23 октября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Здесь каждую неделю мы задаем свои вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, 15 октября в стране началась Всероссийская перепись населения. Несколько десятков вопросов в этой анкете. Нужно сказать, что последняя такая обширная перепись была в 2010 году. Вопросы самые разные: они касаются жилищных условий, уровня образования, структуры семьи, национальности, но вопросов о вероисповедании я в этой анкете не нашла. Что Вы думаете по поводу вопросов этой анкеты? Знакомы ли Вы с ними и какие Вы бы добавили туда?
Митрополит Иларион: Я думаю, что вопросов в анкете действительно много, причем многие из них касаются не человека, а, например, места, где он проживает, из какого материала сделаны стены его дома и т.д. Наверное, такие вопросы необходимы для того, чтобы развивать жилищную, транспортную инфраструктуру, так это объясняют эксперты. Я думаю, что многие люди не смогут ответить на некоторые вопросы, но, насколько я понимаю, отвечать на все вопросы и необязательно.
Меня сейчас гораздо больше беспокоит другое: то, что мы ежедневно теряем почти тысячу человек. Сейчас мы перепишем население, но пройдет несколько месяцев, и мы потеряем часть этого населения. Мне кажется, на это сейчас должны быть брошены все силы. Система здравоохранения не резиновая. Больницы сейчас переполнены. Мои знакомые хотели отправить ребенка в больницу с каким-то довольно обычным желудочным заболеванием, но оказалось, что в московских больницах мест нет. Им предложили отвезти ребенка в Сергиев Посад. То есть болеют дети и взрослые, люди умирают. Мы все время бьем антирекорды по заболеваемости, по смертности. Надо с этим что-то делать, прежде всего.
Е. Грачева: То есть Вы считаете, владыка, что можно было бы сделать вакцинацию обязательной, чтобы снизить нагрузку на медперсонал, на больницы. Я правильно понимаю?
Митрополит Иларион: Вы правильно понимаете. Я не считаю, что вакцинация должна быть обязательной для всех, но, по-видимому, она должна стать обязательной для очень многих категорий работников — для тех, которые работают с другими людьми. Если ты не хочешь вакцинироваться — сиди дома, не выходи на улицу, не становись потенциальным источником заражения для других людей. Если у тебя какая-то домашняя работа, например, ты — писатель, может быть, тебе и необязательно вакцинироваться. Но если ты работаешь в социальной сфере, если ты учитель или учительница, если твоя профессия связана с постоянным контактом с людьми, тогда, мне кажется, вакцинация для таких людей должна быть обязательна.
Причем, я думаю, нужно тщательно продумать механизмы побуждения людей к вакцинации. Вакцинирование происходило и происходит бесплатно, вакцина общедоступна, но многие люди не хотят вакцинироваться, и сейчас мы видим то, что происходит вокруг нас. Я считаю, что это очень тревожная, плачевная и трагическая ситуация. Мы, священники, с этим сталкиваемся каждый день. Нам пишут: человек заболел — просим помолиться, потом пишут, что его забрали в больницу, подключили к ИВЛ, а потом просят молиться за упокой... Это мы сейчас слышим каждый день.
Е. Грачева: Владыка, Ваше высказывание в одной из прошлых программ о том, что кампания по вакцинированию в России провалилась, имело широкий резонанс. В комментариях многие задаются вопросом, какая статистика вакцинированных среди работников Русской Православной Церкви, среди священников? Кто-то ее вообще ведет?
Митрополит Иларион: Мы не ведем специальную статистику по вакцинации среди священников или прихожан, но я думаю, что процентное соотношение примерно такое же, как и в целом в обществе. Насколько я могу судить, в целом в обществе мнения разделись примерно 50 на 50, то есть около половины нашего населения — это люди, которые вакцинировались или готовы к этому, либо они переболели и имеют достаточное количество антител. А другая половина — это люди, которые по каким-то принципиальным соображениям не хотят вакцинироваться, причем эти соображения иногда бывают самыми нелепыми. Например, распространяются мифы, что от этих вакцин мужчина станет импотентом, что женщина не сможет рожать, что у вакцинирования будут какие-то долгосрочные, опасные и ужасные последствия. Люди закрывают глаза на то, что происходит вокруг, когда один за другим окружающие уходят из жизни, причем умирают в самых тяжелых обстоятельствах: задыхаются, не могут проститься со своими родственниками... То есть, как говорится, врагу своему не пожелал бы такой смерти, но на все это закрывают глаза и при этом питаются какими-то мифами.
Е. Грачева: Для священников вакцинация должна стать обязательной?
Митрополит Иларион: Лично я думаю, что для священнослужителей вакцинация должна была бы быть обязательной, поскольку они находятся в постоянном контакте с очень большим количеством людей. За исключением, конечно, тех случаев, когда имеются какие-то медицинские противопоказания. Но у нас в Церкви, как и в государстве в целом, принят такой подход, что мы не обязываем священнослужителей вакцинироваться.
Е. Грачева: Владыка, из-за сложной эпидемиологической обстановки Архиерейский Собор, назначенный на ноябрь, перенесен на конец мая следующего года. От этого Собора ожидали принятия целого ряда важных решений, в частности, признания «екатеринбургских останков». Как теперь с этим будет обстоять дело?
Митрополит Иларион: Я думаю, что решения, которые мы не сможем принять в ноябре, мы примем в мае следующего года, если, даст Бог, изменится к лучшему эпидемическая ситуация. Тогда, наверное, будут приняты те решения, принятие которых было запланировано на ноябрь.
Следственный комитет выпустил уже три тома материалов, которые были собраны в ходе исследования «екатеринбургских останков». В отличие от первого исследования, поспешно сделанного в 90-е годы, к которому не подпустили Церковь, из-за чего возникли подозрения и недоумения, нынешние исследования носят исчерпывающий характер. Произведено более 40 разных тестов, включая генетические, в разных лабораториях, в том числе там, где никто не знал, что это за образцы костной ткани. Выводы, сделанные Следственным комитетом, вполне однозначны. Членов Синода уже ознакомили с этими выводами, а после публикации этих трех томов они станут доступны для всякого желающего.
Проведена очень кропотливая, скрупулезная и по сути исчерпывающая работа. Нам осталось только ознакомиться с ее результатами и принять соответствующее решение.
Е. Грачева: Владыка, перейдем к международным темам. Патриарх Константинопольский Варфоломей пребывает на этой неделе с визитом в Соединенных Штатах Америки, где у него запланирована личная встреча с президентом Джо Байденом. Какова цель этого визита Патриарха Константинопольского? Чего Вы ждете по его итогам?
Митрополит Иларион: Во-первых, основная паства Константинопольского Патриархата находится именно в Америке. В Турции у Константинопольского Патриархата практически не осталось верующих, а в Америке есть солидная греческая диаспора, которая является паствой Константинопольского Патриарха и финансово поддерживает, а по сути, содержит Константинопольский Патриархат.
Кроме того, американская администрация на протяжении многих лет оказывает политическую поддержку Константинополю, в том числе в тех амбициозных планах, которые Константинопольский Патриархат вынашивает и частично реализует. Эти планы сводятся к тому, чтобы из почетного первенства роль Константинопольского Патриарха в Православной Церкви переросла в некое подобие папской власти в Католической Церкви. Вот, собственно, чем более всего озабочен Константинопольский Патриарх. Это прослеживается практически по всем направлениям его деятельности.
Е. Грачева: Ксения Собчак опубликовала на своем YouTube-канале фильм с участием скандально известного священника Романа Степанова. Он стал известен тем, что призывал иерархов Русской Православной Церкви обнародовать общественности свои доходы и имущество. Конкретно в этом интервью он рассказывает Собчак об употреблении священниками наркотиков, об изнасиловании священниками несовершеннолетних. Видели ли Вы это интервью? Что Вы о нем скажете?
Митрополит Иларион: Я видел это интервью. Давайте расставим все по своим местам. Он говорит не об употреблении священниками наркотиков, а о том, как он сам употреблял наркотики. В чем, собственно, заключается видеопродукт, который сделала Ксения Собчак? Она нашла священника, запрещенного в священнослужении. За что он запрещен? Не за то, что призывал раскрывать доходы, а за то, что нарушил основные канонические правила Православной Церкви.
Есть основополагающее правило, что священник должен быть женат единственным браком. Если у священника брак распался, он либо может стать монахом, либо может оставаться целибатом, либо, если он вступает во второй брак, то лишается священного сана — это общепринятое правило, из которого не делается исключений. После рукоположения у этого священника распалась семья — это, конечно, жизненная трагедия, но на такую жизненную трагедию каждый священник отвечает по-разному. Этот батюшка начал сожительствовать с другой женщиной, причем вместе с ней употреблял наркотики, о чем сам очень красочно рассказывает. Потом у него от этой женщины родилась дочь. С ней он тоже расстался и сейчас вступил в сожительство с третьей женщиной.
Е. Грачева: Просто «Казанова Русской Православной Церкви»…
Митрополит Иларион: Обо всем этом он рассказывает в этом фильме, показывает этих женщин. Поэтому если его сравнивать с Мартином Лютером, то, наверное, прежде всего нужно задать тот вопрос, который Христос задавал Своим оппонентам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк. 6:41). На каком основании и какое право обличать других имеет человек, нарушивший основополагающие правила, применяемые к священнослужителю?..
Очень многое в этом фильме совершенно бездоказательно. Например, какая-то женщина обвиняет некоего священника в том, что он ее домогался. Почему мы должны верить этой женщине? Роман Степанов приходит в храм к этому священнику с камерой, преследует его, начинает ему говорить — вы должны покаяться, сознаться. А может быть, тот священник ни в чем не виноват? Если виноват, пусть в этом разбираются следственные органы. Почему тогда эта женщина не подаст в суд, не обратится в прокуратуру? Весь этот фильм построен на такой совершенно бездоказательной лжи.
О насилии, совершаемом в отношении несовершеннолетних детей, опять же, этот священник говорит применительно к себе. Он рассказывает о том, как когда-то на него, пятилетнего мальчика, напали дети более старшего возраста и изнасиловали его. Это травма, которую он пережил, но какое отношение это имеет к жизни Церкви, совершенно непонятно.
То есть получается, что у человека есть многочисленные личные проблемы: он был наркоманом, сейчас вроде бы «завязал»; он нарушил супружескую верность, живет уже с третьей женщиной, будучи до сих пор священником, и при этом проблемы ищет не в себе самом, а в окружающем мире. Конечно, такой проблемный человек, у которого в жизни было столько трагедий и изъянов, вряд ли сможет увидеть что-то хорошее не только в Церкви, но и вообще в окружающем мире.
Е. Грачева: Кто-то под этим выпуском Собчак написал такой комментарий: «Ведь ее Господь спас от смерти, а она первое, что делает, — пишет эту мерзость про Церковь». Речь идет, конечно, про смертельное ДТП в Сочи, в котором Собчак была пассажиром автомобиля. Имела ли, на Ваш взгляд, Ксения Собчак моральное право покидать место ДТП?
Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за дорожно-транспортное происшествие несет водитель. Поэтому, конечно, водитель должен оставаться на месте. Если пассажир оказался вовлечен в дорожно-транспортное происшествие, то по-человечески он призван помочь пострадавшим. Вот все, что я могу на эту тему сказать.
Е. Грачева: А как быть с тем, владыка, что предыдущего водителя она уволила, когда тот отказался выезжать на «встречку»?
Митрополит Иларион: Мне не хочется обсуждать чужие грехи, не хочу уподобляться Роману Степанову, который ищет вокруг себя какие-то проблемы. Пусть каждый отвечает за свои дела и несет ответственность за свои поступки — это самый лучший подход. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Я прочитала все Евангелия, но так и не поняла, откуда появился Бог. Он создал мир и человека, но как появился Он Сам?
Митрополит Иларион: Бог ниоткуда не появился, Он всегда существовал, существует и будет существовать. Бог, если хотите, это единственное Существо, Которое никогда не начиналось и никогда не закончится. Все остальные существа созданы Богом и получили начало во времени, а Он существует вне времени, Он является Творцом времени. Он никогда не начинался, никогда не рождался. Он всегда существовал.
Вопрос: Проясните вопрос о языке богослужений. Я знаю, что его неоднократно задавали, но у меня, как и у многих людей, до сих пор нет полного понимания. Обычно говорят, что церковнославянский — это язык, на котором изначально велись службы. Если следовать такой логике, то можно пойти дальше — надо вести богослужение на греческом. Поскольку Христос говорил на арамейском языке, то, может быть, перейти на арамейский?
Митрополит Иларион: Язык богослужения — это тема, которая в Русской Православной Церкви обсуждается очень давно, по крайней мере, с XIX века, когда на эту тему писал святитель Феофан Затворник.
Проблема здесь комплексная и решать ее надо комплексно. Просто так перевести византийские богослужебные тексты VIII века на русский язык — еще не значит сделать богослужение понятным. Я проводил один простой эксперимент, когда служил в Венгерской епархии: у нас был русскоязычный приход, и на одной службе я прочитал Великий покаянный канон Андрея Критского не на славянском, а на русском языке. Люди точно так же ничего не поняли на русском языке, как они не понимают этот текст на славянском. Почему? Потому что это сложный богословский текст, который был написан в эпоху, когда люди, а в особенности монахи, для которых писался этот текст, очень хорошо знали Священное Писание. Сейчас люди в большинстве своем Священного Писания не знают, даже наши православные верующие. Просто воспринять на слух такой сложный богословский текст даже на русском языке практически невозможно.
То есть вопрос здесь заключается не в том, чтобы перевести тексты на русский язык, а в том, чтобы сделать богослужение более доступным, понятным. Для этого в каких-то случаях может использоваться русский язык. Например, Святейший Патриарх предлагает священникам, у которых есть к этому желание и на их приходе есть соответствующий запрос, читать отрывки из Апостола и из Евангелия по-русски, а не по-славянски. В некоторых приходах такие чтения бывают и по-славянски, и по-русски, как, например, на приходе, где я служу. Но в полной мере решить вопрос понимания богослужения можно только за счет того, что людям будет постоянно объясняться смысл службы и они сами будут серьезно относиться к чтению Священного Писания. Не зная Священного Писания, Библии, причем не только Евангелия, но и Ветхого Завета, невозможно понимать богослужение.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как избавиться от эгоизма, от зацикленности только на себе? Я не могу всем сердцем проникнуться в проблемы близких, в голове только свое.
Митрополит Иларион: Чтобы избавляться от эгоизма, нужно учиться ставить себя на место другого человека. К вам пришел человек с каким-то вопросом или с проблемой, и вы пытаетесь эту проблему решить из своего собственного опыта, а попробуйте поставить себя на место этого человека. Как бы Вы поступили или что бы Вы чувствовали в такой ситуации? И попытайтесь из этой перспективы другого человека ему помочь, посочувствовать. Этому, конечно, надо учиться. В каких-то случаях к этому надо себя принуждать, заставлять себя выходить навстречу другому человеку, открывать ему свое сердце. И, конечно, нужно молиться Богу о том, чтобы Он помог вам избавляться от эгоизма и видеть других людей с их проблемами, скорбями, нуждами и болезнями, и приходить им на помощь.
Вопрос: Поясните, пожалуйста, заповедь: «Не судите...». Ведь наш Спаситель, согласно Писанию, в спорах противоречит первосвященникам и книжникам, называя их порождениями ехидны и лицемерами.
Митрополит Иларион: Кстати, хотел бы сказать, что выражение «порождение ехиднины» — это не очень удачный перевод того, что более правильно было бы перевести как «змеиные отродья». Это выражение использовал Иоанн Креститель, а Господь Иисус Христос заимствовал его у Крестителя. Греческое слово, которое переводится как «ехидна», в действительности означает змею. Это к слову.
А по сути вашего вопроса могу ответить следующее. Господь призывал не судить и не осуждать людей, но Он никогда не призывал к тому, чтобы человек отказывался от дара рассуждения, то есть, например, мы должны понимать, что такое грех и греховный образ жизни. Мы имеем право осуждать греховный образ жизни, но не должны осуждать грешника.
Сам Господь Иисус Христос показывал пример. В Евангелии содержатся многочисленные примеры того, как Он не осуждал грешников, но при этом Он никогда не оправдывал грех. Когда к Нему пришла женщина-грешница, чтобы помазать Его ноги благовонным миром, Он ее не осудил, но и не оправдал ее грех. Он просто поступил с ней так, что она без всяких слов поняла, что должна изменить свою жизнь.
Господь призывает нас действовать именно так: не осуждать людей, но жить так, чтобы они, соприкасаясь с нами, сами понимали, что является грехом, а что — добродетелью, и брали с нас пример.
Хотел бы завершить передачу этими же словами Господа Иисуса Христа, о которых шла речь: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:1-2).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.