От Пскова до Киева: «Призри на смирение»

    

Одна из самых почитаемых святынь русского Православия — чудотворный список с иконы «Призри на смирение», хранящийся в Киевском Свято-Введенском монастыре и празднуемый 29 сентября по новому стилю.

Приходящих во Введенскую обитель встречает мозаичный Ее образ уже на монастырской стене, среди машин и пешеходов, на углу ул. Московской, 42, но при входе в храм поражает двухчастность списка: мы видим саму икону и стекло киота, прежде закрывавшее Икону, а теперь стоящее отдельно и тоже окруженное молящимися. На стекле нерукотворенно начертана точно такая же икона, что и на холсте, только не красками, а словно молоком или изморозью...

Свято-Введенский монастырь находится в 15 минутах ходьбы от Киево-Печерской Лавры, которую основал уроженец Черниговщины, афонский монах преп. Антоний, с учеником, преп. Феодосием.

    

На Украине, как и во всем Русском мире, почитание Богородицы — особое. Не забудем, что Киево-Печорская лавра считается третьим уделом Богородицы на Земле. (Первый — Иверия, то есть современная Грузия, второй — Святая Гора Афон, четвертый — Серафимо-Дивеевский монастырь). Иногда третьим уделом называют также Киев. Именно Богородица открыла преп. Антонию путь в Киев. За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотворениями и дарованием конкретной помощи около тысячи образов Божией Матери. К их числу теперь относят и Псковскую икону «Призри на смирение».
Совсем недавно, в 1993 г., лик Богородицы с Богомладенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ним. Настоятель Введенской обители игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

    

Однако 19 июля /1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле, покрывавшем икону и не соприкасавшемся с ним, с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

Стекло с отображением теперь установлено в киоте рядом с иконой, и православные поклоняются сразу двум Образам. Киевское чудо сравнивают с Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток Тела Христа.

Названию иконы даны пояснения. В хвалебной песне Богу, как сказано в Евангелии от Луки (1; 48), сама Пресвятая Дева говорила так: «Яко призре на смирение рабы своея». Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить Слово Божие, и через это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту (щеку) Богоматерь, как бы говоря ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их».

Из кратких упоминаний в литературе об этой иконе известно, что впервые она явилась в 1420 г. на Каменном озере, но нет никаких указаний на обстоятельства чудесного явления иконы. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия», которое разразилось на Псковской земле в том году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия II Дмитриевича. Народ пришел в уныние и искал себе утешение в молитвах к Богу и Царице Небесной о помощи.

Во Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: «В лето 6934 (1426) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца септевріа въ 16 день; сіе убо знаменіе прояви на-хоженіе поганого князя Витовта и многое пролитіе христіаньскыхъ кровей».

Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знаменіе от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы Евфиміи».

То есть в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в том же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости.

Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 г. Погост Бардово — одно из древ­них мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 г.

    

Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений, или же они отсутствуют вовсе. Это связано прежде всего с тем, что летописи или другие источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но, тем не менее, если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «...всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов).

Сегодня же два знаменитых списка иконы «Призри на смирение» находятся в Киеве. Один из них, конца XVII в., — во Флоровской Вознесенской женской обители, а другой, проступивший ныне на стекле, — в Свято-Введенской мужской.

Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь.

Монастырь был закрыт безбожной властью в 1930-е. В 1941 г. обитель открылась, но в начале 1960-х гг. была закрыта вторично. В помещениях монастыря разместилась районная больница, а в некоторых помещениях — склады. А в 1992 г. состоялось третье открытие храма. Икона «Призри на смирение» была тут же принесена в обитель. В богоборческое время образ хранился (55 лет!) у схимонахини Феодоры, насельницы Флоровского женского — с тех самых пор, как священник Введенского женского монастыря отец Борис Квасницкий, предвидя свою трагическую судьбу (был репрессирован), просил ее (тогда еще монахиню Феофанию) позаботиться о своем сыне Михаиле и сохранить икону. Когда Свято-Введенский монастырь открылся, для иконы изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал более известен в городе.

В течение года после обнаружения чудесного отпечатка на стекле, с помощью привезенной в храм специальной аппаратуры, проводились тщательные исследования киота сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. Ученых гипотез было несколько, однако было установлено, что произошедший процесс наука пока не может ни объяснить, ни воспроизвести; подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светло-серого цвета отпечаток изображения на стекле — органического происхождения и является нерукотворным отображением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.

Совсем недавно, в 2008 г., подобное запечатление на стекле произошло в селе Криливец Тульчинской епархии Винницкой области от иконы святителя Иоасафа Белгородского. 16-17 сентября 2011 г. группа паломников из Винницкой области Украины доставила большую икону свт. Иоасафа и киот от нее в Белгород, на торжества, посвященные 100-летию прославления святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи свт. Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя, который, напомним, родился 8 / 19 сентября 1705 г., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии.

    

Подобные знамения, «знаки» святых икон подаются людям из мира невидимого и говорят о том, насколько безмерно велика любовь Спасителя и Богородицы к роду человеческому, стремящихся если и не уберечь, то хотя бы предупредить о надвигающихся несчастиях.

В новейшее время чудотворный образ «Призри на смирение» побывал во многих местах Украины. В Запорожье образ пронесли по всем храмам города и многим церквам. Эти путешествия сопровождались чудесами от иконы. Так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. В Вольнянске исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

22 ноября 1995 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.

    

Как рассказал благочинный Свято-Введенского монастыря игумен Еразм, который сопровождал образ Божией Матери в Армавир, первой исцелилась от иконы глухонемая девочка — племянница схимонахини Феодоры, хранившей икону после закрытия монастыря. После этого стали фиксироваться многие чудесные случаи исцеления от бесплодия, раковых заболеваний, других недугов. Целебной силой обладает и масло из лампад перед чудотворным образом.

Слава чудотворного образа ширится. В Волгограде в 1996 г. была открыта домовая церковь ЗАО «Гамма-Сервис» во имя иконы Божьей Матери «Призри на смирение».

Православные сегодня поют свои искренние духовные стихи:

Даруй мне, Владычице, терпение,
исцели от терниев-страстей,
Призри на души моей смирение,
радостью нечаянной согрей!

«Яко лучезарную звезду, яко новое знамение милости Своея явила еси ныне, Пренепорочная Дево, верным богоспасаемаго града Киева, честную икону Твою «Призри на смирение» в годину новых испытаний, нестроений и злых развращений врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, да утвердится благочестие и да укрепится вера православная в людех. Мы же в сем явлении уразумев знамение велия попечения Божия о месте сем, со трепетом и благоговением глаголем Ти, Царице Небесе и земли: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая» восхваляющих Тя и воспевающих Богу песнь: Аллилуиа».

Фото автора и Интернета

Станислав Минаков

Источник: Столетие.Ru

29 сентября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Оля 1 октября 2021, 11:51
Истории со стёклами - потрясающие!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×