Доклад Митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, доцента Киевской духовной академии, на ХІІІ Международной научно-практической конференции “Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы” в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре 19 октября 2021 г.
Что такое пастырский кризис
Пастырское служение, стоящее в центре внимания нашей конференции, и связанные с ним вопросы всегда относились к самой сердцевине жизни Церкви.
Сам Господь Иисус Христос дал Церкви пастырей (Еф. 4, 11-16), чтобы те сделали каждого христианина пригодным для Царствия Божия, и, таким образом, для себя стяжали обильные дары от Пастыреначальника – Христа (Евр. 13, 17; 1Петр. 5, 4; 1Тим. 4, 7-8), Который стоит во главе пастырей, являющихся Ему со-пастырями (1Петр. 5,1).
Говоря о пастырях, мы в первую очередь имеем в виду епископов, поскольку именно на них почивает полнота священства. Именно на епископах лежит обязанность созидать Церковь через совершение таинств, учительство и управление, а поэтому без епископа не может быть и Церкви. Епископ присутствует во всех приходских общинах в лице своих священников, которых он поставил на пастырское служение, и которым делегировал часть своей духовной власти и полномочий – подобно тому, как апостолы Христовы поставили в каждой общине пастырей (Деян. 14, 23; Тит. 1, 5), наделив их духовными полномочиями, и которым вменялось в обязанность руководить пасомых ко спасению (1Ин. 3, 16-18; 1Ин. 5, 16; Гал. 6, 1-2; Евр. 12, 15-16), в случае нужды обличая (Мф. 18, 15), наставляя (Евр. 3, 12-13), утешая (1Фес. 5, 14), научая (Кол. 3, 16) и помогая (Гал. 6, 10; Мф. 25, 31-36).
Именно со священниками чаще всего сталкиваются приходящие в Церковь люди, как верующие, так далекие от христианской жизни, а потому именно священников мы будем иметь в виду в этом докладе, говоря о пастырях и подстерегающих их кризисах.
Определившись с первым понятием нашего доклада – кто есть пастырь, дадим определение второму. Слово кризис – древнегреческого происхождения, и означает суд, приговор, поворотный пункт. Следовательно, пастырский кризис правильно будет рассматривать как испытание, посылаемое пастырю от Бога, поворотный пункт в священническом служении, долженствующий стать очередной ступенькой в «восхождении от силы в силу» (Пс. 84, 7). История праведного Иова показывает, что Бог попускает искушения для испытания и совершенствования Своих избранников, лишь на некоторое время отнимая от них Свою защиту, а без неё человек беззащитен перед диаволом, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).
Архимандрит Киприан (Керн) подробно описывает, что собой представляет пастырский кризис: «Притупление интереса к своей работе, иногда происходящее от неудач и от косности среды, может привести к тому, что пастырь, в особенности, если он чрезмерно надеялся на свои собственные силы, сложит руки, духовно захиреет, впадет в уныние и безнадежное отношение к своему служению. Появляется тогда нежелание молиться, избегание служения литургии, потеря интереса к духовной жизни — и все это часто объясняется разными благовидными причинами: нездоровья, усталости и так далее. Почти незаметно подкрадывается известное в аскетике “окамененное нечувствие”. Когда–то ярко горевший огонь ревности потух. Священник становится тогда формалистом, чиновником, только отбывающим номер, “отслуживающим, отчитывающим, отпевающим” и вообще отделывающимся от скучной работы. У такого утомленного, разочарованного, унывающего пастыря очень часто рождается противление Уставу, церковной традиции, иерархии ценностей, аскетике: “Все это устарело, все это уже не для нас, надо многое пересмотреть и реформировать” и тому подобное. Вместо того, чтобы самому равняться на требования церковного строя, пастырь в таком состоянии хочет измерять церковность своим настроением и принижать церковные установления по своей лени и нерадению. Если же пастырь в своей молодости особенно сильно полагался на свое “призвание” или по своей природе подвержен скорым очарованиям и разочарованиям, то при такой духовной депрессии он близок к отчаянию и может даже совершенно оттолкнуться от того, чему он прежде поклонялся. Это может привести к снятию сана и духовной смерти»1.
В дополнение к формулировкам архимандрита Киприана (Керна), приведем очевидные признаки пастырского кризиса:
1) Сомнения в истинах веры;
2) Ропот на условия служения и на священноначалие;
3) Отстранение от процесса служения, от ценностей Церкви;
4) Неудовлетворенность результатами и процессом служения, утрата его смысла;
5) Появление отрицательного отношения к пастырским обязанностям;
6) Спад интенсивности пастырского подвига, уход от пастырской деятельности;
7) Появление намерений ухода из служения;
8) Нарушение постов;
9) Частые нервные срывы;
10) В крайних случаях, когда кризис не осознается и не преодолевается – пьянство (иногда даже наркомания), блуд, и как итог – снятие сана и хула на Церковь.
Вопрос пастырского кризиса не просто теоретический – поскольку его последствия, ранее видимые только на конкретном приходе и разбираемые исключительно епархиальной властью, теперь вылились на страницы Интернета, став доступными всем – как людям, интересующимся жизнью Церкви, так и Ее недоброжелателям и врагам. Не удивительно также, что рассказы священников, претерпевших «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1, 19) вызывают особый интерес у студентов духовных школ, находящихся лишь в начале формирования их пастырской идентичности, и потому особо уязвимых для «стрел лукавого» (Еф. 6, 16). Ввиду важности озвученной проблемы постараемся кратко сказать о ее предпосылках, причинах и возможной профилактике.
Предпосылки пастырского кризиса
Анализируя истории тех, кто не смог сохранить целым и невредимым до последнего вздоха данный в хиротонии залог, можно прийти к выводу, что предпосылкой этого чаще всего было отсутствие подлинного пастырского призвания. То есть молодые люди, не имевшие подлинного призвания на пастырство от Бога, дерзнули принять на себя этот крест в силу тех или иных причин, или жизненных обстоятельств.
В то же время, Господь Иисус Христос учит, что Он Сам избирает человека на пастырское служение: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16). Призываемым и откликнувшимся на Его зов Спаситель обещает соучастие в Его Царствовании (Мф. 19, 27-29). Напротив, если человек принял на себя пастырское служение не по призванию свыше, не по желанию принести всю свою жизнь в жертву Богу и пастве, не по любви ко Христу, а в силу иных, мирских причин – увлеченности внешней стороной церковной жизни, влиянием близких людей, или даже по неразумному благословению духовника – он пребывает в большой опасности. Опасность состоит в том, что когда эти земные мотивации, ставшие причиной этого выбора, ослабеют, он тут же перестанет быть «образом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4: 12). Настоящее призвание на пастырство от Бога – это желание жертвовать всем своим, да и самим собой, ради Бога, ради Евангелия, ради Церкви и ради спасения паствы: желание внутреннее, сокровенное, иногда ничем не утолимое и не преодолимое. Если всего этого, хотя бы и в начатках, не было у кандидата в священный сан, его пастырство может потерпеть крушение.
Этот вывод подтверждает то обстоятельство, что, по собственному признанию, редко кто из оставивших священнослужение, приступил к нему с пламенным желанием жертвовать собой ради паствы, блюсти прихожан, как пастухи блюдут овец (Деян. 20, 28-31; 1Петр. 5, 1-4), научая их собственным примером (1Петр. 5, 3), воспитывая в самом себе твердый христианский характер и упорядочивая всю свою жизнь согласно Евангельской вести (1Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9).
Впрочем, встречаются и среди столкнувшихся с пастырским кризисом, но так и не преодолевших его, такие священники, которые приступили в свое время «к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12, 22) с горячим желанием блюсти паству (Деян. 20, 28) и пасти ее (1Пет. 5, 2) «к совершению святых, для служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 12). Однако, как показывают их слова, у них изначально отсутствовало глубокое знание церковной жизни. У них была, скорее, очарованность образом Церкви, сложившимся в их сознании. Однако мы знаем, что очарование бывает следствием отсутствия духовной трезвости и зрелости, и чаще всего ведет к разочарованию при столкновении с действительностью. Попавшийся на уловку отца лжи теряет смысл своей деятельности и своей жизни и становится игрушкой в руках лукавого.
Как показывают истории таких «разочарованных», отречение от пастырского звания, а иногда и от самой веры в них часто происходит скрытно, без оставления служения, из-за необходимости содержать семью, например. В таком случае пастырь начинает вести двуличную жизнь. Земные потребности толкают его на обман паствы, на “изображение” веры, на актёрство, таким образом, опуская бывшего пастыря на самое дно человеческой нравственности. И когда такой лже-пастырь лишается последней, семейной мотивации, то также оставляет служение, к которому не был призван изначально.
В противовес этому – цели и мотивы подлинных пастырей простираются куда дальше личных привязанностей, земных потребностей или собственной семьи. Подлинные пастыри отвечают и болеют за всю паству, за её земную и вечную участь, они живут ради неё, внимают «себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил…их блюстителями» (Деян. 20:28).
Причины пастырского кризиса
Кроме предпосылок пастырского кризиса у него всегда бывают непосредственные причины. Анализ самооправдательных историй тех, кто отрекся от служения, так и не сумев преодолеть кризис, показывает, что при всем их различии есть нечто общее, а именно – непонимание жертвенного характера своего служения, совершаемого в подражание Первосвященнику-Христу (1 Кор. 4, 16), Жертвоприносителю и Жертве.
Еще во время учебы в семинарии такой человек не видит в пастырском служении со-распятия Христу, не желает жертвовать ничем, что считает своим, не хочет слышать о кратковременности земной жизни и неизбежном Божием Суде – все его интересы находятся в этом временном, земном мире. Такие “кандидаты в священство” живут земными понятиями, в том числе и о пастырстве. Они даже разговоры о жертвенности, о высшем призвании пастыря в Церкви иногда считают богословской “демагогией”, или, в лучшем случае, высокими идеалами, не относящимися к ним лично. При этом они нередко по-своему стремятся к пастырству, и, в силу своих земных представлений и желаний, иногда достигают его, не имея на то подлинного призвания от Бога. Такие несчастные люди взваливают на себя пастырский крест, так и не осознав, в чём заключается его подлинный смысл. И это их очень большая ошибка. Принявший священство под влиянием своих заблуждений или скрытых страстей – честолюбия, славолюбия, властолюбия и сребролюбия, служит в итоге не Богу, а своим интересам. Пастырь, заботящийся только о своём благосостоянии и карьере, теряет самую сердцевину пастырского служения — жертвенность. И он, в конечном итоге, становится орудием в руках лукавого, поработившего его через неправильное понимание пастырства, и ввергающего его в служение страстям. О таких лже-пастырях говорил Господь через пророка Иезекииля: «горе пастырям… которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали,… Я взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя» (Иез. 34, 2-4, 10).
Когда же Господь, не хотящий смерти грешника (Иез. 33, 11), тем более, пастыря Своей Церкви, посылает испытания такому священнику, поработившемуся земным попечениям, то очень часто он, будучи духовно слеп, винит в своем жизненном кризисе не себя, построившего дом своего пастырства на песке, но кого угодно – лукавого, паству, своих близких, священноначалие и т.д. В этом случае за самооправданием следует уныние, называемое преп. Иоанном Лествичником «всепоражающей смертью» и приводящее к симптомам пастырского кризиса, перечисленным ранее, и в случае его неуврачевания – к духовной смерти.
Профилактика пастырских кризисов
Как известно, любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. И главная профилактика пастырских кризисов и выгорания для священника – это изначально вступать на путь пастырского служения исключительно по призванию на это служение от самого Бога. Только Господь избирает человека на такое служение: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Горе тому мирянину, который самочинно, без призывания от Бога, дерзает взобраться на место служителя Таин Божиих. Горе и пастве, у которой появляется такой “пастырь”. Есть такое древнее выражение: сторонись того, кто стремиться к власти ради власти, и следуй за тем, кто принимает власть как крест, с готовностью жертвовать собой. В полной мере эта мысль применима к принятию будущим пастырем духовной и таинственной власти священства. Как уже говорилось выше, настоящее призвание на пастырство от Бога – это желание жертвовать всем своим, жертвовать даже самим собой, своей жизнью, ради Бога, ради Церкви и ради спасения паствы: внутреннее, сокровенное, ничем не утолимое желание. Это – поиск Небесного Царства. И с таким внутренним расположением всё остальное само приложится к такому пастырю (ср. Мф. 6, 33). А если такого желания, хотя бы в начатках, нет у кандидата в священный сан, то ему потом не избежать в своём служении тяжелых пастырских кризисов. Не избежать ему и борьбы с собой, чтобы выйти из кризиса неповреждённым и с пользой для своей души.
Возникает вопрос – а бывает ли так, что какой-либо пастырь вообще не претерпевает в своей жизни искушений и кризисов? Апостол Павел говорит вполне определенно: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12, 6-8). Следовательно, пастырское служение невозможно без искушений. Более того, известный пасторолог епископ Вениамин (Милов) говорит: «Нравственность ни в коем случае не слагается без борьбы искусительными влияниями. Возвышениям предшествуют обычно испытания, опасности»2. Искушения, посылаемые пастырю, облаченному, в отличие от мирян, во «всеоружие Божие» (Еф. 6, 11-17), намного сильнее. Но, в то же время, они дают преодолевшему кризис священнику духовный опыт для помощи пастве, ведь он, «быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).
При появлении признаков пастырского кризиса священнику необходимо обеспокоиться о своем духовном состоянии. В первую очередь он должен искать помощи в откровенной исповеди и совете с духовно–опытным священнослужителем, епископом или духовником, который бы милостиво отнесся к страждущему со-пастырю и оказал бы посильную отеческую или братскую поддержку, помог бы вновь обрести силы для молитвы и служения. При возникновении бури искушений задача священника не бежать от испытаний, но преодолевать их с помощью Первосвященника-Христа, укрепляющего своих служителей, как писал апостол Павел Филиппийцам: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13).
Постоянное изучение Священного Писания, старание быть «святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников» (Евр. 7, 26), благоговейное совершение богослужений, удаление от греховных сообществ, внимательная молитва и, что особо важно, регулярная, частая и искренняя исповедь и внимательное и благоговейное причащение святых Христовых Таин – позволят пастырю с Божией помощью преодолеть любой возникший кризис. Не смотря ни никакие повороты в своей жизни и в жизни окружающего мира, пастырю важно никогда не оставлять своего личного стремления к святости, к которой призван всякий христианин (Еф. 1, 4), а тем более пастырь Церкви Христовой, поскольку небрежность в служении и благоповедении пастыря ведет к развращению паствы и общему наказанию (Ам. 2,8; Ос. 4,6) от Избравшего нас ко спасению (2 Фесс. 2, 13).