Святые апостолы Архипп, Филимон и мученица Кикилия
Воспомянули на портале светлый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, почтили воскресный день. Воспомянули и годовщину кончины Святейшего Патриарха Алексия. А теперь хочется, хоть и задним числом, воспомянуть святых, чья память совершалась в храмах в минувшее воскресенье, – апостолов Архиппа, Филимона и равноапостольной Апфии. Хочется не без повода, конечно.
Они были учениками и сподвижниками апостола Павла – в Новый Завет вошло послание апостола к Филимону, где упоминаются и блаженные Архипп и Апфия. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, Апфия была супругой Филимона.
Житие их скупо сообщает нам, что Филимон был гражданином именитым и обеспеченным, он устроил в своем доме церковь для христианской общины Колоссов (юго-запад нынешней Турции). А Апфия устроила там же и странноприимницу, и больницу, с усердием совершая дела милосердия. Апостольское и епископское служение Архипп и Филимон совершали, обходя с проповедью окрестные города и селения.
Они пострадали за Христа во времена Нерона. Характерной особенностью гонений тех лет было то, что они шли преимущественно «снизу» – инициатива в них принадлежала не столько представителям власти, сколько народу.
Народу!
Характерной особенностью гонений было то, что они шли преимущественно «снизу» – инициатива в них принадлежала народу
Сейчас это звучит дико, в наше время слово «народный» для многих имеет коннотацию «хороший». И потому нам бывает трудно, очень трудно понять: а в чем же заключался подвиг апостолов? Ведь посвятить всю свою жизнь проповеди может и любой миссионер – но это еще не сделает его равноапостольным.
Апостолы, которые обращались к языческим народам, пришли на нивы не сеянные и даже не паханные. Их проповеднических трудов ожидала не какая-то прослойка общества, не деревушка или городок, – их ожидала целая планета невежества, суеверия и разврата.
У современного проповедника нередко опускаются руки, когда он в сотый раз сталкивается с каким-то неправомыслием и нелепостью, прижившейся в среде верующих. Священники «выгорают», в том числе и от ощущения, что все усилия втуне, что невозможно преодолеть инертность и невежество людей. Иконоведы нервничают от обилия профанации священных изображений, верующие лингвисты порою сникают от вопиющей безграмотности воцерковленных людей...
Равноапостольная Апфия А какую аудиторию получили апостолы? Кому должны были проповедовать, что «так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал за спасение этого мира на Крест» (Ин. 3, 16)?
Людям, которые твердо знали, что все боги – лицеприятны и своекорыстны, и это нормально! Которые называли веру в благого Бога суеверием, а надежду на Него – позорным, малодушным чувством.
Кому апостолам предстояло рассказывать, например, о Введении во Святая Святых Пречистой Отроковицы?
Тем, кто считал пьянство и блуд служением высшим силам. Кто устраивал при своих храмах «дома блудилищные», кто слушал там проповеди с похвалой извращениям.
У известного канониста епископа Никодима (Милаша) есть такое толкование на 72 правило святых апостол, воспрещающее верным совершать приношения в языческих храмах:
«Языческий храм... являлся... средоточием всего самого безнравственного, что только можно себе представить. Культ Афродиты, особенно распространенный, вследствие своей безнравственности, во время появления христианства, дает ясное представление о том, чем был языческий храм, в котором этот культ господствовал. Величайшею распущенностью сопровождались даже и в храмах главные языческие праздники... Куртизан Луциан упоминает об одной позорной похвале педерастии, что произносилось в форме речи в храмах во время большого праздника. Невинная молодежь слушала в храмах как религиозное поучение всё, что могло быть самого дурного и постыдного в смысле полового наслаждения. Α так как половое наслаждение составляло часть культа, то никто не стеснялся пользоваться храмом для удовлетворения этого наслаждения. Храмы служили главным образом местом для любовных интриг, и, как говорит Минуций Феликс, блуд в языческих храмах развивался свободнее, чем в открытых публичных домах. Хорошо известно также, какую роль играло вино, особенно на праздник Диониса, когда считалось, что более всего угоден божеству тот, кто больше всех выпьет».
Как можно было объяснять библейское понятие святости тем, кого растлевали с раннего детства?
Как можно было объяснять библейское понятие святости тем, кого растлевали с раннего детства? Для кого педофилия была делом самым обыкновенным и общепринятым!
Целая планета заблуждения и «злосмрадных страстей» (8 песнь канона апостолам) ждала апостолов, чтобы встретить их со всей ненавистью обличенной нечистоты – на какой же прием им было рассчитывать? Почти все они закончили жизнь мученически, не стали исключением и эти святые.
На праздник Артемиды в Колоссах языческая толпа взвинтила себя в храме «богини» до бешенства и кинулась истреблять общину христиан. Ворвались в домовую церковь, часть верующих избили, кого-то убили, а Архиппа, Филимона и Апфию потащили на некоторое подобие суда. Суд был номинальный – правитель санкционировал расправу, и святых забили камнями.
Однако в этом, страшном своей обыкновенностью, апостольском житии мелькнул своеобразный штришок, отвратительно показательный, хорошо иллюстрирующий вышесказанное. Если Филимона и Апфию забили камнями до смерти, то избитого и израненного Архиппа оставили на потеху... детям! И дети затыкали его ножами до смерти! О чем можно причитать в житии апостола Архиппа Колосского или услышать в 8 песни канона святому:
«Младенцы сущии разумом, тя, имущаго смысл, младенцем во играние предаша, Архиппе, страждуща, терпеливнейше, и от них немилостивно прободаема и вопиюща: вся дела, благословите Господня Господа».
***
Почему меня это не удивляет?
Много работаю со всяким «деструктивом» и много общаюсь со специалистами, которые это выражение используют. И им известно – дети, особенно мальчики, подвергшиеся сексуальному насилию, часто выплескиваются жестокостью. Звериной жестокостью!
Но ведь те дети насилию не подвергались. Их просто воспитывали в духе того, что познать с самых ранних лет «утехи плоти» – хорошо. Престижно. Да и выгодно. Сохранился рассказ одного древнегреческого автора, – кажется, у Платона рассказ «Алкивиада» о том, как он пытался стать особо близким учеником Сократа. Он был юношей красивым, знал это и не сомневался, что ему достаточно прийти ночью к философу и лечь с ним. И очень удивился, что философ этим не воспользовался. Всё-таки Сократ не только говорил об истинном благе, но и стремился к нему.
И, заметим, – Сократа тоже убили. Развращенное общество казнило целомудренного человека с формулировкой: «За то, что развращает юношество»! Таким безумным был тот мир: разврат считал нормой, а любовь к мудрости и истинному благу считал развратом, достойным смерти.
Безумным был тот мир: разврат считал нормой, а любовь к мудрости и истинному благу считал развратом, достойным смерти
Но это так, отступление... чтоб современный христианин достойно почтил подвиг апостолов и не унывал от безумия нынешнего мира, ибо всё познается в сравнении. А мы вернемся к детям и детовождению, что, как известно, переводится словом «педагогика».
Да, тела тех детей чаще всего насилию не подвергались... А зачем? Достаточно насадить развратный образ мыслей, и последующая реализация его на деле станет вопросом времени, без всякого насилия. Внешнего насилия.
Вот только история свидетельствует, что дети, развратничавшие «добровольно», вели себя так же, как и подвергшиеся насилию, – выплескивались озлоблением. Потехой для них становились поступки, которые наш Уголовный Кодекс называет убийством, совершенным с особой жестокостью.
Современные сторонники секспросвета считают, что «пусть уж лучше узнают в школе, чем в подворотне». А психологи с традиционными для христианского общества нравственными установками говорят: да нет, лучше уж в подворотне! И я с этим согласна...
Ребенок интересуется вопросами взаимоотношения полов по совершенно естественным причинам: в силу просыпающегося влечения и в силу того, что это еще и вопрос социализации. Как выстраивать отношения с теми, к кому влечет? Обе причины совершенно естественны, и ничего постыдного в них нет. И не будет, если этого постыдного туда не добавить.
А что тут может быть стыдного? Желание близости без любви!
– Так у нас любовь! – заявляет какое-нибудь инфантильное существо лет 13–14.
Хорошо, уточним: стыдно желать близости без НАСТОЯЩЕЙ любви. А настоящая любовь узаконена ответственностью. 200 лет назад человек в 13–14 лет вступал в брак и нес всю полноту ответственности за него: хранил верность своей половине, рожал и растил детей, содержал стариков... Да, он в 13–14 лет узнавал «про это», но «это» был «брак честен и ложе нескверно» – а честное и нескверное не только не калечило душу, но, напротив, воспитывало ее в духе любви.
Сейчас человек в 13–14 лет максимально незрел, он не может создать семью, и, к сожалению, не в состоянии нести ответственность за свою «любовь». Может ли он влюбиться? Да. Но этой влюбленности до любви... хм... далековато, мягко говоря. А раз еще нет настоящей любви, то и желание будет обычной похотью, и не более того. А похоть – это у скотов; похоть – это стыдно. Не напрасно же блудные грехи называют нечистыми.
И если перешагнуть этот стыд предлагает подворотня или Интернет, то у ребенка всё равно худо-бедно остается ощущение, что это – нечистота. И многие влезают в эту нечистоту и пачкаются. Но в глубине души, на уровне совести они не теряют понимания того, что это – нечистота. А значит, им открыто и покаяние: они могут измениться.
Когда же взрослые авторитетные дяди и тети предлагают в этой грязи покопаться, уверяя, что это и не грязь вовсе (и тем более — выставляя это как не только не постыдное, но даже почётное и современное), тогда в сознании подростка сокрушаются самые основы бытия, и глас Божий – совесть – начинает восприниматься как предрассудок.
В сокровищнице нашего богослужения есть еще одно хлесткое выражение: в Акафисте Пресвятой Богородице дьявол назван «тлителем смыслов». Нетрудно понять, что происходит в головах таких взрослых. От сего да избавит нас Господь молитвами Пречистой Своей Матери и Богоглаголивых апостолов, души положивших за торжество истинного смысла.