Протоиерей Андрей Николаиди: «Богослужение является делом всей общины»

Беседы о Православной Церкви на постсоветском пространстве

Он родился в небольшом бессарабском городке на Дунае. Несмотря на греческую фамилию, в детстве мог говорить на румынском языке. Будущий священник рос в обычной советской семье, однако с детства почувствовал тягу к Православной Церкви. Повзрослев, он даже не думал о других вариантах, кроме как стать священником. После окончания духовной академии он вернулся в родную семинарию и стал в ней преподавателем.

Наш сегодняшний герой – проректор по учебно-методической работе Одесской духовной семинарии, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Андреевском подворье города Одессы, кандидат богословия протоиерей Андрей Николаиди.

Протоиерей Андрей Николаиди Протоиерей Андрей Николаиди

«Я стал задумываться о том, как существует этот мир, что с ним происходит».

– Здравствуйте, отец Андрей! Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы родились, когда стали ходить в храм?

– Добрый день! Я родился в прошлом веке, в 1978-м году, в маленьком бессарабском городке Рени, на берегу Дуная. Как и большинство моих сверстников, я воспитывался в обычной советской семье. О Боге слышал лишь обрывочные сведения. Узнавал о Боге от бабушки, которая ходила в храм. Также от родителей, которые в храм не ходили, но сохраняли живую связь со старинной церковностью.

Классическая литература подтолкнула меня к осознанию этой мысли, что существует Господь, который заботится обо мне

Затем произошел перелом. Точно обозначить время перелома я не могу. Где-то годам к 11–12 я стал задумываться о том, как существует этот мир, что с ним происходит. Стал читать литературу. И классическая литература во многом подтолкнула меня к осознанию этой мысли, что, действительно, существует Господь, который всем руководит, который все создал и который заботится обо мне. Я вместе с бабушкой стал посещать храм и был поражен глубиной христианского любомудрия, глубиной христианской науки, когда впервые прикоснулся к святоотеческой мудрости.

– У вас интересная фамилия. Ваши предки были греками?

– Да, мои предки по отцу были греками, которые по приглашению Государыни Екатерины II переселились в Южную Бессарабию. Так получилось, что мой прадед Ян Христо Николаиди умер, когда дедушке было всего 5 лет. Дедушка был младшим ребенком в семье. Поэтому потерялось преемство языка. Когда дедушка рос, Бессарабия уже находилась под властью Румынии, и он говорил на румынском, забыв греческий язык. Но фамилия и осознание прикосновения к традиции эллинской в семье все равно сохранились.

Я не представлял для себя другого пути, как и не представляю сейчас, кроме служения Богу

– Вы владеете греческим или румынским языком?

– К сожалению, нет. У меня не очень хорошие способности филологические. Когда-то я говорил на румынском языке, но в связи с тем, что уже не живу в этой языковой среде, прилично его уже забыл. Сейчас уже не смогу вспомнить его, говорить на нем нормально. А греческий, к сожалению, я так до конца и не выучил. На семинарском уровне я понимаю. Со словарем даже, может быть, смогу разобрать какой-то текст, но не более.

– Хорошо, отец Андрей. Давайте вернемся к вашей биографии. После окончания школы вы поступаете в семинарию. Почему вы решили сделать это?

– Наверное, я не представлял для себя другого пути, как и не представляю сейчас, кроме служения Богу. Для меня путь священника, путь пастыря представлялся единственно возможным, и я не хотел даже думать о какой-то другой деятельности, другой карьере, кроме как о возможности предстоять перед Престолом Божиим и совершать богослужение.

– Какие духовные учебные заведения вы окончили?

– С 1996 по 2000 годы я обучался в Одесской духовной семинарии. А с 2000 по 2004 годы я учился в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия.

«Наша семинария – очень интересная и своеобразная духовная школа»

– После окончания духовной академии вы вернулись в родную Одесскую семинарию и начали преподавать в ней. Также вскоре вы приняли священный сан. Расскажите, пожалуйста, об Одесской семинарии. Откуда поступают абитуриенты? Каково их количество?

– Наша семинария – это очень интересная и своеобразная духовная школа. Господь так судил, что это единственная семинария на Украине, которая не закрылась во времена хрущевских гонений в 1960-е годы. В Советском Союзе после1960-х годов существовало только три духовных школы. Две из них были академиями, в Москве и Ленинграде. Единственная сохранившаяся семинария без академии находилась в Одессе. Поэтому здесь преподавали, трудились люди, которые сумели сохранить уникальную связь с той, дореволюционной, старой духовной школой. Многие из них либо учились у дореволюционных профессоров, либо сами постигали основы богословского ведения еще у тех людей, которые застали расцвет духовного образования. И благодаря тому, что сохранилась традиция, сохранилось преемство опыта преподавания духовных истин, духовных предметов в семинарии, Одесская духовная семинария стала источником для возрождения на Украине всего богословского образования. Когда в 1988–1989 годах восстанавливалась Киевская духовная семинария, затем, уже на базе семинарии, – Киевская духовная академия, многие студенты из семинарии Одесской поехали туда. Были взяты и учебники наши, учебные пособия, конспекты, рабочие планы.

Семинаристы Одесской семинарии Семинаристы Одесской семинарии

На сегодняшний момент наша духовная школа – одна из интересных и своеобразных духовных школ, которая сохраняет тот неповторимый аромат Одесского богословия, который сохранился здесь благодаря трудам очень многих подвижников, в частности, нашего владыки, митрополита Одесского и Измаильского Высокопреосвященнейшего Агафангела, который сам долгое время был ректором семинарии, благодаря трудам многих-многих поколений известных богословов и преподавателей, которые трудились в Одессе.

Также надо сказать, что на сегодняшний момент мы переживаем не очень легкие времена, вместе со всей богословской наукой. Сказывается и падение общего уровня образования у абитуриентов, и сокращение количества тех людей, которые хотят получить богословское образование. Сейчас в семинарию поступают около 50–60 человек каждый год. Некоторые подают документы на стационар, некоторые – на сектор заочного обучения. Также при семинарии действует регентское, золотошвейное и иконописные отделения. Туда также поступают человек 30. В принципе, 80–90 человек каждый год подают документы. В результате конкурса формируются первые курсы.

– Слышал, что Одесская семинария во многом является интеллигентской семинарией по своему составу, в отличие от другой крупной семинарии Украины, Почаевской, которая по своему составу более сельская. В связи с этим, хочется спросить, существует ли здоровая конкуренция между Киевской, Одесской и Почаевской семинариями?

– Сложно говорить о том, что Одесская духовная семинария является интеллигентской или не интеллигентской. К нам поступают абсолютно разные ребята, из разных регионов, с абсолютно разным уровнем подготовки. Это очень чувствуется, когда заходишь в аудиторию первого курса и понимаешь, что разный уровень у всех. И приходится в течение одного-двух лет подтягивать тех, кто что-то не успевает, не знает. К третьему курсу ребята уже выравниваются, с ними уже можно более серьезно говорить, более серьезно их готовить.

Если говорить о конкуренции, то ее, наверное, нет. Как говорят в Одессе: «Одесса – это, конечно, не первый город, но далеко не второй». Со столичной духовной школой у нас очень близкие связи. Достаточно сказать, что нынешний ректор Киевской духовной академии и семинарии окончил Одесскую духовную семинарию и прекрасно знает ее специфику. У нас очень много преподавателей, которые оканчивали Киевскую духовную академию либо защищали в Ученом совете Киевской духовной академии свои научные диссертации. Достаточно много наших выпускников трудятся сейчас как преподаватели в Киевской духовной академии. У нас очень хорошие связи и очень хорошие взаимоотношения.

С Почаевом у нас также поддерживается глубокая связь. Многолетний ректор Почаевской духовной семинарии, ныне архиепископ Луцкий, Нафанаил также был выпускником и преподавателем нашей семинарии. Он из Одессы уехал на ректорское служение в Почаев. Поэтому говорить о какой-то конкуренции сложно, так как все мы находимся в равных условиях, движемся к одной цели и стараемся друг друга поддерживать.

– Отец Андрей, что вы преподаете в Одесской семинарии?

– Я преподаю гомилетику на третьем и четвертом курсе, а на первом и втором курсе преподаю церковное искусство.

В системе пастырского образования нет возможности говорить о профилирующих и непрофилирующих предметах

– Вы также являетесь проректором семинарии по учебно-методической работе. Есть ли в семинарии особенности в преподавании? Существует ли упор на какие-то предметы, которые отличают Одесскую семинарию от других духовных учебных заведений?

– Наверное, было бы неправильно говорить о том, что каким-то предметам в семинарском курсе отдается предпочтение перед другими, потому что вся система семинарского образования – это система не просто передачи какой-то суммы знаний, а система образования, воспитания настоящего пастыря. Это система, которая предполагает задействование всех его интеллектуальных и физических сил. Все предметы сбалансированы, они необходимы. И было бы крайне неверно что-то выделять. В системе пастырского образования нет возможности говорить о профилирующих и непрофилирующих предметах.

Исторически сложилось, что у нас, в Одесской семинарии, очень хорошая литургическая школа. Сейчас на очень высоком уровне у нас преподается догматическое богословие. Это связано во многом с личностями преподавателей, а также с тем, что сохранилась очень хорошая и интересная традиция преподавания. Наши преподаватели догматики и литургики учились у наших же преподавателей. В хорошем смысле, сохранилась академическая школа.

«Прихожане любого храма составляют молитвенную семью»

– Отец Андрей, давайте теперь от дел семинарских перейдем к делам приходским. Вы жили в Одессе в 1990–2000-е годы. Вы видели духовный подъем, который был тогда у людей. Венцом этого подъема можно назвать восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора в Одессе, клириком которого вы долгое время являлись. Расскажите немного о соборе.

– Весной 2021 года я был назначен служить в храм Тихвинской иконы Божьей Матери в Андреевском Афонском подворье в Одессе. Но собор остается в моем сердце, потому что Спасо-Преображенский собор – это жемчужина Южной Пальмиры, духовное сердце Одессы, святыня распятая и возрожденная. В 1938-м году он был уничтожен. Но стараниями всей Одессы он восстал из руин. По благословению митрополита Агафангела было начато дело, которое в 1998–1999-м годах казалось невозможным. Нужно было возродить на месте, где стоял городской фонтан, величественнейший собор, третий собор в Империи по величине. Сначала начали строить колокольню. Затем, после постройки колокольни, в ее нижнем этаже начались богослужения, а собор продолжал восставать из пепла. Каждый одессит стремился внести свою лепту в восстановление исторической справедливости, в восстановление святыни.

Но, конечно, фундамент заложил владыка митрополит (Агафангел – И.А.). Его молитвы, труды, проповеди и административный талант дали возможность этому проекту осуществиться. Очень много своих личных средств владыка пожертвовал. Но больше всего он пожертвовал своего сердца. Потому что, все, что хранится в соборе, носит отпечаток его любви, подвижнического труда и молитвы. Все что там сделано, сделано им или по его благословению, при его непосредственном участии. Он посещал стройку, вникал во все аспекты строительства. Он смотрел, что, где и как происходит, контролировал, давал указания. И торжества по освящению центрального придела собора еще раз подчеркнули, насколько важна была эта святыня для каждого верующего одессита.

Сегодня собор вмещает огромное количество богомольцев на большие церковные торжества, во время крестных ходов. Например, в неделю Торжества Православия вся Одесса собирается для того, чтобы крестным ходом пройти вокруг Соборной площади. Около десяти тысяч людей с молитвой, с песнопениями, на особом духовном подъеме совершают крестный ход. И все святыни города в этот день приносятся в кафедральный собор. Это настоящее, подлинное Торжество Православия.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем нынешнем приходе.

– Так случилось, что в начале XIX века Одесса стала достаточно крупным морским городом, и именно отсюда отправлялись корабли в святые места Палестины, в святой град Иерусалим, а также к Афону. Для того чтобы паломникам было удобно добираться до Святой Горы Афон, священноначалием Афонских монастырей был принято решение о строительстве различных подворий в Одессе. Буквально на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга возникли прекрасные Афонские подворья:

Свято-Пантелеимоновское, Ильинское, Андреевское. Подворья служили для удобства паломников. В ожидании кораблей они могли собраться, вместе помолиться. Паломники могли внутренне, духовно подготовиться к путешествию по святым местам. В начале бурного XX века эти подворья были уничтожены. В подворье Пантелеимоновского монастыря, где одно время находилась семинария, в 1960-е годы был открыт планетарий. Подворье Андреевского скита было передано Трамвайно-троллейбусному управлению Одессы, где разместился их клуб. Там были кинотеатр, сцена, различные увеселительные учреждения. На сцене трамвайно-троллейбусного клуба в свое время выступал, насколько мне известно, Владимир Семенович Высоцкий.

Здание Андреевского Афонского подворья до революции Здание Андреевского Афонского подворья до революции

В середине 1990-х годов все эти здания, трудами митрополита Агафангела, были возвращены Церкви. В Андреевском подворье разместились административные учреждения Одесской епархии: канцелярия и архив епархиального управления, юридический отдел Одесской епархии. На первом этаже находится очень милый, маленький, но очень благодатный, намоленный храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

– На каком языке вы служите и проповедуете?

– Исторически сложилось, что Одесса – это многонациональный регион. Исторически в Одессе присутствовало более 210 национальностей и народностей. Но языком межнационального общения всегда остается русский язык. Поэтому проповедь в храме звучит на русском языке. Я всегда стараюсь проповедовать только на русском языке. А в личном общении с прихожанами священнослужители стараются использовать тот язык, который доступен конкретному человеку. Это может быть русский, украинский, румынский. В Одессе есть священники, которые владеют арабским, грузинским, греческим, гагаузским, болгарским языками. Каждый прихожанин может найти для себя духовную пользу и утешение в общении со священнослужителем. А богослужение у нас совершается на церковнославянском языке, как и в большинстве храмов Украинской Православной Церкви.

– Насколько прихожане вовлечены в приходскую жизнь в вашем храме? Участвуют ли они в принятии важных решений?

– Прихожане любого храма составляют молитвенную семью. Вовлеченность в общее дело, в литургию, в молитву представляется самым важным. Нельзя говорить о том, что богослужение совершают священнослужители. Богослужение является общим делом всей общины. И, наверное, это является главным.

Это самое страшное искушение, когда Христа пытаются заменить вроде бы благими делами

К сожалению, в настоящее время возникает соблазн подменить единство вокруг Христа, единство молитвенное, некоей общественной деятельностью связанной с какими-то околохрамовыми или внехрамовыми послушаниями. Наверное, это самое страшное искушение, когда Христа пытаются заменить вроде бы благими делами. Именно в евхаристическом единстве, на мой взгляд, заключается единство церковной общины

Но это не значит, что прихожане не участвуют в жизни прихода. Например, у нас нет отдельной уборщицы. Это общее дело всех. После службы, в воскресенье, остаются те, кто может, для того чтобы убрать храм, привести его в порядок. Многие прихожане спрашивают, чем можно помочь, и для них всегда находится работа.

Мы всегда советуемся все вместе, переживаем вместе важные моменты. Сейчас начали работу внебогослужебные беседы для взрослых, где собираются прихожане для общения со священнослужителями. Но все это ни в коей мере не должно заменять, подменять или отменять самого главного – молитвенного единения вокруг Чаши Христовой.

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери в Андреевском подворье Храм Тихвинской иконы Божьей Матери в Андреевском подворье

– Отец Андрей, сколько людей посещают ваш храм?

– Мы находимся на расстоянии 120 метров от двух огромных монастырей. Поэтому 50–60 человек стоит на воскресной литургии. В праздники чуть больше.

Наш храм маленький. Рядом, в историческом центре Одессы, находится около 8 храмов в шаговой доступности. Это большие исторические храмы, многие из которых никогда не закрывались.

«Цель у Церкви одна спасть людей»

– Отец Андрей, как складываются взаимоотношения с государственной властью в Одессе?

– Мне очень сложно ответить на этот вопрос, так как я не являюсь административным лицом епархии. Могу только сказать, что нынешний глава Одессы является православным христианином. Достаточно часто одесситы видят его просто стоящим и молящимся в храме. Он стремится во многом помочь православным жителям Одессы.

Одесса – это многонациональный и многокультурный город, и здесь никогда не возникало недопониманий между представителями разных народов и религий.

На том уровне, на котором я общаюсь с органами государственной власти, всегда было взаимопонимание. Это уровень полиции, участкового так далее. Это связано с тем, что священнослужители стремятся к тому, что бы исполнять закон, и что бы в городе всем было хорошо жить. К тому же стремятся и власти. Поэтому у нас одна цель.

– Не могу обойти стороной вопрос о «ПЦУ». Каковы ее позиции в Одессе?

– В Одессе еще до так называемого «объединительного собора» 2018 года существовало несколько приходов так называемого «Киевского патриархата». Несколько из них перешли в «ПЦУ», несколько не признали этот собор и поддерживают бывшего митрополита Филарета.

Цель у Церкви всегда одна – приводить людей к Небесному Царству

На самом деле, это единичные, очень небольшие приходы. Внутренние нестроения не добавляют им рейтинга. В 2018-м году звучали призывы о захватах храмов, и в самой Одессе община была изгнана из храма, который находился в бывшем университете сухопутных войск, где сейчас располагаются военные. Под давлением властей его передали «ПЦУ». Но, насколько я знаю, регулярных служб там не совершается. Община же вынуждена была перейти в другое здание. Поэтому говорить о каком-то серьезном влиянии «ПЦУ» в Одессе не приходится.

– Какие перспективы и цели для Церкви вы видите в обозримом будущем?

– Цель у Церкви одна – спасать людей. Для меня это самый очевидный факт, который не нуждается в пересмотре. Каковы методы осуществления Церковью своей надвременной миссии? Здесь можно спорить, говорить, но цель у Церкви всегда только одна – приводить людей к единству с Богом, к спасению, к Небесному Царству.

– Кто из людей в наибольшей степени повлиял на вас?

– Указать одного человека очень сложно. Огромное влияние на меня оказал наш владыка митрополит Агафангел. Я не могу не назвать своего духовника схиигумена Геронтия (Захарова), который в последние годы своей жизни жил, молился и трудился в Киево-Печерской лавре. Нельзя не вспомнить имена подвижников Свято-Успенского Одесского монастыря: архимандрита Никона (Сморкалова), архимандрита Вадима (Семяшко). Огромное влияние на меня оказала личность многолетнего преподавателя Одесской духовной семинарии архимандрита Тихона (Василиу). Невозможно не упомянуть и духовника Одесской семинарии архимандрита Филиппа (Стецюренко).

С секретарем Совета Одесской духовной семинарии архимандритом Тихоном (Василиу) С секретарем Совета Одесской духовной семинарии архимандритом Тихоном (Василиу)

– Отец Андрей, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Всем читателям хотелось бы пожелать милости Божьей. Пускай ощущение того, что Господь стоит настолько близко к нам, что нам даже не достанет места преклонить колени, вдохновляет, оберегает, утешает, радует, укрепляет среди всех неприятностей. Пускай милость Божия поддерживает и дает силы двигаться вперед, как сказал Льюис: «вперед и вверх», к тем запредельным, вневременным вершинам Божьей Любви, к которой мы все призваны.

С протоиереем Андреем Николаиди
беседовал Иван Астахов

7 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Блаженный Иван Петрович Жуковский – одесский Христа ради юродивый Блаженный Иван Петрович Жуковский – одесский Христа ради юродивый
Диакон Сергий Герук
Блаженный Иван Петрович Жуковский – одесский Христа ради юродивый Блаженный Иван Петрович Жуковский – одесский Христа ради юродивый
Диакон Сергий Герук
«Раз милиционеры пришли в монастырь и спрашивают у Ивана Петровича документы, – вспоминает схимонахиня Арсения. – А он взял пачку записочек, которые лежали возле иконной лавки, подкинул в воздух и говорит: “Вот мои документы, вот документы!..”»
О любви и скорби, церковных конфликтах и иерархических наградах О любви и скорби, церковных конфликтах и иерархических наградах
Архиепископ Феодосий (Снигирёв)
О любви и скорби, церковных конфликтах и иерархических наградах О любви и скорби, церковных конфликтах и иерархических наградах
Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)
В чем особенности пастырского служения на Украине? Как современному человеку достичь евангельской любви? Нужны ли в Церкви иерархические награды? И как вообще правильно относиться к наградам и поощрениям?
50 гривен от бездомного 50 гривен от бездомного
Фарес Нофал
50 гривен от бездомного 50 гривен от бездомного и другие одесские истории православного палестинца
Фарес Нофал
О том, как «Православное поколение» и вифлеемец Темир помогают бездомным Одессы, евангельские истории повторяются на улицах современного города и добро возвращается сторицей.
Комментарии
Natalie 9 октября 2021, 18:31
Божией помощи отцу Андрею!
H 8 октября 2021, 05:23
Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×