Нередко в наши дни можно услышать: «Зачем часто ходить в храм? Молиться можно и дома». Причем говорят это те, кто не против посещения храма, но не понимают смысла, зачем бывать там часто.
Да, действительно, посещение храма — это подвиг. Необходимо отложить все свои дела, отказаться от развлечения, не пойти в супермаркет, не посмотреть очередную серию сериала, а это время посвятить молитве в храме, причем делать это надо каждый воскресный и праздничный день. Невольно закрадываются в душу сомнения: для кого это нужно? Нужно это в первую очередь самому человеку. Через посещение храма мы проявляем верность Богу. Думаю, верующий человек согласится, что посещение храма дает несравненно больше по сравнению с теми «жертвами» и усилиями, которые для этого требуются.
Именно в храме совершаются все церковные таинства и особые молитвы, необходимые человеку на протяжении всего его земного существования от Крещения до проводов в последний путь. Но, может быть, достаточно прийти в храм, когда возникает нужда, например, в Исповеди и Причастии или в общецерковной молитвенной помощи? Есть проблемы со здоровьем — сходил в храм на Соборование. Нужно кого-то из усопших помянуть — опять зашел, на панихиде постоял, и до следующей духовной надобности можно молиться Богу и дома. Зачем регулярно ходить в храм, выстаивать каждое богослужение?
Даже монахи-пустынножители, которые сосредоточенно молились у себя в кельях, собирались в храм по воскресеньям и великим праздникам, чтобы совместно совершить общую молитву и причаститься. Тем более соборная молитва предпочтительнее для людей, которые живут среди многих забот и впечатлений, отвлекающих от духовных запросов. Господь говорил, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Следовательно, молитва, совершаемая сообща в храме, для христиан сильнее и действеннее.
Существует и аскетическое понимание вышеприведенных слов. Когда во имя Христа собираются воедино ум и сердце человека, тогда совершается глубокая и нерассеянная молитва в присутствии Господа. Но, чтобы достичь столь высоко духовного состояния, надо начинать с исполнения этих слов в их буквальном смысле. Вот почему надо всякий раз стремиться в храм, где люди собраны во имя Христа, и тем самым выполнить данную заповедь.
Скажу больше. Церковь — это единство верных во Христе. Для этого мы собираемся на богослужение, молимся и причащаемся Тела и Крови Господней от одной Евхаристической Чаши. Сплоченность общины, целостность Церкви проявляется не в том, что мы стоим бок о бок в храме, молимся, причащаемся, а потом расходимся и вне храма не знаем друг друга. В нашем разобщении друг с другом ослабевает и связь каждого из нас с Господом. Вот почему наше единство, зримо проявляемое в храме у Чаши Христовой, должно продолжаться в повседневной жизни в деятельной взаимопомощи, молитве друг о друге, духовном общении.
Мы должны продолжать общее дело и по окончании Литургии. Взять хотя бы заботу об одиноких. В ветхозаветные времена мужчине был разрешен брак с несколькими женщинами. Это было допущено не для плотского удовлетворения, а в социальных целях. При этом жена могла быть старше мужа, у них даже могло не быть брачных отношений, но она была под его защитой как жена. Ведь в те времена женщины сами себя содержать не могли, а мужчин много погибало. В условиях войны или послевоенный период, или во время другого бедствия женщине было почти невозможно выжить в одиночку. Мужчина брал себе в жены несколько женщин, чтобы дать им кров и защиту. С началом христианской эры многоженство было упразднено, а заботу о вдовицах и незамужних девицах брала на себя церковная община. В книге «Апостол», например, много говорится про помощь вдовам.
И в наше время можно привести немало примеров, когда церковная община оказывает помощь таким женщинам. Расскажу только об одном из них. После смерти супруга у женщины осталось трое маленьких детей. Через несколько месяцев у нее самой диагностировали серьезную болезнь, которая требовала долгого лечения. Она была вынуждена прекратить работать, а пособие на детей по смерти кормильца не покрывало все расходы семьи, включая приобретение дорогостоящих лекарств. И община той церкви, куда она ходила, приняла на себя заботу об этой семье. Человека не бросили, не дали ей впасть в отчаяние, поддержали и морально, и материально.
Апостол Павел много уделял внимания подобным вопросам. Мы читаем в его посланиях, что он благодарил общины за то, что они заботятся о вдовицах и прочих немощных своих членах. Так и сегодня дело общины — не просто собраться вместе, причаститься и разойтись по домам, а знать нуждающихся и поддерживать друг друга, помогать тем, кто оказался в беде. Это будет единством верных не только в Евхаристическом общении, но и во всей остальной жизни.
Быть членом Церкви означает заботиться не только о себе, но и о других Ее членах. Как говорит апостол Павел, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Если мы — Тело Христово, то должны сопереживать другим членам Церкви и помогать им решать проблемы, пусть и не в глобальном смысле, а хотя бы на уровне своего прихода. Если человек не пришел на службу раз, другой, третий, то надо хотя бы поинтересоваться, по какой причине он отсутствует, что с ним произошло. Может быть, он нуждается в поддержке — будь то словом или делом.
Когда человеку плохо и некому помочь, то кто подставит плечо? Думаю, в первую очередь это должны сделать братья христиане. Тогда наше церковное единство не будет формальным. Для того мы ходим в храм и совместно молимся, чтобы появилась и поддерживалась эта сплоченность. Но объединять нас должна не только вера, не только молитва и участие в таинствах. Духовное единство должно переходить и на житейский уровень, выражаясь в поддержке, оказании помощи тому, кто испытывает жизненные трудности.
Если же мы действительно едины, имеем христианскую любовь между собой и заботимся друг о друге, то вполне естественно, что и молиться мы хотим вместе, потому что соборная молитва сильнее индивидуальной. Что же касается молитвы как таковой, то, по заповеди апостола, молиться надо повсюду и всегда, не только в храме. «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:17—18) — это заповедано всем христианам: и мирянам, и монашествующим.