В календаре Русской Православной Церкви появилась новая памятная дата — день особого поминовения православных христиан, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в советские времена. Заупокойные богослужения по ним теперь будут совершаться повсеместно в российских храмах 30 октября, когда в стране на государственном уровне отмечается День памяти жертв политических репрессий. Решение об этом было принято на прошедшем 23-24 сентября заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. О том, для чего нужно хранить память о людях, которые в XX веке стали жертвами массовых репрессий, в прямом эфире радио Sputnik рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
— Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Владыка, в чем отличие этой новой памятной даты — дня особого поминовения православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении в советские времена? Разве прежде Церковь не поминала пострадавших в годы гонений, в частности, в советские времена?
— Конечно, Церковь поминала жертв политических репрессий и раньше. Есть день — воскресенье, следующее за 25 января по старому стилю, — когда совершается поминовение всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. Совершается такое поминовение в соответствии с определением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Вместе с новомучениками и исповедниками мы поминаем и всех безвинно пострадавших.
Так как сейчас в Российской Федерации на государственном уровне существует день поминовения жертв репрессий, то Священный Синод Русской Православной Церкви по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, который является председателем Церковно-общественного совета при Патриархе по увековечению памяти новомучеников и исповедников, принял решение установить еще один ежегодный день совершения заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. То есть речь идет не только о тех, которые почитаются как новомученики и исповедники, но и о всех невинно пострадавших. Иначе говоря, речь идет о миллионах людей.
Синод определил, чтобы в этот день в Патриаршем кафедральном соборе Храма Христа Спасителя совершалась Божественная литургия и панихида архиерейским чином, во всех епархиях совершались заупокойные богослужения, а в храме на Бутовском полигоне, который является одним из главных центров хранения памяти о новомучениках и исповедниках и о всех безвинно убиенных, также в этот день совершалась Божественная литургия и панихида. Заупокойные богослужения должны совершаться и в духовных академиях и семинариях с участием учащихся, и в приходских храмах, и в монастырях.
— Важно ли поминать жертв других эпох? Или Церковь это и так делает?
— Церковь поминает всех безвинно пострадавших и вообще всех усопших. Но когда мы говорим о поминовении жертв репрессий, то здесь речь идет о конкретной и весьма многочисленной категории наших граждан, которые пострадали. Ведь эти репрессии часто замалчиваются, а количество пострадавших и погибших существенно преуменьшается. Вообще, если сейчас спросить молодежь, студенчество, знают ли они что-нибудь о репрессиях, то немногие смогут сказать о том, что происходило у нас в 20-е, 30-е, 40-е и в 50-е годы. А ведь репрессии продолжались от начала революции 1917 года и вплоть до смерти Сталина.
— С христианской точки зрения, насколько важно установление справедливости, то есть наказание или порицание виновных в этих репрессиях? Или все же главное — это прощение и примирение?
— Понятия «прощение» и «примирение» вовсе не означают забвение, согласие с ложью, или то, что мы не должны называть вещи своими именами. Когда в 2000 году Церковь канонизировала новомучеников и исповедников, она назвала своими именами и гонителей, и гонимых. Причислив к лику святых сразу большое количество людей, которые были известны по именам, мы сказали и о том, что очень много остается и, наверное, останется неизвестных людей, ибо точную цифру пострадавших сегодня не знает никто. Поэтому мы приняли решение о том, чтобы причислить к лику святых всех — и тех, чьи имена мы знаем, и тех неизвестных людям, но ведомых Богу, которые пострадали как мученики и как исповедники, до конца сохранив верность Христу.
В 90-е годы была проделана огромная работа (которая продолжилась в 2000-е годы) по сбору материалов по канонизации новомучеников. Ведь важно понимать, что не все, ставшие жертвами репрессий, совершили мученический или исповеднический подвиги. Были и те, кто отрекся от веры, на допросах выдавал других людей. Поэтому следственные дела необходимо было изучить очень тщательно. Причем иногда оказывалось, что следственное дело одного человека не выявляло за ним каких-то нравственных пороков или того, чтобы он, например, доносил на других людей, но позже это выяснялось из следственных дел других людей.
Поименно почти две тысячи человек были причислены к лику святых, а тех, чьи имена неизвестны людям, но они известны Богу как мученики и исповедники, мы тоже почитаем в этом качестве.
Что же касается особого поминовения православных христиан, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в советские времена, которое установлено сейчас, то оно, прежде всего, направлено на заупокойное поминовение людей, не причисленных к лику святых, но ставших жертвами репрессий. В Церкви мы молимся святым, а людей неканонизированных — поминаем за упокой. И сегодня — день заупокойного поминовения всех безвинно пострадавших.
— Почти 70 лет прошло со смерти Иосифа Сталина, но его имя до сих пор порождает множество дискуссий. У Русской Православной Церкви есть однозначная позиция по личности Иосифа Сталина?
— Есть, конечно, официальная позиция Церкви, которая была выражена на Архиерейском Соборе 2000 года, когда были названы своими именами и гонители, и гонимые. Считаю, на этой позиции мы и должны основываться. Но, к сожалению, люди у нас зачастую склонны больше верить мифам, чем цифрам и фактам.
Распространяются всевозможные мифы, в том числе и в церковной среде, о том, что Сталин якобы покаялся, что он вообще был тайным христианином, ходил к блаженной Матронушке, что у него была чуть ли не домовая церковь, где он каждый день молился.
Но ведь есть факты. И эти факты известны. Они опубликованы. А есть и всякая мифология. Например, говорят, что Сталин не знал о репрессиях против Церкви и что их совершали якобы другие люди от его имени. В это очень многие продолжают верить. Поэтому вокруг личности Сталина так много мифов. Его героизировали, особенно в связи с победой в Великой Отечественной войне. Мы не должны умалять значение этой победы, но мы не можем закрывать глаза на чудовищные репрессии, которые, конечно же, проводились по прямому указанию этого человека.
Могу привести пример. Это репрессии 1937-38 годов. В 1937 году был издан особый приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Среди «других антисоветских элементов» были упомянуты «церковники». Кто такие «церковники»? Прежде всего, это представители духовенства, в основном православного, но не только.
Каждому региональному управлению НКВД предписывалось репрессировать определенное количество человек. Были установлены квоты на репрессии, но они определяли не число репрессированных, которое нельзя превысить, а, наоборот, число, которое надо достичь. Квоты были установлены в Москве, Московской области, в других регионах.
План предписывал арестовать в общей сложности около 250 тысяч человек, но в результате карательные органы значительно превысили первоначальные квоты на репрессии. Есть конкретные цифры: только с августа по ноябрь 1937 года было репрессировано 31 359 «церковников и сектантов», в том числе митрополитов и епископов — 166, «попов» — 9 116, монахов — 2 137, «церковно-сектантского кулацкого актива» почти 20 тысяч. Из этого числа приговорено к расстрелу свыше 13 тысяч. Из них епископов 81, священников 4 629 и так далее.
Эти цифры фигурируют в документах НКВД. Вопрос: знал об этом Сталин или нет? Ежов докладывал Сталину: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат Православной Церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало Церковь». Неужели этот доклад не дошел до Сталина? Ведь он сам писал резолюции. «Надо бы поприжать господ церковников», — писал Сталин Ежову. Поэтому совершенно очевидно, что Сталин был в курсе дел и знал о том, что происходило — знал об этих квотах, ибо лично их утверждал. Поэтому ответственность Сталина за репрессии совершенно очевидна. Она может быть неочевидна только для тех, которые хотят верить мифам, а не цифрам и фактам.
— Владыка, скажите, а как Церковь относится к людям, которые причисляют себя к православным христианам, но одновременно исповедуют коммунистические взгляды? Считает ли Церковь, что одно исключает другое или же допускает подобное?
— В Церкви должно быть место для людей самых разных политических ориентаций, взглядов. Было бы неправильно, если бы мы ассоциировались с конкретной политической программой или говорили, что та или иная идеология не позволяет людям быть в Церкви.
Среди современных членов коммунистической партии есть люди, которые ходят в церковь, участвуют в богослужениях. В этом нет ничего плохого. Наоборот, мы это всячески приветствуем. У нас каждый год проходит Всемирный русский народный собор под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На Соборе выступают члены всех политических фракций Государственной Думы. Это не только представители «Единой России», но и коммунисты, и ЛДПР, и другие партии, то есть возможность высказаться предоставляется каждому.
При входе в храм никто ни у кого не спрашивает: ты коммунист или беспартийный, ты признаёшь сталинские репрессии или не признаёшь? Другое дело, конечно, что необходимо вести просветительскую работу, потому что люди должны знать о том, что реально происходило в нашей стране. Думаю, что решение Синода, которое мы приняли в сентябре, как раз на это и направлено, чтобы память о безвинно пострадавших сохранялась в нашей Церкви.