Читательница (Подмосковье) - продолжение17 октября 2021, 18:23
В этом случае проявляющий любовь будет,в какой-то мере,соучастником греха своего врага–«провокатором». Как-то все «по полочкам» у меня не ложится.Да,в поврежденной первородным грехом душе человека,где,к сожалению,более органичными являются чувства,а не дух,любовь к врагу способна генерироваться лишь определенным усилием,гномической волей человека.Но по мере его духовного совершенствования такая любовь должна приближаться к естественной,как у Христа,для Которого не стоял вопрос выбора между добром и злом.«Будьте совершенны,как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5:48).Но человеку до этого далеко. Успеть бы найти в душе хоть малые ростки той высокой любви и не дать им погибнуть. Спаси Господи!
Читательница (Подмосковье) 17 октября 2021, 18:21
Благословите,Владыка! Не могу не откликнуться на Ваше животрепещущее слово,поскольку оно,как всегда,не оставило меня равнодушной и заставило задуматься. Мне,в моем малом духовном возрасте,кажется,что грань, отделяющая толстовское непротивление злу насилием от христианского смирения и любви-агапэ к врагу(«...не противься злому.Но кто ударит тебя в правую щеку твою,обрати к нему и другую»[Мф.5:39]),не всегда очевидна.И если человека,причинившего другому зло,выводит из себя доброе отношение к нему последнего,ужесточает его сердце,то,наверное,не стоит окутывать любовью обидчика. «Добра за зло испорченное сердце,Ах!не простит.Высокий дух посредственность тревожит,Тьме страшен свет»(А.К. Толстой).