Ежедневно мы теряем около тысячи человек из-за коронавируса

    

23 октября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Здесь каждую неделю мы задаем свои вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, 15 октября в стране началась Всероссийская перепись населения. Несколько десятков вопросов в этой анкете. Нужно сказать, что последняя такая обширная перепись была в 2010 году. Вопросы самые разные: они касаются жилищных условий, уровня образования, структуры семьи, национальности, но вопросов о вероисповедании я в этой анкете не нашла. Что Вы думаете по поводу вопросов этой анкеты? Знакомы ли Вы с ними и какие Вы бы добавили туда?

Митрополит Иларион: Я думаю, что вопросов в анкете действительно много, причем многие из них касаются не человека, а, например, места, где он проживает, из какого материала сделаны стены его дома и т.д. Наверное, такие вопросы необходимы для того, чтобы развивать жилищную, транспортную инфраструктуру, так это объясняют эксперты. Я думаю, что многие люди не смогут ответить на некоторые вопросы, но, насколько я понимаю, отвечать на все вопросы и необязательно.

Меня сейчас гораздо больше беспокоит другое: то, что мы ежедневно теряем почти тысячу человек. Сейчас мы перепишем население, но пройдет несколько месяцев, и мы потеряем часть этого населения. Мне кажется, на это сейчас должны быть брошены все силы. Система здравоохранения не резиновая. Больницы сейчас переполнены. Мои знакомые хотели отправить ребенка в больницу с каким-то довольно обычным желудочным заболеванием, но оказалось, что в московских больницах мест нет. Им предложили отвезти ребенка в Сергиев Посад. То есть болеют дети и взрослые, люди умирают. Мы все время бьем антирекорды по заболеваемости, по смертности. Надо с этим что-то делать, прежде всего.

Е. Грачева: То есть Вы считаете, владыка, что можно было бы сделать вакцинацию обязательной, чтобы снизить нагрузку на медперсонал, на больницы. Я правильно понимаю?

Митрополит Иларион: Вы правильно понимаете. Я не считаю, что вакцинация должна быть обязательной для всех, но, по-видимому, она должна стать обязательной для очень многих категорий работников — для тех, которые работают с другими людьми. Если ты не хочешь вакцинироваться — сиди дома, не выходи на улицу, не становись потенциальным источником заражения для других людей. Если у тебя какая-то домашняя работа, например, ты — писатель, может быть, тебе и необязательно вакцинироваться. Но если ты работаешь в социальной сфере, если ты учитель или учительница, если твоя профессия связана с постоянным контактом с людьми, тогда, мне кажется, вакцинация для таких людей должна быть обязательна.

Причем, я думаю, нужно тщательно продумать механизмы побуждения людей к вакцинации. Вакцинирование происходило и происходит бесплатно, вакцина общедоступна, но многие люди не хотят вакцинироваться, и сейчас мы видим то, что происходит вокруг нас. Я считаю, что это очень тревожная, плачевная и трагическая ситуация. Мы, священники, с этим сталкиваемся каждый день. Нам пишут: человек заболел — просим помолиться, потом пишут, что его забрали в больницу, подключили к ИВЛ, а потом просят молиться за упокой... Это мы сейчас слышим каждый день.

Е. Грачева: Владыка, Ваше высказывание в одной из прошлых программ о том, что кампания по вакцинированию в России провалилась, имело широкий резонанс. В комментариях многие задаются вопросом, какая статистика вакцинированных среди работников Русской Православной Церкви, среди священников? Кто-то ее вообще ведет?

Митрополит Иларион: Мы не ведем специальную статистику по вакцинации среди священников или прихожан, но я думаю, что процентное соотношение примерно такое же, как и в целом в обществе. Насколько я могу судить, в целом в обществе мнения разделись примерно 50 на 50, то есть около половины нашего населения — это люди, которые вакцинировались или готовы к этому, либо они переболели и имеют достаточное количество антител. А другая половина — это люди, которые по каким-то принципиальным соображениям не хотят вакцинироваться, причем эти соображения иногда бывают самыми нелепыми. Например, распространяются мифы, что от этих вакцин мужчина станет импотентом, что женщина не сможет рожать, что у вакцинирования будут какие-то долгосрочные, опасные и ужасные последствия. Люди закрывают глаза на то, что происходит вокруг, когда один за другим окружающие уходят из жизни, причем умирают в самых тяжелых обстоятельствах: задыхаются, не могут проститься со своими родственниками... То есть, как говорится, врагу своему не пожелал бы такой смерти, но на все это закрывают глаза и при этом питаются какими-то мифами.

Е. Грачева: Для священников вакцинация должна стать обязательной?

Митрополит Иларион: Лично я думаю, что для священнослужителей вакцинация должна была бы быть обязательной, поскольку они находятся в постоянном контакте с очень большим количеством людей. За исключением, конечно, тех случаев, когда имеются какие-то медицинские противопоказания. Но у нас в Церкви, как и в государстве в целом, принят такой подход, что мы не обязываем священнослужителей вакцинироваться.

Е. Грачева: Владыка, из-за сложной эпидемиологической обстановки Архиерейский Собор, назначенный на ноябрь, перенесен на конец мая следующего года. От этого Собора ожидали принятия целого ряда важных решений, в частности, признания «екатеринбургских останков». Как теперь с этим будет обстоять дело?

Митрополит Иларион: Я думаю, что решения, которые мы не сможем принять в ноябре, мы примем в мае следующего года, если, даст Бог, изменится к лучшему эпидемическая ситуация. Тогда, наверное, будут приняты те решения, принятие которых было запланировано на ноябрь.

Следственный комитет выпустил уже три тома материалов, которые были собраны в ходе исследования «екатеринбургских останков». В отличие от первого исследования, поспешно сделанного в 90-е годы, к которому не подпустили Церковь, из-за чего возникли подозрения и недоумения, нынешние исследования носят исчерпывающий характер. Произведено более 40 разных тестов, включая генетические, в разных лабораториях, в том числе там, где никто не знал, что это за образцы костной ткани. Выводы, сделанные Следственным комитетом, вполне однозначны. Членов Синода уже ознакомили с этими выводами, а после публикации этих трех томов они станут доступны для всякого желающего.

Проведена очень кропотливая, скрупулезная и по сути исчерпывающая работа. Нам осталось только ознакомиться с ее результатами и принять соответствующее решение.

Е. Грачева: Владыка, перейдем к международным темам. Патриарх Константинопольский Варфоломей пребывает на этой неделе с визитом в Соединенных Штатах Америки, где у него запланирована личная встреча с президентом Джо Байденом. Какова цель этого визита Патриарха Константинопольского? Чего Вы ждете по его итогам?

Митрополит Иларион: Во-первых, основная паства Константинопольского Патриархата находится именно в Америке. В Турции у Константинопольского Патриархата практически не осталось верующих, а в Америке есть солидная греческая диаспора, которая является паствой Константинопольского Патриарха и финансово поддерживает, а по сути, содержит Константинопольский Патриархат.

Кроме того, американская администрация на протяжении многих лет оказывает политическую поддержку Константинополю, в том числе в тех амбициозных планах, которые Константинопольский Патриархат вынашивает и частично реализует. Эти планы сводятся к тому, чтобы из почетного первенства роль Константинопольского Патриарха в Православной Церкви переросла в некое подобие папской власти в Католической Церкви. Вот, собственно, чем более всего озабочен Константинопольский Патриарх. Это прослеживается практически по всем направлениям его деятельности.

Е. Грачева: Ксения Собчак опубликовала на своем YouTube-канале фильм с участием скандально известного священника Романа Степанова. Он стал известен тем, что призывал иерархов Русской Православной Церкви обнародовать общественности свои доходы и имущество. Конкретно в этом интервью он рассказывает Собчак об употреблении священниками наркотиков, об изнасиловании священниками несовершеннолетних. Видели ли Вы это интервью? Что Вы о нем скажете?

Митрополит Иларион: Я видел это интервью. Давайте расставим все по своим местам. Он говорит не об употреблении священниками наркотиков, а о том, как он сам употреблял наркотики. В чем, собственно, заключается видеопродукт, который сделала Ксения Собчак? Она нашла священника, запрещенного в священнослужении. За что он запрещен? Не за то, что призывал раскрывать доходы, а за то, что нарушил основные канонические правила Православной Церкви.

Есть основополагающее правило, что священник должен быть женат единственным браком. Если у священника брак распался, он либо может стать монахом, либо может оставаться целибатом, либо, если он вступает во второй брак, то лишается священного сана — это общепринятое правило, из которого не делается исключений. После рукоположения у этого священника распалась семья — это, конечно, жизненная трагедия, но на такую жизненную трагедию каждый священник отвечает по-разному. Этот батюшка начал сожительствовать с другой женщиной, причем вместе с ней употреблял наркотики, о чем сам очень красочно рассказывает. Потом у него от этой женщины родилась дочь. С ней он тоже расстался и сейчас вступил в сожительство с третьей женщиной.

Е. Грачева: Просто «Казанова Русской Православной Церкви»…

Митрополит Иларион: Обо всем этом он рассказывает в этом фильме, показывает этих женщин. Поэтому если его сравнивать с Мартином Лютером, то, наверное, прежде всего нужно задать тот вопрос, который Христос задавал Своим оппонентам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк. 6:41). На каком основании и какое право обличать других имеет человек, нарушивший основополагающие правила, применяемые к священнослужителю?..

Очень многое в этом фильме совершенно бездоказательно. Например, какая-то женщина обвиняет некоего священника в том, что он ее домогался. Почему мы должны верить этой женщине? Роман Степанов приходит в храм к этому священнику с камерой, преследует его, начинает ему говорить — вы должны покаяться, сознаться. А может быть, тот священник ни в чем не виноват? Если виноват, пусть в этом разбираются следственные органы. Почему тогда эта женщина не подаст в суд, не обратится в прокуратуру? Весь этот фильм построен на такой совершенно бездоказательной лжи.

О насилии, совершаемом в отношении несовершеннолетних детей, опять же, этот священник говорит применительно к себе. Он рассказывает о том, как когда-то на него, пятилетнего мальчика, напали дети более старшего возраста и изнасиловали его. Это травма, которую он пережил, но какое отношение это имеет к жизни Церкви, совершенно непонятно.

То есть получается, что у человека есть многочисленные личные проблемы: он был наркоманом, сейчас вроде бы «завязал»; он нарушил супружескую верность, живет уже с третьей женщиной, будучи до сих пор священником, и при этом проблемы ищет не в себе самом, а в окружающем мире. Конечно, такой проблемный человек, у которого в жизни было столько трагедий и изъянов, вряд ли сможет увидеть что-то хорошее не только в Церкви, но и вообще в окружающем мире.

Е. Грачева: Кто-то под этим выпуском Собчак написал такой комментарий: «Ведь ее Господь спас от смерти, а она первое, что делает, — пишет эту мерзость про Церковь». Речь идет, конечно, про смертельное ДТП в Сочи, в котором Собчак была пассажиром автомобиля. Имела ли, на Ваш взгляд, Ксения Собчак моральное право покидать место ДТП?

Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за дорожно-транспортное происшествие несет водитель. Поэтому, конечно, водитель должен оставаться на месте. Если пассажир оказался вовлечен в дорожно-транспортное происшествие, то по-человечески он призван помочь пострадавшим. Вот все, что я могу на эту тему сказать.

Е. Грачева: А как быть с тем, владыка, что предыдущего водителя она уволила, когда тот отказался выезжать на «встречку»?

Митрополит Иларион: Мне не хочется обсуждать чужие грехи, не хочу уподобляться Роману Степанову, который ищет вокруг себя какие-то проблемы. Пусть каждый отвечает за свои дела и несет ответственность за свои поступки — это самый лучший подход. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Я прочитала все Евангелия, но так и не поняла, откуда появился Бог. Он создал мир и человека, но как появился Он Сам?

Митрополит Иларион: Бог ниоткуда не появился, Он всегда существовал, существует и будет существовать. Бог, если хотите, это единственное Существо, Которое никогда не начиналось и никогда не закончится. Все остальные существа созданы Богом и получили начало во времени, а Он существует вне времени, Он является Творцом времени. Он никогда не начинался, никогда не рождался. Он всегда существовал.

Вопрос: Проясните вопрос о языке богослужений. Я знаю, что его неоднократно задавали, но у меня, как и у многих людей, до сих пор нет полного понимания. Обычно говорят, что церковнославянский — это язык, на котором изначально велись службы. Если следовать такой логике, то можно пойти дальше — надо вести богослужение на греческом. Поскольку Христос говорил на арамейском языке, то, может быть, перейти на арамейский?

Митрополит Иларион: Язык богослужения — это тема, которая в Русской Православной Церкви обсуждается очень давно, по крайней мере, с XIX века, когда на эту тему писал святитель Феофан Затворник.

Проблема здесь комплексная и решать ее надо комплексно. Просто так перевести византийские богослужебные тексты VIII века на русский язык — еще не значит сделать богослужение понятным. Я проводил один простой эксперимент, когда служил в Венгерской епархии: у нас был русскоязычный приход, и на одной службе я прочитал Великий покаянный канон Андрея Критского не на славянском, а на русском языке. Люди точно так же ничего не поняли на русском языке, как они не понимают этот текст на славянском. Почему? Потому что это сложный богословский текст, который был написан в эпоху, когда люди, а в особенности монахи, для которых писался этот текст, очень хорошо знали Священное Писание. Сейчас люди в большинстве своем Священного Писания не знают, даже наши православные верующие. Просто воспринять на слух такой сложный богословский текст даже на русском языке практически невозможно.

То есть вопрос здесь заключается не в том, чтобы перевести тексты на русский язык, а в том, чтобы сделать богослужение более доступным, понятным. Для этого в каких-то случаях может использоваться русский язык. Например, Святейший Патриарх предлагает священникам, у которых есть к этому желание и на их приходе есть соответствующий запрос, читать отрывки из Апостола и из Евангелия по-русски, а не по-славянски. В некоторых приходах такие чтения бывают и по-славянски, и по-русски, как, например, на приходе, где я служу. Но в полной мере решить вопрос понимания богослужения можно только за счет того, что людям будет постоянно объясняться смысл службы и они сами будут серьезно относиться к чтению Священного Писания. Не зная Священного Писания, Библии, причем не только Евангелия, но и Ветхого Завета, невозможно понимать богослужение.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как избавиться от эгоизма, от зацикленности только на себе? Я не могу всем сердцем проникнуться в проблемы близких, в голове только свое.

Митрополит Иларион: Чтобы избавляться от эгоизма, нужно учиться ставить себя на место другого человека. К вам пришел человек с каким-то вопросом или с проблемой, и вы пытаетесь эту проблему решить из своего собственного опыта, а попробуйте поставить себя на место этого человека. Как бы Вы поступили или что бы Вы чувствовали в такой ситуации? И попытайтесь из этой перспективы другого человека ему помочь, посочувствовать. Этому, конечно, надо учиться. В каких-то случаях к этому надо себя принуждать, заставлять себя выходить навстречу другому человеку, открывать ему свое сердце. И, конечно, нужно молиться Богу о том, чтобы Он помог вам избавляться от эгоизма и видеть других людей с их проблемами, скорбями, нуждами и болезнями, и приходить им на помощь.

Вопрос: Поясните, пожалуйста, заповедь: «Не судите...». Ведь наш Спаситель, согласно Писанию, в спорах противоречит первосвященникам и книжникам, называя их порождениями ехидны и лицемерами.

Митрополит Иларион: Кстати, хотел бы сказать, что выражение «порождение ехиднины» — это не очень удачный перевод того, что более правильно было бы перевести как «змеиные отродья». Это выражение использовал Иоанн Креститель, а Господь Иисус Христос заимствовал его у Крестителя. Греческое слово, которое переводится как «ехидна», в действительности означает змею. Это к слову.

А по сути вашего вопроса могу ответить следующее. Господь призывал не судить и не осуждать людей, но Он никогда не призывал к тому, чтобы человек отказывался от дара рассуждения, то есть, например, мы должны понимать, что такое грех и греховный образ жизни. Мы имеем право осуждать греховный образ жизни, но не должны осуждать грешника.

Сам Господь Иисус Христос показывал пример. В Евангелии содержатся многочисленные примеры того, как Он не осуждал грешников, но при этом Он никогда не оправдывал грех. Когда к Нему пришла женщина-грешница, чтобы помазать Его ноги благовонным миром, Он ее не осудил, но и не оправдал ее грех. Он просто поступил с ней так, что она без всяких слов поняла, что должна изменить свою жизнь.

Господь призывает нас действовать именно так: не осуждать людей, но жить так, чтобы они, соприкасаясь с нами, сами понимали, что является грехом, а что — добродетелью, и брали с нас пример.

Хотел бы завершить передачу этими же словами Господа Иисуса Христа, о которых шла речь: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:1-2).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа
Митрополит Волоколамский Иларион
Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
6 ноября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года
Епархии передают препараты и оборудование в больницы, проводят благотворительные акции для помощи тяжелобольным
Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев)
4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев)
Ковид-глобалисты против вакцинации Ковид-глобалисты против вакцинации
О логике распространения пандемии и методов борьбы против нее
Ковид-глобалисты против вакцинации Ковид-глобалисты против вакцинации
О логике распространения пандемии и методов борьбы против нее
Александр Руденко
Глобалисты противодействуют вакцинации от коронавируса? Это же оксюморон в глазах большинства сторонников антипрививочного движения. Но так ли это? Давайте разбираться.
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц (публикация обновляется)
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц. В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников форума.
«Ни одного смеющегося человека там не видел» «Ни одного смеющегося человека там не видел»
Псковский священник рассказал о поведении пациентов и работе медиков инфекционной больницы
«Ни одного смеющегося человека там не видел» «Ни одного смеющегося человека там не видел»
Ольга Нефёдова
Псковский священник откровенно рассказал о поведении пациентов и работе медиков инфекционной больницы
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Святейший Владыка поделился размышлениями о духовном значении испытаний, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц.
На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии
Как помогать нуждающимся в период пандемии, где найти силы, чтобы ответить на просьбу каждого, кто обращается за помощью в Церковь, как организовать и развивать социальное служение — обсудили участники XII Межрегиональной конференции по социальному служению Русской Православной Церкви
Комментарии
Антоний12 ноября 2021, 00:37
Дорогой брат Олег, "Церковь оказалась в тяжелом положении"? Нет. Нет ничего проще, чем собраться и высказать соборное мнение Церкви. Вышли же в последние годы канонические документы - о церковном браке, о монастырях и монашествующих. Нужен такой же - "О применении вакцин, полученных с использованием эмбриональных клеток". Будет документ - все проблемы решатся за секунду, в самый миг его подписания Патриархом. Так мало надо - лишь заявить: "Церковь приняла позицию о допустимости Спутника, прививайтесь" или "Мы согласны с мнением Патриаршей комиссии по вопросам семьи, Спутник недопустим, требуем от Государства перестать прятать этичные вакцины". Всё! Миллионы жизней спасены. Молчание убивает!
Олег 7 ноября 2021, 17:29
Церковь оказалась в тяжелом положении. Пандемия оказывает существенный урон, а более жесткие меры принимать нельзя - станет много раскольников. Остается только просить милости у Бога и отвечать за себя.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×