2005 года. В соборе Рождества помещена и редкая для России икона преподобного Иустина Челийского (Поповича). Насельницы и прихожане монастыря почитают этого удивительного сербского святого. Игумения Викторина и сестры участвовали в торжествах по случаю перенесения мощей преподобного Иустина в 2014 году, а также посетили Челийский монастырь в 2015 году.  

Постоянных прихожан у обители немного, ведь в центре столицы проживает крайне мало москвичей, но те верующие, которые избрали монастырь для своего духовного окормления, – самые верные.

Елена, одна из прихожанок, приезжает сюда не только в праздники.

– Я и живу, и работаю неблизко от монастыря, – говорит Елена. – Приезжаю, потому что тянет сюда. Прежде всего, сама атмосфера этого места. Атмосфера обители – это тишина, простота, молитва. Древние стены, старые традиции. Благословение преподобного Сергия. Переступаешь порог и попадаешь в другой, духовный мир. Тут сама история! Монастырь помнит главные события в жизни Москвы. В его истории много чудесного. Например, чудо святителя Николая, которое остановило грабеж во время Отечественной войны 1812 года. Тогда один из солдат Наполеона, попытавшись сорвать с иконы святителя Николая богатый оклад, поранился так, что оцепенел и не мог сдвинуться с места, и это заставило французов покинуть монастырь. А когда, отступая и уходя из Москвы, они его подожгли, солома оказалась отсыревшей и не разгорелась. Это хорошо известные факты! Хочется сказать и о добром отношении сестер. Конечно, есть и другие замечательные монастыри, и в Сретенском я бываю, но Рождественский стал для меня родным. К тому же, монастырь женский, это для меня тоже важно. Возможно, на его атмосфере сказывается и то, что игумения из Пюхтиц, а Пюхтицкая обитель никогда не закрывалась. Матушка духовно формировалась в дореволюционных монашеских традициях, она глубоко духовный человек… Все вместе делает Рождественский монастырь особенным. Во всяком случае, для меня.

    

Древняя обитель в центре Москвы цветет и плодоносит. Расцветают земные и небесные цветы, зреют яблоки и духовные плоды. Неусыпно творится молитва, ангельскими голосами возносится хвала Господу и Его Пречистой Матери. И пока охраняет столицу молитвенный щит ее монастырей – стоит наш святой град.

Наталья Крушевская

Источник: Московский Сретенский монастырь

21 сентября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×