О чистых умах и результате одной экскурсии

Сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших Сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших В преддверии дня Собора Архистратига Михаила мне задали простой вопрос: почему падшие ангелы не могут покаяться?

— Читала сперва выборки из святых отцов, — жалуется женщина, — но не поняла. Попробовала читать на православных сайтах, а там тоже святых отцов цитируют... И опять непонятно.

Я весело хмыкаю, потом спохватываюсь и говорю:

— Извините, это не над вопросом... Просто вспомнилось шуточное объявление: «Мама трех программистов ищет кого-нибудь непсихованного, кто объяснит ей, как пользоваться компьютером».

Мы часто не понимаем объяснений специалистов, потому что специалисты опускают целые цепочки рассуждений как очевидные. Так бывает в самых разных областях знаний, и богословие тут не исключение.

Ответ обычно таков: ангелы бестелесны и потому не могут покаяться. Но почему?!

Ответ на поставленный вопрос обычно таков, что ангелы бестелесны, и потому не могут покаяться.

Потому?! Почему? Как бестелесность ангелов связана с невозможностью их покаяния?

Вспомним, как ещё мы называем ангелов? Умные силы. Ангел — чистый ум. Чистый — не в смысле неиспорченный, а в смысле — ум, и всё. И как таковые, падшие ангелы сразу, до совершеннейшего конца, продумали следствия своего отступления от Бога. Понимали всё... и выбрали-таки отступление. Их отпадение от Бога в высшей степени сознательно, а потому и безвозвратно.

***

Из этого рассуждения путем сложного ассоциативного ряда мы с собеседницей добираемся до другого вопроса, на который она тоже не нашла понятного ответа. Как люди смогут пребывать в вечной радости с Богом, если их близкие будут обречены на вечные муки без Бога?

Тут я притормаживаю и начинаю подбирать слова очень осторожно. Потому что этот вопрос не отвлеченный, а касающийся самых болезненных для нас мест. Близкие — это не какие-то не известные нам ангелы: близких мы любим, о близких мы переживаем, причем иногда столь сильно, что сердце, кажется, готово разорваться. И если мы войдем в Царство Небесное, а они нет, то какое же нам будет вечное радование?

— Знаете, — говорю я медленно, — одна игумения рассказала мне такую историю...

Дело было в небольшом городском монастыре в конце 1990-х. Одна молодая сестра, неплохо вступив в послушническую жизнь, через несколько лет начала на всё роптать и всех осуждать. Игумения старалась помочь послушнице преодолеть этот, как казалось, кризис, и сильно за нее переживала. Матушка была очень доброй и самоотверженной. Она воспринимала сестер как родных и переживала за них как за родных — до слез, корвалола и таблеток от давления.

Как-то ночью послушница провела в монашеский корпус своих бывших приятелей-одноклассников...

А потом случилась совершенно из ряда вон выходящая история. Как-то ночью эта послушница провела в монашеский корпус своих бывших приятелей-одноклассников. И устроила им своеобразную экскурсию: с хихиканьем и шиканьем «тише!» водила их по зданию и показывала, где жилые кельи, где туалет и душ, где сушат белье, где хранят одежду...

Понятно, что если бы какая-то из стареньких сестер вдруг вышла в тот момент в коридор и увидела там ночью здоровых молодых парней, то, пожалуй, могла бы и инфаркт схватить. Тем более в 1990-х, когда за стенами монастыря, бывало, и постреливали.

Слава Богу, что всё обошлось. Гости ушли, никого не уложив на смертный одр. Вскоре через болтливых приятелей послушницы информация об «экскурсии» докатилась до игумении. Она вызвала послушницу и спросила, что происходит. Та не стала ничего отрицать и вообще повела себя бесстыдно.

— И в этот момент, — рассказывала игумения, — я поняла, что она мне — не близкая. Она сознательно предала всех. Она — чужая.

Пожалуй, тут можно найти один из возможных ответов на поставленный вопрос. Если ангелы определились в своем выборе (быть с Богом или без Него) раз и навсегда, то у людей он растягивается на всю жизнь. Но рано или поздно он всё же совершится. И те, чей выбор склонился к добру, на Страшном Божием Суде увидят, что избравшие зло лишь казались им близкими. А на самом деле были, увы, чужими.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа десятая
Протоиерей Андрей Ткачев
Что говорится об ангелах и демонах в Евангелии – напрямую и иносказательно? В чем человек превосходит ангелов?
Противоречат ли вечные муки Божией любви Противоречат ли вечные муки Божией любви
или Соблазны оригенизма в наши дни
Противоречат ли вечные муки Божией любви Противоречат ли вечные муки Божией любви,
или Соблазны оригенизма в наши дни

Валерий Духанин
В 553 году осуждение Оригена подтвердили отцы Пятого Вселенского собора. 11-й анафематизм звучит буквально так: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти, тот да будет анафема».
Значение поста по отношению к бесам Значение поста по отношению к бесам
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Значение поста по отношению к бесам Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Падший ангел, приступая к постящемуся человеку, уже не видит того вещественного преобладания, которое ему вожделенно и нужно.
Комментарии
Игорь.26 ноября 2021, 20:41
Елена О. отец Павел Великанов - это еще далеко не всё богословское образование и даже не его значительная часть так что поберегите нервы)))
инокиня Наталья -- Е.26 ноября 2021, 19:33
А зачем Вы извиняетесь? Мои комментарии, действительно, местами были колючими. Во-1-х, "люди есть люди", и мне было обидно, что игумению, годами терпевшую человека, небрежно пинали те, кто не потерпел бы этого человека и часа. Во-2-х, я относительно спокойно переношу переходы на мою личность, но, да - резко реагирую на неправомыслие, высказанное претенциозно. Гордиться тут нечем, это профессиональная деформация... но она ведь не в санатории приобретена. Годами приходится говорить людям о тех или иных назревающих, как говорят специалисты "деструктивах", а потом еще разгребать последствия, стискивая зубы, чтобы не сказать "вас же предупреждали". А про "чужих" - речь вообще шла о другом.
Е.26 ноября 2021, 14:58
Перечитала статью два раза и оба раза не покидало неприятное ощущение..прочитав комментарии поняла в чём дело и что меня задело.Понять,что "человек чужой"..тонкий лёд:если мы понимаем, что человек нам чужд (его взгляды/поведение), мы можем попытаться направить его, обратить внимание и, если это не помогает,"оставить" его,но продолжая МОЛИТЬСЯ,чтобы Бог вразумил и наставил на путь истинный. Увы, жалею, что зашла в комментарии. Слишком много...земного.Ссылаются на Святых Отцов,каких-то людей..если бы не подписи,в некоторых моментах комментарии Ин.Натальи ощущались более колючими,нежели простых людей.Извините,как говорил один старец:"люди-всегда люди,только Бог знает кто есть кто"Будем добрее
инокиня Наталья -- Наталье25 ноября 2021, 16:05
Видимо, надо просить прощения в том же духе. Каюсь и прошу прощения, что вступила в спор, хотя видела, что эмоций много, а точности в употреблении слов нет вообще. Люди готовы увидеть за собой переход на личности и извиниться, но не видят непозволительного обобщения в адрес монашества во фразе: "Да, у меня не монашеский тип мышления. Не получается относиться к тем, кого люблю, сухо-официально, считая это благочестивым отношением." Не понимают, что называя жестким осуждение в ад грешников, клевещут на Бога. Не заботятся о том, чтобы точно выразить богословскую мысль, а потом называют критику цеплянием к словам. С этим ничего не поделать, и я это знаю. Однако, вступила в дискуссию. Простите!
Елена О.25 ноября 2021, 13:16
Игорь.25 ноября 2021, 08:50 Вижу. После статьи об арти-шоках вообще нахожусь в глубоком размышлении о богословском образовании. Довольно эмоциональном).
Игорь.25 ноября 2021, 08:50
Елена О. видите я был прав что человек не новоначальный)))
Наталья24 ноября 2021, 15:24
инокиня Наталья -- Наталья22 ноября 2021, 11:2522 ноября 2021, 22:04. Конечно, я перечитывала свои комментарии. Так как хотела убедиться в том,что я действительно оговорила все монашество. Но нет, такого я действительно не писала, только в ваш адрес.Я и это признала, указав, что сама скатилась в переход на личности. О чем и попросила прощения. Было же такое? Было.К монашеству отношусь с большим уважением, считаю его подвигом во имя Христа, и у меня друг иеромонах, дружим много лет, которого люблю как брата во Христе и молюсь за него каждый день, подаю записки и дорожу тем,что Господь послал мне такого человека. В общем, думаю, были не во всем правы обе стороны, за что каюсь и прошу прощения.
Игорь.24 ноября 2021, 13:01
Ну может. А только если человека какие-то страсти гложут так они тоже так же проявляться могут. Решил человек что он например очень добрый и жалостливый а с ним не согласны))) и тут эмоций тоже много будет.
Елена О.24 ноября 2021, 08:23
Игорь, новоначального, обычно, мучит какой-то вопрос веры. И, конечно, поэтому он эмоционален).
Елена О.23 ноября 2021, 15:04
Андрей22 ноября 2021, 10:52 Можно ещё и https://www.pravoslavie.ru/112324.html посмотреть
Игорь.23 ноября 2021, 13:52
Елена О. а кто сказал что это новоначальные? Есть люди которые 20-30 лет в церковь ходят а вероучения не знают. Или знают но так как им хочется. Здесь в коментах на сайте бывает что человек со знанием дела святых отцов цитирует а мнение выбирает неправославное. Ну там какое-нибудь заблуждение какого-нибудь святого про которое давным давно соборное мнение Церкви есть что это заблуждение.
И.23 ноября 2021, 13:44
Андрей23 ноября 2021, 09:35 Спасибо за совет. Со своей стороны могу сказать, что читать бесполезно, если не пытаешься следовать написанному. Теория без практики может даёт что-то уму, но не сердцу. У меня так, у Вас возможно иначе.
Елена О.23 ноября 2021, 10:47
Так я и не поняла: зачем "сказочникам" сталкивать лбами новоначальных с продвинутыми богословами... Видимо, для отбора... в учебные заведения).
Андрей23 ноября 2021, 09:35
И 22 ноября 2021 17:12, интересуетесь моим мнением по теме публикации? Полагаю, что не отклоняюсь от учения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Посему советую читать произведения святых отцов. Причём не всех подряд, но по совету духовника или приходского священника. Одно дело изложение для жителя Константинополя 4 века и совсем иное для валаамского схимника 19 столетия. Впрочем, представьте себе мироощущения выпускника школы и аэроклуба на балу в субботу 21 июня 1941; при получении повестки в полдень 22 июня; в первой встрече с собратом по ремеслу только другими опознавательными знаками на крылатой машине. Есть и более наглядный, но жестокий метафорический вариант - штыковая атака
Игорь.23 ноября 2021, 08:43
Наталья какой "спокойный разговор"? Сами вы высыпали ворох упреков на автора и в том же комментарии подчеркнули что ваша эмоциональность это хорошо. Достойное такое качество которое отличает вас от всяких там "сухо-официальных". Вы вобще пытались свои прежние коменты анализировать?
Ольга22 ноября 2021, 22:49
Эта затянувшаяся дискуссия мне напомнила первый роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди», представляющий собой переписку главных героев. Конечно, их письма совсем другие, отличающиеся от комментариев и по содержанию, и по форме. Эпиграфом к роману послужила цитата из рассказа В.Ф. Одоевского «Живой мертвец»: «Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь...невольно задумаешься, — а там всякая дребедень и пойдет в голову; право бы, запретил им писать; так-таки просто вовсе бы запретил». Ох уж эти «сказочники»-дискуссанты! )
инокиня Наталья -- Виталию22 ноября 2021, 22:33
Нет, я не могу. Мне, чтобы повторить за кем-то хорошую мысль как свою, требуется дозревать хотя бы лет пять. А вот над комментариями есть статья "Противоречат ли вечные муки Божией любви" - там всё разложено по полочкам легко и естественно. Так, как это давным-давно разложено в Православии. Прочтите, и Вас уже никто не запутает))) Надо смириться с тем, что профессорА Академий тоже не непогрешимы; их тоже может заносить. Я начинала смотреть передачу с Осиповым 8-летней давности на эту же тему, выслушала пару доводов и отключилась, чтоб не раздражаться. Потому что доводы совершенно неубедительные, сплошная натяжка.
инокиня Наталья -- И.22 ноября 2021, 22:10
Как будто можно быть либо только писателем, либо только читателем. У одного одно удается лучше, а у другого - другое. Соответственно, и писать оба могут - каждый на свою тему.
инокиня Наталья -- Наталья22 ноября 2021, 11:2522 ноября 2021, 22:04
Так я Вам тоже боюсь писать. Есть люди, которые возвращаются назад, перечитывают свои комментарии и задумываются. А Вы перечитываете свои высказывания, например, про монашество, и говорите: "а что такого? ну, подумаешь, упрекнула я человека в сухости, в притворном благочестии, в безжалостности. ну, подумаешь, всё сформулировано так, что звучит осуждением монашества вообще. МНЕ же это простительно! Я же это не со зла! а вот мне отвечают критически - это мне удары наносят! это со зла!" И какой смысл Вам был просить прощения, если Вы и теперь не считаете, что сказали что-то недоброе, а напротив, считаете, что Вы тут сторона пострадавшая? Плохо замечать за другими то, чего не замечаешь за собой.
НН22 ноября 2021, 20:59
Инокиня Наталья, спасибо большое за статью. Она мне очень понравилась, особенно тем, что в малом объёме Вы сумели уместить большой смысл. И прямо-таки заставили серьёзно задуматься о Страшном Суде. Вы правы: статью о.Валерия я начала читать, но продираюсь с трудом, до конца пока не одолела. Мой духовный отец говорил:/Если священник на исповеди будет тебя гладить по головке и успокаивать- беги от него. Господь не только Милующий, но и Взыскующий/. И да, часто мы не можем распознать больного человека, особенно "пограничника", а их сейчас,врачи говорят,много. И не всегда бываем разборчивы в выборе"своих" и не умеем говорить "нет" чужим; а потом обижаемся, корим их(за наш выбор!). Себя жалеем.
Наталья22 ноября 2021, 18:32
НН, Н, Елена О, Игорь Александрович, спаси Господи всех вас. Я привыкла именно к такому доброжелательному общению. В том числе, когда мы видим, что собеседник заблуждается. И в ответ продолжаем спокойный разговор, а не цепляние к словам и "разоблачение" человека, который переживает. Тема, предложенная автором, когда мы прилагаем ее и к себе, и к нашим близким, порой воспринимается очень болезненно.
И._____Андрею 22 ноября 2021, 10:5222 ноября 2021, 17:12
Есть выражение: если долго смотреть в бездну, то бездна в ответ посмотрит на тебя. Однако человек постепенно приближался к краю бездны и начал заглядывать туда. Самый страшный из вариантов родных и близких, когда отцы и матери понимают, что их дети по человеческим понятиям претенденты на «чужих». Их и так всю жизнь мучают вопросы, когда, в чем их вина, как исправить. А тут предлагают вариант «поймешь, что чужой и полегчает». Иногда действительно стоит признать, что существует тайна и не пытаться объяснять ее. Господь открыл ЧТО будет при кончине века. Однако не открыл, КАК и ПОЧЕМУ люди смогут принять, что пути близких людей разойдутся в вечности. Объяснения «поделом, сами пойдут» о другом.
Игорь Александрович22 ноября 2021, 16:22
Наталья22 ноября 2021, 11:25: Поддерживаю вас, но скорее всего, вы не будете услышаны. Это такая прискорбная нормальность всего происходящего. Мужайтесь, да поможет вам Бог!
Елена О.22 ноября 2021, 16:04
Наталья22 ноября 2021, 11:25 Как мать двоих программистов и жена программиста, хочу засвидетельствовать - лучше некоторые вопросы богословам не задавать). Нервничать будут. Ну и ладно, на всё воля Божья, даже праведный Иов не сразу волю Бога правильно понял.
И.22 ноября 2021, 15:25
инокиня Наталья, может ошибочно, но считаю, что одна из целей портала как раз разъяснение православного вероучения. И обратная связь в виде коммент-в помогает выяснить, что требует более тщательного пояснения. Иногда комментаторы поправляют друг друга. Если "ошибки" под запретом, меньше шансов их исправить. Вы может и считаете, что не стыдно чего-то не знать, но из ответов следует обратное, и что комментаторы должны быть совершенными. Было бы так, все бы стали писателями, а не читателями. Святые отцы писали по-разному, но об Одном. По большому счету и их трудов с лихвой хватает, каждый может найти, что ему ближе по форме/манере изложения. Однако люди учатся у людей в процессе общения тоже.
Виталий22 ноября 2021, 15:23
инокине Наталье 19 ноября 2021, 22:40 Да, про него. Спасибо за статью. Удивительно, но буквально на днях на Спасе вышла передача с Алексеем Ильичом на тему вечности мук, оригенизма, апокатастасиса в Священном Писании, двух линиях у святых отцов и пр (есть на ютубе). Вы можете сделать отдельную статью или попросить кого-то другого разобрать высказанные в передаче утверждения? А то складывается впечатление, что христиан специально хотят запутать.
НН22 ноября 2021, 11:55
Наталья21нояб, Конечно же, все вопросы уместнее было бы задать пр.Паисию Святогорцу...А мне на ум приходят места из Нового Завета,где сказано, что живые и мертвые никак не сообщаются; в Том мире замуж не выходят и не женятся; кто больше привязан к ближайшим родственникам больше, чем к Богу- не достоин Его... А Любовь, которой следуют настоящие христиане(а не называющие себя так и хотящие ими быть(как я)- она никуда не девается, а становится совершеннее. Может, как-то так? Но эти вопросы"не на мою зарплату". Я точно также переживаю за всех, включая себя. Будем делать что дОлжно, а там Господь разберётся. Всех с праздником иконы Божией Матери Скоропослушница! Пресвятая Богородице, помогай нам!
Наталья22 ноября 2021, 11:25
инокиня Наталья, боюсь писать вам. Но все же отвечу. В комментарии от 20 ноября я не оговаривала и не порочила все монашество, я писала лично вам, там нет ни одного слова в адрес "всего монашества". И даже за это я попросила прощения у вас. Мне страшно общаться с вами, ощущение, что вы наносите удары. И в моем "невежестве" не было ничего злонамеренного ни по отношению к Господу, ни к людям. Если я чего-то искренне не понимаю и переживаю, разве можно вот так отвечать?
Андрей22 ноября 2021, 11:06
свт. Игнатий Брянчанинов: "Справедливо сказали отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество. Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность." ( https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/286 )
Андрей22 ноября 2021, 10:52
https://pravoslavie.ru/44939.html
Иоанна_ 22 ноября 2021, 10:34
В защиту инокини Наталии, статьи которой мне НРАВЯТСЯ. Многие комментаторы и не подозревают, видимо, что богословие, в том числе учение о спасении - это хорошо разработанная область знаний, а не область домыслов типа "МНЕ так кажется, и всё тут". Ориентироваться надо на Священное Писание и сочинения святых отцов, а собственное мнение в этих вопросах - это путь опасный, путь ложный, ведущий не ко спасению, а на обочину и в кювет, увы.
Андрей22 ноября 2021, 09:47
Смотрю комментарии и констатирую прямую аналогию с ужасом команды американского эсминца "Дональд Кук", при виде раз за разом низко пролетающего рядом с палубой российского Су-34. Несколько лет тому назад инцидент наделал много шума в СМИ. Понятно, что звук работающих турбин крепко бил морякам по ушам, да ещё не работала корабельная система ПВО и потому на психику давило острое чувство беззащитности. То есть имела место неприятная и даже вредная для здоровья композиция физических и психологический факторов, да не надо было приходить к берегам полуострова Крым. Метафора конечно суровая, но читателям Православие.ru тоже не избежать ежечасного выбора между добром и злом, а там и пути всея земли.
Елена О.22 ноября 2021, 09:01
/"И мы спокойно смотрим на это и потом идем блаженствовать с Богом,зная,что наши любимые люди будут мучиться."/У Христа и христиан есть власть изгонять бесов. Надеюсь на это. В Евангелии есть неоднократные описания спасения по просьбе любящих. Надеюсь на это. Наталья, надо просить Христа о избавлении себя и близких от ада и не отчаиваться. Пусть мы и безграмотные верующие, но просить-то можем(и дети безграмотные могут просить). Требовать нельзя, да.
инокиня Наталья -- Варваре22 ноября 2021, 08:58
Стремление общаться - не обязательно признак любви. Как и нежелание общаться - не признак нелюбви. Однозначный признак любви - сострадательная молитва за человека. Так что Вы в данном случае всё делаете правильно. Единственное, что надо еще учесть: бывает, что человек становится "чужим" не по своей вине, а по причине развившегося психического расстройства. Бывает, что кажется - это адский холод, а на деле - холод замерзшей в своем страдании души. Беда в том, что и до такого человека (так же, как и до нераскаянного грешника) словами обычно не достучаться. Надо молиться, да.
инокиня Наталья -- И.21 ноября 2021, 21:3422 ноября 2021, 08:46
А, или Вы о моем предложении попробовать писать на портал? Так оно искреннее.
инокиня Наталья -- Галина И.21 ноября 2021, 17:2122 ноября 2021, 08:43
То есть, Вы меня поймете, что не всё всегда входит в статью?:) Спасибо.
Алексей22 ноября 2021, 08:38
Касательно ангелов и чистый ум. Если не ошибаюсь, Игнатий Брянчанинов в своих трудах показывает ошибочность суждения о том, что ангелы совершенно бестелесны. Они бестелесны лишь по отношению к людям, а так имеют вид наружного человека. "Одно только Божество, в точном смысле, невещественно и бестелесно". https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo-ob-angelakh/
инокиня Наталья -- И.22 ноября 2021, 08:38
1. За что "простите"? Я сразу написала, что ПРОБЛЕМА озвучена уместно. Если бы считала, что раскрыла эту тему, то ответила бы иначе. 2. Конечно, я считаю, что комментаторам НЕ следует транслировать мнения, которые противоречат православному вероучению. И высказываю это, да. А как надо? 3. Не переживаю за статьи. На вопросы отвечаю. Но не путаю вопросы с возмущенными высказываниями, которые, к тому же, сильно разбавлены неправомыслием. Прочтите комментарий Натальи20 нояб.17:24 - если бы она высказала всё это лишь мне, и то было бы недОбро. Но она говорит вообще о монашестве! И тут надо перейти на личности и объяснить, что человек либо мысли излагает невразумительно, либо порочит монашество.
инокиня Наталья -- Наталья21 ноября 2021, 18:2622 ноября 2021, 08:16
Если Вы почитаете мои комментарии другим людям, то увидите, что слово "простите" там встречается. Но сказать "простите" - еще ничего не значит. Вот Вы сказали, но опять не в тему. Почему Вы решили, что мои высказывания продиктованы какими-то обидами? Вы начали высказывать мысли, которые с III века высказывали еретики, а сейчас активно муссируют воинствующие атеисты. Затем Вы оговорили всё монашество (монашеские рассуждения продиктованы сухостью, которая принимается за благочестие... и т.п.) И завершили невежественными рассуждениями о том, кто пойдет в ад - то есть, по сути, высказали нелепое мнение о Боге, Который будет судить человечество. Как же еще было реагировать на такие заявления?
Игорь Александрович22 ноября 2021, 01:12
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу21 ноября 2021, 19:05: Не, не надо повторяться, просто научите меня славить Бога правильно и тема исчерпана.
Наталья21 ноября 2021, 23:37
НН21 ноября 2021, 13:52"К сожалению, не могу вспомнить,кто ответил на вопрос о родных: Господь сделает так,что мы не будем о них помнить,иначе наша боль будет невыносима." Если не ошибаюсь,это говорил преп.Паисий Святогорец. Но если это будет так,то после такого стирания памяти люди потеряют огромную часть своей уникальной личности. То есть каждый спасённый человек будет лишён любви к своим неспасенным близким путем стирания памяти о них. А как же "любовь никогда не перестает"? Значит, перестает, когда надо обеспечить вечное блаженство, а иного способа, как удалить память о неспасенных близких - нет? Неужели мы стремимся к блаженству такой ценой и таким способом? Может, все будет иначе?
Галина И.21 ноября 2021, 23:21
"А тут такие небрежные пинки: "вот так игумения!"- написали добрые люди, которые ту послушницу и полчаса не потерпели бы"./Оставим игумению. Резкие, безапелляционные суждения никогда никого не украшали. Добрые люди, может, годами терпят падшего ближнего: ведь он создание Божие, а "надежда не постыжает". Почитайте комментарии Анны Резе, Натальи Ростовой. А сколько еще таких: Россия стонет в ранах. Боль и слезы. Или же надо по- фамусовски: "Уж коли зло пресечь, пинком бы сразу всех да сжечь". Только вот в рай мы не войдем по трупам ближних. И зачем тогда Христос взошел на Крест? К чему пролитая Им Кровь? От любви до ненависти один шаг. Любовь нам надо беречь: на краю бездны она такая хрупкая.
А. В.21 ноября 2021, 22:26
По нынешним временам иметь своё мнение уже провокативно, а высказывать, а тем более страдать за него— полное мракобесие. Лучше не высовываться. Поэтому стиль подачи материала автором вызывает уважение и побуждает по-новому посмотреть на привычные вещи. А требовать от одного человека исчерпывающих ответов на фундаментальные вопросы, да ещё в формате базарной перепалки, наверное не очень правильно. То, что близкие люди могут оказаться друг другу чужими, можно прекрасно увидеть при делёжке наследства или имущества например, или когда необходим постоянный уход за тяжело больным человеком и.т.д.
Наталья21 ноября 2021, 21:48
инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:3321 ноября 2021, 12:00. Увидела этот комментарий. Слов нет... Господи, помилуй. Вы хоть иногда просите прощения у людей?
И.21 ноября 2021, 21:34
инокиня Наталья 21.11.2021, 18:59 По-моему, Вы часто позволяете себе переходить на личности комментаторов и определять, что им (не)следует делать. Вы, судя по всему, переживаете за свои статьи, что ж удивительного, что люди переживают за людей и задают вопросы. Вопрос о форме подачи и оценке качества материала Вы сами подняли. Может и правильно, потому что акцент обсуждения сместился с поставленного Вами вопроса "Как люди смогут пребывать в вечной радости с Богом, если их близкие будут обречены на вечные муки без Бога?" в основном на вопросы "станут ли они чужими и возможно ли такое?". А уж до раскрытия поднятой одним из комментаторов темы (воля Божья и равнодушие) статье далеко, простите.
инокиня Наталья -- Ольга19 ноября 2021, 23:4721 ноября 2021, 19:23
Бог простит, и Вы меня простите. Ершистость бывает и по уважительным причинам. Меня мало задевают выпады в мой адрес - спорю просто чтобы расставить точки. Но вот критика в адрес той игумении не только задела, а прямо возмутила. Я в жизни встречала не так много людей, которые могли бы не то что превзойти, а хотя бы сравниться с тем человеком в самоотверженности (а у меня, заметьте, огромный круг знакомств). А тут такие небрежные пинки: "вот так игумения!" - написали добрые люди, которые ту послушницу и полчаса не потерпели бы. Не люблю доброту за чужой счет. Сильно не люблю. Так, что тоже все колючки ершом встают((
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу21 ноября 2021, 19:05
Игорь Александрович, всё, что Вы можете сказать, и всё, что Вам можно сказать, было сказано в комментариях к материалу "Охота - пуще неволи". Не вижу смысла повторяться, потому что все доводы опять упрутся в Вашу особую духовную одаренность и откровения.
инокиня Наталья -- И.21 ноября 2021, 18:59
Видите ли, уважаемый И., у меня тоже есть своя ограниченность душевного устроения, жизненного опыта, способностей и знаний. Поэтому я делаю то, что могу сделать. Судя по оценкам, этот материал люди сочли удовлетворительным, а значит и такая форма подачи знаний вполне уместна. Возможно, что для многих она даже уместнее, чем длинные, серьезные исследования. Вот, приводила я в пример статью, выставленную над комментариям, с разбором оригенизма... и? Статья хорошая, добросовестно всё разложено по полочкам - но многие ли ее дочитали? А если у Вас есть такое продуманное вИдение темы, возможно, Вам надо попробовать писать самому? На портале регулярно появляются новые авторы - станьте одним из них!
Наталья21 ноября 2021, 18:26
инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:3321 ноября 2021, 12:19 Жалею,что вообще начала писать вам. Простите, что обидела и задела.
Наташа21 ноября 2021, 18:00
Послание к Ефесянам 4:7 ''Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова.'' Святой Феофан Затворник :''...Всякий получил от Господа благодать и дар Святого Духа в той мере, в какой угодно было Господу... Каждый всё имеет, что и другой, но в разной степени, и сверх того всякий особую получает благодать и дар. Под условием такой разности, и при сей разности взаимодействия и общения, и устроятся едино многосоставное тело, стройно сочетанное. Совершенное равенство не даст сотавиться телу... Но разная благодать и разное дарование всякому даётся не для него самого, а для тела церкви.''
Галина И.21 ноября 2021, 17:21
инокиня Наталья -- Галине И.21 ноября 2021, 12:56. "Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан" - прп. Марк Подвижник.// Аминь. Просто у меня места не хватило напечатать: "Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного" (Прп. Ефрем Сирин). И др. Точнее, я напечатала и удалила.
Варвара21 ноября 2021, 15:41
С большим интересом читаю статьи ин. Наталии. Очень умные, перечитываю по два раза, чтоб вникнуть в глубину мыслей. У меня тоже есть родственник, которого мы очень любили- он был добрый и великодушный. И вдруг изменился( без видимых нам причин, а они, несомненно, были) и стал злой, необщительный, изменился внешне и тп. Переживала, молилась, пыталась подложить почитать важные статьи, а потом перестала, потому что точно так же поняла- он стал чужой. Прошу, конечно, о нем Бога,но добавляю - если есть на то Твоя воля.Общаться нет желания - веет адским холодом.
Елена О.21 ноября 2021, 14:50
/Страшно то, что такая воля Божия для многих равна равнодушию, а то и жестокости по отношению к посылаемым в погибель людям. Потому что никто из нас не пожелает такой участи тем, кого любит - какими бы они ни были./ Ну вот этот страх, как бы и является очевидным доказательством, что Бог создал человека, а не люди придумали себе "бога".
НН21 ноября 2021, 13:52
Наталья:/Страшно то,что такая воля Божия для многих равна равнодушию,а то и жестокости по отношению к посылаемым в погибель людям. Потому что никто из нас не пожелает такой участи тем,кого любит-какими бы они ни были/-К сожалению, не могу вспомнить,кто ответил на вопрос о родных: Господь сделает так,что мы не будем о них помнить,иначе наша боль будет невыносима. Это не дословно,но смысл точно такой. Статья понравилась, большое спасибо. Да,предать себя и своих родных Божией воле- это "высший пилотаж"... А не впадаешь ли в равнодушие- вопрос острый,но если быть честным перед собой, то это всегда чувствуешь. Всех с Днём Ангела! Архистратиге Божий Михаиле и все Небесные Силы, молите Бога о нас.
инокиня Наталья -- Галине И.21 ноября 2021, 12:56
Со всем была бы согласна, если бы Вы не противопоставили историю, рассказанную мной, с примером из Отечника. Брат, которого отлучили в скиту, каялся. Если бы он не каялся, его бы просто выгнали. И тогда никакой святой старец не пошел бы с ним. "Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан" - прп. Марк Подвижник.
инокиня Наталья -- Ирина 19 ноября 2021, 21:3421 ноября 2021, 12:27
А... ясно. Вот я и говорю: не дай Бог Вам столкнуться с тем, что близкий человек бросит Вас под ноги глумливой толпе и потом посмеется Вам в лицо. Тогда Вы будете рассуждать: достойно ли это рыданий и корвалола; чужой он Вам или близкий... а заодно задумаетесь об опыте других людей - вдруг он может быть больше Вашего?
инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:3321 ноября 2021, 12:19
Наталья, ну как можно еще превратнее истолковать Ваши слова, если Вы пишите, например, что "никому не известно, что произойдет с людьми на Страшном Суде"? Вы вообще слышали о том, что святые имеют Богооткровенное знание? Вы понимаете, что большинство из них умели писать? делились своим знанием с учениками? что православное вероучение - это громадная область богословских знаний? И Вы, конечно, не переходили на личности, когда расписывали, как высказанные мною мысли свидетельствует о бессердечии, считающем себя благочестием...
инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:3321 ноября 2021, 12:00
Да, я ошиблась - это не оригенизм, это невежество. Вы мыслите не как мирянка, а как человек, не знакомый с православным вероучением. Это касается всего: и представлений о мышлении мирян и монахов, и мнения о том, кто пойдет в ад. Каждый Ваш комментарий - квинтэссенция нелепых для Православия утверждений. А безответственность Ваша в том, что Вы транслируете свое безграмотное мнение очень активно и ничтоже сумняся.
Андрей21 ноября 2021, 10:39
Наталья 20 ноября 2021 22:07, прежде таки дочитайте исходный комментарий до конца. 100 лет тому назад, то есть с 1917 по 1922 год, на территории бывшей Российской Империи шла гражданская война. Азбучная истина: если человек делается рабом какой либо страсти, то ради сей госпожи не останавливается ни перед чем. Европейская история знает много такого рода примеров давностью меньше 2000 лет. Хотя бы сребролюбец, умерший от голода у сундука с золотом. А уж про сосуд с ядом в качестве расчистителя пути к престолу и говорить нечего. Пребывая во плоти мы часто не замечаем духовного, но после смерти получим тончайшее самовоззрение и поймём, что все наши грехи были сделаны исключительно произвольно.
Галина И.21 ноября 2021, 09:47
Простите, о воле Божией. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! Ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. ..Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. А когда он обратится от грехов своих, то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» (Иез.33, с 8ст.), «и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,40).
И.21 ноября 2021, 05:16
инокиня Наталья -- И.20 ноября 2021, 19:40 Из Вашего комментария можно сделать вывод, что пояснений и примера, которые Вы подобрали для одной упомянутой в статье собеседницы, оказалось недостаточно на широкую аудиторию, где люди с разным душевным устроением, жизненным опытом, пониманием. Если целью статьи было описания случая из Вашей жизни, то и ладно. А если цель разъяснение "этого не отвлеченного вопроса, касающегося самых болезненных для нас мест" многим, как бы Вы для себя не объясняли причины вопросов/несогласия, по-моему, можно было бы учесть реакцию таких разных читателей. К тому же Вы пишете, что это "один из возможных ответов", значит есть и другие.
Игорь Александрович21 ноября 2021, 03:59
инокиня Наталья 20 ноября 2021, 18:39: Да, меня "задевает", (ну пусть будет это слово) но не это. Хотелось бы в позиции иночества видеть меньше мирянства, к которому, исходя из ваших материалов вы регулярно сползаете, несмотря на все усилия в противовес тому прикладываемые. Ну раз это заметно, то извольте дать отчёт, не, не мне, Богу конечно. Что касается меня, то я с тихой радостью и душевным спокойствием читал бы ваши заметки в память святых. Не могу не заметить, что это у вас действительно выходит за здравие, но до поры...
Наталья21 ноября 2021, 01:20
инокиня Наталья -- Анне20 ноября 2021, 08:5720 ноября 2021, 18:39 "Заметьте, что лишь один комментатор поднял вопрос по существу: как отличить принятие воли Божией в отношении других людей от нашего к ним равнодушия? " Вот, наверное, он один из немногих комментаторов и спасётся: правильно думает потому что, да? Как отличить наше равнодушие к идущим в погибель наших близким после Суд от нашей к ним любви? Страшно то, что такая воля Божия для многих равна равнодушию, а то и жестокости по отношению к посылаемым в погибель людям. Потому что никто из нас не пожелает такой участи тем, кого любит - какими бы они ни были.
Людмила20 ноября 2021, 23:19
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. На самом деле,это тайна как спасает Господь людей...мы не знаем ,как это происходит достоверно. Бог не отнимает свободы ни у кого,и все разумные люди решают сами с кем им быть. Насильно полюбить Бога нельзя.Как пишет Льюис - двери ада заперты изнутри.Как заставить человека идти к Богу ,если он противится,не хочет быть с Ним.
Людмила20 ноября 2021, 22:56
Согласна с Всеволодом- на Страшном суде мне кажется не до этого будет...на то он и Страшный.Как говорил в одной проповеди о.А.Ткачев : предстать перед Богом - это страшно ,со своими грехами не расскаянными ,мыслями пустыми и мелкими - просто глаза поднять страшно.Бог не добренький старичок на облаке- Он Вседержитель,Он бывает так страшен,что Соддом и Гоммора были все сожжены до тла.А,тут комментарии - что будет с милыми сердцу близкими....когда мы в раю .В каком раю ?А ,может и близко не будем.Об этом надо думать ,каяться,и молиться и о себе и близких своих.А,Бог Сам рассудит. Мои мысли- не ваши мысли,Мои дела - не ваши дела.
Наталья20 ноября 2021, 22:07
Андрей20 ноября 2021, 17:28, вы перечислили примеры из Ветхого Завета. Но, слава Богу, большинство из нас не имеет таких ужасных взаимоотношений, как Каин и Авель, например. А также мы не рождены и не живем в условиях и обстоятельствах, когда жил Ной и его потомки. У нас очень и очень разные нюансы. Вряд ли кто-то будет убивать своего брата из зависти к тому, что его жертва приятнее Богу. Уже давно другие правила, мы живем по Новому Завету.
Галина И.20 ноября 2021, 21:20
Прод.-е./как духовная смерть, когда грех для человека становится нормой его жизни. И что значит изгнать его, не молиться о нем, а «предать на волю Божью»? Это предать его в цепи греха и лапы сатаны. Диавол люто ненавидит детей Божиих и действует на них через любую щель. Где тонко, там и рвется. Но сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся о веры и хуже неверного» (1Тим.5,8). И на пороге смерти человек может горько раскаяться и стать первым вместо последнего. Главное- не терять нам надежды, не ожесточиться и не озлобиться. Ведь в жизни всегда есть место чуду Божьей любви, Божьей милости и Его всемогущества. Вопреки нашим "чистым" умствованиям и сопливой вере.
Галина И.20 ноября 2021, 21:08
По мнению св.Отцов, падший ангел не может покаяться вследствие проклятия Бога, Его приговора над ним после того, «как этот ангел поразил вечною смертию новосотворенного человека» (свт. Игн. Брянчанинов. Приношение совр. монашеству,5-43). Поступок игумении- это ее дело и на ее совести. Из Отечника, с.77: «В Скиту один из братии впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом- настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я- грешник». Но это высокая ступень совершенства. А так каждый из людей может впасть в грех на любой ступени совершенства и в любом месте. Пример этому- падение денницы, «сына зари» (Ис.14,12). И есть такое понятие,(прод)
инокиня Наталья -- Наталие Ростовой20 ноября 2021, 19:49
Вопросом статьи является не то, чужой человек сейчас или близкий; вопросом является то, каким он окажется на Страшном Божием Суде. А пока этот Суд не наступил, мы, как можем, учимся любви к Богу и людям. Но это другая тема, хотя комментатор И. с этим и не согласен)))
инокиня Наталья -- И.20 ноября 2021, 19:40
Вопросы в комментариях могут свидетельствовать не только об этом. А, например, и о том, что люди очень разные: одним сказанное неясно, потому что у них иной жизненный опыт, другим - от другого душевного устроения, третьи просто невнимательно прочли, у четвертых нарушен логический ряд, пятые хотят не спросить, а высказать свое неодобрение, и т.д. Повторюсь: увидела тут лишь одно актуальное высказывание "Научиться бы искусству предавать себя и своих близких на волю Божью, и понять, чем это отличается от равнодушия!"
инокиня Наталья -- Виталию20 ноября 2021, 19:26
Вопрос, напротив, простой. Вспомните, как звучат слова разрешительной молитвы: "примири и соедини его святей Твоей Церкви" - в Церковном сознании всегда было представление о том, что даже тяжкий грех отторгает человека от тела Церкви. А уж если он при этом еще и нераскаянный - да будет анафема, увы. Всеволод Токарев здесь помянул переживание любящей души по прп.Силуану: она всё равно будет молиться. Но, думаю, камнем преткновения для многих комментаторов стало невнимательное чтение: в статье говорится не о том, что происходит с нами до Суда, а о том, что будет на Суде - когда покаяние и изменение людей станут невозможны. А с чего бы еще этот Суд назвали Страшным?
инокиня Наталья -- Галине20 ноября 2021, 09:2520 ноября 2021, 19:01
То есть как "откуда"? В материале русским по белому сказано, что игумения годами переживала за послушницу, терпела от нее осуждение и ропот, всячески старалась ей помочь. Та же отплатила черной неблагодарностью, надсмеялась над сестрами, подвергла их жизнь опасности и не обнаружила никакого раскаяния. А Вы, прочитав это, спокойно говорите: "Еще вопрос кто (из них) перед Господом честнее". Отсюда и берется знание Вашего представления о честности перед Господом, откуда же еще. А по поводу того, почему и для чего такие "заводятся", то так можно и Господа Бога попрекнуть тем, что у Него среди апостолов Иуда "завелся". А среди ангелов - демоны.
инокиня Наталья -- Анне20 ноября 2021, 08:5720 ноября 2021, 18:39
Сарказм, он и в Африке сарказм. Способность к юмору дана нам от Бога для смягчения тягот жизни. Юмор под давлением становится иронией; ирония под еще большим давлением становится сарказмом. А то, что ирония кого-то задела, так любой материал, крове сухого пересказа жития, всегда кого-то задевает. Заметьте, что лишь один комментатор поднял вопрос по существу: как отличить принятие воли Божией в отношении других людей от нашего к ним равнодушия? Других задела не ирония, а либо какие-то их собственные трактовки вопроса, либо то, что популяризаторский материал не расширен до магистерской диссертации. А Игоря Александровича стабильно задевает просто сам факт моего существования)) Что поделаешь...
Наталья20 ноября 2021, 17:33
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 23:3120 ноября 2021, 10:54 Простите, уже боюсь отвечать вам, вы как-то негативно и превратно истолковываете мои слова. Кстати,по поводу ваших предыдущих слов:"Вы вообще понимаете, что произойдет с людьми на Суде?"Я думаю,верно это никто из нас не понимает:как мы можем верно понять то, чего еще никогда не было и что будет происходить уже не по земным законам? "В-третьих,по всем признакам, для Вас под словом"любить"скрываются какие-то пристрастия". Обидно, конечно, читать такое. Что за "все признаки"? Видимо, вам виднее как человеку, умеющему любить людей без пристрастия. Вообще не ожидала такого перехода на личность, и сама скатилась в него. Простите.
Андрей20 ноября 2021, 17:28
Уважаемы комментаторы, не забывайте пожалуйста, что живущие среди мира воспринимают реальность словно в тумане, подлинно подобно тому как видит моряк с палубы, много если с мачты корабля. С иноческих же высот и впрямь видно намного дальше и горазда яснее масштабы. Вот мы среди мира вполне естественно переживаем из-за участи кровных родственников, но не были ли братьями Каин и Авель? А потомки праведного Ноя, не на одном ли говорили языке вплоть до вавилонского столпотворения? Впрочем, что далеко то ходить. 100 лет назад ведь тоже брат на брата и отец на сына поднимали оружие, а из-за чего? Из-за выбора. Так ведь всё просто - человек определяется свободной волей и разумом. Главное это выбор.
Наталья20 ноября 2021, 17:24
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 23:2620 ноября 2021, 10:27 Да, у меня не монашеский тип мышления. Не получается относиться к тем, кого люблю, сухо-официально, считая это благочестивым отношением. Я не пойму, в какой безответственности вы обвиняете меня. Да, я не согласна с вами, для меня в вашем вИдении немного любви и жалости к людям, простите за эту точку зрения. И при чем здесь оригенизм? Я эмоциальна-вы суховаты, я-мирянка,вы-монахниня.Я не буду мыслить как вы,а вы - как я. Но ваш взгляд мне видится весьма жестковатым. В ад ведь пойдут не только конченные злодеи,но и вполне "среднестатистические" грешники,вроде большинства людей,включая верующих.
Димитрий В20 ноября 2021, 16:00
Вспоминается ещё: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1Ин 2:19). Не все остаются в монастыре. Но кто-то тепло вспоминает монастырь. Например, Владимир Щербинин-"Сердце сокрушенно". И о нём тепло вспоминают. Не у всех призвание-быть монахом. А кто-то пишет "Исповедь бывшей послушницы". Так и здесь. Печально. Это и есть тонкая гордость: "Я то лучше, чем они".
Димитрий В20 ноября 2021, 15:39
Эльвире19 ноября 2021, 00:54: "А зачем тогда "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас"". Это для того, чтобы самим не стать врагами Богу. Как ржавчина разъедает железо, так ненависть разъедает душу человека. Мы должны уподобиться Богу в любви. Но любить врагов вовсе не означает, что они обязательно должны войти в Царство Небесное. Бог говорит, что ничего нечистое не войдёт в рай. Тот, кто знает о Боге, Его учении и не хочет следовать за Ним, тот эгоист, гордый человек. Хотя при поверхностном знакомстве может и казаться идеальным, "своим". Но жить с таким человеком тяжело. Он будет ранить если не делами, то словами точно. Потому что гордость так и распирает такого человека.
Антоний20 ноября 2021, 14:48
"Но рано или поздно выбор всё же совершится". Если ты - Православный Патриот, Законопослушный Гражданин и Человек Труда, для которого Бог и Русь превыше всего - ты мой брат! Если ты инославный Патриот или Союзник Руси - ты мой друг. Если ты безбожный Патриот или Союзник Руси - ты мой добрый сосед и партнер в делах добра, и я прошу Господа даровать тебе высшую благодать - благодать истинной Православной веры! Если же ты иноагент, противник или, тем более, предатель Руси, если ты клевещешь на мою Родину, если совершаешь преступления, то - да, чужой, конечно, более того - враг! P.S. Надеюсь, девушка из статьи вошла в первую категорию и искупила свой проступок достойными деяниями во благо Руси!
И.20 ноября 2021, 13:01
инокиня Наталья -- И.19 ноября 2021, 22:38 "Да, но уже совсем другая тема". В таком случае полагаю поднятая Вами тема недостаточно раскрыта, о чем могут свидетельствовать вопросы в комментариях к статье тоже.
Виталий20 ноября 2021, 11:10
Доброго дня. Очень сложный вопрос. Если мы все одно в Адаме, если мы одно тело в Церкви, во Христе, то как будет чувствовать себя тело, если рука(праведники) будут в раю блаженствовать, а грешники, от них первый аз есть, (нога) будет в огне? Попробуйте одну руку положить в обычную воду, а вторую подержать над горящей газовой комфоркой 30 секунд. Как себя будет чувствовать тело?
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 23:3120 ноября 2021, 10:54
Простите, опечаталась. Что имеется ввиду под словами "как быть с теми"?
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 23:3120 ноября 2021, 10:30
Да, за них не успеет. Но тут опять какое-то безответственное использование слов: что значит "как им быть"?
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 23:2620 ноября 2021, 10:27
У Вас в комментариях много эмоций, но совершенно отсутствует ответственность за слова. Во-первых, на Страшном Суде мы не "поймем", а "увидим". На всякий случай, поясняю: под "увидим" имеется ввиду не обычное зрение, а вИдение сути вещей. СУТИ, понимаете? Во-вторых, что Вы имеете ввиду под "станет спокойнее"? Вы вообще понимаете, что произойдет с людьми на Суде? В-третьих, по всем признакам, для Вас под словом "любить" скрываются какие-то пристрастия. Иначе Вы не рассуждали бы, что можете любить людей больше, чем любит их Господь Бог. Так что статья про оригенизм еще как дает ответ на Ваш вопрос.
Наталия Ростова20 ноября 2021, 09:42
Противоречивые чувства. Есть у меня родственник, от которого отвернулись все, кроме матери. И ведь был при Храме, а потом стал ТАКОЕ творить. И ладно б творить плохое, осозновать и каяться...так нет...ненавидит всех..., меня так до скрипа в зубах..И много лет мы пытались хорошо с ним общаться, прощали, любили..Только хуже стало. Почувствовал свою безнаказанность и то, что можно издеваться над теми, кто его любит...По итогу, хочу сказать, что мы все родственники, кто ходит в Храм, молимся за него, по-прежнему жалеем, но общаться не хотим. И у меня тоже вопрос..В голову-то ему не залезешь..Он ОСОЗНАННО причиняет боль близким? Он чужой? Или у него помутнение рассудка и есть надежда на лучшее?
Галина20 ноября 2021, 09:25
Откуда Вам знать о чьем-то представлении? А вот почему, а больше для чего у этой игуменьи такие монахини "заводятся" можно было бы и подумать. И почему вдруг такая статья родилась - не только ведь в преддверии Михайлова дня? Пути Господни неисповедимы
Анна20 ноября 2021, 08:57
Инокине Наталье. Но ведь Вы, кажется, еще не пророк? И Ваше слово еще не достигло их уровня... И Ваш сарказм, простой, человеческий и их сарказм - наверно, две разные вещи? И то, что многие Вас не поняли и многих это задело - так ведь и случилось, разве нет? Простите, если обидела, но я к статье отнеслась очень положительно, просто хотелось, чтобы она не вызывала негатива у других... А правильно взятый тон в разговоре - очень многое значит..
Анна Резе20 ноября 2021, 06:32
Сын крещен в 6 лет. Учился долго в церковно-приходской школе. Был допущен до алтаря и служил алтарником. С самого раннего возраста умел воровать. Брал даже в церкви,когда собирал пожертвования. Его перестали ставить на это послушание,но из алтаря не выгнали. Исповедовался. В больнице проверяли. Всё везде хорошо, но назавтра снова какая-нибудь мелкая кража. Отчитывал сына ныне усопший архимандрит Герман. Сын хохотал нечеловеческим голосом и я за ним. На это таинство больше не согласился. Уехал учиться в Суворовское училище, но и там своровал. Отбыл наказание в детской колонии. Служил в армии. Чтоб жениться на мусульманке поменял веру. Но и там чужой. Особую молитву имею. Однажды хотел убить.
Игорь Александрович20 ноября 2021, 02:59
Автор начинает за здравие, но материал за материалом, начинает скатываться к провокативности в изложении. Неужели некому подсказать?
инокиня Наталья -- Ларисе К.20 ноября 2021, 00:06
А вот это Вы неправильное мнение услышали. Одной из проблем людей, оказавшихся в аду, будет именно неспособность признать Божественную правду и свою неправду.
инокиня Наталья -- Галине19 ноября 2021, 13:5219 ноября 2021, 23:50
От Вашего представления о том, что значит "быть честным перед Господом", пробирает дрожь.
Ольга19 ноября 2021, 23:47
Можно соглашаться с тем, что пишет инокиня Наталья, можно не соглашаться, ведь возможность комментирования предоставлена редакцией для того, чтобы мы высказывали СВОЕ мнение. Но хочу отметить, что матушка Наталья – один из немногих авторов портала, который не безразличен к отзывам читателей и находит время ответить каждому. Это пример тем авторам, которые игнорируют вопросы читателей и не снисходят до диалога с ними. Спаси Вас Господи, матушка, и простите за ершистость! Ольга (комм. 09:51 и 10:15).
Наталья19 ноября 2021, 23:31
Инокиня Наталия: "Люди определятся только после Страшного Суда." А как быть с теми людьми, которые дождутся Парусии и сразу предстанут на Суд? За них никто и помолиться-то не успеет.
Наталья19 ноября 2021, 23:26
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 10:3019 ноября 2021, 19:05 Эта статья не дает ответов на размышления в моем посте. Скажите сами: вы разлюбите своих близких и дорогих людей, если вы спасетесь, а они - нет? И если на Суде вы поймете, что они вам и Богу "чужие", вам сразу станет спокойнее от того, что они пойдут в вечные муки? Так можно отнестись к их участи только в одном случае: если вы не любите их.
инокиня Наталья -- Виталию19 ноября 2021, 22:40
Вы про Осипова? Тут над комментариями выставлена статья "Противоречат ли вечные муки Божией любви?" Дотошный разбор оригенизма.
инокиня Наталья -- И.19 ноября 2021, 22:38
Да, но уже совсем другая тема.
инокиня Наталья -- Дмитрию19 ноября 2021, 19:4619 ноября 2021, 22:37
Спасибо! Первая проблема, озвученная по сути материала.
Игорь для Галины19 ноября 2021, 22:29
Вот так рассуждение! Нераскаянную девицу сравнивают с самоотверженной (годами нянчилась) игуменьей. У этого же автора есть статья о доброте за чужой счет вам будет полезна.
Елена О.19 ноября 2021, 21:42
Ирина19 ноября 2021, 11:11 Это не только мы выбираем, чужие они нам или нет... Это и выбор близких - чужие мы им или нет. Вам просто близкие не дали понять (как дали понять той игуменье), что вы им совершенно чужая. Ну и хорошо. Молитесь за близких, до Страшного Суда ещё время есть.
Ирина 19 ноября 2021, 21:34
инокиня Наталья -- Ирине19 ноября 2021, 19:01 я боюсь, это Вы, к сожалению, пока еще не очень понимаете значение слова близкие. Но зачем транслировать свое.. скажем так.. вольное трактование наследия святых отцов на довольно многочисленную аудиторию. Особенно на таком неудачном примере, где в общем, повода для драммы и рыданий нет.)))там откуда я родом как раз избавление от ставших неудобными близких считается предательством. Это я не о вашем примере, повторюсь, я не увидела в нем ничего достаточного для карвалола))) Помоги Вам Господи в Ваших непростых трудах.
Наташа19 ноября 2021, 21:07
...чужая, а Богу не чужая эта послушница, как и все остальные. Господь и восстановит, и устоит эта послушница, и будет ещё не хуже других. Может Господь попустил этому случиться и бнаружилось кто есть кто, и у кого какие мысли. Может быть ей и не надо становиться монахиней, может у неё другой путь. Испытания мы все проходим.
Дмитрий19 ноября 2021, 19:46
Научиться бы искусству предавать себя и своих близких на волю Божью, и понять, чем это отличается от равнодушия!
инокиня Наталья -- Эльвире19 ноября 2021, 19:08
Не путайте - "уже определились" сказано про ангелов. Усопшие еще не определились. Поэтому мы за них и молимся. Люди определятся только после Страшного Суда.
инокиня Наталья -- Наталье19 ноября 2021, 10:3019 ноября 2021, 19:05
Специально для Вас над комментариями выставлена статья "Противоречат ли вечные муки Божией любви".
инокиня Наталья -- Ирине19 ноября 2021, 19:01
Вы не поняли, что подразумевается под словом "чужая". И не дай Бог Вам это понять на примере Ваших близких.
инокиня Наталья -- Ольге19 ноября 2021, 18:58
Не заметила последнего предложения. А как Вы предлагаете решать этот вопрос? Вешать снаружи корпуса амбарный замок? Если человек захочет открыть изнутри, как его остановить? Поэтому этот поступок и был ярко выраженным предательством всего сестричества.
инокиня Наталья -- Ольге19 ноября 2021, 18:55
Игумения и беседовала, просто девушка вела себя бесстыдно, то есть, не выказывала никакого стыда и раскаяния - прочтите внимательно. Не надо пытаться быть добрее Господа Бога - Он ведь нераскаянным грешникам скажет: "не знаю вас". А молилась она об этой сестре до самой смерти.
инокиня Наталья -- Анне19 ноября 2021, 09:2919 ноября 2021, 18:45
Если Вы внимательно почитаете Священное Писание, то увидите, что тема человеческого падения и заблуждения еще как терпит и иронию, и даже сарказм. У пророков, например, и то, и другое присутствует в значительных количествах.
Андрей19 ноября 2021, 18:42
Хорошо сказано. Только думается мне, что стоило делать большую поправку на разницу восприятия информации мирянином и иноком. Это как раз тот случай, когда уместна аналогия с не одинаковым ощущением от океанских волн в корабельной рубке и кабине высоко летящего самолёта.
инокиня Наталья -- Эльвире19 ноября 2021, 18:40
https://pravoslavie.ru/38145.html
Дмитрий19 ноября 2021, 17:02
Блестящее объяснение. Полностью согласен с автором.
И.19 ноября 2021, 16:41
А "чужими" они от рождения были? Может выйдет так, что на Страшном Суде ужаснемся, увидев себя, в первую очередь, в истинном свете и свою роль в том, что кто-то стал "чужим".
Елена Киев19 ноября 2021, 16:31
Нельзя прожить жизнь за человека. Нельзя за него уверовать, любить, надеяться. Никакими поучениями, страданиями, запретами нельзя заставить человека верить. Рецепт один: "Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя" "Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата" А это высоко... Молиться конечно нужно, но прежде всего , чтобы его полюбить и...оставить свои наставления, если он не хочет. Обратиться надо к себе и к своей душе и лишь потом к душе ближнего, это не исключает заботы и не противоречит любви... Сумбурно получилось, но это из собственного опыта.
Галина19 ноября 2021, 13:52
Вот так игумения! Еще вопрос кто перед Господом честнее: девица или игумения. Думаю, Христос Сам решит, кто свой - кто чужой, кто - верный, а кто просто мимо проходил.
Виталий19 ноября 2021, 13:00
Сейчас вместо "почему падшие ангелы не могут покаяться?" чаще можно встретить "Если Бог милостив, то почему Он не помилует падших ангелов, а заодно и некрещённых, инославных и просто хороших людей. Ведь Он, как всеведущий, знал задолго до акта творения, что не все изберут Его, а значит мириады мириад аггелов и людей пойдут в муку вечную." Да и с вечностью мучений тоже не всё просто. Например, один весьма известный и уважаемый профессор МДАиС учит на своих лекциях и на телевидении про две линии у святых отцов на этот счёт. А вы, инокиня Наталья, как ответите на эти два вопроса?
Елена Киев19 ноября 2021, 12:36
Важно не только сделать выбор , но и устоять в нем... Спасибо.
Виталий19 ноября 2021, 12:08
Есть ещё "Повесть о бесе Зерефере", вошедшая в житие Антония Великого. Там доходчиво показано устами самого беса, почему они не могут покаяться, - потому что из-за гордыни не хотят. А ещё был подобный случай у Паисия Святогорца, описанный в его житии (искать по "молитва за бесов")
Лариса К.19 ноября 2021, 11:31
Спасибо! Да, точно. Вспомнилось как сказал один батюшка, что в аде будет плач и скрежет зубов, но нет такого, чтобы причитали как Бог несправедлив с ними, немилосерден, обрек их на такие муки... По ту сторону жизни откроется каждому такая правда о себе, духовная, от которой человек на земле прятался, не хотел её знать, нерадел, что никаких причитаний и вопросов не будет. Это всё земное... в котором есть подспудное желание обвинить Бога, чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь и за свой выбор.
Игорь19 ноября 2021, 11:15
Падшие ангелы не каются по одной простой, банальной причине. Просто не хотят и всё. А насчёт радости так. Радоваться надо ещё в этой жизни, не смотря на все происходящие беззакония. Батюшка Серафим завещал - "Радуйся". Надо стараться самому приближаться к Божиему Образу. А Бог выше нашего добра и зла. Он Бог. Всё от Него и всё к Нему. И чужих не бывает, все свои. Можно радоваться и сопереживая несчастьям ближнего. Как? Для этого надо стремиться к святости, и в ней находясь, получишь ответы на все вопросы.
Ирина19 ноября 2021, 11:11
Какая интересная статья: лично у меня больше вопросов, чем ответов: например, если бы проведшая экскурсию послушница была кровной дочерью или сестрой она тоже автоматически стала бы чужая? Советы как признавать своих близких и родню чужими и отказываться от них это очень очень очень тонкий лед...
Наталья19 ноября 2021, 10:30
"И те,чей выбор склонился к добру, на Страшном Божием Суде увидят,что избравшие зло лишь казались им близкими.А на самом деле были, увы,чужими." Никогда не соглашусь с этим. Невозможно разлюбить человека из-за того,что он не захотел быть с Богом.И непонятен смысл:допустим, на Суде мы поймем,что наши любимые люди,наши кровиночки,на самом деле никакие не близки по указанным в статье критериям.И вот они с криками и слезами идут в вечные(!) муки.И мы спокойно смотрим на это и потом идем блаженствовать с Богом,зная,что наши любимые люди будут мучиться.Да,при таких условиях блаженствовать будет затруднительно,если вообще возможно.И еще:если любовь никогда не перестает,то и их мы будем любить вечно
Ольга19 ноября 2021, 10:15
Мой предыдущий комментарий касается игумении и послушницы. Игумения поняла, что та чужая. И что дальше? С глаз долой из сердца вон? Раз в статье ни слова о дальнейших действиях игумении, наверное, так и было. Может быть, несмотря на сиюминутное "понимание" чуждости, нужно было побеседовать с молодой послушницей, молиться о ней и т. д? И если в женском монастыре есть возможность приводить в кельи мужчин, наверное, в этом есть вина и самой "правильной" игумении.
Ольга19 ноября 2021, 09:53
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37)
Ольга19 ноября 2021, 09:51
Как-то не вяжется написанное с заповедью о любви. Проф.А.И. Осипов:"О некрещёных в правосл. Церкви молятся за каждым богослуж-м,когда произносят ектенью:«Еще молимся о богохранимой стране нашей,властех и воинстве ея».Кто «во властех и воинстве»,мы точно не знаем,но можем с уверенностью говорить,что там есть предст-ли не только разных религий,но и атеисты и,может быть, даже сатанисты...Сам Господь на кресте молился о настоящих антихристах:«Отче! прости им,ибо не знают,что делают»?Это разве не заповедь для христиан?!Так что молиться за всех можно и должно и дома,и в храме...Дети всегда обязаны молиться о своих родит-х,каковы бы они ни были,хотя бы они были изверги,хулители и гонители веры".
Анна19 ноября 2021, 09:29
Сложная тема.. И в целом статья дает хорошую пищу для размышлений. Но есть одно большое НО. Эта тема не терпит иронии. Её нельзя касаться, используя юмор вроде "никого не уложила на смертный одр" и т п. Без этого эффект был бы больший, а так получилось мимо цели и заденет многих...
Всеволод Токарев19 ноября 2021, 00:59
Неудовлетворительный ответ в части про близких. Кажется, нельзя лучше ответить, чем преподобный Силуан: "любовь не может этого понести... надо молиться за всех". У задающего подобный вопрос как будто билет в рай уже в кармане лежит. Настоящий вопрос заключается в том, спасёмся ли мы сами; и осознав весь ужас этого вопроса, уже не будешь спрашивать пустое.
Эльвира19 ноября 2021, 00:54
Статья добрая, но... А зачем тогда "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас", "носите бремена друг друга"? Зачем учиться этому в земной жизни, если в вечности вдруг поймем, что мы чужие друг другу? Зачем молиться за усопших, если они "уже определились"? Не может такого быть! Бог-Любовь не мог, просто не мог так задумать свой мир. Если мне, злой и грешной, до боли, до смерти жаль родных, то как же Он, Святой и Любящий, Совершенный и Всемогущий, может допустить, что Его творение навсегда погибнет?? Не может такого быть. Скорее всего есть План, который мы понять не можем, вот нам он и не открыт. Нам бы хоть врагов научиться любить да не роптать, да думать правильно????
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×