Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Иван Шмелев: поиски смысла жизни и возвращение к вере

Галина Акатова

Источник: Московский Сретенский монастырь

Ивана Шмелева называли «певцом сияющей православной души». Автор «Лета Господня» и «Богомолья», воспитанный в семье, основанием которой была вера в Бога, жизнь по Его заповедям, неожиданно горячо приветствовал Февральскую революцию, но Октябрьскую революцию счел непонятной для народа. Его метания и поиски Бога были особенно сложны, когда был расстрелян его единственный и горячо любимый сын Сергей. Писатель, родившийся через два дня после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 16 октября, перешел в жизнь вечную в обители Покрова под Парижем. Глубоко верующий и знающий, что такое отход от веры, Иван Шмелев, как говорили потом, приехал «умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом».

Родители

Иван Шмелев Иван Шмелев     

Иван Сергеевич Шмелев родился в 1873 году 3 октября по старому, или 16 октября по новому, стилю в Москве, в Замоскворечье, в семье купца Сергея Ивановича Шмелева. Отец писателя был крупным строительным подрядчиком: брал подряды на строительство ледяных горок, украшал Москву к праздникам, гонял по Москве-реке плоты, содержал бани и купальни. Видимо, отец был человеком добрым, располагающим, христианского духа, если для него его работники заказали у знаменитого Филиппова гигантский крендель с надписью «На День ангела хозяину благому», а потом по московским улицам несли его на липовом щите. Об отце Шмелев вспоминал бесконечно, а о матери вспоминал редко. Евлампия Гавриловна была образованнее мужа – она окончила один из московских институтов благородных девиц. В воспитании детей проявляла строгость. Писатель позже вспоминал, как его пороли: веник превращался в мелкие кусочки. Но не надо забывать, что, овдовев, она «вывела» всех детей в люди, смогла дать каждому образование и воспитать в православной вере. Детство, проведенное в патриархальной семье, стало главным истоком творчества Шмелева.

Детство, проведенное в патриархальной семье, стало главным истоком творчества Шмелева

Гимназия

Шмелев сначала учился в престижной 1-й гимназии Москвы. По конкурсному экзамену из 400 мальчиков туда приняли только 60. Через три месяца он был переведен в 6-ю гимназию, рядом с домом. В престижной гимназии его заставляли писать сочинение на тему «Чем отличаются союзы от наречий» или «Труд и любовь к ближнему как основы нравственного совершенствования». А в 6-й гимназии предлагали написать сочинения на темы «человеческие»: «Утро в лесу», «Гроза в лесу», «Русская зима». С большим теплом вспоминал Шмелев учителя словесности Федора Владимировича Цветаева, который уважительно относился к литературным трудам юного Шмелева.

С большим теплом вспоминал Шмелев учителя словесности Федора Цветаева, который уважительно относился к его ранним литературным трудам

Затем были годы учебы в Московском университете на юридическом факультете. Увлекался он не только юридическими науками, словесностью, но, как ни странно, естественными науками, зачитывался книгами по сельскому хозяйству и электричеству, посещал лекции К. Тимирязева, В. Ключевского, А. Веселовского. После окончания университета, с 1898 по 1907 год, служил помощником присяжного поверенного в Москве, чиновником по особым поручениям во Владимире-на-Клязьме. В 1907 году Иван Шмелев ушел со службы, полностью посвятив себя литературному творчеству.

Семья

Иван Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем Иван Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем     

В октябре 1895 года женился на Ольге Охтерлони (1875–1936) – дочери генерала Александра Охтерлони, героя обороны Севастополя. Несмотря на патриархальное купеческое воспитание с обычаями и культурой, основанной на православных традициях, перед свадьбой Иван пишет своей невесте: «Мне, Оля, надо еще больше молиться. Ведь ты знаешь, какой я безбожник». Именно благодаря влиянию на Ивана Шмелева набожной супруги Ольги будущий писатель на осознанном уровне вернулся к своим корням – православной вере, за что всю жизнь был благодарен жене. 6 января 1896 года в их семье родился единственный и горячо любимый сын Сергей, который ушел из жизни совсем молодым, в 1921 году.

Благодаря влиянию на Ивана Шмелева набожной супруги Ольги будущий писатель на осознанном уровне вернулся к православной вере

Путешествие на Валаам

В августе 1895 года студент юридического факультета Московского университета Шмелев выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург?… Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора К. Победоносцева. Это событие надолго отвратило молодого автора от литературы. Через 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого произведения под названием «Старый Валаам» (Париж, 1935).

Известность

До отставки в 1907 году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция – очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду.

Славу Шмелеву принесла повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали ее с произведениями Ф. Достоевского, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил.

Революция

Иван Сергеевич Шмелев горячо приветствовал Февральскую революцию, выступал на митингах, в качестве корреспондента «Русских ведомостей» встречал в Сибири освобожденных политкаторжан, сотрудничал в газете «Власть народа». Однако размышления о начавшемся переустройстве общества привели Шмелева к мысли, что оно не будет понятно темной массе народа.

Октябрьскую революцию не принял, но вначале не терял оптимизма. Так, в ноябре 1917 года Шмелев записал:

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь... Что ж, умирает жизнь? Рождается..., только мы-то старыми глазами ясно не видим этого... Смерти нет для Великой Страны».

В 1918 году Шмелев приехал в Крым. Здесь, в Алуште, писатель купил на горе небольшую дачку, «глинобитный домик в 2 комнаты», с видом на море. Но годы, проведенные в Крыму, стали одними из самых трагичных в жизни Шмелевых.

Иван Шмелев с женой и сыном Иван Шмелев с женой и сыном     

Сын. Скорби

У Ивана Шмелева был единственный сын Сергей, которого он любил нежно и страстно. В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев отказался уехать с врангелевцами на чужбину и остался в Крыму, поверив в объявленную большевиками амнистию. Но в январе 1921 года сын писателя Сергей Шмелев без суда и следствия вместе с сорока тысячами других участников «Белого движения» был расстрелян. Иван Сергеевич долго об этом не знал, искал сына, ходил по кабинетам чиновников, посылал запросы, писал Луначарскому и молил о помощи:

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу – помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Эмиграция

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву. Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

В 1922 году Шмелевы покидают Россию, они выезжают сначала в Берлин, а затем в Париж.

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился в согнутого, седого старика, на лице появились глубокие морщины, глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы – бог (Бог) – он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе – условие, без чего нет творчества».

Шмелевы поселились сначала у Ивана Бунина в Грассе, где Иван Сергеевич смог дописать эпопею «Солнце мертвых», о большевистском терроре и голоде в Крыму. Шмелев не рассказывал о своем личном горе. Роман напоминает хронику, в которой рассказывается о распаде страны и человека. «Читайте, если у вас хватит смелости», – писал Нобелевский лауреат по литературе Томас Манн.

В Крыму наступают апокалиптические события, каждый день кто-то умирает от голода: умирают люди, птицы, животные, сады. Умирает русская жизнь. Рушится прежний миропорядок. Но в этой безнадежной обстановке происходит встреча с Богом. Шмелев описывает это так (обессилев от голода и холода, он неминуемо ждет смерти, он ее уже не боится, ему уже все равно):

«Уверенный стук в ворота. Они. Калитка колом подперта… И сами могут. Ну, что же! не все ли равно теперь?.. Пусть – они. Сразу если… готовы! Ворвутся, с матерной руганью… будут тыкать в лицо железом… огня потребуют… а ни лампы, ни спичек нет… Стыдно, руки будут дрожать… Будут расшвыривать наши тряпки… А силы нет…

Стук упорней. Не могут отворить сами?..

– Вот – конец… – говорю я себе. – Сразу все кончится».

Но оказывается, что пришел татарин и принес корзину с едой.

«Нет, не это. Не табак, не мука, не грушки… – Небо! Небо пришло из тьмы! Небо, о Господи!..»

«Теперь ничего не страшно. Теперь их нет. Знаю я: с нами Бог! Хоть на один миг с нами. Из темного угла смотрит, из маленьких глаз татарина. Татарин привел Его! Это Он велит дождю сеять, огню – гореть. Вниди и в меня, Господи! Вниди в нас, Господи, в великое горе наше, и освети! Ты солнце вложил в сучок и его отдаешь солнцу… Ты все можешь! Не уходи от нас, Господи, останься. В дожде и в ночи пришел Ты с татарином, по грязи… Пребудь с нами до солнца!»

Книга впоследствии была переведена на 13 языков.

После выхода этого романа вернуться в Россию было уже нельзя. «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Все – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много…» – писал Шмелев о своей жизни на чужбине.

«Лето Господне» и «Богомолье»

С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

Повесть «Лето Господне» в соответствии с церковным календарем воссоздает неизменный круг бытия «святой Руси»

Повесть «Лето Господне» в соответствии с церковным календарем воссоздает неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, религиозные и семейные праздники.

Укрепленный в своей вере чудом исцеления в 1934 году от тяжелой язвенной болезни по молитвам преподобного Серафима Саровского, Шмелев отдает все свои силы и талант тому, чтобы рассказать об истинности веры православной.

Параллельно Шмелев работал над книгой «Богомолье» (1935, 1948) – о главной русской святыне, обители Живоначальной Троицы в Сергиевом Посаде. Шмелев показывает особую Русь: очерченный православием круг повседневной жизни русского человека.

Кончина

Владимир Путин возлагает цветы на могилу Ивана Шмелева Владимир Путин возлагает цветы на могилу Ивана Шмелева     

В июне 1950 года Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: «…человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом».

Иван Сергеевич Шмелев писал: «Да, я сам хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском! В моей округе. То есть если я умру, а Вы будете живы, и моих никого не будет в живых, продайте мои штаны, мои книжки, а вывезите меня в Москву».

Мечта православного писателя, коренного москвича Ивана Шмелева осуществилась: 30 мая 2000 года его прах обрел покой в родной Москве, на кладбище Донского монастыря рядом с могилой отца. Перед погребением останков Ивана Шмелева и его жены Ольги Александровны Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду.

Галина Акатова

Источник: Московский Сретенский монастырь

16 октября 2021 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 83 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Лидия Калашникова 15 апреля 2025, 10:48
Я открыла для себя Шмелева уже взрослой, когда пришла к вере. Лето Господне перечитывала не раз с удовольствием и наверняка ещё перечитаю не раз, кап и Богомолье. До слёз тронуло, что похоронен он там, где хотел, на родине Как замечательно, что он создал эти свои творения для нас. Счастье!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×